Русская литература 10 класс Групповая работа по рассказу Лескова "Жемчужное ожерелье"

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Н.С.Лесков Святочный рассказ «Жемчужное ожерелье» Цель работы: Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор. развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.
Иконка файла материала Групповая работа 2.docx

Групповая работа на уроке русской литературы (10 класс)

Н.С.Лесков Святочный рассказ «Жемчужное ожерелье»

Цель работы:

Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.

 развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.

 

 

 

I.                   Оценивание учителем по критериям:

Критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Время- 1(0) балл

 

 

 

 

Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов

 

 

 

 

Доступность изложения – 1 (0) балл

 

 

 

 

Логика изложения – 1 (0) балл

 

 

 

 

Речь и эмоциональность -1 (0) балл

 

 

 

 

Рефлексия:

(3 ,2 , 1, 0 баллов

 

 

 

 

Всего баллов

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

1 группа.

Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.

Справочный материал.

Экспозиция-  введение  действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.

Завязка - начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия - события , которые вытекают из завязки.

Кульминация -  момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.

Развязка - финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.

Эпилог- заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

 

2 группа.

Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.

Мораль -  логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.

 

 

3 группа.

Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)

 

4 группа.

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.

1)      Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;

2)      Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.

3)      Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.

Приветствуются дополнительные сведения о предмете.

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.