В данном материале анализируется урок по теме памяти исторической и памяти народной на основе произведения В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Все этапы урока логически связаны. Указаны методы и этапы урока. Акцент сделан на методический прием- соотнесение цитат с важными оценочными понятиями.
Самоанализ урока «Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография,
на которой меня нет»
интеллектуальных навыков обобщения,
Цели урока:
Обpазовательная цель: помочь кадетам пpовести анализ художественного
текста, опиpаясь на задания и вопpосы; способствовать фоpмиpованию
потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.
Pазвивающая: способствовать развитию у кадет навыков самостоятельно
делать выводы, строить рассуждения на нравственноэтические темы;
способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального
потенциала,
структурирования,
развитию речевых навыков.
Воспитательная:
способствовать процессу духовного развития,
формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической,
памяти человеческой.
сотрудничества,
коллективизма, коммуникативности.
Задачи урока: 1. Создать условия для развития навыка работы с текстом,
умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе
прочитанного.
Воспитание самостоятельности,
2. Создать условия для развития навыка работы в малых группах.
3. Создать условия для развития межпредметной компетенции кадет
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска,
карточки с заданиями, текст.
Содержание урока соответствует программе и задачам.
Проектирование урока: в тематическом плане работы на изучение этого
произведения отводится три часа. Чтобы справиться с решением поставленной
задачи, кадетам было предложено прочитать текст, затем в ходе совместной
деятельности (преподавателькадет) были определены основные направления
работы: провести наблюдения над текстом, подобрать необходимые цитаты для
характеристики героев рассказа (по группам). Эта работа выполнена кадетамиво время самоподготовки . На уроке кадеты, опираясь на текст, выполняют
задания по группам. Каждая группа получает письменную памятку, кому какой
деятельностью заниматься. Такое указание преподавателя предусмотрено
технологией коллективной творческой деятельности (В. Дьяченко) и опирается
на то обстоятельство, что кадеты в творчески работающей группе должны быть
связаны отношениями ответственной зависимости, реализующейся через четкое
распределение обязанностей в ходе учебного разделения труда. Состав групп
меняющийся.
При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в
которых проводился урок. Мне хорошо известны индивидуальные особенности
кадет, так как я второй год прослеживаю путь их индивидуального развития.
Вид и структура урока: урокмастерская. Его целесообразность обусловлена
целями урока: необходимостью развивать навыки написания сочинения на
литературную тему (подготовка к ГИА).
Методы обучения. На уроке были использованы эвристический,
исследовательский, проблемный методы. Объяснительноиллюстративный метод
играл вспомогательную роль.
Этапы урока: 1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний.
3. Этап мотивации.
4. Выявление восприятия.
5. Исполнительный этап: работа по группам
6. Итоговая .
7. Рефлексия.
Все этапы урока последовательно и логично связаны между собой. Я подводила
кадет к размышлению о том, что память о прошлом помогает жить человеку
сегодня, что прошлое определяет нравственную состоятельность человека,уровень его духовного развития. Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну,
память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту
восприятия мира. И нам его уроки могут помочь поновому взглянуть на
близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки. Думаю, я
имею основание сказать, что многими кадетами была продемонстрирована
личная позиция, предполагающая сочувственную нравственную, а не просто
отвлеченную, холодную, чисто рациональную оценку происходящих событий и
поступков героев.
В процессе реализации исполнительного этапа был использован новый (точнее –
модернизированный) методический прием анализа текста: соотнесение цитат с
важными оценочными понятиями. Его цель: не используя пересказ, дать оценку
поступкам героя. Такой подход к анализу текста, на мой взгляд, делает анализ
более глубоким, учит детей обобщать, экономит время на уроке, позволяет
приобщить обучающихся 8 класса к более зрелому подходу к изучению
литературы, придает научный характер. Использованный прием взят из книги «Я
иду на урок литературы» («Затеси» В. Астафьева. Система уроков. З. Блинова),
М., «Первое сентября», 2001 г.
В процессе урока кадеты приобрели опыт отношения к прошлому с позиций
нравственных, эмоциональных, этических норм, развили в себе склонность к
сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего
Проектирование урока осуществлено с помощью методического пособия М. М.
Поташник, М. В. Левит «Как подготовить и провести открытый урок», М.,
«Педагогическое общество России», 2010г.
Верланова Т.Г.