Тема: "Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные".
Цель урока:
Образовательные:
знакомство с союзом и с типами союзов;
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
Развивающие:
развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Дата: Класс: 7 66 урок
Тема:Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные.
Цель урока:
Образовательные:
знакомство с типами союзов;
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;
Развивающие:
развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся..
наглядност
и
пазлы
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики
демонстрируют свои
знания.
Отвечают на вопросы
учителя.
Ученики составляют
ассоциативную карту.
Выполняют
упражнения.
Бумага А4
Учебник
карточки
3
мин.
5
мин.
20
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха.
II. Проверка домашней работы. С помощью метода
«Аквариум» проводит проверку домашней работы.
Терминологический диктант
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
(служебные)
К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы,
частицы)
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных
членов в предложении, а также простых предложений в
составе сложного – это… (союз)
Союзы бывают … (простые и составные).
III. Актуализация знаний.
С помощьюметода «Ассоциативная карта» осуществляет
усвоение нового материала. Предлагает ученикам карточки.
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные
члены,
простые предложения в составе сложного, а также
предложения в тексте.
По строению союзы делятся на простые (однословные):
а, и, чтобы, если и т. п.;
на составные (неоднословные):
потому что, как будто, то есть и т. п.
По значению союзы делятся на сочинительные и
подчинительные.
Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для
связи
однородных членов предложения и равноправных по смыслу
простых предложений в составе сложного:
Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в
рощу, или на сенокос.
Наступила ночь, и пошёл снег.
По значению сочинительные союзы делятся на три
группы:
cоединительные:и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но
и, как…так и;
противительные:
а, но, да в значении но, однако, однако же, зато;
разделительные:
или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли.
Соединительные союзы используются для выражения
одновременно или последовательно происходящих событий,
явлений действительности:
На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.
Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.
Противительные союзы выражают отношения
противопоставления
или разграничения:
Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.
Надежда — мой компас земной, а удача — награда за
смелость.
Разделительные союзы вносят в предложение значения
чередования,
выбора, предложения, неразличения:
За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт.
Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.
Запятая ставится между однородными членами,
соединёнными
повторяющимися соединительными или разделительными
союзами
(и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или,
либо…либо):
То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом
доме соловей.
И берег, и море молчали.
Запятая не ставится между однородными членами,
связанными
одиночным соединительным или разделительным союзом
(и, да в значении и, или, либо).
Лодка качнулась, поднялась и исчезла.
Части некоторых составных союзов (как …так и, не
только ….но и,
не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах
или
в разных частях сложного предложения. Запятая ставится
перед
второй частью таких союзов:
Среди садовых цветов есть как нарядные, так и
скромные виды.
Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над
болотом.
IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума»
проводит закрепление урока.
1 группа
1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
10
мин.
Учащиеся отвечают на
разноуровневые
вопросы.
Ромашка
Блума2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под
ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл
Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило
жаркое дело.
2 группа
1. По улицам бродили только куры, да изредка выла
собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что
дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все
затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег,
рассказал нам много нового об этих местах.
3 группа . Ребята называют союзы и отмечают, какие они,
сочинительные или подчинительные.
1. Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
5
мин.
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:_________________________________________________________________________
Положительные стороны урока:_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:________________________________________________________
__________________________________________________________________________