Данный урок предполагает использования различных форм обучения с преобладанием групповой, предполагающей совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.
Также характерно наличие индивидуальных заданий, что позволяет учесть личностные особенности обучающихся и сделать акцент на индивидуальных достижениях и задачах.Тема урока « Русские кругосветные плавания. Открытие Антарктиды».
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. С каким настроением, вы пришли сегодня на урок? Готовы ли вы к плодотворной работе? Поднимите кружки настроения. (зеленый - отличное, желтое - хорошее, красное- плохое)
Вижу, вы готовы к уроку.
На прошлом уроке мы изучали русских путешественников. Давайте проверим домашнее задание. Найдите на парте лист №1 и выполните задание. Соотнесите путешественников и открытия
Тема урока « Русские кругосветные плавания. Открытие
Антарктиды».
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. С каким настроением, вы пришли сегодня
на урок? Готовы ли вы к плодотворной работе? Поднимите кружки настроения.
(зеленый отличное, желтое хорошее, красное плохое)
Вижу, вы готовы к уроку.
На прошлом уроке мы изучали русских путешественников. Давайте проверим
домашнее задание. Найдите на парте лист №1 и выполните задание. Соотнесите
путешественников и открытия (цифра буква)(слайд 1)
А Хабаров
Ерофей
1
создатель Форта Росса в Америке
Павлович
Б Дежнев Семен Иванович
В Витус Беринг, Чириков
Алексей Ильич
2
3
крайняя северная точка России
открыл пролив между Азией и Северной
Америкой, крайняя восточная точка России
Г Челюскин
Семен
4
изучение Амура, г. Хабаровск
Иванович
Д Кусков
Александрович
Иван
5
открытие северозападного побережье Северной
Америки, Алеутские и Командорские острова
Ученики: Работают с маленькими листочками(№1)
Учитель: Ребята, оцените себя, те, кто справился с заданием «+», были ошибки «?»,
не справился « (слайд 2)Поднимите ребята руки, кто справился с заданием и получил знак «+»(ребята
поднимают руки)
Учитель: А какие из этих путешественников являются вологодскими? (ребята
называют) (слайд 3)
Ребята, мы с вами говорим о русских путешественниках, значит это ключевое
словосочетание.
Давайте вспомним, кто совершил кругосветное плавание? ( Ф. Магеллан).
Кто хотел достигнуть Южного материка? ( Джеймс Кук)
Что такое Южная Земля? ( Антарктида)
У нас получилась схема. Пожалуйста, подумайте, как будет звучать тема урока.
Почему я поставила знаки вопроса. (слайд 4)
Ученики: определяют тему урока.
Учитель: И так тема урока «Русские кругосветные плавания. Открытие
Антарктиды». Откройте тетради, подпишите тему урока, число.
Внимательно посмотрите на эпиграф урока: «У каждого путешествия есть свое
тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления.»
(Мартин Бубер). К этому эпиграфу, мы вернемся в конце урока.(слайд 6)
Учитель: Теперь давайте поставим цель урока? Что мы будем изучать?
(ребята ставят цель) Назовите задачи урока. Вы знаете, они у нас определяют план
урока.( Составляем план урока.)(слайд 8)
И так начнем, 1 пункт плана первое кругосветное плавание.
Россия начала организовывать свои первые кругосветные экспедиции позже других
стран.
2В 1803 году состоялась первая русская кругосветка. В неё отправились два корабля
« Надежда» и «Нева».
Причина оказание помощи русским поселениям на Аляске.
Участники Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский
Сейчас рассмотрим данное путешествие.
Откройте рабочую тетрадь с 50, атлас с 1011. Проследите по карте путь
кругосветного плавания и назовите географические объекты, через которые он
проходил.
Ученики: работают с рабочей тетрадью.
А теперь покажите мне по карте, называя эти объекты.(выходит один человек)
Основное значение данного кругосветного плавания:
1.
Лисянский установил мировой рекорд: за 4 месяца он обогнул
половину земного шара, ни разу не пристав к берегу(от Китая до
России)
2.
Открытие островаскалы (присвоено имя Лисянского)
3.
Даты проведения: 18031806г
Учитель: Оказывается наш устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, тоже
участвовал в первой кругосветке (рассказ ученика)
А теперь работа в паре. Вам дан лист №2, где нужно сопоставить два кругосветных
плавания.
Ученики: группа, которая быстрее готова: отвечает, делает вывод
Физминутка (на слайде 17)
3Следующее важное открытие южного материка – Антарктиды.
« И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом,
ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями
пурги во тьме полярной ночи. Он по своему красив этот край» (А.М. Гусев)
Вы знаете, что Джеймс Кук так и не смог пробиться сквозь льды к материку.
Вернувшись, Кук заявил: "Никакого южного материка нет! И ни один человек
никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне…”
Но на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» отправились Фаддей Беллинсгаузен и
Михаил Лазарев. Русские моряки двигались вдоль кромки льдов. Однажды в январе
1820 году появились берега неизвестной земли. В судовом журнале появляется
запись об открытии материка Антарктида.
( работа – четверки)
Вам вновь нужно соотнести (Джеймс Кук Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев) лист№3.
Кроме этого вам предложены контурные карты Антарктиды.
Нанесите на контурную карту географические объекты, связанные с именами
путешественников (учебник рис 52).
Ученики: группа, которая готова делает выводы, показывает по карте.
Учитель: Сделайте основные выводы. Достигли мы цель урока. А теперь вернемся
вновь к эпиграфу. Подведите итог в данной теме.
Учитель: Российские путешественники много сделали для изучения нашей страны. В
настоящий момент русское географическое общество продолжает работать,
исследовать территории России.
Как отметил В.В. Путин: У Русского географического общества высокая
содержательная миссия, которую определили его организаторы более века назад:
возделывание географии России.
4Поэтому мы должны изучать, любить, ценить свою Родину.
Учитель: Ребята, ваше отношение к данное теме. Что запомнилось на уроке.
Сегодня на уроке узнал..
Мне было интересно..
Мне было трудно…
Сегодня я на уроке научился..
Домашнее задание: Для вас представлены картины эпизоды из жизни русских
мореплавателей. Написать минисочинение «Мысли путешественника…»
Оценивание (на уроке получают …)
Учитель: Ваше настроение в конце урока. Поднимите кружки настроения.
Спасибо за урок.
Если останется время (решение теста – тетрадь « Текущий и итоговый контроль по
теме)
5