Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Исследовательский проект
«Русская изба
хранит богатый опыт
наших предков»
Автор: ученица 6-б класса
Попова Злата
Руководитель:
Путимцева Валентина Михайловна
г. Верхотурье
2020 год
Содержание
Введение
Глава I. Русская изба – символ русской национальной культуры.
1.1. История появления деревянной русской избы
1.2. Курные и белые избы.
1.3.Выбор места для строительства избы
1.4.Выбор деревьев для строительства
1.5.Жертвоприношения
1.6.Переезд в новое жилище.
Глава 2. Убранство русской избы
1.1. Окна
1.2. Печь
1.3. Стол. Красный угол. Посуда. Сундуки.
Заключение
Литература
Приложение 1
Анкеты для учащихся.
Введение
Наша страна богата не только своими недрами, но главным богатством, я считаю, являются её люди. Знать историю своего народа, его быт и традиции необходимо, чтобы чтить память наших предков и продолжать начатое ими дело. Люди строили свой мир, в котором присутствовало неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.
Согласитесь, ведь интересно узнать, как строилась изба, во что верили, на что надеялись люди, строившую избу , что им нравилось , чего они боялись, создавая своё жилище. Одним словом, мне захотелось узнать о том, что представляла собой настоящая русская изба.
Цель исследования: Узнать как было устроена изба - жилище славян. Какие обычаи и традиции существовали у крестьян, связанные с русской избой.
Задачи:
• Изучить литературу, расспросить родственников о традициях строительства и обустройства русской избы;
• Познакомиться с главными правилами строительства русской избы
• Провести анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;
• Посетить музей русской избы Дерябино.
• Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значением.
• Используя полученные при исследовании знания, провести экскурсии по школьному музею “Русская изба”
• Провести анкетирование учащихся.
Гипотеза: Изучение истории создания русской избы вызовет у всех нас желание изучать историю своей страны и стать достойными продолжателями славных дел наших предков.
Объект исследования: русская изба.
• Предмет исследования: история создания деревянной русской избы, традиции и обряды наших предков
Методы проведения исследования: изучение литературы, Интернет- ресурсов и опрос родственников; посещение музея ; проведение анкетирования среди учащихся; подготовка научно-исследовательской работы и выступление на конференции.
Новизна исследования: Я хочу натолкнуть своих ровесников на размышления о нитях, связывающих нас с нашими предками, стать экскурсоводами в музее. И это поможет нам всем лучше узнать историю своей страны, вызвать чувство гордости за наш народ.
Практическая значимость: Те открытия, которые я сделала для себя, уже реализуются во время экскурсий по школьному музею «Русская изба». Ко мне уже присоединились несколько моих одноклассниц.
Глава I. Русская изба – символ русской национальной культуры.
1.1. История появления деревянной русской избы
Избы строили из дерева, отсюда родилось и слово деревня. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне. Такого же типа жилище, но построенное в городе, носило название «дом». Деревня от села отличалась тем, что в селе была церковь, а в деревне таковой не было
Для русского человека дерево являлось спутником его жизни. В старину говорили: «В дереве человек живёт, из дерева пьёт( имеется ввиду деревянная посуда), на дереве ест (на деревянном столе), дерево в старости третьей ногой станет (т.е.тростью)…»
Ещё с древнейших времён в русских летописях употребляется слова: «ызба», «истьба», «истобка», «истопка». Все эти слова связаны с глаголами «топить», «истопить», т.е. так назывались отапливаемые помещения, дом с печкой.
А если в избе не было печи, то такую постройку называли «клетью». Но до X века изба больше напоминала землянку, которую строили так: рыли яму, сверху клали три ряда брёвен и вместо крыши тоже укладывали такие же брёвна и присыпали их землёй, чтобы было теплее. Вместо двери был лаз – отверстие около метра высотой, с закреплённым пологом для защиты от ветра. На земляном полу возводился из камней очаг. В таком сооружении было дымно, ведь ни окон, ни трубы в нём не было. Со временем в боковой стене стали делать отверстия, которые служили оконцами и местом выхода дыма.
