муниципальное образовательное
учреждение
«Юрьевская средняя общеобразовательная школа»
«Разработка проблемно-диалогического урока
с элементами оценивания
в соответствии с ФГОС»
Технологическая карта урока.
Автор: Веденеева Лариса Николаевна учитель начальных классов первой квалификационной категории
2024 год
Технологическая карта урока музыки
Учитель: Веденеева Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ Юрьевской СОШ
Предмет: Музыка
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
Цель урока: введение в мир русских народных инструментов, показ их роли и места в жизни русского народа.
Образовательные задачи:
· знакомство с названиями и голосами русских народных инструментов;
Развивающие задачи:
· развитие музыкальной и слуховой памяти;
· развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
Образовательные технологии – технология системно – деятельностного подхода, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты:
Личностные результаты: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров; уметь проявлять способность к саморегуляциии; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности (хоровой, инструментальной);
Познавательные: овладеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки,
Предметные результаты:
знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов; формы построения русских народных песен и наигрышей (вариационные, куплетные);
уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке, метод слушания, беседы, анализа и сравнения, игровой метод, исследовательский.
Художественный и музыкальный материал: Г. Серебряков «Ты откуда, русская, зародилась музыка», видео «Русские народные инструменты», Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов, «Калинка» русский народный танец; «Светит месяц» (вариации: гармонь, балалайка), «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» (ложки).
Базовая технология: технология деятельностного подхода.
Ресурсы:
- основные:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2024.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2024.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2023.
Лагунова О.П. Музыка. 1 класс: система уроков по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2017.
Никитина Т.В. Музыка. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2016.
Раздаточный материал.
- дополнительные:
компьютер, ноутбуки, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши», русские народные музыкальные инструменты.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||
1. |
Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
(дети разделены на три группы и сидят в группах) - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Нашей встрече с вами Очень рада я. - Вы любите путешествовать? - Предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие в музыкальную страну, где мы узнаем много интересного……. - Но в путешествии нам могут встретиться трудности. Поднимите руки, кто уверен, что справится с ними. - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - Послушайте сами себя, какое настроение у нас сейчас. Вижу, улыбаетесь. Открою секрет: мы отправимся в путешествие на волшебном воздушном шаре, который я заправила вашим хорошим настроением, вашими улыбками. А ещё ваши улыбки помогут преодолеть все трудности в путешествии. |
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся на работу.
Прикрепляет лист с улыбающимся воздушным шаром. |
Приветствуют учителя, гостей.
Настраиваются на работу. Ответы детей.
Поднимают руки.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
||||||||||
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. |
- Рассаживайтесь поудобнее, и в путь. - С высоты птичьего полёта давайте посмотрим на красоту родного края. Ты откуда, русская зародилась музыка? Ты откуда, русская зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки - уронили дудки. Пролетели гуси - уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. Звучит лирический вариант русской народной песни «Во поле берёза стояла» - Поднимите руки, кому знакома данная мелодия. - Что же это за музыка? - Как определили, что это русская народная музыка?
- А кто её создаёт? - А на чём же он исполняет свою музыку? - И где же он их берёт?
- Звучание каких русских народных инструментов вы услышали в данной мелодии? - А в стихотворении? - А какие ещё русские народные инструменты вы знаете? |
Показывает слайды и на их фоне читает стихотворение Г. Серебрякова.
(0.41)
|
Поднимают руки. Русская народная плавная, протяжная, мелодичная Народ На инструментах. Сам мастерит. Поэтому они и называются «народные». Ответы детей.
|
Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: Владеть диалогической формой речи. |
||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи. Цель: А) Согласовать цель и тему урока. |
- Кто догадался, как называется музыкальная страна, в которую мы прилетели? - Ребята, а всё ли вы знаете о русских народных инструментах? Покажите это цветом светофориков: Зелёный – я знаю всё Жёлтый – знаю, но недостаточно Красный – знаю, но очень мало. - Почему вы показываете жёлтый цвет? |
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. |
Страна русских народных инструментов.
