Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Чеченова Ш.Ш. г.п. Кашхатау»
Черекского района КБР
«Принято» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № _____ «__»_________2019г. Руководитель МО ______ А.З. Чеченова
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР
______ А.З. Чеченова
«__»__________2019г. |
Утверждаю Директор МКОУ СОШ г.п. Кашхатау _________ М.Н. Уянаев Приказ от «__» _______2019г № ______
|
Рабочая программа
Русский язык и литература
(образовательная область)
Русский язык
( наименование учебного предмета, курса)
Основное общее образование,
(уровень образования)
базовый уровень
(уровень изучения предмета)
8 класс-5 н/ч, 102 ч., ФГОС
(класс, количество недельных часов, всего за год, стандарт)
2019-2020 учебный год
(срок реализации программы)
Кульбаева Лариса Абуллаевна
(Ф.И.О. учителя, разработчика программы)
г.п.Кашхатау. 2019 г.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по предмету и реализуется на базе учебника: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. М., Просвещение. 1.2.1.1.4.4
Нормативные документы для составления рабочей программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.№273-ФЗ).
- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями).
- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 года №1015.
- приказ Министерство образования и науки РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. №253 (с изменениями и дополнениями).
Основными целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение
словарного запаса;
- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- применение полученных знаний и умений на практике.
Задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся
явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; - -
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области орфоэпии, орфографии, лексики,
морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также
формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический
строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и
совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной
речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения
нормированности, соответствия ситуации общения;
-формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты |
1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. 2.осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него. 3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. |
Метапредметные результаты |
1. владение всеми видами речевой деятельности, 2. понимание информации устного и письменного сообщения, 3. владение разными видами чтения, 4. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне. |
Предметные результаты |
1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, 2. усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц, 3. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, стили языка и типы речи, текст, типы текста, основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи, 4. овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике, 5. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, 6. осознание эстетической функции родного языка
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Коммуникативные универсальные учебные действия - владеть всеми видами речевой деятельности - строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми - адекватно воспринимать устную и письменную речь - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме · соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Познавательные универсальные учебные действия - формулировать проблему - выдвигать аргументы - строить логическую цепь рассуждения - находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис - осуществлять библиографический поиск - извлекать необходимую информацию из различных источников - определять основную и второстепенную информацию - осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели - применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др. |
III. Содержание учебного предмета
Русский язык
8 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
|
Введение (1). Русский язык в современном мире. |
|
Повторение (7+1) |
||
|
Пунктуация и орфография |
|
|
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. |
|
|
Знаки препинания в сложном предложении. |
|
|
Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи |
|
|
Контрольный диктант с грам. задан. (по Ю. Казакову) |
|
|
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
|
Синтаксис и пунктуация. Культура речи (6+3) |
||
|
Основные единицы синтаксиса |
|
|
Текст как единица синтаксиса |
|
|
Предложение как единица синтаксиса |
|
|
Р/Р. Сжатое изложение по упр. 52 на стр. 32 (По К. Паустовскому) |
|
|
Анализ изложений. Работа над ошибками. |
|
|
Словосочетание как единица синтаксиса. |
|
|
Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
|
|
Синтаксический разбор словосочетания. Тесты (10-12 минут) |
|
Двусоставные предложения. |
||
Главные члены предложения (8+1) |
||
|
Грамматическая основа предложения. |
|
|
Порядок слов в предложении. Интонация. |
|
|
Главные члены предложения. Подлежащее |
|
|
Сказуемое |
|
|
Простое глагольное сказуемое |
|
|
Составное глагольное сказуемое |
|
|
Составное именное сказуемое |
|
|
Тире между подлежащим и сказуемым |
|
|
Проверочный диктант с грамматическим заданием (по Бунину) |
|
|
Анализ работ. Работа над ошибками |
|
Второстепенные члены предложения (8+2) |
||
|
Второстепенные члены предложения и их роль. |
|
|
Дополнение. Прямые и косвенные дополнения |
|
|
Определение. |
|
|
Приложение. Знаки препинания при нём |
|
|
Согласование приложений. |
|
|
Обстоятельство. |
|
|
Синтаксический разбор двусоставного предложения. Повторение пройденного |
|
|
Р/Р. Изложение с элементами рассуждения (по Лайковой) |
|
|
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
Односоставные предложения (8+2) |
||
|
Главный член односоставного предложения |
