Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107
«Утверждаю» Заведующий МБДОУ детский сад №107
________________ И.С.Лебедева от «___» ____________20___ г.
|
«Согласовано» Начальник отдела коррекционной работы и дошкольных учреждений _________________ Т.В.Серая от «____»_____________ 20____г. |
«Согласовано» Совет педагогов Протокол №_____ от «____»_____________ 20____г. |
С чего начинается Родина?
Парциальная программа развития православно познавательных представлений детей 4 – 7 лет
Составитель: Васильева Е.Э. старший воспитатель
МБДОУ детский сад №107
2016
г.Тверь
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 стр |
2. |
Актуальность программы |
4 стр |
3. |
Цель программы, задачи |
5 стр |
4. |
Возрастные особенности детей 4- 7 лет |
7 стр |
5. |
Новизна, универсальность использования |
9 стр |
6. |
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности |
11стр |
7. |
Проектирование образовательного процесса |
12 стр |
8. |
Объем освоения программного материала «С чего начинается Родина?» |
13 стр |
9. |
Годовое тематическое планирование (православное направление)
|
14 стр |
10. |
Примерный перспективный план работы в средней группе |
18 стр |
11. |
Примерный перспективный план работы в старшей группе |
26 стр |
12. |
Примерный перспективный план работы в подготовительной к школе группе
|
35 стр |
13. |
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
|
44 стр |
Пояснительная записка
Программа «С чего начинается Родина?» (программа православного воспитания и познавательного развития детей 4-7 лет) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- «Законом об образовании РФ» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года);
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.08.1998 г. № 124-Ф3;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
- «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 для детских
садов 2016 с изменениями
-
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
- Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.03.
- Письмом Министерства образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Данная программа является региональным компонентом основной общеобразовательной программы МБДОУ детский сад № 107 г.Твери, расширяет содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», направлена на формирование основ православной культуры предполагает устойчивую духовною интеллектуальную связь с лучшим историческим опытом и традициями предшествующих исторических поколений, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности у ребенка от 4 до 7 лет с учетом возрастных особенностей.
средствами краеведения.
Содержание программы реализуют педагогические кадры: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
Содержание образовательной деятельности по реализации программы «С чего начинается Родина?» определяется в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к культуре родного народа, в том числе православной, родному краю, городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности, что отвечает принципам православной культуры. Основой в воспитании у дошкольников основ православной культуры, гражданских чувств, познавательных способностей являются накопление детьми социального опыта жизни в ближайшем окружении, усвоение принятых в православной культуре и светском обществе норм поведения, развитие интереса к историческому и культурному наследию русского народа, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь, познавательный интерес к родному краю, православной культуре – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, т.к. это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Цель программы:
- формирование основ православной культуры, познавательной деятельности средствами краеведения.
Задачи:
1. Дать начальные представления о православной культуре русского народа.
2.Уточнить ранее полученные знания и представления о культурном и историческом наследии родного края и города и дополнить их через ознакомление с православными традициями и символами.
3. Способствовать осознанному пониманию детьми окружающей действительности, своего места и роли в жизни православного общества, социума родного города.
Ожидаемые результаты
К концу периода обучения ребенок:
1) приобретает определенную систему знаний о православных традициях в жизни и искусстве; о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
2) овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
3) определяет свою социальную роль;
4) имеет элементарные представления об исторических и культурных традициях родного города, его достопримечательностях;
5) обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
6) учится рационально использовать приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности;
7) овладевает такими чувствами как доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
8) развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
9) учится самоорганизации, взаимопомощи.
Основными организационными формами реализации программы «С чего начинается Родина?» в образовательном учреждении являются совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми), решение образовательных задач в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей – свободные игры, занятия по интересам через организацию предметно-развивающего пространства группы; взаимодействие с семьями детей по реализации программного материала данного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Возрастные особенности детей 4- 7 лет
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения, растущие на участке. Называет домашний адрес, название города в котором он живет. |
В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; владеют навыками росписи, имеет представление о традиционных производствах Тверского края, называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, практическая проработка сведений о Православной культуре, использует народный фольклор; называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план - схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников. |
Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, знает происхождение фамилии, имя и отчество родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; кратко рассказать о ней; умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада имеют общие представления об истории своего города, страны; символике, традициях родного города, страны; знают и называют национальности, проживающие в городе; знакомы с особенностями русской культуры, русскими традициями, активно проигрывают моменты, связанные с Православной культурой, знакомятся с костюмами, украшениями; знают и умеют играть в русские игры. Называют лекарственные растения, произрастающие в Тверском крае; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения. |
Новизна
Программа предусматривает интеграцию задач образовательных областей в вопросах ознакомления с православной культурой средствами краеведения.
Универсальность использования
Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.
Организационные условия.
Организация образовательной деятельности дошкольного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.
Материально-технические условия. При реализации программы «С чего начинается Родина?» организация развивающей предметно-пространственной среды осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Социо-культурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социо - культурными организациями.
Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социо – культурными организациями: районной детской библиотекой, детской школой искусств, Тверским краеведческим музеем, Тверским театром кукол, Выставочным залом, Тверской епархией.
Основные принципы и положения, на которых базируется программа
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Содержание образовательной программы разработано в соответствии с подходами:
- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
- деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
- компетентностного подхода. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности
Формы образовательной деятельности |
|||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
|||
Индивидуальные подгрупповые |
Групповые подгрупповые индивидуальные |
Индивидуальные |
Групповые подгрупповые индивидуальные |
Утренняя гимнастика Подвижные игры Тематические беседы Чтение художественных произведений духовного содержания Слушание музыкальных произведений (в том числе духовной музыки) Рассматривание репродукций местных художников Наблюдения: *целевые, *долгосрочные, *краткосрочные. Занятия – экскурсии (в том числе и в Храм) Игры: *ролевые, *театрализованные, *дидактические, *сюжетно-ролевые, *настольно – печатные.
|
Познавательно-исследовательская деятельность Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные. Продуктивные: коллаж, фотовыставки, выставки творческих работ вернисаж. Наблюдения Игры Праздники Развлечения Досуги Забавы Коллекционирование Организация тематических выставок Интегрированная деятельность Чтение Физкультурные занятия Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора Просмотр видео |
Организация игровой деятельности: Сюжетно-ролевая игра Игры-драматизации Настольно-печатные Рассматривание альбомов, иллюстраций (в том числе библейского содержания), икон, коллекций Подвижные игры |
Консультации, Семинары, Беседы, Семинар -практикум, Круглый стол, Родительский клуб Организация выставки, мини-музея Проектная деятельность Коллекционирование Освещение деятельности ДОУ через Сайт ДОУ Совместные праздники и развлечения Благотворительность (акции) |
Форму организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.
Проектирование образовательного процесса
Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности (игровой, экспериментирование, продуктивной, двигательной, коммуникативной, трудовой, музыкальной, чтение художественной литературы); организовать информацию оптимальным способом; развития основных навыков, понятийного мышления.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.
