Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 101
с углубленным изучением экономики Демского района ГО г. Уфа РБ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 101
______________ Гарипова З.З.
Приказ №___от_____201__ г.
Рабочая программа
Родной язык
Составитель:
Исламова М. Г.
Уфа 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………...3
2. Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………………………....4
3. Описание места учебного предмета в учебном плане………………………………………………………............4
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «родной язык»…………………………………………....5
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………….5
6. Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………………7
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся……………………………………..…..8
8. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины……………………………………………………...……14
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………....…...16
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2012). Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 2 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2008. - (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
Особенности построения курса «Риторика».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
В курсе «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи
- с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
2. Общая характеристика учебного предмета
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики во 2-м классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Тематическое планирование уроков риторики во 2 классе.
Наименование раздела |
По программе |
ОБЩЕНИЕ. (1 часть) |
17 |
1. Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. |
1 |
2.Чему учит риторика. |
3 |
3. Как мы говорим. |
9 |
4. Вежливая просьба. |
2 |
5. Учусь читать и писать. |
2 |
ТЕКСТ. (2 часть) |
16 |
1.Тема и основная мысль. |
3 |
2. Пересказ. |
3 |
3. Вежливый отказ. |
2 |
4. Типы текстов. |
1 |
5. Рассуждение. |
3 |
6. Описание. |
2 |
7. Невыдуманный рассказ. |
2 |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. |
1 |
Итого |
34 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «родной язык»
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
6. Содержание учебного предмета
Общение
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ |
Тема урока |
Планируемые результаты
|
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
Информационно-методическое обеспечение, ИКТ и электронные ресурсы |
Дата |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД
|
Личностные |
|||||||
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА |
|||||||||
1 |
Общение
|
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности
|
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; – делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса |
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. |
Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). |
|
|
|
|
2 |
Наука риторика.
|
Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). |
|
|
|
||||
3 |
Кто – что – кому
|
|
|
|
|||||
4 |
Кому – кто. Адресат - адресант |
|
|
|
|||||
КАК МЫ ГОВОРИМ
|
|||||||||
5 |
Темп
|
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; – осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения |
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; – делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса |
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях |
Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). |
|
|
|
|
6 |
Тон речи. То же слово, да не так бы молвить
|
|
|
|
|||||
7 |
Настроение, чувства и тон говорящего
|
|
|
|
|||||
8 |
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги |
|
|
|
|||||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ |
|||||||||
9 |
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!
|
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой |
пользоваться приёмами слушания при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; – делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса |
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов |
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). |
|
|
|
|
10 |
Слушали и услышали
|
|
|
|
|||||
11 |
Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное
|
|
|
|
|||||
12 |
Слушаем, как говорят
|
|
|
|
|||||
13 |
Слушаем на уроке. Слушаем целый день |
|
|
|
|||||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА |
|||||||||
14 |
Вежливая просьба. Прошу вас
|
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания |
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса |
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов |
Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). |
|
|
|
|
15 |
Скрытая просьба |
|
|
|
|||||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ |
|||||||||
16 |
О чём нам говорит шрифт.
|
|
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей |
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
|
Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). |
|
|
|
|
17 |
Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… |
|
|
|
|||||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
|||||||||
18 |
Тема, основная мысль, заголовок
|
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста |
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова |
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации |
Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). |
|
|
|
|
19 |
Опорные слова |
|
|
|
|||||
ПЕРЕСКАЗ |
|||||||||
20 |
Подробный пересказ
|
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой |
отличать подробный пересказ от краткого; знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова |
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье |
Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). |
|
|
|
|
21 |
Краткий пересказ
|
|
|
|
|||||
22 |
План
|
|
|
|
|||||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ |
|||||||||
23 |
Согласие или отказ
|
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения |
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон |
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов |
Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). |
|
|
|
|
24 |
Отказывай, не обижая
|
|
|
|
|||||
25 |
Ответы на отказ |
|
|
|
|||||
ТИПЫ ТЕКСТОВ: рассуждение и описание |
|||||||||
26 |
Типы текстов |
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); – подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам |
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи |
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации
|
Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). |
|
|
|
|
27 |
Рассуждение.
