Самоанализ урока рисования в 5 «б» классе
учителя изобразительного искусства высшей кв. категории Перминовой М.Р.
Дата проведения – 20.02.2023 г.
Данный урок является уроком № 48 в системе уроков по предмету «рисование», раздел «Рисование с натуры». Тема урока «Натюрморт».
Цели урока:
образовательные - уметь рисовать с натуры простым и цветными карандашами, стараясь передать светотень на предметах, несложные натюрморты;
воспитательные - научиться оценивать свою работу;
коррекционно-развивающие - качественное улучшение зрительных представлений; развитие речи как регулятора деятельности и средства общения.
В данном классе я поставила следующие задачи, направленные на формирование БУД:
-личностные: развивать самостоятельность в поиске решения различных учебных задач; развитие чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями известных художников.
-познавательные: находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного;
-коммуникативные: договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе;
-регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
- обучающиеся научатся понимать, что и для чего изображают художники в натюрморте; с помощью каких материалов изображают художники;
- научатся узнавать произведения известных художников и названия картин;
- получат знания о способах передачи объема и формы предметов;
- научатся рисовать несложные натюрморты простым и цветными карандашами.
Данный урок - «урок открытия нового знания». Он включал в себя восемь этапов урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, поиск решения проблемы (открытие нового знания), выражение решения проблемы, применение знаний (продуктивные задания), итог урока (рефлексия).
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС – технологию формирования критического мышления, проблемное обучение, здоровьесберегающую технологию. Использовала их на следующих этапах урока:
- Здоровьесберегающая технология отражена в проектировании всего урока с учетом самочувствия и уровня работоспособности школьников и обеспечивается за счет частой смены видов деятельности, создание благоприятного психологического климата и проведение физкультминутки; создание ситуаций успеха на протяжении всего урока и проведение рефлексии для снижения уровня стресса на получение негативной оценки.
Технология формирования критического мышления реализовывалось на этапе
актуализации знаний и мотивации обучающихся на выполнение поиска ответов на проблемные вопросы, при работе с текстом учебника во время содержательного группового чтения с остановками, организации нахождения причинно-следственных связей.
Проблемное обучение реализовывалось на всех основных этапах данного урока, через проектирование активности обучающихся во время создания проблемной ситуации, направленной на проявление инициативы, ведения поиска и организации взаимодействия обучающихся.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала загадки про натюрморты, занимательные проблемные вопросы. Весь визуальный и содержательный компонент урока был представлен в интерактивной презентации, последовательно отражающей все этапы урока и соответствующей возрастным особенностям данного класса.
Материал урока оказался интересным для учащихся. В ходе урока была организована фронтальная работа и работа в парах. Наиболее эффективной оказалась работа в парах, при организации которой был проведен краткий инструктаж и постановка учебной задачи. В ходе решения поставленной учителем задачи, проводилось наблюдение за работой детей и корректировка их парного взаимодействия, так как навык эффективного партнерского взаимодействия у данного класса сформирован недостаточно.
Соотношение деятельности «учитель-ученик» соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении, потому что на всех своих уроках я стараюсь создавать оптимальную среду для решения образовательных задач, а именно, принятие детей, их постоянное подбадривание, вера в их способности. Считаю, что такой подход в общении наиболее продуктивно удовлетворяет познавательным потребностям наших обучающихся, а значит, и их самореализации.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: презентация, учебник для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство», 1-2 классы под ред. В.С. Кузина. Карточки с репродукциями в жанре натюрморта известных художников и учебные натюрморты, натурные объекты для рисования.
Темп урока динамичный. Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени. Вести урок было легко. Учащиеся включались в работу активно.
Меня порадовали практически все учащиеся. В данном классе, по моим наблюдениям, сформированы высокая учебная мотивация и оптимальный уровень работоспособности. Были сложности у Лишика Никиты, Смакауса Артема, Дьячук Екатерины в парной работе, так как у данных учащихся слабо выражен коммуникативный навык. Им сложно было вести диалог, формулировать ответы, читать вслух.
Результаты урока совпадают с целью урока. Я полагаю, что все учащиеся научились понимать что и зачем изображают художники в натюрмортах, запомнили и научились отличать некоторые известные произведения художников в жанре «натюрморт». Выполнили пробный набросок учебного натюрморта, состоящего из модели куба и пластмассового стакана с кисточкой. Результаты самоконтроля и самооценки учащихся подтверждают, что материал урока усвоен в полной мере большинством учащихся.
Учитель: М.Р. Перминова / /
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.