В Программе выделен примерный перечень развлечений и праздников, тематических экскурсий и прогулок, перечень подвижных игр, обеспечивающих решению задач по формированию основ краеведения и воспитания гражданственности, патриотизма, позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Освоение программного материала осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности детей по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Объем освоения программного материала
«С чего начинается Родина?»
Направление деятельности |
Образовательная область |
Объем непосредственно образовательной деятельности в неделю |
||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||
Познавательно-речевое развитие |
Познавательное развитие |
5-10 минут |
10 минут |
20 минут |
Речевое развитие |
В режимных моментах и во всех видах совместной со взрослым деятельности |
|||
Социально-личностное
|
Социально-коммуникативное развитие |
В режимных моментах и во всех видах совместной со взрослым деятельности |
||
Художественно-эстетическое развитие |
Художественно-эстетическое развитие (Музыка) |
10 минут |
10 минут |
10 минут |
Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) |
15 минут |
20 минут |
20 минут |
|
Физкультурно-оздоровительное развитие |
Физическое развитие |
5 минут |
10 минут |
10 минут |
Объем недельной образовательной нагрузки вариативного компонента |
40мин в неделю |
50 мин в неделю |
1ч(60 мин) в неделю |
Годовое тематическое планирование
(православное направление)
Месяц |
Тема |
Средняя группа |
|
Декабрь |
Работа с родителями «Наши семейные праздники», выставка «Новогодние и рождественские игрушки» |
Январь |
Беседа: «Рождество – что это за праздник?», «Славяне – почему наших предков так назвали?» |
Февраль |
Беседа: «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая», «Начало Русского государства и первые государи русские» Развлечение «Масленица» |
Март |
Беседа: «Почему Ольга стала Еленой мудрой»; Н/и: традиционные народные пасхальные игры |
Апрель |
Беседа: « Князь Владимир и крещение Руси» Развлечения: «Пасха» Аппликация: «Пасхальные яички» Работа с родителями: «Народные весенние праздники» (Вербное воскресение, Пасха) |
Май |
Беседа: «Духовное завещание Владимира Мономаха» |
Старшая группа |
|
Сентябрь |
Беседа: «Что такое Библия? Почему ее называют книгой книг?», «Рождение Девы Марии» Работа с родителями: анкетирование о духовно-нравственном воспитании в семье |
Октябрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Сергий Радонежский – жизнь и подвиги», «Народные приметы, связанные с праздником Покрова», «Святой Александр Невский» Рисование: «Платок (покров)» Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Музыка: прослушивание духовной музыки |
Ноябрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Тайна Троицы», «Иконопись – специфический жанр живописи» Рассматривание иконы «Казанской Божьей матери» |
Декабрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Князь Михаил Тверской» Работа с родителями: выставка «Новогодние и рождественские игрушки», создание экспозиции в музеи д/с Кукольный спектакль «Неизвестный спаситель» (Святитель Николай) |
Январь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Рождество», «Традиции, связанные с праздником Крещения Господня» Аппликация: «Рождественский ангел» Лепка: «Поделки к празднику Рождества» Конструирование: «Восьмиконечная Вифлеемская звезда» Развлечение: «Рождество», с использованием духовной музыки Работа с родителями: помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Рождественская елочка» Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) |
Февраль |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Масленица – традиции и обычаи», «Защитники Тверской земли», «Первые христианские общины» Беседа о традиционной кухне в Православные праздники Развлечение: «Ой ты, Масленица!» Рисование «Масленица к нам пришла» |
Март |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Храм. Его устройство и назначение», «Икона – что она изображает?» Экскурсия: «Архитектура Храма» |
Апрель |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Знаменитые колокольни Руси», «Пасхальные традиции и обычаи» Аппликация: «Пасхальные яйца» П/и: пасхальные народные игры Музыка: «Колокольный звон» (благовест, перезвон, двузвон, трезвон, перебор; прослушивание) Развлечение: «Пасха» Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» |
Май |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Монастыри – крепости на Руси» Слушанье церковной и духовной музыки
|
Подготовительная к школе группа |
|
Сентябрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Донское сражение или Куликовская битва» Коллаж: «Схема Донского сражения» Работа с родителями: анкетирование о духовно-нравственном воспитании в семье |
Октябрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Сергий Радонежский – жизнь и подвиги», «Народные приметы, связанные с праздником Покрова», «Иконы – значение цветов и композиций» Рисование: «Платок (покров)» Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Музыка: прослушивание духовной музыки Кукольный спектакль сказка «Шарф – покров» |
Ноябрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Александро – Невская лавра – как центр просвещения» Рассматривание иконы «Казанской Божьей матери», иллюстраций, икон о детстве Богородицы Музыка: слушание духовной музыки |
Декабрь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Князь Михаил Тверской» Работа с родителями: выставка «Новогодние и рождественские игрушки», создание экспозиции в музеи д/с Кукольный спектакль «Неизвестный спаситель» (Святитель Николай) Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае |
Январь |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Пришла коляда накануне Рождества!», «Храмы Твери», «Крещенские традиции и обычаи», «Кирилл и Мефодий - создатели старославянской азбуки и языка» Аппликация: «Рождественский ангел» Конструирование: «Восьмиконечная Вифлеемская звезда» Развлечение: «Рождество», с использованием духовной музыки Работа с родителями: помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Рождественская елочка» Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) |
Февраль |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Масленица – традиции и обычаи», «Защитники Тверской земли», «Первые христианские общины» Беседа о традиционной кухне в Православные праздники Развлечение: «Масленица широкая!» Рисование «Масленица к нам пришла» Конкурс на самые вкусные блины |
Март |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Почему Александр прозван Невским?», «Андрей Рублев Экскурсия: «Архитектура Храма» |
Апрель |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Почему Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву называют Храмом Василия Блаженного?», «Пасхальные традиции и обычаи» Аппликация: «Пасхальные яйца» П/и: пасхальные народные игры Музыка: «Колокольный звон» (благовест, перезвон, двузвон, трезвон, перебор; прослушивание) Развлечение: «Пасха» Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» Чтение: литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе |
Май |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Анна Кашинская – защитница и покровительница» Слушанье церковной и духовной музыки
|
Примерный перспективный план работы в средней группе
месяц |
Ознакомление с окружающим |
Вид деятельности |
Задачи |
|
|
сентябрь |
· Я и мой детский сад. · Наш детский сад. · Какие мы. · Правила нашей жизни.