1.2. Курные и белые избы.
С появлением печей избы стали строить уже над землёй, но дым по-прежнему из печи шёл в избу. Люди вынуждены были или сидеть на полу, или выходить на улицу, так как дым ел глаза , забирался в рот. От копоти внутри всё было черно. Такие избы называли чёрные или курные.
Кто из нас не читал сказку, в которой говорится об «избушке на курьих ножках». К своему удивлению я узнала, что на Руси в болотистых местах избы ставилиь на пни срубленных деревьев, чтобы предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила(пеньки) на крестьянских избах. В Москве одна старинная деревянная церковь, построенная в болотистой местности, так и называлась: «Никола на курьих ножках».
По указу царя Петра I в Санкт-Петербурге запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.
Белая изба имела печь, дым из которой выходил через трубу. И в наше время , в таких белых избах живут сельские жители. Избы строились разные. Четырёхстенка – это самая простая белая изба, она имела четыре стены. Пятистенка поперечной внутренней стеной делилась на жилую отапливаемую часть (горницу) и сени – нежилую, не отапливаемую комнату. У шестистенки бревенчатая стена разделяла отапливаемую часть, состоящую из двух или трёх комнат, от нежилого помещения для различных хозяйственных нужд. Некоторые хозяева устраивали в этих помещениях хлев для скота. К избе делали пристройки :сараи, бани.
Пол в таких избах сделан из толстых некрашеных досок, приподнятый до одного или полутора метра. Помещение, образовавшееся под полом, называлось подпольем, в котором хранились овощи, соления и другие припасы.
1.3.Выбор места для строительства избы.
Для крестьян строительство избы было особо важным событием. Следуя традициям предков, большое внимание уделялось выбору места для своего жилища. Оно должно быть обжитое, то есть на этом месте люди жили счастливо, в полном благополучии. Неудачным местом для постройки считалось место, где хоронили людей или там, куда била молния. В настоящее время учёные объяснили частоту ударов молнии в одно и то же место: это может быть господствующая высота или же в этом месте в земле есть скопление подземных вод или металлосодержащих пород. У крестьян существовал способ определения места с подземными водами. На ночь на выбранном участке они расставляли сковороды донышком кверху. Утром, на восходе солнца, их поднимали. На том месте, где лежала сковорода, на дне которой собралось больше всего влаги, находилась и водяная жила. Здесь крестьяне и рыли колодцы, и, конечно, не возводили строения. В противном случае бревна станут гнить, а люди в такой избе будут плохо спать и просыпаться с головной болью.
Вот ещё один способ выбора места для строительства избы. А делали это так. На выбранное место для своей избы укладывал кругом камни. Потом в центр круга мужик клал на землю шапку со свежими куриными яйцами. Через некоторое время брал яйца в руку: еслияйца были теплые, значит, избу можно строить, если же они холодные, то надо искать другое место.
Вот один из них:
СИЛЬВЕРСТ –православный священник, политический и литературный деятельXVI века.
•Другое дгьло о томъ же. Если хочешь испытать, гдъ избу ставить или ияые хоромы, возьми кору старую дубовую, и ту кору тою же стороною, которою къ дубу лежала, положи на томъ месте, гдЪ хочешь ставить избу или иные хоромы, и не двигай ея. И полежитъ та кора три дня, и на четвертый день подымешь, и посмотри подъ корою, и если найдешь подъ нею наука или муравья, и ты тутъ не ставь избы и иныхъ хоромовъ: то мФото лихо. А когда найдешь подъ тою корою мурашку черную да и съ м?шеч~ ками, млн какихъ червяковъ найдешь, н ты тутъ избу ставь и иные хоромы, xaxиe хочешь: добро то мЪсто».
“… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”.
