Русская литература 10 класс "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Оценка 5

Русская литература 10 класс "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
10 кл
03.12.2017
Русская литература 10 класс  "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
В помощь учителю при проведения урока по теме: "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» " . В ходе урока достигаются следующие цели: учащиеся понимают, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; осмысливают главный конфликт романа — конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
урок Система образов Прест и наказ.docx
Русская литература.10 класс Тема: Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»  Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Ход урока. I . Оргмомент II.  Слово учителя.Петербург не раз становился действующим лицом русской  художественной литературы. Пушкин пропел гимн великому городу в «Медном всаднике», воспел его великолепные архитектурные ансамбли  сумрак белых ночей в « Евгении  Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не одназначен: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно – бледный, Сказка, холод и гранит.      Петербург  Ф.Достоевского, какой он?         Петербург Достоевского – это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,   «это   город   трущоб,     забитых   голытьбой,   нищими   ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами, семействами, где ребятишки по три дня корки не видят, это место, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, вонь и всякая гадость». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников   к   старухе­процентщице,   встречает   Мармеладова,   Катерину   Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный   переулок,   состоявший   из   шестнадцати   домов,   в   которых   находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.. Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова,   «проходной   угол»   Мармеладовых,   «сарай»   Сони,   отдельный   номер   в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — все это темные, сырые «гробы».        ­ Зачем же Достоевский создаёт образ Петербурга? Для «маленького человека» это город – тупик, олицетворение несправедливости,  несчастья, людских страданий, это мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.  Здесь умирают мечты человека и зарождаются преступные мысли. Но в душе писателя и  его героя живёт мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Картины пышного города вызывают у героя чувство одиночества, ещё большее  отчуждение, холода, безысходности « маленького человека». Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли: 1.Подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание»:                ­1. ч.  гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге).­; ­Встреча   Раскольникова   с   Мармеладовых   в   распивочной.   Описание   комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2)                ­2.ч. 1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова)­.                ­ 3.ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова).­ ­ Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7).­ ­ Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4) ­ Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5) ­ Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4).­ ­ Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3).­ ­ Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7).­ Беседа по вопросам: — Кто главный герой романа? Каким мы видим его? — Какие эпизоды вас наиболее потрясли? — Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони? — Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? — Какие мысли и чувства пробу исповедь Мармеладова в распивочной? — Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Чело веку некуда пойти»? — В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых? — Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»? — Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу? — Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.? Роман   открывается   описанием   каморки   Родиона   Раскольникова:   «Каморка   его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое­то болезненное   и   трусливое   ощущение,   которого   стыдился   и   от   которого   морщился». Отметим удушающую тесноту помещения,  каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль   и   та   особенная   летняя   вонь,   столь   известная   каждому   петербуржцу...   Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека». Фоном,   на   котором   разворачивается   действие   романа,   является   Петербург середины 60­х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» — так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает   исповедь   Мармеладова.   Грязь,   духота,   вонь,   пьяные   крики   —   типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы»   увесели   тельных   заведений.   Трактирная   и   уличная   стихия   — противоестественная, нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете   столько   мрачных,   резких   и   странных   влияний   на   душу   человека,   как   в Петербурге»,   —   заявляет   Достоевский   устами   Свидригайлова.   Человек   задыхается   в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире,   «битком   набитом»,   и   в   коморках.   Все   несет   на   себе   печать   общей неустроенности, скудности человеческого существования.          Вывод по теме урока. С   первых   страниц   романа   мы   попадаем   в   мир   неправды,   несправедливости, несчастья,   мук   людских,   мир   ненависти   и   вражды,   распада   моральных   устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке.   Данное   в   романе   объяснение   судеб   человеческих   позволяет   говорить   о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на   гроб»,   на   невыносимые   страдания   и   лишения.   Таков   конфликт   между   человеком   и обществом в романе Достоевского. Домашнее задание. 1. «История семьи Мармеладовых». 2. Сны Р.Раскольникова 3. Раскольников и его двойники  (Свидригайлов, Лужин,Лебезятников). 4. Истоки   и   мотивы   преступления   Раскольникова   (социальные,   психологические, идеологические)

Русская литература 10 класс "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Русская литература 10 класс  "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Русская литература 10 класс "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Русская литература 10 класс  "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Русская литература 10 класс "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Русская литература 10 класс  "Система образов. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2017