|
Беседа: «Мы пришли в детский сад» Конструирование: «Башня с флажками» Д/и: «Кому что нужно для работы», «Назови части тела», «Давайте познакомимся», «Съедобные и несъедобные грибы» С/и: «Детский сад» Развлечение «Осень, осень в гости просим» Работа с родителями: Стенгазета «Один день из жизни семьи» |
Закреплять и расширять знания детей о себе, своей семье, сотрудниках детского сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного поведения в группе и на улице. |
|
|
октябрь |
· За овощами в огород. · За фруктами в сад. · В лес за грибами · и ягодами. · Осень. |
Беседа: «Откуда овощи в магазине», «Торжокские золотошвеи». Развитие речи: Фрукты на прилавках магазинов. Аппликация: Заюшкин огород. Конструирование: «Зайчик» Лепка: Во саду ли, в огороде. Д/и: «Что растёт на грядке», «Узнай по описанию», «Что где растёт». П/И «Огородная- хороводная» С/и: «Магазин» Работа с родителями: выставка поделок «Цветы осени» Музеи: Рязанский театр-музей «Народные костюмы – история создания» |
Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огородах. Учить различать их по внешнему виду, устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода. Вызвать чувство восхищения мастерством торжокских золошвей. |
|
|
ноябрь |
· Улицы моего города. · Как вести себя на улице. · Мы идём в магазин. · Досуг в выходные (библиотека дома, музей, для чего и как его организовать, театр дома) |
Беседа: «И снова в городе »; «Улица полна неожиданностей». Экскурсия по городу: Достопримечательности родного города. Работа с родителями: «Экскурсия в городской музей»; выставка кормушек для птиц Конструирование: «Дом, в котором мы живём» С/и «Шофёры», «Семья», «Магазин» Д/и Что где продаётся Проектная деятельность |
Закреплять у детей названия родного города, улиц, реки, формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: музей, парк, театр, развлекательный центр для детей. Закреплять правила дорожного движения |
|
|
декабрь |
· Я и моя семья. · Наш дом. · Зима на участке детского сада. · Зимние праздники. |
Развитие речи : Заучивание наизусть стихов о зиме, «Семья». Экскурсия на открытие городской елки Целевая прогулка: «Зима на участке детского сада» Работа с родителями «Наши семейные праздники», выставка «Новогодние и рождественские игрушки» Утренник для детей и родителей «Новый год у ворот» Ознакомление с окружающим: «Едем в гости». Рисование: «Праздники в нашей семье», «Зимнее дерево» Аппликация: «Подарки к праздникам родственникам» Конструирование: «Двухэтажный дом», «Елка» Д/и: «Правильно – неправильно», «Волшебные слова», «Что надеть зимой» П/и: «Два мороза» С/и: «Семья», «День рождения». |
Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть) близких взрослых и детей, способствовать проявлению чувства и привязанности к близким людям. Актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная). Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой. Формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой. Привлекать родителей к созданию новогодних и рождественских игрушек вместе с детьми. |
|
|
январь |
· Традиции празднования Рождества · Славяне · Мебель. · Еда и посуда. · Одежда и головные уборы, обувь |
Беседа: «Рождество – что это за праздник?», «Славяне – почему наших предков так назвали?», «Как избу строили», «Что хранится в сундуке», «Веселые ложки» Лепка: «Посуда» Аппликация: «Кимрское лоскутное шитье», «Деревянные ложки» Рисование (кляксография): «Тверская вышивка» Конструирование: «Игрушки», «Кукольная мебель» Прослушивание песен: «Прялица», «Крутись, веретёнце». Д/и: «Сказочный дворец», «Укрась избушку узором», «Собери самовар (узор)», «Путаница», «Из чего сделаны», П/н/и : «Прялица», «Клубочек», «Челнок» С/и: «Семья», «Магазин» Работа с родителями: Составление тематических альбомов: «Ремёсла на Руси», «Выставка женского рукоделия», «Жилище русского человека ». Музеи: выездное музейно-педагогическое занятие мемориального комплекса «Медное» «Бабушкин сундук» |
Знакомить с Рождественскими праздниками, святочными гаданиями. Познакомить с жизнью людей, красивых лицом и станом, гордых славными делами предков русичей, честных, и добрых славян. Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками, с ложкарным промыслом тверской губернии. Обогащать первоначальные представления о предметах крестьянского быта (сундук, кровать, различная посуда, ушат). Формировать первоначальные представления об отдельных элементах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, зипун, валенки, порты, лапти, пуховый платок, паутинка, палантин). Вызвать чувство восхищения красотой национальных костюмов, воспитывать бережное отношение к предметам быта |
||
февраль |
· Профессии дальнего и ближнего окружения. · Творческие профессии. · Традиции празднования масленицы · Папин праздник (роль в семье). · Первые государи русские
|
Беседа: «Труд взрослых в родном городе», «Писатели, поэты, художники, музыканты, прославившие наш город», «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая», «Наша армия родная», «Начало Русского государства и первые государи русские» Художественная литература: «Чем пахнут ремёсла?» Джанни Родари, «Что могут солдаты?» Я Длуголенцкий, «Пограничники» С. Маршак, «Наши мамы» Е. Благинина Музыка: разучивание песенки «Блины» Аппликация: «Подарок для папы». Конструирование: «Трамвай», «Самолет» Развлечение «Масленица»; «День защитников Отечества» Работа с родителями: «Достопримечательности нашего города», альбом «Ой, блины…» С/и: «Семья», «Магазин», «Транспорт», «Больница», «Театр», «Парикмахер» и др. Драматизация сказки «Репка» Экскурсия в краеведческий музей, к памятникам воинской Славы. Д/и: «Профессии», «Из чего сделано»
|
Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: строитель, учитель, врач, кондитер, поэт, музыкант писатель, с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, милиционер, военный). Формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. Формировать первичное понимание слова «Родина». Познакомить с началом создания государства Российского, с первыми государями русскими. Воспитывать интерес к воинам Российской армии. Знакомить с русской народной традицией – отмечать Масленицу, с традиционными играми, с обычаем организовывать Ярмарки. |
||
март |
· Мамин праздник (роль в семье). · Святая Ольга (Елена) · Дикие звери (в зоопарке). · Домашние животные, домашние любимцы. · Птицы. · Рыбы, морские и речные обитатели. · Правильное питание – здоровье малыша
|
Беседа: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»; «Почему Ольга стала Еленой мудрой», «Экскурсия в зоопарк (Пролетарка)», «Обитатели скотного двора», «Знакомство с Красной книгой», «Что полезного в каше?». Музыка: пение песенок о маме. Утренники и развлечения: «8 марта – мамин день» Художественная литература: Пословицы и поговорки, посвященные маме, пословицы и поговорки посвященные правильному питанию, еде, «Козлята и волк» сказка в обр. К.Д.Ушинского, «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушина Рисование с аппликацией «Подарок для мамы»; «Козочка с козлятами», «Грачи прилетели» Конструирование: «Щенок» Лепка : «Уточка утятами», «Рыбки в аквариуме», «Жаворонки из теста». Д/и: «Кто где живёт», «Ягоды нашего края», , «Домашние и дикие животные», «Чьи припасы» «Какая моя мама» Н/и: «Пастух и стадо», «Горшок», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу», «Золотые ворота», традиционные народные пасхальные игры С/р: «Семья» (разучивание колядок, закличек, весенних хороводов) Работа с родителями: выставка портретов мам, бабушек и сестричек; выставка «Как у наших мамочек – золотые ручки» |
Воспитывать любовь к матери и ко всей своей семье. Познакомить с образом первой христианской княгини на земле русской – княгиней Ольгой. Познакомить с охраняемыми государством и законом животными, птицами, растениями, рыбами, занесёнными в Красную книгу. Закреплять умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Формировать представления о здоровом образе жизни. |
