"Русская культура Серебряного века"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Русская культура Серебряного века" Цель: • показать Серебряный век как явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов - поэтов, философов, художников, композиторов. • Эстетическое воспитание. Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства". Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова. 2. "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина
Иконка файла материала Русская культура Серебряного века.doc
"Русская культура Серебряного века" Цель:     показать  Серебряный  век  как  явление  русской  культуры, основанное на глубинном  единстве  всех  его творцов ­  поэтов, философов,  художников, композиторов. Эстетическое воспитание. Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова­Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и  других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства". Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова. 2. "Концерт для фортепиано с  оркестром" А.Н.Скрябина Эпиграфы:                                      Это была эпоха пробуждения в России  самостоятельной философской  мысли,  расцвет  поэзии  и  обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...  Н.Бердяев Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра! В.Брюсов I. Слово учителя. (Звучит "Вокализ" Рахманинова) Ход урока. Образное выражение "Серебряный  век", ставшее почти  терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX­XXвв., впервые  возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в  русской  поэзии. Имелся в виду второй после "золотого"  пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия  "Серебряный   век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре. Временные рамки  Серебряного  века  можно обозначить  лишь  условно, но  в  целом ­ это  период,  охватывающий  годы  с   начала 1890­х, когда в печати появляются  стихи  Вл.Соловьева  и  первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи   утверждается  мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и  до  начала  Первой мировой войны, приведшей к краху  Российской империи и  установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония  Серебряного  века  продолжалась еще  вплоть до начала 1920­х годов (смерть  Н.Гумилева и А.Блока). Культура  Серебряного  века  поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти  полувековое   царствование реализма, прославленное именами Пушкина,  Гоголя,  Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова,   Крамского,  Сурикова, Перова,  Репина,  Саврасова, Чайковского,  Мусоргского,  Римского­Корсакова и других, сменилось  эпохой безудержного  творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой проявляются новые эстетические  направления, течения, школы. При  этом  художественные прозрения  и  открытия  интенсивно  осмысливаются  самими  творцами и оформляются в виде теоретических трудов  и  эстетических манифестов. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными  наукообразными  самоназваниями:  "символизм",  "акмеизм", "адамизм", "кларизм", "футуризм", "будетляне",  "кубофутуризм", "эго­футуризм",  "кубизм",  "имажинизм",   "экспрессионизм", "лучизм",  "супернатурализм",  "супрематизм",  "лимитизм", "сциентизм" и т.д. Некоторые из них  впоследствии утведились в качестве терминов, многие канули в Лету. Все эти "измы" не были какими­то строго  определенными,  замкнутыми системами, очень часто творчество одного  художника  включало в себя произведения, созданные в разных  стилях.  Целый  ряд поэтов, писателей, живописцев, в началесвоего  пути  выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей  индивидуальности и таланта,  попросту "переросли" эти направления  и создали свои неповторимые художественные системы. II. Культура Серебряного века. ­ Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы  слышите слова "Серебряный век"? Какие ассоциации вызывает  звучание этих слов? Серебряный век ­ блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость,  капель,  металл,  оружие,   мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство,  тайна,  шепот,  голоса,  уста, глаза, колокольчики, бубенцы. Звуковой облик слов "Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем­то   возвышенном и прекрасном. ­ Итак, попробуем перенестись на сто лет назад,  окунуться в атмосферу эпохи Серебряного века. 1. Историческая справка. На смену некоторому застою  в  экономической  и  политической жизни  России  последних  десятилетий  XIX в.  пришел   период  социальных, политических потрясений. Хроника ключевых событий эпохи: 1890­е ­ начало эпохи экономического роста, реформы Витте. 