Цели:
– Ознакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями «сорт» и «порода».
Оборудование: иллюстрации с изображением культурных растений и домашних животных, наборы листьев для знакомства с изменчивостью.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Окружающий мир
Урок 17.
РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
Тема: Рукотворная жизнь
Цели:
– Ознакомить учащихся со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных, с понятиями
«сорт» и «порода».
Оборудование: иллюстрации с изображением культурных растений и домашних животных, наборы листьев для
знакомства с изменчивостью.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 3
– Ребята, мы начинаем изучать новый раздел. Давайте вспомним, какие знания мы
уже приобрели.
Выполните задания на с. 67 учебника.
– Почему новый раздел учебника называется «Рукотворная природа»? (Наверно,
речь пойдёт о природе, которую человек создал своими руками.)
– Рассмотрите рисунки и выполните задания к ним (с. 67). Чему мы научимся на
наших уроках?
Выполняют задания. Читают рубрику «В этом разделе ты научишься».
– Прочитайте диалог на с. 68. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
© ООО «Баласс», 2014объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
возникает вопрос?
– Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и
пород
домашних животных?
– Какие у вас будут гипотезы? (Людей на планете стало больше, и пищи им стало
требоваться больше, чтобы не зависеть от капризов природы.)
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками,
что они уже знают.
– Что такое природа? Приведите примеры объектов живой и неживой природы,
искусственных объектов.
Записывает на доске:
Живые Неживые Искусственные (вещи) из чего сделаны
– Почему дикие звери и птицы живут сами по себе, а за домашними животными
нужно ухаживать?
– Чем человек отличается от животных?
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
.ΙΙ Совместное
открытие знаний.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
4 5 6 7 2 4 3
1. Работа в учебнике.
Задание на с. 68. Вопросы для обсуждения:
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
© ООО «Баласс», 2014– Как приспособлены к жизни животные? Растения? (Они умеют добывать себе
пищу, воду, защищаются от врагов).
– Чем отличаются дикие животные от домашних? Дикие растения от культурных?
(Внешним видом, размерами, поведением.)
– Как быстро у диких животных и растений появляются отличия, которые делают
их домашними? (На это требуется много времени.)
– Могут ли домашние животные самостоятельно жить в природе? А культурные
растения? (Нет, так как за ними ухаживал человек, они к этому привыкли.)
– Какие качества оценил человек в домашних животных? В культурных
растениях? (Те, которые требуются самому человеку и которые он будет
использовать для собственных нужд.)
Максимум.
– Как человек может вывести растения и животных, которые будут отличаться от
своих диких предков? Какие у вас есть гипотезы?
Выполняют задание.
– Человек может выделить среди диких организмов те, которые отличаются от
остальных какимито признаками. Затем он постарается получить от них
потомство, создать этим организмам хорошие условия для жизни. А можно
сначала создать условия, продумать, какие качества необходимы, и постараться
их добиться.
Работа с коллекциями листьев: обнаружение изменчивости.
– Найдите отличия у представленных вам листьев. Может ли человек в будущем
использовать эти отличия? Как?
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014Пробуют выделить отличительные признаки у растений на примере листьев.
Предлагают использовать отличия в декоративных целях, пищевых и др., в
зависимости от того, листья каких растений были представлены.
– Почему дети похожи на родителей? (Так проявляется наследственность.)
– Что будет, если выбирать для размножения пару будут не сами животные, а
человек?
Работают с текстом.
Работа с текстом учебника на с. 71.
Вывод: человек многие тысячи лет проводил искусственный отбор и вывел
различные сорта растений и породы животных. Сегодня этим занимается
наука селекция.
– Может ли современный человек обходиться без культурных растений и
домашних животных? Приведите примеры. (Нет.)
Приводят свои примеры и выполняют задания.
Выполнение задания на с. 70.
– Что дало человеку одомашнивание животных и растений? (Возможность
разнообразно питаться; возможность заниматься другими делами, не думая о
добыче пищи; возможность прокормить большое количество людей; возможность
создавать новые вещи.)
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Рукотворная жизнь.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
© ООО «Баласс», 2014Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 70–71.
2. Выполнение заданий по группам
(произвольно):
а) кинологи – задания 1 и 2;
б) растениеводы – задания 3 и 4.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение учебника (тема 16). Найти загадки о диких и домашних животных.
Ответить на вопрос «Почему так много разных сортов растений и пород
животных?»
4
– Что нового вы узнали на уроке?
– Зачем человек одомашнил растения и животных? (Чтобы обеспечить себя всем
необходимым для жизни.)
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
Выполняя задание 1, ученики подпишут рисунки следующим образом: сторожевая (под изображением ротвейлера),
охотничья (под изображением ирландского сеттера), декоративная (под изображением пуделя). При этом ребята могут
рассказать, что, выводя сторожевые породы, человек обращал внимание на послушание хозяину, с одной стороны, и на
свирепость и злость – с другой. При выведении охотничьих пород человек отбирал собак, отличающихся отменным
обонянием, смелостью, умением обнаружить дичь и дать возможность хозяину добить её. Для декоративных пород
главное – внешний вид и добродушный нрав собаки.
Задание 2 посвящено характеристике различных пород овчарок и специфике требований селекционеров. При выведении
овчарок человек обращал внимание на охранные качества собак (среднеазиатские и кавказские овчарки не просто
помогают пасти стада, но защищают овец от волков), их сообразительность (колли не приходится вступать в схватку
с хищниками, они только пасут стада и управляют их передвижением), а также послушание хозяину. Со среднеазиатской
овчаркой ребята могут соединить такие признаки, как злобность, самостоятельность, короткая шерсть, с колли –
доброта, послушность, длинная шерсть.
Выполняя задание 3, ученики могут подчеркнуть жёлтым карандашом такие признаки растений, как жёсткая солома,
количество семян, низкорослость; красным – развитие корня; зелёным – развитие листьев; чёрным – устойчивость к
вредителям, устойчивость к непогоде, количество питательных веществ.
© ООО «Баласс», 2014В задании 4 ребята могут догадаться и вписать, что размер клубней картофеля со временем будет становиться все
меньше (этого не произойдёт, если брать мелкие картофелины из урожая каждого растения, а не отбирать картофель
преимущественно от растений с мелкими клубнями).
Загадки о диких и домашних животных
Длинная, да не верёвка, Сердитый недотрога
Злая, да не ведьма, Гуляет под сосной.
Чёрная, да не грач. Иголок очень много,
(Змея) А нитки – ни одной. (Ёж)
Белый на белом
Написа′л, где бегал.
Рыжая прочтёт,
Белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Этот зверь сильнее всех,
Носит мягкий, тёплый мех,
Любит ягоды и мёд,
Разозлится – заорёт.
А когда зима настанет,
То следов его не станет.
© ООО «Баласс», 2014(Медведь)
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь)
С рогами, да не бык,
Доят, а не корова.
Лыки дерёт,
А лаптей не плетёт.
(Коза)
Ушастый, а не заяц,
Серый, да не волк,
С копытами, а не лошадь.
(Осёл)
Бежит Наташка
В семидесяти рубашках,
Ветер дунет –
Тело голо.
(Курица)
© ООО «Баласс», 2014Загадки о растениях
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Платье потерялось –
Пуговки остались.
(Рябина)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
(Овёс)
© ООО «Баласс», 2014В поле тычинка –
Золотая вершинка.
(Рожь)
Без рук, без ног,
Ползёт на батог.
(Горох)
Лежит Егор под межой,
Накрыт зелёной фатой.
(Огурец)
© ООО «Баласс», 2014