||
апрель |
· Народные обычаи и традиции на Руси · Крещение русского народа · Весеннее пробуждение природы. · Насекомые или шестиногие малыши. · Сажаем растения. · Откуда хлеб пришёл. · |
Беседа: « Князь Владимир и крещение Руси», «В окно повеяло весною», «Птичка – невеличка», «Шестиногие малыши», «Огород на окне», «Откуда хлеб пришёл» Развлечения: «Пасха» Целевая прогулка: «Весна на участке детского сада» Художественная литература: «Звездолётчики» В. Бороздин; стихи, рассказы, приметы весны Аппликация: «Воробьи в лужах». «Ромашка и бабочка», «Пасхальные яички» Конструирование: «Домик для скворушки» Рисование на ткани «Весна» (по мокрому)», Д/и «Что надеть зимой (весной, осенью, летом)», «Чей хвост, чья голова », «Когда это бывает», «Что растёт на грядке » Работа с родителями: «Народные весенние праздники» (Вербное воскресение, Пасха)
|
Познакомить с процедурой крещения русского народа, с ролью князя Владимира в этом процессе. Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни насекомых и растений, труде людей в селе в весеннее время. Познакомить детей с тем , как выращивали хлеб в старину и сейчас. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, бережное отношение к хлебу. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе. Обогащать первоначальные представления о русских народных праздниках, связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве, обучать способам практического применения знаний о национальной культуре в разных видах деятельности. Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников |
||
май |
· Народный праздник «День Победы» · Владимир Мономах · Транспорт. · Мой календарь. · Что мы знаем и умеем. «У солнышка в гостях». (Про все времена года) · Что мы знаем и умеем. |
Беседа: «Медаль деда», «Духовное завещание Владимира Мономаха», транспорт родного города, времена года. (работа с календарём) Развлечение: «День Победы» Экскурсия: к обелиску Прогулка по городу «Транспорт родного города» Д/и «Профессии», «Времена года», «Из чего сделано», «Светофор» С/и «Семья», «Шофёры», «Больница» Проектная деятельность |
Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Познакомить с духовным завещанием Владимира Мономаха, с жизнью князя. Закреплять названия видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представления о том, что такое малая Родина.
|
||
Примерный перспективный план работы в старшей группе
Месяц |
Ознакомление с окружающим |
Вид деятельности |
Задачи |
Сентябрь |
· Микрорайон, где находится детский сад · Правила детского сада · Мы – разные (имена, фамилии) · Библия – книга книг · Первое стихотворение русское
|
Беседа: «Наш детский сад», «Что такое Библия? Почему ее называют книгой книг?», «Рождение Девы Марии», «Приглашение к путешествию», «Что такое – правила поведения», «Кто я?», «Что я знаю о правилах поведения на дороге?», «Кто написал первое стихотворение русское» Составление карты – схемы детского сада. Творческая игра: «Мой микрорайон» Коллаж: «Мой детский сад и близлежащие улицы» Проектная деятельность: «Происхождение моей фамилии», размещение выставочных материалов в Музеи д/с Познаю себя: «Моя родословная» Рисование: «Наш детский сад», «Что я видел по дороге в детский сад» С/и: «Детский сад», «Дочки – матери» Д/и: «Назови три предмета», «Что из чего сделано?» П/и: «Мы – веселые ребята» Развлечение: «Осень, осень, в гости просим» Работа с родителями: анкетирование о духовно-нравственном воспитании в семье, «Один день из жизни семьи» - стенгазета, субботник по благоустройству территории детского сада. Составление фотоальбома «Моя родословная» |
Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том, где работают родители. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам. Познакомить с Библией, объяснить, почему Библию называют Книгой книг, продемонстрировать различные издания, форматы Библии. Познакомить с празднованием Дня рождения Девы Марии. Познакомить со «Словом о полку Игореве» - рассказе о походе князя Игоря. Познакомиться с представлениями родителей о духовно-нравственном воспитании детей через анкетирование. |
Октябрь |
· День памяти Сергия Радонежского · День Покрова Пресвятой Богородицы · Святой Александр Невский · Духовная музыка · Народы Тверского края · Октябрь пахнет капустой · Здоровье на грядке
|
Беседа: «Хлеб – всему голова», «О перелетных птицах», «О витаминах на грядке», знакомство с творчеством тверских художников. Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Сергий Радонежский – жизнь и подвиги», «Народные приметы, связанные с праздником Покрова», « «О разных народах, населяющих Россию и Тверской край», «Святой Александр Невский» Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Коллаж: «Осенний лес», размещение в Музеи д/с. Рисование: «Радуга» (на ткани), «Дружный хоровод», «Золотая осень в Тверском крае», «Платок (покров)» Аппликация: «Грибы», «Волшебные колоски», «Кукла в русском народном платье» Лепка: «Птичка» (по мотивам русских народных игрушек) С/и: «Я – водитель», «Магазин – супермаркет», «Магазин «Цветы» Д/и: «Роняет лес багряный свой наряд» - разучивание стихов, загадок, дидактические игры о деревьях, «Откуда хлеб пришёл», «С какого дерева листок» П/и: «С кочки на кочку» Музыка: прослушивание духовной музыки, песенка «Восенушка – осень» Работа с родителями: создание коллажа Невской битвы, выставка поделок «Цветы осени» Музеи: Рязанский театр-музей «Народные костюмы – история создания» |
Знакомить с жизнью Сергия Радонежского. Формировать интерес к русским народным приметам. Познакомить с историей нашествия татар, покорения России и подвигом Александра Невского. Знакомить с духовной музыкой. Знакомить с характерными для октября явлениями природы. Знакомить с народными обычаями и праздниками. Формировать эстетический вкус через любование и понимание картин художников, изображающих Тверской край осенью. Знакомить с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Знакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Вызывать чувство восхищения красотой национальных костюмов Приобщать к знаниям отличительных особенностей людей разных народов, населяющих Тверской край (костюмы, головные уборы и т.д.). |
Ноябрь |
· День народного единства · Тайна Троицы · Иконописное искусство · Улицы моего города · Гончарное производство (керамика Конакова) · Глиняная игрушка · Керамические изразцы Старицы
|
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «4 ноября – День народного единства», «Тайна Троицы», «Иконопись – специфический жанр живописи», «Народные промыслы Тверской губернии», «Промышленные предприятия города Твери» Чтение: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок). Рисование: «Русский воин». Рассматривание иконы «Казанской Божьей матери» Лепка: «Тверская глиняная игрушка», «Посуда» Конструирование: «Дом», «Трамвай», «Кремль» Аппликация: «Улица» (коллективная работа) Ручной труд «Подарки родному городу» Коллаж: «Моя улица» П/и: «Замри», «Жмурки» Д/и: «Угадай что из чего сделано?» С/р: « Путешествие по улице» (Игровой сюжет: Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них; «Защитники», «Путешествие в Москву» Музыка: разучивание гимна России, Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш» (слушание). Работа с родителями: помощь в обогащении Музея д/с аудиозаписями военных маршей, флагами, атрибутикой военных разных времен (шлемы, кивера, пилотки, безкозырки, фуражки, бинокли, штурвалы и т.д.), фотографиями и репродукциями различных времен с изображением баталий, боев, парадов и т.п. Организация выставки «Российские воины» |
Познакомить с историческими корнями происхождения нового государственного праздника «День народного единства». Познакомить с «Тайной Троицы», объяснить единение Трех лиц. Познакомить с разными школами и техниками иконописи. Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города и украшении.
