Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.
Целью занятия являлось составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.
На занятии решались:
1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
Самоанализ фронтального логопедического занятия по сюжетной картинке
Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и
«Снеговик»
воспитания.
Целью занятия являлось составление детьми рассказов о конкретных
объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом,
настоящем и будущем времени.
На занятии решались:
1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках,
зимних развлечениях детей;
2. Развивающие задачи: закреплять умение определять состав картины,
моделировать его, устанавливать взаимосвязи между объектами на картине,
моделировать их, упражнять в образовании и употреблении относительных и
качественных прилагательных, согласовывать их с существительными, создавать
образные характеристики объектов путем составления метафор, работать над
составлением рассказов о конкретных объектах, представляя их прошлое и
будущее, работать над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи,
развивать внимание, воображение, творческое мышление;
3. Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать героям картины,
понимать их чувства.
Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода
состоит из следующих аспектов.
Занятие проходило в несколько этапов. Положительных психологический
настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали
присутствующих, используя разные формулировки приветствия, что создавало
психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом,
принять на занятии незнакомых людей.
Вводно–организационный этап содержал загадки зимнего содержания,
которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное,
направленное внимание.Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание
сюрпризных моментов: появление волшебников Дели, Давай, Отставай и Забегай,
проведение игр «Подзорная труба», «Волшебный гость», «Что может быть таким
же», «Угадай волшебника», «Как можно назвать».
Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность.
Они участвовали в моделировании связей слов в предложениях с
использованием таблицы объектов картины.
На этапе актуализации проходила тренировка мыслительных операций,
присутствующих во многих заданиях: например, предлагалось представить, что
было раньше с воронами, снеговиком, Машей, Викой, Аней, что с ними случится
потом (игра «Что было и что будет?»).
Применяя такие приемы, мы развивали умение осмысливать предметы и
явления окружающей действительности, учили детей осознавать преобразования
объектов во времени. На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные
им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их
сравнивать, находили похожие, общие признаки.
Дети составляли метафоры, используя карточки с изображениями предметов,
имеющих общие качества и признаки.
Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и
качествах объектов картины, их связях.
Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в
подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия:
дети двигались и отвечали на вопросы, составляя метафоры. Они упражнялись в
умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции.
На этапе практического применения полученных знаний и умений дети
составляли рассказ об определенном герое, используя схему рассказа, выполняя
определенные инструкции педагога к нему: например, обязательным являлось
упомянуть, что было с героем до изображенного на картине, что будет после, а
также использование метафор.Дети старались выполнить инструкции, пользовались схемой, формировали
навыки самоконтроля при оценке своих рассказов. Они взаимодействовали с
другими детьми: помогали, договаривали, дополняли рассказы.
На заключительном этапе занятия прошло обсуждение рассказов, объяснение
оценок, данных рассказам в соответствии с выполнением инструкции логопеда.
Дети демонстрировали осознание себя как участников творческого процесса,
сформированность элементарных навыков самооценки. Развитию любознательности
и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая
и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с волшебниками, быстрая
смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и
уставать.
Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 30
минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и
динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции
мелкой и общей моторики.
В процессе
занятия реализовался принцип индивидуально
дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей
«Познание» (расширение знаний о зимних явлениях), «Коммуникация» (дети
упражнялись в речевом общении взаимодействии со сверстниками, логопедом,
незнакомыми людьми).
На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип
психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи
решены.