Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема: В.В.Маяковский. Творческий путь. «Необычайное приключение …»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве. - развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся. Ожидаемый результат расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского, умения учащихся анализировать поэтическое произведение ,навыки свободного владения литературной речью;
Иконка файла материала урок 30.docx
Дата:                                                                                            Класс: 9    урок 30 Тема::  Цель урока: В.В.Маяковский. Творческий путь. «Необычайные приключения…» Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об  особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В.  Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве. ­ развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую  позицию, устной речи учащихся. расширить знания о жизненном и творческом пути В.Маяковского,  умения учащихся  анализировать поэтическое произведение ,навыки свободного владения литературной  речью; Ожидаемый  результат Деятельность учителя Деятельность обучающихся нагляднос ти 3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха 5 мин. I. Мотивация изучения нового материала. С  помощью наводящих вопросов, учитель подводит к  изучению нового материала. Чтение эпиграфа на доске: Поэзия –  вся! –  езда в незнамое. ­ Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. В чем она заключается? Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Ученики  демонстрируют свои  знания. (Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны) ­ Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего? (Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека) ­ Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что  нужно, чтобы это случилось? (Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства) 20 мин. III. Актуализация знаний  Знание тему по методу «Аквариум» Работа по тексту.  Составляем план по частям. ­ Прочитайте текст про себя; ­ Приготовтесь к чтению вслух; ­ Какие слова были непонятны вам? Начало урока. Автобиографическая справка о поэте.  Начало творческого пути         В.Маяковский родился в 1893 г. на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади, среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано побудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки.         События  первой мировой войны 1905 г. оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик   второго   курса   гимназии   В.Маяковский   участвовал   в   революционных   выступлениях молодежи, знакомился с социально­демократической литературой.                После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимается революционной деятельностью,   работал   пропагандистом,   три   раза   был   арестован.   В   1910   г.     Маяковский   был освобожден из Бытырской тюрьмы, где он провел одиннадцатьмесяцев.         Выход Маяковского из тюрьмы был полностью выходом в искусство. В 1911 г. от­ поступает в Московское училище живописи. Социальная ситуация России 1910 г. по­ ставила перед Маяковским выбор – старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», ­ так определил поэт цель своей жизни.        Вершиной дореволюционного творчества поэта становится поэма «Облако в штанах».  Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое  поднимается на борьбу. Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах  «Клоп» и «Баня», персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского  театра. В 1925 г поэт отправляется в Америку. Это была его 6 поездка. Читал стихи, отвечал на  вопросы. Маяковский писал стихи детям. Особое место занимает стихотворение «Что такое  хорошо, что такое плохо» (1925 г). «Я­поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу»,­ так начинает поэт свою автобиографию Паперный: «Удивительно само название «Необычайное….». Сразу переплетаются здесь фантастика,  рассказ о необычном, исключительном и точном, достоверное, шутливо­протокольное сообщение о  том, что случилось с ним, поэтом, тогда­то, там­то…. Пользуясь словами Маяковского, это  стихотворение можно назвать: «Фантазия­факт»….Для них обоих, для светила и для поэта, жить­ значит трудиться, а трудиться­ значит вырабатывать счастье» Учитель читает стихотворение    Вопросы по стихотворению: 1. Как называет поэт солнце? 2. Какими словами начинается стихотворение? 3. Где  подчеркнуто обыденно и прозаично природное окружение? 4. Где показана задушевная беседа поэта с солнцем: за самоваром и чаем с вареньем, о нелегкой  жизни. 5. Как вы хотели бы прочитать первые строчки? 6. Какая картина возникает, когда вы читаете: а) В то сорок солнц…..    …..на даче было это…. 7. Что достигается повторами? Хочу испуг не показать­ ….Уже проходит садом…. В окошки…. …..заголосило басом. 8. Какой портрет солнца рисует поэт? Что в этом портрете реального и фантастического? Что я наделал! ….шагает солнце в поле! В окошки… ….заголосило басом А завтра…. ….вставало солнце ало…. 