Рукотворная жизнь

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Ознакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями «сорт» и «порода». Оборудование: иллюстрации с изображением культурных растений и домашних животных, наборы листьев для знакомства с изменчивостью. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur17-korr.doc
Окружающий мир  Урок 17.  РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Тема: Рукотворная жизнь Цели: – Ознакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями «сорт» и «порода». Оборудование:  иллюстрации   с   изображением   культурных   растений   и   домашних   животных,   наборы   листьев   для знакомства с изменчивостью. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 4  3  – Ребята, мы начинаем изучать новый раздел. Давайте вспомним, какие знания мы уже приобрели.  Выполните задания на с. 67 учебника. – Почему новый раздел учебника называется «Рукотворная природа»? (Наверно, речь пойдёт о природе, которую человек создал своими руками.) – Рассмотрите рисунки и выполните задания к ним (с. 67). Чему мы научимся на наших уроках? Выполняют задания. Читают рубрику «В этом разделе ты научишься». – Прочитайте диалог на с. 68. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2014объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. возникает вопрос? –  Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и пород домашних животных? – Какие у вас будут гипотезы? (Людей на планете стало больше, и пищи им стало требоваться больше, чтобы не зависеть от капризов природы.) Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Что такое природа? Приведите примеры объектов живой и неживой природы, искусственных объектов. Записывает на доске: Живые          Неживые           Искусственные (вещи)                 из чего сделаны – Почему дикие звери и птицы живут сами по себе, а за домашними животными нужно ухаживать? – Чем человек отличается от животных?  – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. .ΙΙ  Совместное  открытие знаний. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4  5  6  7  2  4  3 1. Работа в учебнике. Задание на с. 68. Вопросы для обсуждения: Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  © ООО «Баласс», 2014–  Как приспособлены к жизни животные? Растения? (Они умеют добывать себе пищу, воду, защищаются от врагов). – Чем отличаются дикие животные от домашних? Дикие растения от культурных? (Внешним видом, размерами, поведением.) – Как быстро у диких животных и растений появляются отличия, которые делают их домашними? (На это требуется много времени.) – Могут ли домашние животные самостоятельно жить в природе? А культурные растения? (Нет, так как за ними ухаживал человек, они к этому привыкли.) –  Какие   качества   оценил   человек   в   домашних   животных?   В   культурных растениях?   (Те,   которые   требуются   самому   человеку   и   которые   он   будет использовать для собственных нужд.) Максимум. – Как человек может вывести растения и животных, которые будут отличаться от своих диких предков? Какие у вас есть гипотезы? Выполняют задание. –  Человек может выделить среди диких организмов те, которые отличаются от остальных   какими­то   признаками.   Затем   он   постарается   получить   от   них потомство,   создать   этим   организмам   хорошие   условия   для   жизни.   А   можно сначала создать условия, продумать, какие качества необходимы, и постараться их добиться. Работа с коллекциями листьев: обнаружение изменчивости. – Найдите отличия у представленных вам листьев. Может ли человек в будущем использовать эти отличия? Как? отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2014Пробуют выделить отличительные признаки у растений на примере листьев. Предлагают использовать отличия в декоративных целях, пищевых и др., в зависимости от того, листья каких растений были представлены. – Почему дети похожи на родителей? (Так проявляется наследственность.) –  Что будет, если выбирать для размножения пару будут не сами животные, а человек? Работают с текстом. Работа с текстом учебника на с. 71. Вывод:  человек многие тысячи лет проводил искусственный отбор и вывел различные сорта растений и породы животных. Сегодня этим занимается наука селекция. –  Может   ли   современный   человек   обходиться   без   культурных   растений   и домашних животных? Приведите примеры. (Нет.) Приводят свои примеры и выполняют задания. Выполнение задания на с. 70. –  Что   дало   человеку   одомашнивание   животных   и   растений?   (Возможность разнообразно   питаться;   возможность   заниматься   другими   делами,   не   думая   о добыче пищи; возможность прокормить большое количество людей; возможность создавать новые вещи.) – Какова тема сегодняшнего урока? – Рукотворная жизнь. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? © ООО «Баласс», 2014Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа в учебнике. Вопросы на с. 70–71.  2. Выполнение заданий по группам (произвольно): а) кинологи – задания 1 и 2;  б) растениеводы – задания 3 и 4. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Чтение   учебника   (тема   16).   Найти   загадки   о   диких   и   домашних   животных. Ответить   на   вопрос   «Почему   так   много   разных   сортов   растений   и   пород животных?» 4 – Что нового вы узнали на уроке? – Зачем человек одомашнил растения и животных? (Чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни.) VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2014– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? Возможные ответы на задания рабочей тетради. Выполняя  задание 1,  ученики подпишут рисунки следующим образом:  сторожевая  (под изображением ротвейлера), охотничья (под изображением ирландского сеттера), декоративная (под изображением пуделя). При этом ребята могут рассказать, что, выводя сторожевые породы, человек обращал внимание на послушание хозяину, с одной стороны, и на свирепость и злость – с другой. При выведении охотничьих пород человек отбирал собак, отличающихся отменным обонянием,  смелостью,   умением   обнаружить   дичь   и   дать   возможность   хозяину   добить   её.  Для   декоративных   пород главное – внешний вид и добродушный нрав собаки. Задание 2 посвящено характеристике различных пород овчарок и специфике требований селекционеров. При выведении овчарок   человек   обращал   внимание   на   охранные   качества   собак   (среднеазиатские   и   кавказские   овчарки   не   просто помогают пасти стада, но защищают овец от волков), их сообразительность (колли не приходится вступать в схватку с хищниками, они только пасут стада и управляют их передвижением), а также послушание хозяину. Со среднеазиатской овчаркой ребята могут соединить такие признаки, как  злобность, самостоятельность, короткая шерсть, с колли – доброта, послушность, длинная шерсть. Выполняя задание 3, ученики могут подчеркнуть жёлтым карандашом такие признаки растений, как жёсткая солома, количество семян, низкорослость; красным – развитие корня; зелёным – развитие листьев; чёрным – устойчивость к вредителям, устойчивость к непогоде, количество питательных веществ. © ООО «Баласс», 2014В  задании 4  ребята могут догадаться и вписать, что размер клубней картофеля со временем будет становиться все меньше (этого не произойдёт, если брать мелкие картофелины из урожая каждого растения, а не отбирать картофель преимущественно от растений с мелкими клубнями). Загадки о диких и домашних животных Длинная, да не верёвка,                                                               Сердитый недотрога Злая, да не ведьма,                                                                        Гуляет под сосной. Чёрная, да не грач.                                                                        Иголок очень много,                             (Змея)                                                                  А нитки – ни одной. (Ёж) Белый на белом Написа′л, где бегал. Рыжая прочтёт, Белого найдёт.           (Заяц и лиса) Этот зверь сильнее всех, Носит мягкий, тёплый мех, Любит ягоды и мёд, Разозлится – заорёт. А когда зима настанет, То следов его не станет. © ООО «Баласс», 2014(Медведь) Не кузнец, не плотник, А первый на селе работник.                                (Лошадь) С рогами, да не бык, Доят, а не корова. Лыки дерёт, А лаптей не плетёт.                      (Коза) Ушастый, а не заяц, Серый, да не волк, С копытами, а не лошадь.                                 (Осёл) Бежит Наташка В семидесяти рубашках, Ветер дунет – Тело голо.                       (Курица) © ООО «Баласс», 2014Загадки о растениях Стоят столбы белы, На них шапки зелены.                        (Берёза) Никто не пугает, А вся дрожит.            (Осина) Платье потерялось – Пуговки остались.                     (Рябина) Стоят в поле сестрички – Жёлтый глазок, белые реснички.                                      (Ромашка) Как во поле на кургане Стоит курица с серьгами.                                  (Овёс) © ООО «Баласс», 2014В поле тычинка – Золотая вершинка.                    (Рожь) Без рук, без ног, Ползёт на батог.                (Горох) Лежит Егор под межой, Накрыт зелёной фатой.                         (Огурец) © ООО «Баласс», 2014