1.4.Выбор деревьев для строительства
У наших предков был культ деревьев. Перед тем, как срубить дерево, они у их душ просили прощения. После возвращения из леса крестьяне, чтобы смыть свой грех, шли в баню. Во время заготовки брёвен они наблюдали за тем, как падает дерево. Если оно зацеплялось ветвями за стоящие рядом деревья, считалось, что лес его не отпускает, и это дерево они оставляли в лесу. Не брали деревья с наростами и дуплами, считая, что в них живет недобрый дух.
Считалось, что заготавливать деревья надо зимой в полнолуние, а если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, станешь заготавливать позже – будут трескаться. Они верили,что деревья зимой мёртвые, значит, им не больно.
Нельзя было брать «священные» деревья, они могли принести в избу смерть.
Священные деревья у славян :
Береза –символ и оберег России.
Дуб – могучее, священное дерево славян – руссов, царь леса.
Верба- это основной символ плодородия .Особенно требовательно крестьяне выбирали деревья для строительства жилища. Для строительства наши предки выбирали сосну и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница ценилась за прочность древесины, но её применяли только в нижних венцах сруба. Выбирая деревья в лесу для постройки дома, крестьянин соблюдал особые правила своих предков. Запрет распространялся на все старые деревья. Считалось, что они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, так как они были уже мертвы, и от них у домашних будет «сухотка». Если в строительстве будет использовано «буйное» дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших лесных дорог, то оно могло разрушить построенный дом и убить хозяев.
Но бывали и исключения.
Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной. Не случайно именно его выбрали в качестве строительного материала для сооружения в 14 веке новых стен и башен московского Кремля.
1.5.Жертвоприношения.
Заготовив деревья для строительства избы, срубленным деревьям давали вылежаться, чтобы, по поверьям, из стволов должны были выйти духи. И только потом приступали к возведению избы, которое сопровождалось жертвоприношением.
В самые древние времена в жертву приносили человека, но со временем жертвой выбирали коня, козла, барана или петуха с курицей. Потом и животных заменили на символы богатства и счастливой жизни: мешочки с зерном, ладаном, шерстью, закладными монетами.
Монеты под углами дома должны были принести в него достаток, шерсть — тепло, а ладан — символ святости и защиты от нечистых сил, монеты – богатство, зерно – сытую жизнь. В этот же момент закладывали оберег под порог, чаще всего это были камушки с нарисованными на них защитными знаками.
И в наши дни ещё можно встретить дом с изображением головы животного на коньке крыши, и сделаны они, порой, не только для красоты. Наши предки считали сам дом «телом» животного, четыре угла – его ногами, а на крышу водружали череп коня или его символ. Часто они закапывали в ямку череп под порогом у входа в дом, считая, что теперь зло не сумеет перешагнуть порог дома.
Иногда вместо черепа коня на крыше красовался петух. Наши предки верили (и в сказках мы читаем об этом), что всякая нечисть должна исчезнуть с первыми криками петуха. И эта вера была искренней.
При строительстве дома использовали топор, а не пилу, так как пила при работе рвёт древесные волокна и через них бревно впитывает в себя влагу и начинает гнить. Топор же волокна сминает, запечатывает конец бревна, и от этого такие брёвна будут поддерживать нужную влажность в доме: когда очень влажно – дерево впитает влагу, когда сухо – отдаст её.
Сначала в избах полы были земляные. Потом стали появляться деревянные полы, изготовленных из расколотых пополам брёвен. И лишь в 1748 году после указа царя
Петра I «О приучении дровосеков к распиловке дров» в избах стали массово появляться деревянные полы из досок.
1.6.Переезд в новое жилище.
Сразу после постройки избы хозяева не торопились вселяться в неё. Надо было выждать неделю. Затем в дом пускали кота или петуха. Хотя и сегодня, въезжая в новую квартиру, принято пускать впереди себя кошку. Если по истечении двух суток с животными было всё в порядке, то семья устраивала пышное новоселье и вселялась в своё жилище. Но первым в дом входил самый старый человек. Считалось, что тот, кто первым войдёт в новый дом, тот первым и уйдёт в мир иной. За старыми людьми, держа в руках верёвку, заходили и все её домочадцы. Обязательно хозяева приносили с собой угощение и для домового, задабривая его своим вниманием.