1894   ­ начало царствования Николая II. С 1902 ­ массовое создание политических  партий:  социалистических, либеральных,  консервативных,  националистических. 1903   ­ второй съезд РСДРП. 1904­1905 ­ русско­японская война. 1905­1907 ­ первая русская революция. 1906 ­ создание I Государственной Думы. 1914 ­ начало Первой мировой войны. 1917 ­ Февральская революция; свержение самодержавия;  Октябрьская революция. Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал   надвигающуюся  катастрофу,  находился  в  состоянии  растерянности,  беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В  художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных  течений модернизма. Декаденство (лат. decadentia ­ упадок) ­ явление  в  культуре конца XIX­начала XXвв., отмеченное отказом от  гражданственности, погружением в  сферу  индивидуальных переживаний. Модернизм (фр. moderne ­ новейший, современный) ­ художественно­эстетическая система,  сложившаяся  в  начале XXв.,  воплотившаяся в системе  относительно  самостоятельных художественных  направлений  и  течений, характеризующихся  ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско­эпатирующим мировосприятием, преобладанием  мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих   фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. 2. Поэзия Серебряного века Поэзия ­ это всплеск чувств, озарение, сердечная боль,  безумство, апатия... И всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и   потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто.  Только  поэты предчувствовали будущее. Предчувствие  обретало форму стиха.  Стих был ярко индивидуален... Каждый поэт ­ ярчайшая индивидуальность, бесспорно  одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее.  Каждый  стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир ­ космос, вечность, явления живой природы,  культуры. Поэтому  подобное стремление других поэтов  воспринимается  как  посягательство  на собственную вселенную.  Отсюда и стремление защитить  свой  поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни  стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в  литературные группировки. Символизм. В  1909г. И.Анненский  в  программной  для  Серебряного  века статье "О современном лиризме" наметил задачи своего   поэтического окружения:"Современная поэзия чужда крупных замыслов,  и  в  ней  редко чувствуется задушевность  и  очарование лирики поэтов   пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение..." Новое мировоззрение требовало  нового  приема,  таковым  стал символ ­ многозначное иносказание. Символ ­ предмет или слово,  условно  выражающий  суть  какого­либо явления (буря ­ символ революции, меч ­ символ  войны). Литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в  поэтический мир автора и  литературные направления, к  которым  он  принадлежит  (например, символ Прекрасной Дамы у  Блока). Символизм (греч.symbolon ­ знак, символ) ­ направление в  искусстве 1870­1910­х годов; универсальная  философия, этика,  эстетика и образ жизни того времени. Символ для символистов ­ это не общепонятный знак. От  реалистического образа он отличается тем, что  передает  не   объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о  мире,  чаще всего смутное и неопределенное. Символ  преобразует "грубую и бедную жизнь" в "сладостную легенду".(Бальмонт) Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях.  Если колорит поэзии Ф.Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем,  оптимистично. Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века  кипела и  концентрировалась  на  "Башне"  В.Иванова  и  в  салоне Гиппиус­Мережковского: индивидуальности  развивались,  переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях,   философских  диспутах, импровизированных уроках и лекциях. Именно в процессе этих  живых взаимопересечений от  символизма отошли новые течения  и  школы ­ акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в  первую очередь словотворцем И.Северяниным. Акмеисты (греч.acme ­ высшая степень чего­либо, цветущая  сила) противопоставляли себя символизму, подвергали критике   туманность и зыбкость символистского языка  и  образа.  Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где  слова прямо и четко  называли бы предметы, а не  обращались  бы,  как  в  символизме,  к "таинственным  мирам". На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам,  недосказанности и недовыраженности пришли простые  предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты ­ новаторы  (Н.Гумилев,  С.Городецкий,   А.Ахматова,    О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Кузмин) ощущали себя создателями  свежих  слов  и  не столько пророками,  сколько мастерами в "рабочей  комнате  поэзии"(выражение И.