|
Декабрь |
· Свет Тверской земли (знаменитые земляки) · Географическое расположение Тверской области · «Проказы старухи Зимы» · Деревянная игрушка Твери · Зимние праздники |
Беседы: «О характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок». Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Князь Михаил Тверской», «Тверская матрешка», «Тверская деревянная игрушка» Путешествие по карте Тверской области Ознакомление с окружающим: «Район, в котором ты живёшь» Конструирование: «Улица города», «Елочкины игрушки» Аппликация: «Дом на нашей улице» Лепка: «Вылепи Тверскую игрушку», «Птичья столовая». Рисование: «Гирлянды» (на ткани) Д/и: «Назови (найди) по описанию», «По земле, по воде, по воздуху», «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место» П/и: «На горе – то калина», «Лиса и козы», «Охотник и зайцы» С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну» Музей: Посещение краеведческого музея. Работа с родителями: выставка «Новогодние и рождественские игрушки», создание экспозиции в музеи д/с Утренник: «Новый год у ворот» Кукольный спектакль «Три ступеньки» (введение во Храм Богородицы) Акция: «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек
|
Продолжать знакомить с жизнью великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича. Дать понятие об особом рельефе Тверской области, развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор. Учить разгадывать загадки. Знакомить с традициями празднования Нового года. Приобщать к хоровой исполнительской культуре. Формировать любовь к хоровому искусству. Повторять зимние заклички. |
Январь |
· Рождество · Крещение · «Гуляй, да присматривайся!» (приметы января) · Обитатели Тверского зимнего леса · Еда и посуда · Торжокская золотая вышивка |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Рождество», «Традиции, связанные с праздником Крещения Господня», «Как избу строили», «Золотошвеи Торжка», «Традиционная русская кухня» Беседы: «О характерных особенностях января», «Как животные тверского леса приспосабливаются к январским холодам» Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) Аппликация: «Рождественский ангел», «Зимняя сказка», «Украшение чашки с блюдцем» Лепка: «Поделки к празднику Рождества» Рисование: «Снежинка» (на ткани) Конструирование: «Мой город», «Жители зимнего леса», «Восьмиконечная Вифлеемская звезда» Моя математика: «Большие и маленькие», «Целевая прогулка в парк» Ручной труд: «Птицы и животные». П/и: «Затейники», «Горелки», «Охотники и зайцы», «Волк во рву». Д/и: «Дикие животные», «Ассоциации». С/р «Экскурсоводы», Развлечение: «Рождество», с использованием духовной музыки Музеи: выездное музейно-педагогическое занятие мемориального комплекса «Медное» «Бабушкин сундук» Работа с родителями: Выставка женского рукоделия», помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Рождественская елочка» |
Знакомить с Рождественскими традициями, святочными гаданиями, разучивание колядок. Знакомство с традициями и обычаями праздника Крещения Господня. Знакомство с историей Крещения Руси. Продолжать знакомить детей с животным миром Тверской области, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о животном мире. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о животных. Обогащать представления о предметах крестьянского быта (утюг, чугунок, вышитое полотенце, лапти). Воспитывать бережное отношение к предметам быта. Вызывать чувство восхищения мастерством торжокских вышивальщиц.
|
Февраль |
· Путешественник Афанасий Никитин · Книги, которые нас учат · Первые христианские общины · Традиции празднования Масленицы · Кто служит в армии?
|
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Путешествие за три моря»; «Как создают книги», «Масленица – традиции и обычаи», «Защитники Тверской земли», «Первые христианские общины» Беседы: «Моя любимая книга», «Наша Армия», о традиционной кухне в Православные праздники Проект: «Книга – лучший друг» Экскурсия: В библиотеку, в СОШ №2 «Музей имени Д.М.Карбышева» Чтение: А.Митяев «Почему наша Армия родная?», А.Гайдар «Мальчиш – Кибальчиш», «Два Мороза», знакомство с пословицами и поговорками, приметами этого месяца. Коллаж: создание карты с обозначением пути следования Афанасия Никитина в Индию. Рисование: «Портрет Моего папы (дедушки, брата)», «Масленица к нам пришла» Аппликация: «Герои любимых книг», «Матрос с сигнальными флажками» Лепка: «Самолет» П/и: «Разведчик», «Воевода с мячом», «Гори, гори ясно!», «Помоги бабушке (дедушке)», «Мирилка» Д/и: «Назови профессию», «Кому что надо», «Угадай сказку», «Что любит книга?». С/р : «Кругосветное путешествие», «Библиотека» Музыкально-спортивный праздник: «Ко Дню Защитника Отечества» Развлечение: «Ой ты, Масленица!» Музыка: пение обрядовых русских песен. Музеи д/с: выставка «Мои любимые книги» Работа с родителями: акция «Подари книгу Детскому саду»
|
Знакомить со знаменитыми земляками. Вызывать чувство гордости за совершенные этими людьми подвиги. Продолжать знакомить с распространением христианства на Руси. Продолжать воспитывать интерес к книге, этапам ее создания. Продолжать знакомство с русским народным праздником Масленица, подробно останавливаясь на значении каждого дня праздничной недели. Формировать представление о российских воинах и празднике Дне защитника Отечества, воспитывать уважение к защитникам Отечества. Формировать представления о музеи.