|
Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). |
|
|
|
||||
28 |
Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон.
|
|
|
|
|||||
29 |
Точные и неточные объяснения. |
|
|
|
|||||
30 |
Описание, признаки предмета. Описание в объявлении.
|
Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). |
|
|
|
||||
31 |
Загадки-описания. Сочини загадку |
|
|
|
|||||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ |
|||||||||
32 |
Было или придумано, части рассказа.
|
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соот-носить речевое содержание рас-сказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, поль-зуясь риторичес-кими заданиями учебника; сочи-нять продолже-ние диалогов разных персона-жей, сказочных историй |
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи |
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье
|
Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). |
|
|
|
|
33 |
Хочу вам рассказать.
|
|
|
|
|||||
34 |
Чему мы научились на уроках риторики? |
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
|
|
|
||||
8. Формы контроля и оценки планируемых результатов
В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебно-методический комплекс
1. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс
2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс
3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика. Учебник 2 класс. – М. : Баласс
4. Фельдштейна Д .И., Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование. - М.: Баласс, 2011. - 192с.
5. Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч. М.: Баласс, 2012
6. Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации. М.: Баласс, 2012
7. Ладыженская Т.А., Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. М.: Баласс, 2012
2.Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
3.Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Игровые компьютерные программы
Материал на информационном носителе(флэш-карта)
Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета «Риторика»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
В наличии |
Примечания |
|
1. |
Учебно-методические комплекты (УМК) по риторике (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)
Программно-методические материалы: Программы по риторике; методические пособия (рекомендации к проведению уроков риторики).
Стандарт начального общего образования по образовательной области «Риторика». Учебно-наглядные пособия. |
В первую очередь утвержденные МОН РФ |
|
Печатные пособия |
|||
2. |
Таблицы. |
|
комплекты
|
|
Информационно-коммуникативные средства |
||
3. |
Мультимедийные обучающие программы. Игровые компьютерные программы Материал на информационном носителе(флэш-карта) |
|
в перспективе |
Технические средства обучения |
|||
4. |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Интерактивная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Ксерокс. Цифровая фотокамера (по возможности)
|
в перспективе в перспективе |
Учебно-методический комплекс по программе Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской.
№ п/п |
Название пособия |
Класс |
Год издания |
Издательство |
Автор |
|
1. |
Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование |
1-4 |
2011 |
М.: Баласс, 2011. - 192с. |
Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. |
|
2. |
Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч. |
2 |
2012 |
М.: Баласс, 2012 |
Ладыженская Т.А. и др. |
|
3. |
Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации |
2 |
2012 |
М.: Баласс |
. Под ред. Т. А. Ладыженской. |
|
4 |
Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. |
2 |
2012 |
М.: Баласс |
Ладыженская Т.А. и др. |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
||
Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.)
|
1 |
Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).
|
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА |
||
Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) Говорит–пишет. Твои речевые роли.
|
3 |
Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
|
КАК МЫ ГОВОРИМ |
||
Темп. Громкость. (Повторение.) То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
|
4 |
Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). |
УЧУСЬ СЛУШАТЬ |
||
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!
|
5 |
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).
|
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА |
||
Вежливая просьба. Скрытая просьба.
|
2 |
Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).
|
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ |
||
О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… |
2 |
Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). |
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
||
Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова.
|
3
|
Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). |
ПЕРЕСКАЗ |
||
Подробный пересказ. Краткий пересказ. План.
|
3 |
Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н).
|
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ |
||
Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. |
2 |
Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). |
ТИПЫ ТЕКСТОВ |
||
Типы текстов |
1 |
Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). |
РАССУЖДЕНИЕ |
||
Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.
|
3 |
Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). |
ОПИСАНИЕ |
||
Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. |
2 |
Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). |
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ |
||
Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. |
2 |
Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ |
||
Чему мы научились на уроках риторики? |
1 |
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Учебно – тематическое планирование
по детской риторике во 2 классе
Учитель Зизевская Нина Васильевна
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по риторике Т.А. Ладыженской
Учебник «Детская риторика» 2 класс, Т.А. Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г.
