Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы, аттестующихся на высшую категорию. В самообследовании отражены результаты профессиональной деятельности учителя, перспективы дальнейшего развития, задачи, которые способствуют моему профессиональному развитию, направленному на внедрение в педаггогическую практику современных педагогических технологий системно-деятельностного подхода в обучении, а также совершенствованию навыка проектирования инновационного урока русского языка и литературы, что позволит выстраивать траекторию развития каждого ученика в соответствии с его потенциальными способностями.В данном материале отражены задачи, которые способствуют профессиональному развитию, направленному на внедрение в педаггогичеескую практику современных педагогических технологий системно-деятельностного подхода в обучении
Самообследование профессиональной деятельности учителя русского языка и
литературы Муниципального казенного бщеобразовательного учреждения
Камышловского района Свердловской области « Порошинская СОШ»
Сидоровой Аллы Ивановны
Раздел 1. Профессиональное образование
1.1. Я, Сидорова Альфия Ивановна, учитель русского языка и литературы, имею полное
высшее педагогическое образование. В в 2000 году успешно закончила Уральский
педагогический университет в г. Екатеринбурге «Русский язык и литература»,
квалификация специалист «Учитель русского языка и литературы»[1].
1.2. В межаттестационный период в соответствии со стратегическими ориентирами развития
образования в ХантыМансийском автономном округе, а также исходя из
профессиональных потребностей прошла обучение на курсах повышения квалификации:
2011г.–«Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и
литературе» в объеме 108часов[2];«Современные образовательные технологии как
инструмент реализации идей нового стандарта общего образования» в объеме 80
часов[3 ];2012г.–«Готовимся к аттестации» в объеме 36 часов[4];2013г. – «Основы
компьютерной грамотности» в объеме 16 часов[5]; 2014г. – Инновационные подходы к
преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной
среды и внедрения ФГОС ООО»; 2015г. – «Как начать и завершить урок по ФГОС» в
объеме 72 часов[6]; «Обучение специалистов, привлекаемых к организации и проведению
Государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ)[7].
1.3. Полученные в рамках дополнительного профессионального образования знания активно и
систематически использую в своей деятельности. Так программноцелевой метод,
освоенный мной в ходе профессиональной переподготовки, помогает мне в составлении
программ, планировании и реализации педагогических инициатив. Курсы, связанные с
федеральными государственными образовательными стандартам второго поколения,
знакомят с современными педагогическими технологиями, новыми формами и методами
работы с обучающимися, помогают в проектировании работы по внедрению ФГОС в
основной школе. Приобретенные знания использую как при составлении рабочих
программ, технологических карт уроков, так и в практической деятельности с учениками.
Информация, полученная мною на курсах «Обучение специалистов, привлекаемых к
организации и проведению Государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ, ГВГ)»,
применяется в ходе подготовки учащихся к экзаменам. Результаты дополнительного
профессионального образования представлю в виде таблицы [8],[9 ].
1.4. Считаю, что следующая работа по самосовершенствованию и профессиональному
развитию помогает мне в проектировании современного урока, подборе видов учебной
деятельности, в планировании и анализе образовательных результатов: систематическая
работа над темой самообразования (с 2012 года составлен и был реализован план
самообразования – «Формирование ключевых компетентностей обучающихся
посредством проектноисследовательской деятельности на уроках русского языка и
литературы»)[10]; непрерывное знакомство с новинками методической литературы;
участие в конференциях[11],[12],[13]; обобщение педагогического опыта посредством
публикаций в электронных и печатных методических изданиях(материалы Всероссийской
научнопрактической конференции «Современный урок – проблемы, подходы, решения»,
2014 г.[14]; сборник методических разработок «Шаг навстречу. Из опыта реализации
системнодеятельностного подхода», ЙошкарОла, 2014 г. и др.)[ 14 ]; участие в
профессиональных сообществах[15]; осуществление экспериментальной деятельности.1.5. В соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в автономном
округе (государственная программа «Развитие образования в ХМАОЮгре на 20142020
годы») в дальнейшем планирую пройти курсы повышения квалификации по реализации
системнодеятельностного подхода к обучению, формированию коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы и (что особенно
важно) во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Исходя из Концепции
развития инклюзивного образования в ХантыМансийском автономном округе Югре,
планирую повысить свою квалификацию по вопросам обучения детей с ОВЗ и их
индивидуальному сопровождению. Мной составлен перспективный план повышения
квалификации на 20152020 гг. посредством заполнения «дорожной карты» моего
индивидуального образовательного маршрута [16]. В соответствии с личными
профессиональными потребностями и требованиями времени в 2016 году планирую
закончить УрГПУпо специальности «Русский язык и стилистика».
Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
2.1. Русский язык и литература в большей степени, чем большинство других школьных
предметов, являются прикладной и жизненно важной дисциплиной. Основная цель моей
профессиональной деятельности как учителясловесника – создание условий для
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся на основе
формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное
усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в области
русского языка и литературы. Данная цель определяет ожидаемые результаты, связанные
с образованием школьников: достижение качества обученности по русскому языку – не
менее 70%, по литературе – не менее 80%; результативность по итогам государственной
итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ – средний балл по предметам не ниже средних
показателей муниципального и окружного уровней; вовлечение учеников в проектную и
исследовательскую деятельность – не менее 80%.
