РУССКИЕ ЧАСТУШКИ - ЖАНР НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Оценка 4.9

РУССКИЕ ЧАСТУШКИ - ЖАНР НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
24.03.2017
РУССКИЕ ЧАСТУШКИ - ЖАНР НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Публикация является частью публикации:
3кл Русская частушка.doc

Урок музыки 3 класс

тема урока: «Русская частушка»

 

Цели: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного фольклора.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения, развития и становления частушки;
  • воспитать любовь к народному искусству;

·         развить творческие способности учащихся;

·         научить работать в группах;

·         создать творческий мини проект.

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению задания, презентация и защита своего мини проекта.

 

Ход урока

       Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни.

      А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.

 

Звучит фонограмма частушки.

( если дети затрудняются дать ответ, учитель под фонограмму сам поет одну частушку).

 

     И так, мы вывили тему сегодняшнего нашего урока: «Частушка».

Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли  или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка?

(все ответы детей записываются на бумажных облачках (приложение 3), подписывая автора высказывания, и вывешиваются на доске).

Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все  ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке?  Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?

 

      Для этого, мы с вами разделимся на 6 команд. (в каждой команде на менее 4 человек) Каждая команда получит текст с различной информацией по теме урока (приложение 1) и рабочий лист (приложение 2). Вам нужно внимательно прочитать, в тексте выделить маркером основные понятия, ответить на вопросы в рабочем листе, выполнить творческое задание, так же в рабочем листе и сделать вывод. Затем команда готовит защиту мини проекта, освящая основную информацию из прочитанного текста, исполняя частушку собственного сочинения. (так как команд 6, а текстов 3, то защищать свои проекты к доске выходят по две команды, дополняя друг друга, делая каждая свой вывод о понятии «частушка», у этих команд разные варианты рабочих листов).

 

     Ну что ж,  приступаем к работе. Работаем быстро, слажено. Вам дается 25 минут.

(во время работы детей учитель подходит к командам и помогает если есть затруднения.

После защиты детских проектов, учитель возвращается к тем высказываниям, которые были записаны в начале урока и проверяет, кто был прав, чье высказывание было самым верным. Дописывают то, что нового узнали.)

Домашнее задание: сочинить свою частушку пользуясь той информацией, которую приобрели на уроке. ( различные виды, формы частушек) А затем можно создать сборник частушек.

 

Приложение 1

Тексты для работы в группах

 

1. Происхождение частушки

 

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

     Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка появилась не раньше середины 19 века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

       Частушка стала широко распространяться, когда в России начали складывались рыночные отношения. Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила...")

    Вместе с тем частушка близка и к литературе. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

2. Становление частушки.

 

      Появлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись словами из песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время появились шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

     В первой половине19 столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша.           

      Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного. От куплета к куплету мелодия каждый раз повторяется. Мелодия простая, легко запоминающаяся.

3. О чем она, частушка?

 

      Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

     В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

 

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

 

И продолжение:

 

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

 

 

Приложение 2

 

Рабочие листы для учащихся.


Рабочий лист: «Происхождение частушки».(вариант 1)

Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как давно появилась частушка?____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая форма частушки?___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Петя ловко ловит ________

 Может плотик смастерить,

 Только "здравствуй" и "_____________"

 Не умеет говорить!

 
Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «Происхождение частушки». (вариант 2)

Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как давно появилась частушка?____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая форма частушки?___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Стала вдруг душить рубаха.

 Чуть не умер я от _______.

 Потом понял: "Ё-мое!

 Я же ________ из нее!"

 
Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «Становление частушки». (вариант 1)

Что помогло появлению частушки?_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Под какой инструмент чаще всего исполняют частушки?_______________________________________________________

 

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

 

Лепят все ____________,

 Мама ищет Игорька.

 Где сынок мой? Где же он?

 Закатали в __________ ком.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «Становление частушки». (вариант 2)

Что помогло появлению частушки?_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как исполняются частушки?_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию.

С горки _________ Ирина

 - Самой ____________ была;

 Ира даже свои лыжи

 По пути ____________!

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «О чём она, частушка?» (вариант 1)

О чём поют в частушках?__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какими словами назвали любимых в частушках?______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

 

Поленился _________ Вова

 Причесаться гребешком.

 Подошла к нему корова –

 Причесала ____________.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист: «О чём она, частушка?» (вариант 2)

О чём поют в частушках?__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какими словами назвали любимых в частушках?______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Досочини частушку и сделай к ней иллюстрацию

 

С книгою в руках лежу,

 У компьютера __________.

 Ой, купите мне очки–

 Не работают ___________.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сделай вывод: «Что такое частушка?»_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

«Облачко» для фиксирования гипотез учащихся.                                                                                                  Приложение 3


Урок музыки 3 класс тема урока: «Русская частушка»

Урок музыки 3 класс тема урока: «Русская частушка»

После защиты детских проектов, учитель возвращается к тем высказываниям, которые были записаны в начале урока и проверяет, кто был прав, чье высказывание было самым верным

После защиты детских проектов, учитель возвращается к тем высказываниям, которые были записаны в начале урока и проверяет, кто был прав, чье высказывание было самым верным

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано

Рабочий лист: «Происхождение частушки»

Рабочий лист: «Происхождение частушки»

Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________

Какие названия в давние времена носила частушка?___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как строились первые частушки?___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие появились разновидности частушек?__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Облачко» для фиксирования гипотез учащихся

Облачко» для фиксирования гипотез учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017