Анненского). Недаром объединившаяся  вокруг  акмеистов  общность назвала себя именно цехом поэтов: указание  на  земную подоплеку творчества, на возможность коллективного  вдохновенного усилия в поэтическом искусстве. Одновременно возникло другое модернистское течение ­ футуризм, распадавшийся на несколько группировок. Футуристы (лат.futurum ­ будущее)  занимались  поиском  новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их   творчестве  были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры. Футуристы были одержимы идеей разрушения  старого  мира. Недаром одно из важнейших  футуристических  изданий   самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу ­ в этом содержится  указание на конфликтность и  полемичность по отношению к предшественникам. 3. Живопись. Настроения Серебряного века русской культуры нашли  глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и  художников. Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки  музыки композиторов этой эпохи. (Звучит "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина). Бесспорно, одним  из лидеров в русском искусстве  конца  XIX ­ начала XXвв. был Валентин Александрович Серов (1856 ­  1911) ­ выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и  пейзажист, театральный художник и  иллюстратор. Именно  ему  суждено было практически осуществить переход от принципов искусства  критического реализма  конца XIXв. к иным творческим  принципам,  что легли в основу искусства XXв.  Программной  работой  Серова  стала  картина "Девочка с персиками" 1887 г. ­ портрет  Веруши  Мамонтовой, написанный в Абрамцеве. В картине явно  присутствуют  элементы имрессионизма. Импрессионизм (франц. impression ­ впечатление) ­ направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX ­ начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный  мир  в  его подвижности и изменчивости, передать  непосредственно как бы мимолетные впечатления, импрессионисты­живописцы  разработали систему пленэра (воздух,  дыхание ветра, солнечный свет); они писали  раздельными мазками "чистого цвета" (то есть не применяли  смешанных красок), точно воссоздавали оттенки цвета и цветные тени.)Девочка в розовой кофточке с черным бантом сидит  за  столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно  льется   хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени,  отбрасываемые  предметами,  прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом. Световые блики  придают  лицу нежность и  одухотворенность.  Картина "Девочка с персиками" стала проявлением взволнованного, поэтического отношения к миру самого художника. Серов работал во многих жанрах, но ведущим в  его  творчестве стал портрет. Серов ­ один из крупнейших мастеров  психологического портрета конца XIX­ начала XXвв., его кисти принадлежат больше 200 портретов. В основе каждого ­  глубокий замысел, для каждого он искал свое, особое колористическое решение, более того ­ даже  особую технику  исполнения. Он охотно прибегал к заострению образа, к выявлению ведущей черты характера. Примером тому  ­  портрет  его  друга, художника Константина Коровина. Серов показал его как  человека открытого, влюбленного в жизнь, чуточку  богемного. Константин Алексеевич Коровин (1861­1939) был первым художником в России, который последовательно развивал  живописные принципы импрессионизма. То открытие чувственной красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни,  неисчерпаемой пластической  выразительности окружающей нас пейзажной и предметной  сферы, которое совершил Коровин,  буквально промыло глаза живописцам России, обогатило и просветило их палитру. Он записывал в своем дневнике: "Нужны картины, которые близки сердцу, на которые  отзывается душа... нужен свет ­ больше отрадного, светлого..." И он писал женщин, излучавших обаяние юности, приморские  кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты,  серебристое   свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. Пейзажи, натюрморты и интерьеры у Коровина 10­х годов ­  истинные шедевры. Эти  три жанра как бы сливаются,  составляя  некий  новый  видовой  сплав. Взять, к примеру,  натюрморт "Розы и фиалки" (1912 г.).  Натюрморт плавно переходит в морской пейзаж за окном террасы, где на  столе стоит  букет роз, ­ зрелище становится единым и слитным. Михаил Александрович Врубель (1856­1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников  рубежа  веков.   