|
Март |
· Храм. Его устройство и назначение · Можно ли изображать Бога? · Гуляй, да присматривай · Леди и джентльмены · Я расту здоровым |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Храм. Его устройство и назначение», «Икона – что она изображает?», «Творчество И.И.Левитана», «Доктор Пилюлькин советует», «Калязинское кружево» Беседы: «Характерные признаки Весны», «Нет милее дружка, чем родимая матушка», «Наши верные друзья витамины» Творческий проект: «Подарок маме к 8 марта» Проект: «Огород на окне» Экскурсия: «Архитектура Храма», «Ледоход на Волге» Чтение: разучивание закличек о весне, сказка «Семилетка», Рисование: «Мартовское солнце» (на ткани), портреты мам (сестричек, бабушек) Аппликация: «Весна. Изменения в природе» (коллективная аппликация), «Приметы весны. Перелётные птицы» Лепка: «Жаворонки», «Птица счастья в подарок маме», «Букет цветов в вазочке» П/и: «Шустрые зайцы», «Краски», «Заря – Заряница» Д/и: «Чья одежда?», «Что дает природа», «Чьи семена?», «Угадай весенний цветок» С/р : «Семья», «Ателье мод», «Парикмахерская», «Салон красоты» Вечер встречи (утренник): «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Музыка: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года» (слушание) Работа с родителями: изготовление стенгазет «Дерево здорового образа жизни» Выставка «Как у наших мамочек – золотые ручки» Музей д/с: изготовление альбома «Кружева»
|
Знакомить с устройством Храмов, формировать представления о названиях Храмов. Формировать представления об иконописи. Учить детей «читать» картины, развивать умение называть и узнавать времена года. Расширить знания детей о празднике 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам. Закреплять знания детей о друзьях здорового организма, познакомить с пословицами о здоровье, упражнять детей в умении отгадывать загадки. |
Апрель |
· Колокольни и колокольный звон · Апрель ленивого не любит, проворного приголубит» · Шутку шутить – людей насмешить · День космонавтики · Пасхальные традиции и обычаи
|
Беседа:, «О зимующих и перелетных птицах Тверского края», «О весенних полевых работах», «Что я могу увидеть в Космосе?», «Что случится с нашей планетой если…» Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Знаменитые колокольни Руси», «Пасхальные традиции и обычаи», «Герои Космоса!» Чтение: «Первый в космосе» В.Бороздин, заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок Сочинение рассказов: составление потешных рассказов; на тему «Космические истории», оформление альбома. Практико-ориентированный проект: «Мы и Космос», «День птиц» Организация книжной выставки: «Человек в космосе». Викторина «Что ты знаешь о птицах?». Конкурс: макетов космических и летательных аппаратов «Лети, лети, ракета…». Рисование: «Дорога к звездам», «Сырая погода» (на ткани) Конструирование: «Космические корабли» Аппликация: «Во поле березонька стояла», «Пасхальные яйца» Игра-путешествие: «Вперед в космос!» Д/и «Поможем жителям грустной планеты..», «Береги природу», «Кто живет рядом», Огород: высадка семян П/и: «Тренировка будущих космонавтов», пасхальные народные игры С/р: «Путешествие к далеким планетам», «Спасатели» Развлечение: «Дорога в космос!», «Пасха» Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» Музыка: «Колокольный звон» (благовест, перезвон, двузвон, трезвон, перебор; прослушивание) Планетарий: приглашение с экспозицией Выставка: рисунки детей «Разноцветный мир космоса!» |
Познакомить со знаменитыми колокольнями и колоколами Руси. Познакомить с видами колокольного звона. Знакомить с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Формировать представление о молитве. Формировать представления о весенних изменениях в природе. Знакомить с весенними полевыми работами. Знакомить с потешным фольклором, русскими народными небылицами. Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин.
|
Май |
· Мы – помним, мы – гордимся. · Монастыри – защитники отечества · Я учусь дружить · Дворовые забавы! |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «9 мая – День Победы!», «Монастыри – крепости на Руси», «Народы России», «Обычаи, обряды, игры и забавы русского народа!» Беседы: «Родина Мать – зовет!», «О дружбе и друзьях», «Секреты дружбы», «Кого можно назвать рыцарем?» Проект: «Ознакомление дошкольников с культурой народов тверского края» Экскурсия: к памятнику воинам Защитникам с возложением цветов Чтение: «Кто кому кто?» Я. Акима, Осеева «Три товарища», «До первого дождя», «Синие листья» Рисование: «Портрет моего друга», «Майский луг» (на ткани) Лепка: «Ордена» Ручной труд Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны. П/и: «Карусель», Д/и: «Что ты знаешь обо мне?», «Знатоки» С/р : «На дорогах города», «Кафе» Спортивное развлечение: «Рыцарский турнир» Музыка: «Ярмарка русских народных игр и забав» (хороводы, частушки, песни), слушанье церковной и духовной музыки Работа с родителями: фотостенд «Спасибо деду за Победу!», создание макета монастыря - крепости (по выбору), размещение в музеи д/с. Конкурс рисунков: «Так сражались наши деды» Встреча с интересными людьми
|
Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках города. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами Тверского края Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства. Познакомить с историей монастырей – крепостей. Знакомить с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край. Расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с дворовыми играми, играми в которые играли бабушки, мамы, папы. |
Примерный перспективный план работы в подготовительной к школе группе
месяц |
Ознакомление с окружающим |
Вид деятельности |
Задачи |
Сентябрь |
· История и традиции детского сада · Донское сражение или Куликовская битва · «Есть в осени первоначальной..» · Витаминная корзинка · Трудом славен человек |
Беседа:, «Таблетки растут на грядке», «О первом осеннем месяце, его особенностях», «Беседа о школе» Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Донское сражение или Куликовская битва», «История и традиции нашего детского сада», «Всякий труд – почетен» Коллаж: «Схема Донского сражения», «Портрет красавицы Осени» Проектная деятельность: «Профессии наших родителей» Чтение: повторение заклички «Восенушка – осень», А.Н.Майков «Осень», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?» Рисование: «Наш детский сад», «Что я видел по дороге в детский сад» С/и: «Детский сад», «Дочки – матери» Д/и: «Назови три предмета», «Что из чего сделано?», «Витамины», «приметы осени» П/и: «Мы – веселые ребята» Развлечение: «Осень, осень, в гости просим» Работа с родителями: субботник по благоустройству территории детского сада, анкетирование о духовно-нравственном воспитании в семье Выставка: «Герб семьи» |
Формировать представления об истории детского сада, воспитывать уважение к людям работающим с детьми. Воспитывать привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том, где работают родители. Познакомить с историей Куликовской битвы. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма. Формировать способность сделать выводы о том, что все вещи и предметы, которые нас окружают, сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо уважать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.