Переезд в новое жилище не должен был происходить в «тяжелый» день недели : понедельник, среду, пятницу. Удачным считался переезд в полдень. Окончание строительств отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.
Изба для крестьянина была главной в его жизни. Внешний мир воспринимался ими как враждебное к людям пространство. Поэтому стены, пол, потолок, порог, окно, дверь были как бы границей между миром жилища и внешним миром. Поэтому существовали особые правила поведения человека и многочисленные обряды. Люди верили, что стены избы должны быть возведены из нечётного количества брёвен. Иначе дом не станет охранять его хозяев. При входе в чужой дом надо было обязательно прочитать молитву, отправляясь в дальнюю дорогу , необходимо было посидеть на лавке у порога своего дома.
Всякий человек, зашедший в избу, считался защищённым. Даже если в избу забежал враг или преступник, ему не причиняли вреда, потому что пролить кровь в избе считалось непростительным грехом.
Глава 2. Убранство русской избы
1.1. Окна
В те времена, когда у крестьян были землянки, окон в них не было, свет проникал в землянку через вход в жилище. В IX веке в избах появились волоковые окна, так они назывались отверстия в стене, которые закрывались деревянными дощечками. Затем вместо стёкол в окна вставляли бычий или рыбий пузырь, слюду, дневной свет в избу проникал очень слабый. Позднее появилось стекло, но оно было мутновато зелёного цвета и очень толстое, поэтому было почти непрозрачное.
Окно как границу между внешним и внутренним миром жилища было принято считать опасным местом, в связи с этим было много примет. Если в окно влетит птица – будет покойник. В семье, где часто ссорятся, ангел вылетает из избы и прячется на улице под окном. Поэтому никогда крестьяне не выбрасывали мусор через окно, чтобы не ударить ангела.
Стремясь обезопасить свой кров от бед и несчастий, крестьяне украшали окна диковинными узорами: русалками - берегинями, гривастыми львами, так как считали, что окно связывает домашних с внешним миром. Солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, по их мнению, будут служить им защитой.
Оконное стекло появилось на Руси в конце X века.
1.2. Печь
Печь в избе занимала главное место, находилась она сразу у входа в избу. В ней готовили еду, сушили грибы и ягоды, на ней спали. В печи мылись, под (основание печи), убрав золу, выстилали соломой, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. Взрослые мылись сами, а детей садили на деревянную лопату и отправляли в печь. Поэтому, читая сказку, в которой печь предложила Алёнушке спрятаться от гусей-лебедей в печи, теперь я понимаю, что это не вымысел, а правда. Обливая водой горячие стены печи, становилось тепло.. Русским людям нравилось мыться в печке.
В народе говорят: «Печка греет, печка кормит, печка лечит». Почему печь лечит? Этому есть объяснение. Печные кирпичи, сделанные из глины, хорошо проводят инфракрасное тепло, которое исходит от тёплых кирпичей и соответствует естественному излучению человеческого тела. Организм человека воспринимает печное излучение как «своё», поэтому печной жар способствует оздоровлению живых клеток человека. Недаром в русской былине говорится об Илье Муромце , который пролежал на печи 33 года, набираясь сил для своих подвигов.
Некоторые травы, которые на Руси использовались для приготовления банных отваров.
Полынь. Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное напряжение и повышала работоспособность.
Зверобой. Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело для избавления от кожных болезней и подагры.
Полевая мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное влияние на организм при простуде.
Ромашка. Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на здоровье кожи.
Липовый цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную систему, способствует крепкому освежающему сну.
Хрен. В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.
Аналогично действуют и листья чёрной смородины.
Хвоя сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на организм.
Зелёные шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после бани у вас ещё много дел.
Считалось, что печь является не только хранительницей огня, но и обладает волшебной силой.Все верили, что печь может чужих людей превращать в своих, достаточно гостям приложить руки к печи, и печь вкладывала в его душу тепло и доброту к её хозяевам. Недаром считалось, что домовой - хранитель домашнего очага тоже жил под печкой.