Талант  Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в  станковой, и в скульптуре, и в книжной   графике,  и  в  создании  театральных композиций ­ везде Врубель был гениален. Врубель ­ великий революционер русской живописи. Он  утвердил в ней символизм в 80­х годах еще до того, как это мощное   направление мировой культуры нашло свое выражение в русской  поэзии. Не случайно поэты­символисты ­ Блок, Брюсов,  Белый ­ почитали Врубеля своим предтечей. В его творчестве символизм обрел  собственный язык, свой мир образов, свой  стиль. Одно из самых чарующих произведений Врубеля ­ картина "Царевна­Лебедь" (1900), созданная под впечатлением   удивительного  исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны­Лебедь в  опере Римского­Корсакова "Сказка о  царе Салтане",  которую  композитор написал специально для нее (Н.И.Забела ­ жена и муза художника Врубеля.) В картине  "Царевна­Лебедь" (1900) сказочно­символический образ возникает из стихии моря, из  плеснувшейся  волны  и вот­вот  уплывет во тьму. Оглянувшись, она в последний  раз  смотрит на нас. Грусть и любовь в ее  глазах,  больших  и  печальных.  Чем­то тревожным веет от ее сазочно­прекрасного образа.  Есть образ, к которому Врубель возвращался на протяжении всей своей жизни, ­ это Демон, символизирующий для него вечно  мятущийся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону.  Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот  образ,  созданный  художником, стал классическим для всех искусств. Так, Шаляпин  признавался: "От Врубеля мой Демон".  Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля ­ в этом его тайна и  залог  долговечности. "Мир искусства" ­ так назывался журнал, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904гг. Но это не только журнал, это новое   художественное течение, объединение художников, просуществовавшее вплоть до 1924г. с перерывом с 1904 по 1910гг. Ядро  объединения составили художники А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, Н.Рерих, И.Билибин.  Примыкали к "Миру  искусства"  и  участвовали в его выставках Серов, Левитан,  Врубель,  Коровин.  Как писала  М.К.Тенишева, "задачей "Мира искусства" было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников,  заговорить  о  них  в  журнале и обратить внимание на них посредством выставки,  которая бы воочию показала публике, что в России есть   свежие  и  молодые силы кроме передвижников..." В художественном творчестве мирискусников есть  нечто  общее. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и  современность  в динамике времени, в масштабе всего мира. Это породило жанр  исторического пейзажа, своего рода  фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в  России ­ XIX век, во  Франции ­ XVIII. Этим эпохам посвящены,  например, картины "Прогулка" А.Бенуа, "Императрица Елизавета  Петровна в  Царском Селе" Е.Лансере. Важнейшая их черта ­ эстетизм, любование классической строгостью линий и форм. И в то жевремя  в  них явственно ощущается ирония по отношению к своим героям.  Особенно заметна она в картине Сомова "Арлекин  и дама". В названии объединения "Мир искусства" проявилась  его  главная черта ­ стремление к синтезу искусства. С именами  мирискусников связан расцвет книжной иллюстрации ­ синтез литературы и графики. Теперь даже невозможно себе  представить сказки Пушкина  без иллюстраций Билибина, "Медного всадника" без иллюстраций Бенуа, а "Хаджи­Мурата" без  иллюстраций Лансере. (Просмотр фрагмента видеофильма "Мир искусства" ­ 10 минут) III. Заключительное слово учителя. Важнейшее свойство эпохи Серебряного века ­ лирическое преображение всех видов искусства. В начале XXв. принципиально  изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIXв.   изобразительное искусство служило аналогией  прозы:  жанровые  полотна  и психологические портреты передвижников были  отражением  реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники  новой, поэтической, эпохи отошли от  материального быта и  окружили  метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись,  подобно  поэзии, проникалась лирическим, религиозным  и  философским началами. Нечто похожее можно сказать и о музыке:  после  тяготевших  к исторической достоверности  и  социальной   содержательности  опер  М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила  эпоха  А.Скрябина  и С.Рахманинова. Первые 15 лет XX в. ­ время, когда наиболее  верным  и  полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом  к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии  и  музыкального исполнения. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали  зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого  духа.  Футуристы считали высшим искусством живопись;  почти все они были художниками. Но все они,  представители  разных  поэтических  направлений,  ощущали непреодолимое  влечение к богатому миру искусства. Литература к уроку: 1. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии., ч.I., М., 1999. 2. История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова), М., 1979. 3. Н.Дмитриева. Михаил Врубель., М., 1988. 4. Газ. “Литература” (ПС), № 21­96. 5. Газета “Искусство” (ПС), № 35­97.