|
Октябрь |
· Откуда пришел хлеб · День памяти Сергия Радонежского · Икона – роль цвета. · Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит · Народы Тверского края
|
Беседа: «Хлеб – всему голова», «О перелетных птицах», знакомство с творчеством тверских художников. Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Сергий Радонежский – жизнь и подвиги», «Народные приметы, связанные с праздником Покрова», «Иконы – значение цветов и композиций», «О разных народах, населяющих Россию и Тверской край» Коллаж: «Блюз опадающих листьев», размещение в Музеи д/с. Чтение: «Лисичкин хлеб» М.Пришвин, В.Бианки «Синичкин календарь» Рисование: «Осенние ветки» (на ткани), «Дружный хоровод», «Золотая осень в Тверском крае», «Платок (покров)» Аппликация: «Чудесный колосок», «Наш дом – Земля» Лепка: «Булочки и пирожки» С/и: «Я – водитель», «Магазин – супермаркет», «Магазин «Цветы» Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Д/и: «Когда это бывает?», «Подбери предметы к признакам», «Правильно – неправильно» П/и: «С кочки на кочку» Работа с родителями: выставка поделок «Цветы осени» Музеи: Рязанский театр-музей «Народные костюмы – история создания» Музыка: прослушивание духовной музыки Кукольный спектакль сказка «Шарф – покров» |
Знакомить с характерными для октября явлениями природы. Знакомить с народными обычаями и праздниками. Знакомить со значением цвета на иконах. Формировать интерес к русским народным приметам. Формировать эстетический вкус через любование и понимание картин художников, изображающих Тверской край осенью. Знакомить с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Знакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Вызывать чувство восхищения красотой национальных костюмов Приобщать к знаниям отличительных особенностей людей разных народов, населяющих Тверской край (костюмы, головные уборы и т.д.). |
Ноябрь |
· День народного единства · История города Тверь · История основания Александро-Невской лавры · Гончарное производство (керамика Конакова) · Керамические изразцы Старицы · История одежды и обуви (кимрское сапожное дело, калязинская вышивка по войлоку |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «4 ноября – День народного единства», «Александро – Невская лавра – как центр просвещения», «Народные промыслы Тверской губернии», «Промышленные предприятия города Твери» Чтение: К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», З.Александрова «Сарафанчик» Рисование: «Русский воин», «Калязинские узоры». Рассматривание иконы «Казанской Божьей матери», иллюстраций, икон о детстве Богородицы Лепка: «Тверская глиняная игрушка» Аппликация: «Мой город в цвете» Коллаж: «Кремль» с размещением в музеи д/с П/и: «Замри», «Жмурки» Д/и: «Угадай что из чего сделано?», «Подбери пару», «Чья обувь?» С/р: « Путешествие по улице» (Игровой сюжет: Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них; «Защитники», «Путешествие в Москву» Музыка: слушание духовной музыки, Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш» (слушание). Работа с родителями: помощь в обогащении Музея д/с аудиозаписями военных маршей, флагами, атрибутикой военных разных времен (шлемы, кивера, пилотки, безкозырки, фуражки, бинокли, штурвалы и т.д.), фотографиями и репродукциями различных времен с изображением баталий, боев, парадов и т.п. Организация выставки «Российские воины» |
Продолжать знакомить с историческими корнями происхождения государственного праздника «День народного единства». Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Знакомить с историей монастырей – как центров просвещения. Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города и украшении.
|
Декабрь |
· Свет Тверской земли (знаменитые земляки) · Тверской край – что за край? · «Зима – не лето, - в шубу одето» · Деревянная игрушка Твери · Зимние праздники |
Беседы: «О характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок», «Знакомство с легендами о строительстве Тверского кремля», «Знакомство с пословицами и поговорками о песне». Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Князь Михаил Тверской», «Тверская матрешка», «Тверская деревянная игрушка» Путешествие по картам и атласам Тверской области Вечер знаний: «Мы юные исследователи» Ознакомление с окружающим: «Разные источники освещения» (старинные и современные), познакомить с разными видами почв, полезными ископаемыми. Конструирование: «Кремль» Аппликация: «Тверские птички», «новогодние игрушки» Рисование: «Распиши Тверскую матрешку» Лепка: «Декоративные тарелочки», «Елочные игрушки» Д/и: «Назови (найди) по описанию», «По земле, по воде, по воздуху», «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место» П/и: «На горе – то калина», «Лиса и козы», «Охотник и зайцы» С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну» Музей: Посещение краеведческого музея. Работа с родителями: выставка «Новогодние и рождественские игрушки», создание экспозиции в музеи д/с Утренник: «Новый год у ворот» Кукольный спектакль «Неизвестный спаситель» (Святитель Николай) Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае Акция: «Покормите птиц зимой». |
Продолжать знакомить с жизнью великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича. Дать понятие об особом рельефе Тверской области, развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о животных. Через эксперименты с почвой закреплять представления о ее свойствах. Дать понятие о полезных ископаемых. Знакомить со способами освещения жилища в далеком прошлом и современном настоящем. Учить разгадывать загадки. Знакомить с традициями празднования Нового года. Приобщать к хоровой исполнительской культуре. Формировать любовь к русской народной песне. Повторять зимние заклички. |
Январь |
· Рождество. Крещение · Храмы Твери · Святые братья Кирилл и Мефодий · «Гуляй, да присматривайся!» (приметы января) · Обитатели Тверского зимнего леса · Столовый этикет · Торжокская золотая вышивка |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Пришла коляда накануне Рождества!», «Храмы Твери», «Крещенские традиции и обычаи», «Кирилл и Мефодий - создатели старославянской азбуки и языка», «Золотошвеи Торжка», «Традиционная русская кухня» Беседы: «О характерных особенностях января», «Как животные тверского леса приспосабливаются к январским холодам» Чтение: С.Маршак «Откуда стол пришел?» Аппликация: «Рождественский ангел», «Русская народная матрешка», «Зима» Лепка: «Дед Мороз», «Пернатые, мохнатые, колючие» Рисование: «Морозный узор», «Метель» (на ткани) Конструирование: «Мой город», «Жители зимнего леса», «Восьмиконечная Вифлеемская звезда» Целевая прогулка в парк П/и: «Затейники», «Горелки», «Охотники и зайцы», «Волк во рву». Д/и: «Дикие животные», «Ассоциации», «Пожалуйста» С/р «Экскурсоводы», «Гостьюшка» Игра-путешествие с использованием проблемной ситуации Развлечение: «Рождество» с использованием духовной музыки Театрализация: С.Маршак «Если вы вежливы» Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) Музеи: выездное музейно-педагогическое занятие мемориального комплекса «Медное» «Бабушкин сундук» Работа с родителями: помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Рождественская елочка» |
Знакомить с Рождественскими традициями, святочными гаданиями. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках. Расширять представления детей о духовном наследии. Знакомить с храмовой архитектурой. Познакомить с жизнью и большим вкладом братьев Кириллом и Мефодием в становлении Руси. Продолжать знакомить детей с животным миром Тверской области, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о животном мире. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о животных. Обогащать представления о предметах крестьянского быта (утюг, чугунок, вышитое полотенце, лапти). Воспитывать бережное отношение к предметам быта. Вызывать чувство восхищения мастерством торжокских вышивальщиц.
|
Февраль |
· Путешественник Афанасий Никитин · Книги, которые нас учат · Традиции празднования Масленицы · Кто служит в армии? |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Путешествие за три моря»; ««Как создают книги», «Масленица – традиции и обычаи», «Защитники Тверской земли» Беседы: «Моя любимая книга», «Наша Армия», о традиционной кухне в Православные праздники Проект: «Книга – лучший друг» Экскурсия: В библиотеку, в СОШ №2 «Музей имени Д.М.Карбышева» Чтение: А.Твардовский «Рассказ танкиста», Л.Кассиль «Твои защитники», Коллаж: создание карты с обозначением пути следования Афанасия Никитина в Индию. Рисование: «Портрет Моего папы (дедушки, брата)» ,«Масленица к нам пришла» Аппликация: «Книги – которые нас учат», «Военные корабли на рейде» Лепка: «Пограничник с собакой» П/и: «Разведчик», «Воевода с мячом», «Гори, гори ясно!», Д/и: «Назови профессию», «Кому что надо», «Угадай сказку», «Что любит книга?». С/р : «Кругосветное путешествие», «Библиотека» Музыкально-спортивный праздник: «Ко Дню Защитника Отечества» Развлечение: «Масленица широкая!» Музыка: пение обрядовых русских песен. Музеи д/с: выставка «Мои любимые книги» Работа с родителями: акция «Подари книгу Детскому саду» Конкурс на самые вкусные блины |
Знакомить со знаменитыми земляками. Вызывать чувство гордости за совершенные этими людьми подвиги. Продолжать воспитывать интерес к книге, этапам ее создания. Продолжать знакомить детей с народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Формировать представление о российских воинах и празднике Дне защитника Отечества, воспитывать уважение к защитникам Отечества. Продолжать знакомство с музеями.
