Русский язык 7 класс Союз как служебная часть речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: "Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные". Цель урока: Образовательные: знакомство с союзом и с типами союзов; формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении; Развивающие: развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Иконка файла материала урок 66.docx
Дата:                                                                                               Класс: 7  66 урок Тема:Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Цель урока:  Образовательные: знакомство с  типами союзов; формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и  сложноподчиненные предложения; выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении; Развивающие: развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.. наглядност и пазлы Деятельность обучающихся Ученики осмысливают поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики  демонстрируют свои  знания. Отвечают на вопросы  учителя. Ученики составляют  ассоциативную карту.  Выполняют  упражнения. Бумага А4 Учебник карточки 3  мин. 5  мин. 20  мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  II. Проверка домашней работы. С помощью метода  «Аквариум» проводит проверку домашней работы.   Терминологический диктант Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …  (служебные) К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы,  частицы) Служебная часть речи, которая служит для связи однородных  членов в предложении, а также простых предложений в  составе сложного – это… (союз) Союзы бывают … (простые и составные). III. Актуализация знаний. С помощьюметода «Ассоциативная карта» осуществляет  усвоение нового материала.  Предлагает ученикам  карточки.  Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные  члены,   простые предложения в составе сложного, а также  предложения в тексте.           По строению союзы делятся на простые (однословные):                           а, и, чтобы, если   и т. п.;    на составные (неоднословные):                     потому что, как будто, то есть   и т. п.             По значению союзы делятся на сочинительные и  подчинительные.           Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для  связи   однородных членов предложения и равноправных по смыслу   простых предложений в составе сложного:       Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд,  или в  рощу, или на сенокос.       Наступила ночь, и пошёл снег.             По значению сочинительные союзы делятся на три  группы:   cоединительные:и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но  и, как…так и;   противительные:               а, но, да в значении но, однако, однако же, зато;   разделительные:               или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли.           Соединительные союзы используются для выражения   одновременно или последовательно происходящих событий,   явлений действительности:          На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.           Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.           Противительные союзы выражают отношения  противопоставления   или разграничения:           Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.           Надежда — мой компас земной, а удача — награда за  смелость.         Разделительные союзы вносят в предложение значения  чередования,   выбора, предложения, неразличения:               За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт.             Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.             Запятая ставится между однородными членами,  соединёнными   повторяющимися соединительными или разделительными  союзами   (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или,  либо…либо):                 То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом  доме соловей.                 И берег, и море молчали.           Запятая не ставится между однородными членами,  связанными   одиночным соединительным или разделительным союзом   (и,   да  в значении и,   или,   либо).                             Лодка качнулась, поднялась и исчезла.             Части некоторых составных союзов (как …так и, не  только ….но и,   не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах  или   в разных частях сложного предложения. Запятая ставится  перед   второй частью таких союзов:               Среди садовых цветов есть как нарядные, так и  скромные виды.               Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над  болотом. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума»  проводит закрепление урока. 1 группа 1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 10  мин. Учащиеся отвечают на разноуровневые  вопросы. Ромашка Блума2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.  3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под  ногами вздрагивала.  4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл  Иванович уехал.  5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило  жаркое дело. 2 группа 1. По улицам бродили только куры, да изредка выла  собака.  2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что  дорога эта ведет в болота.  3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.  4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все  затопил туман.  5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег,  рассказал нам много нового об этих местах. 3 группа . Ребята называют союзы и отмечают, какие они,  сочинительные или подчинительные. 1. Если хочешь много знать, надо мало спать.  2. Не учась и лаптя не сплетешь.  3. Делу время, а потехе час.  4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.  5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.  6. Корень учения горек, да плод его сладок. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить. 5  мин.  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:_________________________________________________________________________ Положительные стороны урока:_______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Посмотрите также