Чтобы узнать новое о народных инструментах. Узнать, как и почему они делятся. |
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Личностные: Выражать положитель ное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. |
||||||||||
4. |
Поиск решения проблемы. |
- Чтобы узнать новое о народных инструментах, Музы музыкальной страны приглашают нас в видеозал на просмотр фильма «Русские народные инструменты». - Смотрим фильм, выполняем всё, о чём просят Музы Просмотр видеофильма «Русские народные инструменты» (7 мин) (когда идёт рассказ о балалайке, видео останавливается: - На балалайку похож музыкальный инструмент – домра. И звучит он почти также. - Произнесём вместе: ДОМРА). - А играет на ней Домрист. - В данной стране музыкальные инструменты живут семьями. Одна семья живёт в открытой всем ветрам долине. И любит играть на инструментах, которые звучат, когда в них вдыхают воздух. - Какие из перечисленных инструментов живут в долине ветров? - И называют эти инструменты духовыми. - Другая семья предпочитает море. Волны касаются инструментов: вот так. - Найдите такие инструменты в нашем ряду и их назовите. - Чем похожи гусли, балалайка и домра? - Как бы вы тогда назвали это семейство инструментов? - Какой инструмент у нас остался? - К какой группе музыкальных инструментов вы бы отнесли гармонь и почему? |
Во время показа учитель на доску вывешивает названия музыкальных инструментов: свирель рожок гусли гармонь балалайка домра Показывает
Вывешивает табличку. Показывает, как идёт игра по струнам. Вывешивает табличку. |
Смотрят видеофильм и выполняют задания.
свирель рожок
гусли балалайка домра струнами струнными
гармонь затрудняются |
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Личностные: Выражать положитель- ное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
||||||||||
5. |
Физпауза. Цель: А) Создание условий для психо -эмоциональной разгрузки учащихся. Б) Определить, к какой группе инструментов относится гармонь. |
- Давайте выполним упражнение на дыхание «Гармошка» и тогда ответим на вопрос. - Встанем прямо, сделаем глубокий вдох, медленно наполняясь воздухом, как гармошка. Задержим дыхание, выдохнем воздух. - Можете теперь определить, к какому семейству относится гармонь? - Покажите своё согласие/несогласие с помощью светофориков. |
Проводит физпаузу, показывает выполнение упражнения. |
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.
К духовым, т.к. выдыхается воздух. Показывают зелёный цвет. |
Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. |
||||||||||
6. |
Поиск решения проблемы (продолжение).
Постановка новой проблемы. |
- В музыкальной стране живут не только эти инструменты. - Какие музыкальные инструменты из не названных нами вы видите? - Они соскучились по своей родне и просят нас расселить их. Как легко и быстро это можно сделать? - Выполните данную работу. Инструменты не возвращайте. - Что заметили?
- Почему они не подходят? - Значит это новое семейство. Как же оно называется?
- Что напоминают удары этих инструментов?
- Где это чаще всего бывает? А значит, где живут ударные инструменты? |
Показывает.
Раздаёт учащимся и просит сыграть на них
Вывешивает табличку.
|
Называют.
Взять инструменты и сыграть на них. Выполняют.
Только дудка отнесена к духовым. А остальные ни в одну группу не подходят. По ним ударяют. Семейство ударных инструментов. Дождь, раскаты грома, камнепад.
Живут в горах. |
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
||||||||||
7. |
Первичное закрепление. Постановка новой проблемы. Цель: А) Закрепить названия и голоса русских народных инструментов. Б) Познакомить с музыкальным инструментом «трещоткой» и определить, к какой группе он относится |
- Музы страны русских народных инструментов довольны вами и предлагают сыграть в игру «Угадай музыкальный голосок». Ход игры: - Встаньте в круг. В центре круга – водящий. Он закрывает глаза и не подсматривает. - Ребята, не держась за руки, идёте по кругу со словами: «Вот мы встали вместе в круг. Повернёмся разом вдруг. А как скажем: «Скок-скок-скок! – Угадай, чей голосок! ». Я показываю на одного из участников. Тот играет на музыкальном инструменте. Ведущий должен угадать музыкальный инструмент. Если он называет правильно, то вы, ребята, либо хлопаете, либо восхищаетесь голосами инструментов. А если неправильно, то топаете, что позволяет ведущему исправить свой ответ. - Звучание какого русского народного инструмента услышал? - Что он напоминает? - Как назовём данный музыкальный инструмент, к какой группе его отнесём? |
Раздаёт оставшиеся инструменты.