№ |
Тема урока |
Вид урока |
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
Д/з |
Дата |
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
|||||
1 |
Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) |
Вводный урок |
Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). |
с.5 №5 |
3.09 |
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА |
|||||
2 |
Наука риторика.
|
Урок введения новых знаний |
Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). |
С.9 №12 |
10.09 |
3 |
Кто – что - кому |
Урок открытия новых знаний |
С.13 №17 |
17.09 |
|
4 |
Кому – кто. Адресат - адресант |
Урок открытия новых знаний |
С.19 №27 |
24.09 |
|
КАК МЫ ГОВОРИМ |
|||||
5 |
Темп |
Урок введения новых знаний |
Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). |
С.27 №37 |
1.10 |
6 |
Тон речи. То же слово, да не так бы молвить |
Урок открытия новых знаний |
С.33 №44 |
8.10 |
|
7 |
Настроение, чувства и тон говорящего |
Урок открытия новых знаний |
С.40 №50 |
15.10 |
|
8 |
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги |
Урок-игра |
С.49 №61 |
22.10 |
|
УЧУСЬ СЛУШАТЬ |
|||||
9 |
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! |
Урок введения новых знаний |
Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). |
С.57 №68 |
29.10 |
10 |
Слушали и услышали |
Урок открытия новых знаний |
С.61 №76 |
12.10 |
|
11 |
Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное |
Урок открытия новых знаний |
С.65 №83 |
19.10 |
|
12 |
Слушаем, как говорят |
Урок открытия новых знаний |
С.69 №88 |
26.10 |
|
13 |
Слушаем на уроке. Слушаем целый день |
Урок открытия новых знаний |
С.73 №97 |
3.12 |
|
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА |
|||||
14 |
Вежливая просьба. Прошу вас |
Урок введения новых знаний |
Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). |
С.83 рисунок |
10.12 |
15 |
Скрытая просьба |
Урок развития связной речи |
С.86 №120 |
17.12 |
|
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ |
|||||
16 |
О чём нам говорит шрифт. |
Урок открытия новых знаний |
Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). |
С.90 №125 |
24.12 |
17 |
Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… |
Урок открытия новых знаний |
С.93 №134 |
14.01 |
|
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) |
|||||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
|||||
18 |
Тема, основная мысль, заголовок |
Повторение |
Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). |
С.11 №10 |
21.01 |
19 |
Опорные слова |
Урок открытия новых знаний |
С.14 №17 |
28.01 |
|
ПЕРЕСКАЗ |
|||||
20 |
Подробный пересказ
|
Урок введения новых знаний |
Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). |
С.18 №26 |
4.02 |
21 |
Краткий пересказ
|
Урок развития связной речи |
С.23 №32 |
11.02 |
|
22 |
План
|
Урок открытия новых знаний |
С.30 №39 |
18.02 |
|
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ |
|||||
23 |
Согласие или отказ
|
Урок введения новых знаний |
Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). |
С.36 №46 |
25.02 |
24 |
Отказывай, не обижая
|
Урок открытия новых знаний |
С.43 №56 |
3.03 |
|
25 |
Ответы на отказ |
Урок развития связной речи |
С.49 |
10.03 |
|
ТИПЫ ТЕКСТОВ |
|||||
26 |
Типы текстов |
Урок введения новых знаний |
Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). |
С.53 №73 |
17.03 |
РАССУЖДЕНИЕ |
|||||
27 |
Рассуждение. |
Урок введения новых знаний |
Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). |
С.60 №83 |
7.04 |
28 |
Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. |
Урок открытия новых знаний |
С.64 №90 |
14.04 |
|
29 |
Точные и неточные объяснения. |
Урок обобщения и систематизации знаний |
С.68 №95 |
21.04 |
|
ОПИСАНИЕ |
|||||
30 |
Описание, признаки предмета. Описание в объявлении. |
Урок введения новых знаний |
Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). |
С.78 №108 |
28.04 |
31 |
Загадки-описания. Сочини загадку |
Урок развития связной речи |
С.83 №114 |
5.05 |
|
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ |
|||||
32 |
Было или придумано, части рассказа. |
Урок введения новых знаний |
Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). |
С.92 №122 |
12.05 |
33 |
Хочу вам рассказать. |
Урок-игра |
Читатать «поучения» Мономаха |
19.05 |
|
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ |
|||||
34 |
Чему мы научились на уроках риторики? |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
|
26.05 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.