Русский язык

  • pdf
  • 19.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Словарь выразительных средств лексики и фразеологии.pdf

Словарь выразительных средств лексики и фразеологии (изобразительно – выразительные средства)  

 

Тропы – используемые в переносном значении слова (реже выражения). (метафора, олицетворение, эпитет, метонимия, синекдоха, сравнение, гипербола, литота, лексический повтор…)

 

Фигуры речи – синтаксические конструкции (антитеза, инверсия, парцеляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, вопросно – ответная форма изложения…)

 

Лингвистический термин

Пример использования

Аллегория (иносказание) - троп, заключающийся в иносказательном изображении    отвлечённого понятия при помощи                  конкретного образа

 

В баснях, сказках хитрость показывается  в образе лисы, жадность — в обличии волка,  коварство — в виде змеи и т. д.

Аллитерация - повторение одинаковых  согласных звуков или звукосочетаний

 

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Анафора - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка):

 

-                  повторение одних и тех же сочетаний звуков:

 

-                  повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов:

 

-                  Повторение одних и тех же слов:

 

 

-                  Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:   

 

 

 

 

 

 

 

Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

 

Черноглазую девицу, Черногривого коня!

(Лермонтов)

 

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

 

Антитеза (противопоставление) - усиление выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей, образов.

 

Антитеза часто строится на антонимах

 

Где стол был яств, там гроб стоит.                    (Державин). 

 

Богатый и в будни пирует, а бедный             и в праздник горюет (пословица).

 

Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонимы – прилагательные: Качество (хороший — плохой),  различные ощущения (твёрдый — мягкий, сладкий — горький), 

объём, размер, протяжённость (толстый — тонкий, большой — маленький, высокий — низкий), 

вес (тяжёлый — лёгкий),  форма (острый — тупой),  цвет (белый — чёрный), 

психологическая оценка (добрый — злой,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонимы широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. 

 

Они часто составляют названия художественных произведений:

 

храбрый — трусливый),  время (ранний — поздний),  пространство (близкий — далёкий),  возраст (молодой — старый) и т. д.

 

Антонимы - имена существительные: добро — зло, жизнь — смерть, мир — война, лето — зима, верх — низ. 

Антонимы – глаголы: работать — отдыхать, любить — ненавидеть, приходить — уходить. 

Антонимы – наречия: рано - поздно, здесь- там. 

Антонимы – предлоги: в — из, под — над…

 

 

 

 

 

 

«Отцы и дети» (Тургенев); «Война и мир» (Л.Толстой); «Толстый и тонкий» (Чехов)

 

Архаизмы - устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова  и выражения, заменённые другими.

 

Архаизмы используются:

 

а) для воссоздания исторического колорита эпохи (обычно в исторических романах, повестях);

б) для придания речи оттенка торжественности, взволнованности (в стихах, ораторском выступлении, публицистической речи);

в) для создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии (обычно в фельетонах, памфлетах);

г) для речевой характеристики персонажа

(например, лица духовного звания)

 

Вотще (напрасно, тщетно), 

сей (этот),  выя (шея), 

живот (в значении «жизнь»),  сущий (в значении «существующий»),  зерцало (зеркало)…

Гипербола - образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.            

 

Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что — высмеивает.  В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами -             метафорами, олицетворениями, сравнениями и др.

 

В сто сорок солнц закат пылал                          (Маяковский).

 

Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи

 

 

Инверсия используется в языке художественной литературы как выразительное стилистическое средство:

 

Инверсия подлежащего

 

 

Инверсия сказуемого

 

 

Инверсия дополнения

 

Инверсия определения

 

 

Инверсия обстоятельства

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного

к опасностям с детства (Коптяева)                   

(инверсия главных членов предложения)

Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов)  (инверсия согласованных определений).  

 

Сначала очень была огорчена (Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени)

 

Гораздо интереснее оказались морские коньки (Катаев).

 

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (Пушкин).

 

Досадно было, боя ждали (Лермонтов).

 

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Гладков).

 

Все уговорились держать себя с нею при

Степане Михайловиче ласково (Аксаков).

 

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. 

 

Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет              не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый подтекст; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. 

 

Ирония используется в сатирических               и юмористических произведениях

 

 

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?                 (Крылов) (в обращении к ослу).

 

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие  из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.

 

Историзмы используются в научноисторической литературе и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию колорита той или иной исторической эпохи

 

 

Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет

 

Каламбур (игра слов). Фигура речи,                построенная на звуковом сходстве                   различных слов.

 

Шёл дождь и два студента. 

 Защитник вольности и прав в сем случае    совсем не прав (Пушкин).

Литота - троп, противоположный гипербо-

ле. Это образное выражение, оборот,               в котором содержится художественное  преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

 

Литота есть в народных сказках

 

 

 Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

 

 

 

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. 

Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

 

«Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо — «жилище птицы», переносное

— «человеческое сообщество»),  крыло самолёта (ср.: крыло птицы),  золотая осень (ср.: золотая цепь). 

 

Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги

 

Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. 

 

 

Не то на серебре — на золоте едал                  

(Грибоедов)

 

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!

(Крылов)

 

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал

(Пушкин)

 

Но тих был наш бивак открытый                       (Лермонтов).

 

Многозначность (полисемия). Наличие         у одного и того же слова нескольких               связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития                первоначального значения этого слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не следует смешивать многозначность смешивать с омонимией

 

 Слово «земля» в современном русском язы ке имеет следующие значения: 

1.              Название планеты, третьей от Солнца.  Земля вращается вокруг своей оси. 

2.              Суша (в отличие от водного пространства). Мореплаватели достигли наконец земли. 

3.              Почва, верхний слой земной коры. Обработка земли. 

4.              Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав земной коры. Смешать землю             с песком.  5. Страна, государство. Заморские земли. 

6. Территория с угодьями, находящаяся          в чьём-либо владении, пользовании. Колхозная земля. 

 

Неологизм - слово или оборот речи,                созданные для обозначения нового                  предмета или выражения нового понятия. После того, как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом. Некоторые неологизмы советской эпохи перешли уже в разряд устаревших слов (продналог, комсомолец, трудодень)

 

 

 

Неологизм авторский (индивидуальный, речевой) - неологизм, созданный автором данного литературного произведения              с определённой стилистической целью            и обычно не получающий широкого распространения, не входящий в словарный состав языка

 

 

Зеленокудрые (Гоголь),  москводушие (Белинский), 

 надвьюжный (Блок),  громадьё, многопудье, мандолинить,                молоткастый (Маяковский).

 

Оксюморон (греч. oxymoron — остроумноглупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. 

 

Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности.

 

На оксюмороне нередко строится заголовок произведения.

 

 

Горькая радость,  звонкая тишина,  красноречивое молчание,  сладкая скорбь, 

грустная радость

 

 

 

 

 

Л.Толстой «Живой труп», 

Ю.Бондарев «Горячий снег».

 

 

Олицетворение - троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, не наделённому сознанием, приписываются качества или дей-

ствия, присущие человеку, дар речи,             способность мыслить и чувствовать.               

 

 

 

О чём ты воешь, ветер ночной,  О чём так сетуешь безумно? (Тютчев). 

 

К ней прилегла в опочивальне её сиделка - тишина (Блок). 

 

Когда, бушуя в бурной мгле, играло море        с берегами... (Пушкин).

 

Омонимы (от греч. homos — одинаковый + onyma — имя). Слова, принадлежащие            к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению

Брак (супружество) — брак (испорченная продукция); 

 

ключ (для замка) — ключ (родник).

Параллелизм (от греч. parallelos — рядом идущий). Одинаковое синтаксическое             построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.

 

Твой ум глубок, что море.  Твой дух высок,  что горы (Брюсов).

Когда идёшь по снежным гребням ты,  Когда по грудь ты входишь в облака, —

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю свысока!                 

(Островой)

 

 

Параллелизм отрицательный -                      параллелизм, построенный на отрицательном сравнении

 

 

Не стая воронов слеталась  На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней 

Удалых шайка собиралась. (Пушкин)

 

 

Парафраз и парафраза - то же, что                 и перифраз и перифраза (от грен. paraphrasis — описательный оборот, описание).               

 

1.              Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

 

2.              Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

 

 

 

 

 

 

Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

 

 

Царь зверей (вместо «лев»). 

Туманный Альбион (вместо «Англия»). 

 

У Пушкина: 

певец Гяура и Жуана (Байрон),  певец Литвы (Мицкевич),  творец Макбета (Шекспир).

 

 

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.  

 

Ароматный — ароматический — ароматичный; 

банковский — банковый;  встать — стать;  героический — геройский;  драматический — драматичный;  значение — значимость; 

интеллигентный — интеллигентский;  кабинетный — кабинетский;  надеть — одеть;  оплатить — уплатить;  освоить — усвоить;  пометы — пометки; 

проблемный — проблематический — проблематичный; 

романический — романтический — романтичный; 

стилевой — стилистический;  существо — сущность.

 

 

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания

реализуется не в одной, а в двух или                нескольких интонационно-смысловых             речевых единицах, следующих одна задругой после разделительной паузы.

 

 

С девушкой он вскоре поссорился. И вот изза чего (Гл. Успенский). 

У Елены беда тут стряслась. Большая  (Панфёров).  Флёров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев.

И доктор тоже (Горький).                                 

Митрофанов усмехнулся, помешал кофе.

Сощурился (Н. Ильина).