Проводит 3-5 раз. На 6-ой играет трещоткой (сделана из бельевых прищепок). |
Участвуют в игре.
Оценивают, показывая согласие/ несогласие Затруднение или называние его. Треск Трещотка и отнесём к ударным. |
Личностные: Выражать положитель ное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
||||||||||
8. |
Физкультминутка Цель: А) Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки учащихся. |
- Разные семейства в музыкальной стране любят ходить друг к другу в гости и вместе играть. - Послушайте русский народный наигрыш и определите звучание музыкальных инструментов. Звучит русский народный наигрыш «Калинка» (0.36) - Звучание каких русских народных инструментов услышали? - К каким семействам они относятся? - Какой по характеру получилась музыка? - Кто знает, как она называется? - Попляши, пустись вприсядку, По-молодецки встрепенись. Раз пятнадцать обернись, Всё без строгого порядку! - Спляшем танец «Калинка» при помощи вот таких движений: 1 команда – складывает руки в ладоши и на раз-два-три - хлопает. 2 команда – упирается кулачками в бедра и делает повороты туловищем вправо – влево. 3 команда – складывает руки перед грудью и делает тройной притоп, на раз –два-три. - Поаплодируем себе и всем. Возвращайтесь на свои места. |
Проводит физкультминутку, показывает движения.
«Калинка»
(0.36) Показывает движения.
|
Выполняют танцевальные упражнения, отвечают на вопросы.
Ответы детей.
Весёлая, плясовая.
Танцуют вместе с учителем.
Садятся на свои места. |
Познавательные: Узнавать и классифицировать объекты. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме.
|
||||||||||
9. |
Закрепление изученного. Самостоятельная работа в группах с проверкой и оцениванием по эталону. Цель: А) Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Б) Проверить знания о голосах русских народ-ных инструментов, умение их классифици-ровать и определять их групповую принадлежность. |
- Музы страны русских народных инструментов довольны вашей работой и прислали вам волшебные пакеты с изображениями музыкальных инструментов. - Достаньте музыкальные инструменты и рассмотрите их. - Вам нужно создать три портрета семейств музыкальных инструментов. - Работать вы будете в группах. - Повернулись к доске и рассмотрим порядок работы. Вы уже получили нет-буки с наушниками. Сейчас каждая группа прослушает музыкальное произведение и определит, какой музыкальный инструмент его исполнял. Это ключ к названию семейства музыкальных инструментов, его места жительства и выбора инструментов-родственников. Из предложенных в конверте музыкальных инструментов вам понадобятся не все. Вы должны выбрать и приклеить только инструменты своего семейства. Не спешите. Обсудите, сделайте правильный выбор. Затем берите плакат по цвету, табличку с названием семейства, музыкальные инструменты и приклеиваете. Приготовьтесь объяснить свой выбор. - По окончании работы оцените работу группы по алгоритму «самооценки работы в группе», который лежит у вас на столах:
- Как работаем с наушниками? Один наушник приставляем к уху себе, другой рядом товарищу. Включать музыку мы с вами уже умеем. Нажимаем кнопочку, слушаем. Послушали, определились, передаём другим. Потом обсуждаем. - Если всё понятно, то начинайте творить. На работу вам отводится всего шесть минут (2 раза переверну песочные часы). - Желаю успеха. - Проверяем работу. (включает музыку) - Выходите, чья музыка зазвучала. - Какое семейство музыкальных инструментов спряталось в предложенном музыкальном произведении и почему? - Группы – соперницы, покажите своё согласие или несогласие с помощью хлопков. Если согласны, то просто несколько раз похлопайте. Один хлопок будет означать несогласие. - Что интересного заметили в исполнении музыкальных произведений? - Кто знает, как оно называется? - Каково различие?
- Это называется «вариациями». Более подробно с ними мы познакомимся на следующих уроках. - А теперь проверим, как вы оценили работу в группах. Какой пункт выбрала ваша команда? - У кого другое утверждение? - Я вижу, что каждая команда работала, как единая, принимала решение вместе, уважая мнение каждого. |
1 группа: «Светит месяц» (гармонь) 2 группа: «Светит месяц» (балалайка) 3 группа: «Как у наших у ворот» (ложки»).