В обыденной жизни печной угол считался женским. Здесь находилось всё, что необходимо для приготовления пищи: кочерга, ухваты, лопата, на которой ставят хлеб в печь, деревянный ушат с водой...
1.3. Стол.
Особое место в избе занимал стол, который находился в красном углу.
На столе, покрытый скатертью, всегда лежал каравай хлеба и стояла солонка. Хлеб и соль указывали на достаток и богатство этой семьи. Крестьяне считали стол “Божьей ладонью”, которая даёт человеку пищу. Вот почему нельзя было стучать по столу, садиться и облакачиваться (опираться) на него. В будние дни стол стоял без скатерти. В праздничный день стол выдвигали на середину, накрывали белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.
Красный угол.
Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы. Передний угол, украшенный божницей с иконами и лампадкой называли святым или красным углом. Все важные события семьи отмечались в красном углу. Его украшали вышитыми полотенцами, а на полки возле него ставили красивую посуду.
Лавки.
И у мужчин в избе была мужская половина избы. Они обычно отдыхали в переднем углу, а работали на лавке, находившейся у входа в избу с вырезанной конской головой сбоку - коник. На ней мужчины занимались ремеслом, поэтому под лавкой хранились разные инструменты. Рядом стояла "нищая"лавка предназначалась для тех, кто пришёл в избу без разрешения его хозяев. Рядом с печью – долгая лавка. На ней женщины вязали, вышивали. Здесь же была и кутная лавка, на которую ставились вёдра с водой. У стола находилась лавка короткая, во время трапезы на ней сидели мужчины.
Посуда.
В русской избе чугунки, латки, сковороды хранили возле печи. Фарфоровая посуда хранилась на самом видном месте, которая была чувством гордости хозяек. Количество этой посуды говорило об их достатке. Красивая посуда хранилась в шкафчике-заблюднике. Повседневная посуда, сделанная из глины или дерева, стояла на подвесных полках. Это были солонки из бересты или меди, деревянные миски и ложки. Чашки для кваса. Хлеб хранили в расписных коробах. Наваристые щи, вкусную кашу готовили в глиняных горшках. В деревянных бочках и кадушках хранили соления. Только в 19 веке глиняные горшки стали металлическими, ь они стали называться чугунками.
Сундуки.
Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выйдя замуж, забирала этот сундук вместе с приданым в дом мужа. Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них: девушкам нельзя нельзя было дарить свой сундук, иначе она замуж не выйдет. Во время масленицы нельзя было открывать сундук, так она своё богатство и удачу выпустит.
Заключение.
Работая над данной темой, я осознала, какие мудрые были наши предки, какой богатый опыт они оставили нам, потомкам. Несмотря, казалось, на простоту устройства русской избы, я сейчас понимаю прозорливость этих строителей. Ведь эта изба не просто место для ночлега, а живая душа, которая не только согреет, но и вылечит, поддержит в трудную минуту. И как важно сохранить, не потерять нам эти качества наших предков. Насколько богат был их внутренний мир: гостеприимство, доброта души, вера в человека – вот то, что мы, сегодняшние, не должны забывать, а следовать их примеру.
Прошли сотни лет, а деревянные здания сохранились и пользуются спросом. Тянет людей к свежести, уюту, одним словом, к своим истокам. Почему в мегаполисах появляются дачи, строящиеся подальше от душных каменных городов поближе к природе, лесу? Я думаю, это понятно всем.
Я надеюсь, что мой проект, экскурсии по музею помогут многим открыть для себя желание новые страницы истории нашей страны. Считаю, что моя гипотеза подтвердилась.
Литература и источники:
Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Автор: Буслаев Ф.
Русская изба. От печки до лавочки. Автор: Марина Улыбышева.
Русский дом . Автор: Ленид Алексеевич Саверский
otvet.mail.ru/question/38930027
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.