Рынок
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции
Рыночная экономика -
способ организации
хозяйственной жизни,
основанной на много-
образии форм собст-
венности,предприни-
мательстве и конкурен-
ции, свободном
ценообразовании.
ПРИЗНАКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.
Рынок порожден именно частной собственностью и без нее он немыслим.
2. Максимальная свобода хозяйственной деятельности.
Каждый производитель свободен произ-
водить все, что ему кажется выгодным и
перспективным (кроме того, что запреще-
но законом). Продавцы свободны в выбо-
ре товара и места торговли.
3. Активный учет спроса и предложения.
Предложение – это желание и возможно-
сти производителя продать конкретный
товар или услугу.
Величина предложения – количество това-
ра, которое продавцы готовы продать по
той или иной цене в данном месте и в дан-
ное время.
Спрос – это желание и возможности пот-
ребителя приобрести конкретный товар
или получить услугу.
Величина спроса – количество товаров,
которое люди хотят и могут купить по
данной цене в данном месте и в данное
время.
Производитель выпускает продукцию,
которая пользуется спросом у потребителя.
4. Конкуренция – (от лат. concurentia – сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество
участников
хозяйственной
деятельности в
борьбе за достижение
лучших результатов.
Конкуренция осуществляется на всех уровнях:
среди производителей идет бесконечное соревнование за максимальный рост объема производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;
среди потребителей соревнование идет за наиболее выгодное размещение своих доходов: выбрать товар или услугу лучшего качества и по более низкой цене;
продавцы и покупатели соревнуются за наибольшее влияние на величину розничных цен; продавцы хотят продать товар подороже, покупатели заинтересованы в том, чтобы купить товар подешевле.
Благодаря конкуренции производители вынуждены
изыскивать способы производства товаров с минимальными
издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества.
5. Свободное
ценообразование.
Цены диктует
рынок, исходя из
соотношения
спроса (покупатели) и
предложения (продав-
цы, производители) и
необходимости
получения прибыли.
Спрос находится в
обратной зависимости
от цены: чем выше це-
на единицы товара,
тем меньше спрос на
данный товар.
цена | величина спроса |
Повышение | Уменьшение |
Снижение | Возрастание |
Предложение нахо-
дится в прямой зави-
симости от цены: чем
выше цена единицы
товара, тем больше
товара производители
изготовить и продать.
Цена | Величина предложения |
Повышение | Возрастание |
Снижение | Уменьшение |
Чем определяется спрос?
Размерами индивидуального дохода;
Потребностями, необходимыми сегодня;
Модой;
Ценами на товары – заменители.
Для нормальной деятельности рынка необходимы определенные условия, рынок выполняет определенные функции.
Никто не будет
назначать цену себе в
убыток. Но и слишком
высокие цены
невыгодны
предпринимателям,
т.к. в результате
товары залеживаются на
полках магазинов.
Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товаров и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, называется рыночным равновесием, а цену, по которой заключается сделка, - равновесной ценой.
4. «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКАКаждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой» рынка, т.е. только лучший результат производства будет приносит планируемый доход.
Черты рыночной экономики.
положительные | отрицательные |
Способна с помощью конкуренции и рыночной цены быстро откликаться на потребности в новых товарах и услугах | Не гарантирует право на труд и доход, воспроизводит существующее неравенство |
Оперативно использует новые технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли
Отличается гибкостью и высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям
фундаментальные исследования, здравоохранение и др.)
Медленно реагирует на потребность в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды
Не способна предотвратить кризисы перепроизводства, порождает безработицу, инфляцию
ВЫВОД: рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни.
Преимущества рынка:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
не создает условия для развития науки, образования, учреждений культуры.
порождает социальную несправедливость и расслоение общества на богатых и бедных.
Недостатки рынка:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.