Самоанализ урока русского языка в 9 классе по теме: «Понятие о СПП. Союзы и союзные слова».
Тип урока: урок изучения нового материала.
1. Организационно-деятельностные аспекты ориентированного урока.
В ходе урока осуществлялась ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) через раскрытие и обсуждение способов учебной работы, постановку на уроке учебных задач, обучение учеников рефлексии, оценке действий, результатов. Организация развивающего пространства реализовывалась через преобладание на уроке учебных заданий продуктивного характера: составление таблицы «Основные признаки СПП» на этапе усвоения новых знаний, составление «Памятки», конструирование предложений на этапе закрепления. Реализация индивидуального подхода осуществлялась через использование приемов внутренней дифференциации (дифференциация по степени самостоятельности на организационном уровне, а не на содержательном, т.е. все дети выполняют одинаковые упражнения, но самостоятельно или с помощью товарищей из группы), создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности (подбор синонимов, составление и анализ предложений, схем и т.д.), создании ситуации успеха ученика (Ткачев Д., Лебедев В.).
2. Создание условий для развития субъектной позиции ученика.
Актуализация и обогащение субъектного опыта учащихся, осуществлялось через обращение к ранее накопленным знаниям и умениям (анализ предложений с причастным оборотом, ССП, составление схем, нахождение союзных слов). На этапе изучения нового - обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи: «Переделайте предложение, чтобы оно стало СПП». Развитие активности учащихся в учебной деятельности реализовывалось через создание самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос: Каковы средства связи в СПП? Выявление мнения учащихся об уроке, о характере оценки взаимодействия: Что на уроке было главным? Что было интересным? Как было лучше работать, самостоятельно или в группах? Легко ли было работать в группах? Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению осуществлялось через побуждение к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности: «Какое задание вызвало затруднение? Почему?».
3. Проявление личностно ориентированной позиции педагога.
Ценностное отношение к личности учащихся проявлялось через заинтересованную реакцию на предложения, замечания, мнения каждого ученика, отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему, акцентирование важности мнения и участия каждого в урочной деятельности, позитивных качествах учащихся, их поощрение (Ткачев Д., Винников В., Лебедев В.).
4. Обеспечение личностно-гумманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.
Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия осуществлялось через приоритет диалогических форм общения, организацию сотрудничества учеников между собой, обращение к ученикам по имени, свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики, стремление постоянно получать «обратную» связь. Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта проявлялось через свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг другом. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга реализовалось через организацию групповой работы учащихся.
Рейтинговая оценка качества урока: 72 % (хороший).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.