Организует выступление групп.
Обращается к противоположной группе.
«Светит месяц».
Обращается к первой группе (второй, третьей). |
Выполняют задание. Договариваются между собой, осуществляют проверку хлопками, выступает делегат от группы.
Оценивают выполнение задания.
У первой и второй групп – одно произведение. Исполняют разные инструменты - гармонь и балалайка.
Оценивают работу группы по критериям самооценки. |
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Уметь представлять подготовленную информацию в наглядном виде.
Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
||||||||||
10. |
Постановка новой проблемы, работа с музыкальным словарём А) Ставить и решать новую проблему. Б) Работать с толковым словарём.
|
- Вот также и инструменты Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать ребята, нужно, Что же это…. (Оркестр) - Откроем наш музыкальный словарь и узнаем, что же такое «оркестр». Звучит русский народный наигрыш «Полянка» (1.20) - Поднимите руку, кому понравилась эта музыка. - А как она звучала?
- Звучание каких музыкальных инструментов вы сейчас слышали? - Внимательно посмотрите на схему и перечислите, какие русские народные инструменты входят в оркестр. - Как можно назвать такой оркестр? - Первый оркестр русских народных инструментов был создан 200 лет назад в Санкт–Петербурге балалаечником В.В. Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке». После успешных концертов в России и за рубежом он получил название «Великорусского оркестра». - А хотите поиграть в оркестре? - Тогда берём инструменты и встаём для выступления. Полюбуйтесь на оркестр: Инструменты хороши! Виртуозы – музыканты Наши с вами малыши! Вот красный, звонкий бубен! Он в руках молчать не будет! Словно дружные ладошки, Заиграют наши ложки! Это братья - сорванцы- Колокольцы – бубенцы! Он в чести у многих стран, Громкий, круглый барабан! Зазвучат, как птичьи трели, Звуки дудочки, свирели! Их свистульки подхватят, Дружно, весело свистят. Запоют, затравят байки Три струны у балалайки! В руки ты гармонь возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь! Мы для вас играем дружно, Вам лишь только хлопать нужно! - Поаплодируйте нам, уважаемые гости! - Садитесь. |
Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения.
Читает учитель. |
Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Задорно, быстро, ярко. Балалайка, бубен, гармонь, свирель. Перечисляют.
Оркестр русских народных инструментов.
Да.
У кого бубны, громко звонит. Стучат ложками.
Звенят бубенчиками. Ударяет в барабан.
Звучат в дудочки.
Свистят свистульки Играет на балалайке. Играют на гармони
Хором говорят. |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответст вии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
||||||||||
11. |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание. Цель: Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. Согласовать домашнее задание.
|
- Вот и походит к концу наше путешествие. - Что было для вас здесь самым интересным? - Какие русские народные наигрыши слушали? - Какой оркестр исполняет народную музыку? - С какими русскими народными инструментами познакомились? - Ребята, в начале путешествия вы светофориками показали, на каком уровне знаний о музыкальных инструментах вы находитесь. - Изменился ли цвет ваших светофориков в конце урока? Покажите, каким цветом вы теперь оцениваете свои знания. - У кого изменился цвет светофорика? - Почему? (2-х спросить: я узнал, я научился). - Давайте в конце урока снова послушаем себя, какое настроение у нас сейчас? - Обратимся к карточкам с изображением солнышка и тучки. - Какая из карточек отражает ваше настроение? Выберите её и прикрепите вокруг нашего воздушного шара. - Посмотрите, какая солнечная получилась у нас картина! - А значит, и домашнее задание должно быть солнечным, волшебным. Поэтому предлагаю вам или нарисовать любимые русские народные инструменты в рабочей тетради, или совместно с родителями придумать и смастерить свой русский народный музыкальный инструмент, как я это сделала с трещоткой. - Удачи и спасибо за работу! |
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Даёт комментарий к домашнему заданию. |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы (рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили). Делают самооценку своей деятельности на уроке.
|
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.