 

 

Плеоназм (грен, pleonasmos - излишество). Многословие, выражение, содержащее близкие или идентичные по смыслу логически излишние слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плеоназмы как речевые ошибки широко представлены в тестах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крайней формой плеоназма является       тавтология

 

 

Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); 

в апреле - месяце (в слове апрель уже               заключено понятие месяца); 

промышленная индустрия (индустрия — то же, что и промышленность); 

отступить назад (отступить значит «отойти, отодвинуться назад»); 

своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя»);  впервые знакомиться (знакомиться означает именно первую встречу) и т. п.

 

Неожиданный сюрприз, сувенир на память, местный абориген, белый альбинос, первая премьера, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, агрессивный экстремизм, главный приоритет, первый лидер, тоска по ностальгии, полный аншлаг, передовой авангард, сто рублей денег, прейскурант цен, час времени, городской градоначальник, совместное сотрудничество, театральное амплуа, поступательное движение вперёд, лично я и др.

 

 

Риторический вопрос - то же, что вопросительно-риторическое предложение.                 

Содержит утверждение или отрицание            в форме вопроса, на который не ожидается ответа.

 

 

 

На кого не действует новизна? (Чехов).

 

Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету,     отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.

 

 

Мечты, мечты! Где ваша сладость?                  

(Пушкин).

 

Синекдоха - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения         с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.  Наиболее употребительны следующие виды синекдохи:

 

 

 

 

 

 

а) часть явления называется в значении           целого:  

 

б) целое в значении части:

 

 

в) единственное число в значении общего       и даже всеобщего:

 

г) замена числа множеством:

 

 

д) замена видового понятия родовым:

 

А в двери — бушлаты, шинели, тулупы... 

(Маяковский)

 

— Ах, ты вон как! Драться каской?                   Ну не подлый ли народ! (Твардовский)

 

Там стонет человек от рабства и цепей...

(Лермонтов)

 

Мильоны нас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

(Блок)

 

Ну что ж, Садись, светило! (Маяковский).

 

 

Синонимы - слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. 

 

Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.

 

 

Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный. 

Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. 

Скорый, быстрый, проворный, стремительный. 

Робкий, несмелый, боязливый, трусливый.

Лицо — рожа (второе слово просторечное).

Лоб — чело, 

Наказание — возмездие, 

Строитель — зодчий (второе слово в каждой паре принадлежит к высокой лексике). 

Палец — перст

Руки — длани, 

Щёки — ланиты, 

Напрасно — вотще, 

Вместе — вкупе (второе слово в каждой  паре устаревшее, поэтическое).

 

 

Сравнение - троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. 

 

Сравнение выражается:

а) творительным падежом

 

 

б) формой сравнительной степени                прилагательного или наречия

 

в) оборотами со сравнительными союзами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снежная пыль столбом стоит в воздухе

(Горбатов)

 

 Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурков)

 

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев) 

Белей, чем горы снеговые, идут на запад          облака (Лермонтов)

Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов)

 

 

г) лексически (при помощи слов подобный, похожий)

 

 

 

 

Её любовь к сыну была подобна безумию

(Горький)

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы (Серафимович)

 

 

Тавтология - повторение сказанного              другими словами, не вносящее ничего             нового.

 

 

 

 Авторские слова — это слова автора.

 

В борьбе за свои права рабочие объединились воедино. 

 

Следует отметить следующие особенности произведения. 

 

К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

 

 

Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным

 

 

Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

 

Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

 

 

Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант         в землю, ломиться в открытую дверь, плыть по течению, семь пятниц на неделе,                  закадычный друг, одержать победу, тоска берёт, играть роль, иметь значение…

 

 

Эвфемизм - слово или выражение,                  служащее для замены таких обозначений, которые представляются говорящему              нежелательными, не вполне вежливыми, слишком резкими и грубыми. 

 

 

 Она в интересном положении вместо она беременна; 

 не сочиняйте вместо не врите; 

туалет вместо уборная; 

задерживается вместо опаздывает;  позаимствовал вместо украл; 

попросили (откуда-либо) вместо выгнали; поправился вместо потолстел

 

 

Экспрессия - выразительно-

изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами             

(экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

 

 

 

 

Эпитет (от греч. epitheton — приложение). Художественное, образное определение, вид тропа.

 

Постоянный эпитет - эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое

 

 

Весёлый ветер, мёртвая тишина, 

седая старина, чёрная тоска

 

 

Море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец, зелена трава, красна девица.

 

Эпифора - стилистическая фигура,                  противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов          в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.).

 

 

 

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный            

 советник? (Гоголь)

 

Милый друг, и в этом тихом доме                    Лихорадка бьет меня. Не найти мне места       в тихом доме 

Возле мирного огня! (А. Блок)

 

 

 

Троп (греч. tropos — поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет (см. эти термины в алфавитном порядке).

 

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в алфавитном порядке).

Посмотрите также