Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. – М.: Баласс, 2011.
Урок 12 (с презентацией).
Тема: Русский лубок.
Цели по линиям развития:
1ЛР:
Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения; научиться работать в парах; научиться изображать животных и растения, подражая мастерам лубка.
2ЛР:
Научиться эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства и выражать своё отношение к ним на примере русских лубочных картинок; развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность.
Обязательный минимум содержания: Лубок (Н).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД, технология оценивания |
|
действия учителя |
действия учеников |
||
I. Создание проблемной ситуации.
|
Учитель записывает тему урока (слайд 1) (можно сокращённый вариант – «Русский лубок»), рассказывает детям сказку о царевиче Алексее и просит ответить на вопросы. 2 В одном царстве-государстве жил-был царевич Алексей. Некогда было царю-батюшке заниматься своим сыном, всё своё время он тратил на дела государственные. Вот и загрустил царевич. Как только ни старались мамки и няньки его рассмешить – ничего не получалось. Бросил тогда царь клич: кто рассмешит и потешит царевича, того он щедро наградит. Стали во дворец приходить скоморохи и бродячие актёры, только царевичу все их песни, шутки и пляски не нравились, не хотел он их слушать. Царь уже совсем отчаялся, когда во дворец пришёл один старичок с котомкой. Удивился царь: ни музыкального инструмента, ни яркого костюма у старичка не было. – Как же ты рассмешишь царевича? – спросил он. – «Потешными листами», – сказал старик и достал из котомки цветные картинки. Увидел их царевич и расхохотался. Обрадовался царь и предложил старичку остаться, чтобы тот создавал для царевича новые картинки, но старик отказался, правда, обещал, что теперь царевичу весь город будет «потешные картинки» носить. Так и случилось. И купцы, и бояре, и простые крестьяне каждый день приносили новые картинки царю, а тот не скупился, за каждую по копейке платил. Слайд 2.
1. – Что вас удивило в этой сказке?
2. – Нужно ли быть профессиональным художником, чтобы создавать такие картинки? |
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
1. – Что никто не мог рассмешить царевича, а старик смог. – Что весь город научился создавать «потешные картинки». 2. – Нет, ведь весь город научился быстро их делать. |
Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
|
II. Формулирование проблемы.
|
– Какой вопрос возникает? 1
|
– Почему картинки рассмешили царевича и как их создавали?
Возможен другой вариант проблемного вопроса (слайд 3). |
|
III. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.
|
– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос? Вспомните, как мы с вами создавали иллюстрации на прошлом уроке. 1 |
Выдвигают свои версии. Учитель записывает ключевыми словами 2–3 самые интересные версии. |
|
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. – Ребята, когда я рассказывала сказку, то я эти картинки называла по-разному: то «потешными листами», то «потешными картинками», оказывается, у них есть ещё одно название. Найдите это название в тексте учебника, на с. 22 (слайд 4). 1 – Это название произошло от луба. Так называли твёрдую древесину липы. Как вы думаете, какое отношение липа имела к «потешной картинке», к лубку? 2
– Давайте проверим ваши предположения и прочитаем текст учебника на с. 22 (слайд 5). |
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Лубок.
Затрудняются ответить, возможно, сделают предположение, что использовали липовую доску. Читают вслух с комментариями учителя.
|
|
|
2. Учитель предлагает открыть учебник на с. 22–23 или использовать слайды и поработать с иллюстрациями, ответив на вопросы. (Слайды 6–7.) 1
– Рассмотрите лубочные картинки, посовещайтесь в парах и ответьте, что их отличает от обычных рисунков? 3
– Какие изобразительные средства использовали авторы лубков? – Какие выбирали цвета? Эти цвета тёплые или холодные?
– Как изображали шерсть животных? – Какие версии оказались наиболее близкими?
|
Дети рассматривают картинки, совещаются и отвечают (возможные ответы). – На картинках изображены смешные люди и животные; на картинках есть надписи; каждый предмет выделен контуром; использованы яркие цвета.
– Линии, штрихи, цвет.
– Красный, жёлтый, оранжевый, коричневый. Тёплые цвета. – Мелкими штрихами. Отвечают. |
|
V. Практическая работа.
|
– Нарисуйте в альбоме какое-нибудь животное или растение, подражая мастерам лубка (слайд 8). 4
|
Выполняют. |
|
VI. Выражение решения проблемы.
|
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него (слайд 9). |
Отвечают. |
|
VII. Применение знаний (продуктивные задания).
|
1. – Рассмотрите лубочные картинки современной художницы Марины Русановой, каждая из которых иллюстрирует русскую пословицу (слайды 10–14). Какие выразительные средства использовала художница, чтобы передать смысл пословицы? 2. – Придумайте подписи к своим картинкам.
|
Выполняют.
Выполняют. |
|
VIII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель проводит рефлексию урока (слайд 15): 3 – Что нового вы сегодня узнали, чему научились? – Что вас удивило на уроке? – Пригодится ли в жизни то, чему вы сегодня научились?
|
Отвечают. |
|
IХ. Домашнее задание. |
– Принести альбом, Рабочую тетрадь, простые карандаши мягкие и полумягкие, хорошо отточенные, ластик, маленький деревянный брусочек или деревянную линейку для очистки ластика. (Слайд 16.)
|
Записывают. |
Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, руководствуясь предыдущими конспектами, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.