|
Март |
· Александр Невский · Мозаика и фресковая живопись · Пробуждение природы · Леди и джентльмены · Человек и здоровье |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Почему Александр прозван Невским?», «Андрей Рублев», «Творчество И.И.Левитана», «Калязинское кружево» Беседы: «Характерные признаки Весны», «Сердце матери лучше солнца согреет», «Какие бывают привычки» Творческий проект: «Подарок маме к 8 марта» Проект: «Огород на окне» КВН «Знатоки природы» Экскурсия: «Ледоход на Волге», санаторий «Радуга» «Архитектура Храма» Чтение: М.Родина «Мамины руки», Н.Сладков «Птицы весну принесли» Рисование: «Весенние мотивы» (на ткани), портреты мам (сестричек, бабушек) Аппликация: «Весенний лес», «Нарциссы – весенние цветы» Лепка: «Королевская семья» П/и: «Шустрые зайцы», «Краски», «Заря – Заряница», «Грачи летят!» Д/и: «Чья одежда?», «Что дает природа», «Чьи семена?», «Угадай весенний цветок» С/р : «Семья», «Ателье мод», «Парикмахерская», «Салон красоты» Вечер встречи (утренник): «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Музыка: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года» (слушание) Работа с родителями: изготовление стенгазет «Дерево здорового образа жизни» Выставка «Как у наших мамочек – золотые ручки» Музей д/с: изготовление альбома «Кружева»
|
Знакомство с жизнью Александра Невского. Знакомить с живописью Андрея Рублева. Учить детей «читать» картины, развивать умение называть и узнавать времена года. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии. Расширить знания детей о празднике 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Привлечь детей к совместному изготовлению подарков самым близким людям – мамам и бабушкам. Закреплять знания детей о друзьях здорового организма, познакомить с пословицами о здоровье, упражнять детей в умении отгадывать загадки.
|
Апрель |
· Пасхальные традиции и обычаи · Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву · Пробуждение природы · Шутку шутить – людей насмешить · Космос становится ближе · Я – житель Земли
|
Беседа: «О зимующих и перелетных птицах Тверского края», «О весенних полевых работах», «Что я могу увидеть в Космосе?», «Что случится с нашей планетой если…» Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «Почему Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву называют Храмом Василия Блаженного?», «Пасхальные традиции и обычаи», «Герои Космоса!» Чтение:Ю.А.Гагарин «Вижу землю», литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе Сочинение рассказов: составление потешных рассказов; на тему «Космические истории», оформление альбома. Практико-ориентированный проект: «Мы и Космос», «День птиц» Организация книжной выставки: «Человек в космосе». Викторина «Что ты знаешь о птицах?». Конкурс: макетов космических и летательных аппаратов «Лети, лети, ракета…». Ручной труд: «Пасхальный голубок» Рисование: «Птицы летят» (на ткани) Конструирование: «Космические корабли» Аппликация:, «Пасхальные яйца», «Я – житель Земли!», «Весенняя песня скворца» Игра-путешествие: «Вперед в космос!» Д/и «Поможем жителям грустной планеты..», «Береги природу», «Кто живет рядом», Огород: высадка семян П/и: «Тренировка будущих космонавтов», пасхальные народные игры, «Родничок», пасхальные народные игры С/р: «Путешествие к далеким планетам», «Спасатели» Развлечение: «Дорога в космос!», «Пасха» Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора» Музыка: «Колокольный звон» (благовест, перезвон, двузвон, трезвон, перебор; прослушивание) Планетарий: приглашение с экспозицией Выставка: рисунки детей «Разноцветный мир космоса!» |
Знакомить с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Знакомство с одним из символов России – храмом Василия Блаженного. Формировать представления о весенних изменениях в природе. Знакомить с весенними полевыми работами. Знакомить с потешным фольклором, русскими народными небылицами. Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин.
|
Май |
· Это нужно живым · Анна Кашинская · Разноцветный хоровод · Дворовые забавы |
Рассказы воспитателя с использованием мультимедиа: «9 мая – День Победы!», «Анна Кашинская – защитница и покровительница», «Народы России», «Обычаи, обряды, игры и забавы русского народа!» Беседы: «Человек без Родины, что соловей без песни», «О дружбе и друзьях», «Секреты дружбы», «Кого можно назвать рыцарем?» Проект: «Ознакомление дошкольников с культурой народов тверского края» Экскурсия: к памятнику воинам Защитникам с возложением цветов Чтение: С.Алексеев «первый ночной таран», С.Баруздин «За Родину» Рисование: «Портрет моего друга», «первые листочки» (на ткани) Лепка: «Ордена» Ручной труд Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны. П/и: «Карусель», «Золотые ворота» Д/и: «Что ты знаешь обо мне?», «Знатоки» С/р : «На дорогах города», «Кафе» Спортивное развлечение: «Рыцарский турнир» Музыка: «Ярмарка русских народных игр и забав» (хороводы, частушки, песни) Слушанье церковной и духовной музыки Работа с родителями: фотостенд «Спасибо деду за Победу!» Конкурс рисунков: «Так сражались наши деды» Встреча с интересными людьми
|
Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках города. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами Тверского края Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства. Познакомить с жизнью Анны Кашинской. Знакомить с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край. Расширять знания детей о своем городе, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с дворовыми играми, играми в которые играли бабушки, мамы, папы. |
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Ø Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д.
|
Ø Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. Ø Фотоальбомы о достопримечательностях родного города, района: «Героический Тверской край» «Тверь - спортивная», «Мой город детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего города» «Культурные центры нашего города» и т.д. Ø Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве |
Ø Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья» «Мой детский сад» «Где мы с мамами гуляем» и т.д. Ø Фотоальбомы о достопримечательностях родного города: «Героический Тверской край» «Тверь - спортивная», «Мой город детям» «Природа родного края» «Промышленность нашего города» «Культурные центры нашего города» Ø Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве Ø Фотоальбомы о природе России Ø Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях Ø Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т.д. |
|
Ø Портрет президента России |
Ø Портрет президента России |
Ø Символика родного города (Флаг, герб) |
Ø Символика родного поселка, города (Флаг, герб) Ø Символика России (Флаг, герб, гимн) |
Ø Символика родного города (Флаг, герб) Ø Символика России (Флаг, герб, гимн) Ø Символика города Москвы (Флаг, герб) |
Ø План участка |
Ø Карта Твери |
Ø Карта Тверской области Ø . Карта России Ø Карта мира, глобус |
Ø Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) |
Ø Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) |
Ø Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.