|
|
Назывные предложения |
|
|
Определенно-личные предложения |
|
|
Неопределенно-личные предложения |
|
|
Безличные предложения |
|
|
Р/Р. Рассуждение |
|
|
Неполные предложения |
|
|
Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение и обобщение изученного |
|
|
Контрольный диктант (по Цветаевой) |
|
|
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
Простое осложненное предложение (8+1) |
||
|
Понятие об осложненном предложении |
|
|
Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах |
|
|
Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. |
|
|
Однородные и неоднородные определения |
|
|
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
|
|
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
|
|
Синтаксический разбор предложений с однородными членами . Повторение по теме» Предложения с однородными членами» |
|
|
Контрольный диктант (по материалам «Календаря») |
|
|
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
Обособленные члены предложения (11+3) |
||
|
Понятие об обособлении. |
|
|
Обособленные определения. Выделительные знаки при них. |
|
|
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. |
|
|
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них. |
|
|
Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК |
|
|
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами |
|
|
Обособление дополнений с предлогами |
|
|
обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. |
|
|
Комплексный анализ текста |
|
|
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами |
|
|
Повторение по теме «Предложения с обособленными членами |
|
|
Р/Р. Сжатое изложение |
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (2+1) |
||
|
Обращение. Распространенное обращение. |
|
|
Выделительные знаки препинания при обращении |
|
|
Работа с дифференцированным текстом |
|
Вводные и вставные конструкции (9+1) |
||
|
Вводные конструкции |
|
|
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
|
|
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
|
|
Вставные слова, словосочетания и предложения |
|
|
Междометия в предложении. |
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. |
|
|
Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
Чужая речь (8+3) |
||
|
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть |
|
|
Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. |
|
|
Диалог. |
|
|
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи |
|
|
Комплексный анализ текста |
|
|
Р/Р. Рассказ |
|
|
Цитата |
|
|
Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с чужой речью. |
|
|
Повторение по теме» Чужая речь» |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|
|
Анализ работ. Работа над ошибками. |
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе ( 2 ) |
||
|
Синтаксис морфология |
|
|
Синтаксис и пунктуация. |
|
|
Резерв 6 |
|
IV.Тематическое планирование
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
Кол-во контр. диктантов |
Р/Р кол-во сочинений |
Р/Р кол-во изложений |
Кол-во тестов |
Кол-во КАТ |
1 |
Введение. Русский язык в современном мире. |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Повторение изученного. |
8 |
1 |
|
|
|
|
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
66 |
|
|
2 |
1 |
|
4 |
Простое предложение |
2 |
|
|
|
|
|
|
Двусоставные предложения |
19 |
1 |
2 |
|
2 |
|
5 |
Главные члены предложения |
9 |
1 |
|
|
|
|
6 |
Второстепенные члены предложения |
10 |
|
|
2 |
|
|
7 |
Односоставные предложения |
10 |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
Простое осложненное предложение |
9 |
1 |
|
|
|
|
9 |
Обособленные члены предложения |
13 |
|
|
2 |
|
1 |
10 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
3 |
|
|
|
|
1 |
11 |
Вводные и вставные конструкции |
10 |
1 |
|
|
|
|
12 |
Чужая речь |
11 |
1 |
1 |
|
|
1 |
13 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
2 |
|
|
|
|
|
14 |
Резерв |
6 |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
102 |
|
|
|
|
|
V. Календарно-тематическое планирование
№ |
Название разделов и тем |
Количество уроков |
дата |
|
|||||
всего |
по плану |
факт |
примечание |
|
|||||
|
Введение
|
|
|
|
|
|
|||
1. |
Русский язык в современном мире |
1 |
|
|
|
|
|||
|
Повторение пройденного материала. |
8+4
|
|
|
|
|
|||
2. |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. |
1 |
03.09 |
|
|
|
|||
3. |
Знаки препинания в сложном предложении |
1 |
04.09 |
|
|
|
|||
4-5. |
Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий |
2 |
05.09 10.09 |
|
|
|
|||
6-7. |
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи |
2 |
11.09 12.09 |
|
|
|
|||
8-9. |
РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту |
2 |
17.09 18.09 |
|
|
|
|||
10. |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. |
1 |
19.09 |
|
|
|
|||
11. |
Обобщающее повторение. Тестирование. |
1 |
24.09 |
|
|
|
|||
12. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
25.09 |
|
|
|
|||
13. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1
|
26.09 |
|
|
|
|||
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
68+16 |
|
|
|
|
|||
14-15 |
Основные единицы синтаксиса. Текст, предложение, словосочетание |
2 |
01.10 02.10 |
|
|
|
|||
16 |
Виды словосочетаний |
1 |
03.10 |
|
|
|
|||
17-18. |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
2 |
08.10 09.10 |
|
|
|
|||
19. |
Синтаксический разбор словосочетаний |
1 |
10.10 |
|
|
|
|||
|
Простое предложение. |
3+2 |
|
|
|
|
|||
20-21. |
Грамматическая основа предложения |
2 |
15.09 16.10 |
|
|
|
|||
22. |
Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударение |
1 |
17.10 |
|
|
|
|||
23-24. |
Р/р Описание памятника культуры |
2 |
22.10 23.10 |
|
|
|
|||
|
Двусоставные предложения. |
18+4 |
|
|
|
|
|||
25. |
Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
24.10 |
|
|
|
|||
26. |
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое |
1 |
29.10 |
|
|
|
|||
27-28. |
Составное глагольное сказуемое.