9. Какой же лозунг поэта и солнца? В чем его смысл? К чему призывало солнце поэта? Учащиеся отвечают письменно (подводят итог урока) 10. Найдите неологизмы ­ новые слова, созданные для обозначения новых предметов 1 группа ­ описание толпы, 2 группа ­ описание лирического героя. 3 группа ­ футуристы: знакомят с основными особенностями направления (дома знакомились с  отрывками из трактата «Пощечина общественному  вкусу»), ищут в этом стихотворении следы  футуризма.  Ответы 1и 2 групп.  Ответ:Толпа  вытечет по человеку ваш обрюзгший жир мужчина, у вас в усах капуста женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей взгромоздитесь, грязные, в калошах и без  калош Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь Лирический герой открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир бабочку поэтиного сердца мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот 10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Кластер» проводит закрепление урока. 1 группа: отвечает на вопросы по части «работа поэта»: ­ Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего     используется этот прием? Демонстри руют свои  знания. («В сто сорок солнц закат пылал» ­ благодаря этой гиперболе мы можем ярче представить изнуряющую жару, при которой работает поэт) ­ Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт? (Он смотрит на окружающее будто свысока) ­ Уже здесь происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем  сообщается? (Солнце предстает перед нами живым существом, которое ежедневно выполняет работу, а ночью идет отдыхать, чтобы завтра снова приступить к труду) ­ Что разозлило поэта? (Однообразность течения дней и бесконечная жара, мешающая  работать)  2 группа: отвечает на вопросы по части «ссора и примирение с солнцем». ­ Проследите как изменяется отношение поэта к солнцу. Как это    можно проследить через лексический строй речи? (Сначала он употребляет довольно грубые слова: «слазь», «дармоед»,  «довольно шляться». Лирический герой утомлен работой и жарой, рутиной вокруг него. Затем он меняет гнев на милость, осознав свою ошибку: «погоди», «златолобо», «зашло бы». Смена настроения проявляется и в речи, если сначала мы слышали обвинение, приказ, то теперь – просьбу) ­ Почему солнце­таки захотело спуститься на чай? 3 группа: «разговор за чаем» ­ Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские,    враждебные, нейтральные) завязались за разговором между   Поэтом и Солнцем?  Какие детали помогают нам это понять? (Перед нами картина дружеской беседы на наиболее сокровенные и волнующие героев темы. Причем беседа эта происходит в уютной, домашней обстановке: чай и самовар – символы гостеприимства. Кроме того, Солнце изначально поддерживает дружеский, даже свойский  тон в разговоре с поэтом – «чаи гони», «гони варенье», «ладно, не горюй». Поэт же, помня свое грубое отношение, теперь обращается к Солнцу с почтением, но при этом рассказывает ему все проблемы, связанные с работой). ­ О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли     общий язык? (Они говорят о работе. О том, что ответственность и верность избранному делу должно быть превыше каких­либо трудностей, связанных с ее выполнением).4 группа: вывод. ­ Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и     тени? Что противопоставлено этим явлениям? (Им противопоставлен образ поэта, чье творчество равносильно свету дня. Такой контраст ярче показывает силу, которой обладает поэзия) ­ В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как     писателя? ­ Зачем в стихотворение введен образ солнца? (Светить всегда, светить везде…) (С помощью этого сопоставления мы можем увидеть отношение лирического героя и автора к своему труду. Поэзия сравнивается с солнцем, она освещает человеческие души, но вместе с тем это еще и огромный труд ума и души) 5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.  ­ Чему научил вас урок? ­ Какое впечатление осталось у вас от урока?  2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Дерево  Блоба стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. дополнительная информация дифференциация. Как вы планируете  поддерживать учащихся? Как вы  планируете стимулировать способных  учащихся рефлексия. были ли цели обучения реалистичными?  Что учащиеся сегодня узнали? На что было  направлено обучение?  Хорошо ли сработала запланированная  дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?  Какие изменения из данного    плана я  реализовал и почему? Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли  очень хорошо( с учетом преподавания и  учения)? Какие два обстоятельства могли бы  улучшить урок( с учетом преподавания и  учения)? Что узнал об учениках в целом или  отдельных лицах? оценивание. Как вы  планируете увидеть  приобретенные знания  учащихся? межпредметные связи,  соблюдение СанПиН ИКТ  компетентность. Связи с  ценностями Проводит рефлексию. ­Какую цель мы поставили сегодня на уроке? ­Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? 1. 2. 1. 2.

Посмотрите также