Самоанализ урока литературы по теме "Астафьев "Фотография, на которой меня нет"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале анализируется урок по теме памяти исторической и памяти народной на основе произведения В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Все этапы урока логически связаны. Указаны методы и этапы урока. Акцент сделан на методический прием- соотнесение цитат с важными оценочными понятиями.
Иконка файла материала Самоанализ урока В.Астафьев Фотография, на которой меня нет.docx
Самоанализ урока  «Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»                                                    интеллектуальных   навыков   обобщения, Цели урока: Обpазовательная   цель:  помочь   кадетам  пpовести   анализ   художественного текста,   опиpаясь   на   задания   и   вопpосы;   способствовать   фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру. Pазвивающая:  способствовать   развитию   у   кадет   навыков   самостоятельно делать   выводы,   строить   рассуждения   на   нравственно­этические   темы; способствовать   формированию   аналитического   мышления   и   эмоционального потенциала,   структурирования, развитию речевых навыков. Воспитательная:  способствовать   процессу   духовного   развития, формированию   нравственных   ценностей,   обращаясь   к   памяти   исторической, памяти   человеческой.   сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. Задачи урока: 1. Создать условия для развития навыка работы с текстом,  умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе  прочитанного.                                                                                                                    Воспитание   самостоятельности, 2. Создать условия для развития навыка работы в малых группах.                           3. Создать условия для развития межпредметной компетенции кадет  Тип урока: изучение нового материала. Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска,  карточки с заданиями, текст. Содержание урока соответствует программе и задачам. Проектирование урока: в тематическом плане работы на изучение этого  произведения отводится три  часа. Чтобы справиться с решением поставленной  задачи, кадетам было предложено прочитать текст, затем в  ходе совместной  деятельности (преподаватель­кадет) были определены основные направления  работы: провести наблюдения над текстом, подобрать необходимые цитаты для  характеристики героев рассказа (по группам). Эта работа выполнена кадетамиво время самоподготовки . На уроке кадеты, опираясь на текст, выполняют  задания по группам. Каждая группа получает  письменную памятку, кому какой  деятельностью заниматься. Такое указание преподавателя предусмотрено  технологией коллективной творческой деятельности (В. Дьяченко) и опирается  на то обстоятельство, что кадеты в творчески работающей группе должны быть  связаны отношениями ответственной зависимости, реализующейся через четкое  распределение обязанностей в ходе учебного разделения труда. Состав групп  меняющийся.  При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в  которых проводился урок. Мне хорошо известны индивидуальные особенности  кадет, так как я второй год прослеживаю путь их индивидуального развития.       Вид и структура урока: урок­мастерская. Его целесообразность обусловлена  целями урока: необходимостью развивать навыки написания сочинения на  литературную тему   (подготовка к ГИА).  Методы обучения. На уроке были использованы эвристический,  исследовательский, проблемный методы. Объяснительно­иллюстративный метод играл вспомогательную роль. Этапы урока: 1. Организационный момент.                         2. Этап актуализации знаний.                         3. Этап мотивации.                         4. Выявление восприятия.                         5. Исполнительный этап: работа по группам                         6. Итоговая .                          7. Рефлексия. Все этапы урока последовательно и логично связаны между собой. Я подводила  кадет к размышлению о том, что память о прошлом помогает жить человеку  сегодня, что прошлое определяет нравственную состоятельность человека,уровень его духовного развития. Писателю В. Астафьеву, прошедшему войну,  память о прошлом помогает не ожесточиться, сохранить детскую душу, чистоту  восприятия мира. И нам его уроки могут помочь по­новому взглянуть на  близких, прочувствовать личную ответственность за свои поступки. Думаю, я  имею основание сказать, что многими  кадетами была продемонстрирована  личная позиция, предполагающая сочувственную нравственную, а не просто  отвлеченную, холодную, чисто рациональную оценку происходящих событий и  поступков героев. В процессе реализации исполнительного этапа  был использован новый (точнее –  модернизированный) методический прием анализа текста: соотнесение цитат с  важными оценочными понятиями. Его цель: не используя пересказ, дать оценку  поступкам героя. Такой подход к анализу текста, на мой взгляд, делает анализ  более глубоким, учит детей обобщать, экономит время на уроке, позволяет  приобщить обучающихся 8 класса к более зрелому подходу к изучению  литературы, придает научный характер. Использованный прием взят из книги «Я иду на урок литературы» («Затеси» В. Астафьева. Система уроков. З. Блинова),  ­ М., «Первое сентября», 2001 г.    В процессе урока кадеты приобрели опыт отношения к прошлому с позиций  нравственных, эмоциональных, этических норм, развили в себе склонность к  сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего Проектирование урока осуществлено с помощью методического пособия М. М.  Поташник, М. В. Левит «Как подготовить и провести открытый урок», ­  М.,  «Педагогическое общество России», 2010г.       Верланова Т.Г.

Посмотрите также