|
2 |
30.10 31.10 |
|
|
|
|||
29-30. |
Составное именное сказуемое
|
2 |
12.11 13.11 |
|
|
|
|||
|
|
|
|||||||
|
|
||||||||
31-32. |
Тире между подлежащим и сказуемым |
2 |
14.11 19.11 |
|
|
|
|||
33. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
20.11 |
|
|
|
|||
34. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
21.11 |
|
|
|
|||
35-36. |
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение |
2
|
26.11 27.11 |
|
|
|
|||
37. |
Определение |
1 |
28.11 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
38-39. |
Приложение. Знаки препинания при нём |
2 |
03.12 04.12 |
|
|
|
|||
40-41. |
Обстоятельство
|
2 |
05.12 10.12 |
|
|
|
|||
42. |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
1 |
11.12 |
|
|
|
|||
43-44. |
РР. Изложение «Характеристика человека» |
2 |
12.12 19.12 |
|
|
|
|||
45. |
Анализ изложения. Работа над ошибками. |
1 |
17.12 |
|
|
|
|||
46. |
Обобщение. Тестирование. |
1 |
18.12 |
|
|
|
|||
|
Односоставные предложения. |
13+ 3 |
|
|
|
|
|||
47. |
Главный член односоставного предложения |
1 |
19.12 |
|
|
|
|||
48. |
Назывные предложения
|
1 |
24.12 |
|
|
|
|||
49-50. |
Определённо-личные предложения |
2 |
25.12 26.12 |
|
|
|
|||
51-52. |
Неопределённо-личные предложения. Инструкция. |
2 |
14.01 15.01 |
|
|
|
|||
53-54. |
Безличные предложения
|
2 |
16.01 21.01 |
|
|
|
|||
55-56. |
РР. Сочинение-рассуждение. |
2 |
22.01 23.01 |
|
|
|
|||
57. |
Неполные предложения |
1 |
28.01 |
|
|
|
|||
58. |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
1 |
29.01 |
|
|
|
|||
59. |
Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» |
1 |
30.01 |
|
|
|
|||
|
Простое осложненное предложение» |
9+1
|
|
|
|
|
|||
60. |
Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения |
1 |
04.02 |
|
|
|
|||
61. |
Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
1 |
05.02 |
|
|
|
|||
62. |
Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
1 |
06.02 |
|
|
|
|||
63. |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
11.02 |
|
|
|
|||
64 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них |
1 |
12.02 |
|
|
|
|||
65. |
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них |
1 |
13.02 |
|
|
|
|||
66. |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
1 |
18.02 |
|
|
|
|||
67 |
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами |
1 |
19.02 |
|
|
|
|||
68. |
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
20.02 |
|
|
|
|||
69. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
25.02 |
|
|
|
|||
70. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
26.02 |
|
|
|
|||
|
Обособленные члены предложения |
11+5
|
|
|
|
|
|||
71. |
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
27.02 |
|
|
|
|||
72. |
Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения |
1 |
04.03 |
|
|
|
|||
73-74. |
РР. Обучающее сочинение. Текст-рассуждение |
2 |
05.03 06.03 |
|
|
|
|||
75. |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. |
1 |
11.03 |
|
|
|
|||
76. |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
12.03 |
|
|
|
|||
77. |
Обособление обстоятельства |
1 |
13.03 |
|
|
|
|||
78. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
1 |
18.03 |
|
|
|
|||
79. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками |
1 |
19.03 |
|
|
|
|||
80-81. |
Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения |
2 |
20.03 01.04 |
|
|
|
|||
82. |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами |
1 |
02.04 |
|
|
|
|||
83. |
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
1 |
03.04 |
|
|
|
|||
84. |
Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Тестирование |
1
|
08.04 |
|
|
|
|||
85. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
09.04 |
|
|
|
|||
86. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
10.04 |
|
|
|
|||
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. |
11+1
|
|
|
|
|
|||
87. |
Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении |
1 |
15.04 |
|
|
|
|||
88. |
Вводные и вставные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
1 |
16.04 |
|
|
|
|||
89. |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и водных предложениях |
1 |
17.04 |
|
|
|
|||
90-91. |
Вставные слова, словосочетания, предложения
|
2 |
22.04 23.04 |
|
|
|
|||
92. |
Междометия в предложении
|
1 |
24.04 |
|
|
|
|||
93. |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
29.04 |
|
|
|
|||
94-95. |
Чужая речь. Понятие о чужой речи |
2 |
30.04 |
|
|
|
|||
96. |
Диалог. Цитата.
|
1 |
06.05 |
|
|
|
|||
97. |
Синтаксический разбор предложений с чужой речью. Пунктуационный разбор. Повторение по теме «Чужая речь» |
1 |
07.05 |
|
|
|
|||
98. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
|
1 |
08.05 |
|
|
|
|||
99. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
20.05 |
|
|
|
|||
100-102. |
Резервный урок. |
3 |
21.05-24.05 |
|
|
|
|||
|
|
||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.