2.2. Моя педагогическая деятельность неразрывно связана с работой образовательного
учреждения и направлена на достижение основных целей, сформулированных в
Программе развития СОШ п.Сосновка на 2014 – 2018 гг.: предоставление качественного
предметного образования (не менее 70%), подготовка учащихся к успешной сдаче
экзаменов( средний балл по предметам не ниже показателей муниципального и окружного
уровней), привлечение школьников к внеурочной деятельности (100%), реализация
учебных программ (100%), активное участие в работе объединения учителей
гуманитарного цикла ( с 1992 года по настоящее время являюсь руководителем МО
гуманитарного цикла),
диссеминация своего
педагогического опыта на разных уровнях[17].
2.3. На протяжении всей профессиональной деятельности систематически участвую в
проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием
учащихся. Так, применяю на уроках и во внеурочной деятельности современные
образовательные технологии, работаю с неуспевающими и одаренными детьми по
индивидуальным траекториям с учетом их личностного развития, разрабатываю варианты
группового и индивидуального консультирования, стараюсь путем проведения
нестандартных уроков и внеклассных предметных мероприятий привить интерес к
учению, к гуманитарным дисциплинам. Также являюсь организатором интеллектуальной и
творческой деятельности школьников по русскому языку и литературе, привлекая их к
участию в олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня: школьный организатор
Всероссийского конкурса – игры по русскому языку «Русский медвежонок»,
Межлународного конкурса орфографической с «Грамотеймарафон», Всероссийского
конкурса по русскому языку «Родное слово», Всероссийского конкурса литературного
творчества «ГрафIT» и др.[20],[18],[21],[19].
педагогического совета школы,2.4.
Для повышения эффективности работы образовательной организации мною
разработаны и внедрены авторские рабочие программы элективных и факультативных
курсов[22],[23],[24]. Активно и систематически участвую в работе творческих групп для
совершенствования образовательного процесса: являюсь членом рабочей группы
Координационного совета по поддержке одаренных детей СОШ п.Сосновка[25],
Координационного совета по вопросам введения и реализации ФГОС ООО[26], являюсь
координатором школьного научного общества (ШНО) «Наукоград»,членом рабочей
группы по обеспечению деятельности официального сайта образовательной организации в
сети «Интернет».Совмещая работу с руководством МО гуманитарного цикла, выступаю
инициатором проведения Декады гуманитарного цикла, ставшей с 1993 года
традиционной в нашей школе[27].
2.5. Успешность моей работы как педагога тесно связана с участием и реализацией
инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной
организации. Налажено тесное сотрудничество с градообразующим предприятием
Сосновского ЛПУ МГ (участие в различных творческих конкурсах, организация
экскурсий в рамках профориентационной работы), ФОКом (участие в спортивных
соревнованиях и праздниках), Детским подростковым клубом (помощь в организации
праздников, спектаклей, сельской библиотекой( регулярное посещение мероприятий,
оказание помощи в проведении библиотечных уроков, Музыкальной школой(реализация
совместных проектов), редакцией «Квадрат» (выпуск брошюры «Все начинается с
учителя»), ДОЛ «Северянка» (отдых детей, проведение мероприятий), индивидуальными
предпринимателями (спонсорская помощь в реализации социальных проектов),
Администрацией сельского поселения (содействие в выпуске печатных изданий, в
реализации проектов «Я – Гражданин России»)[28].
2.6. Принимаю участие в проектировании и реализации инициатив по развитию
взаимодействия с родителями обучающихся. На протяжении многих лет выполняю
функцию классного руководителя. На данный момент являюсь классным руководителем
8 класса: регулярно провожу родительские собрания, на которых знакомлю родителей со
своими требованиями, даю рекомендации по подготовке к экзаменам, отвечаю на
интересующие их вопросы, провожу индивидуальные и групповые консультации для
родителей детей, входящих в «группу риска» в рамках подготовки ГИА; постоянно
разрабатываю памятки, диагностические и рефлексивные анкеты для родителей; в 2015
году совместно с родителями 8 класса разработан и успешно реализован проект «Учитель
– это звучит гордо!» в рамках акции «Я – Гражданин России», ставший победителем во
Всероссийском конкурсе социально значимых проектов «Любимый сердцу уголок». В
тесном сотрудничестве с родителями провожу внеклассные мероприятия для учащихся :
День Матери, литературные гостиные, вечера[29].
2.7. Мои педагогические инициативы соответствуют ориентирам образования в округе и
опираются на положения следующих программ: государственной программы «Развитие
образования в ХантыМансийском автономном округеЮгре на 20142020 годы», целевой
программы «Новая школа Югры на 20102013 гг. и на период до 2016 года».
Реализованные мною инициативы были направлены на «выявление, поддержку одаренных
детей» (вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, участие
моих учеников в олимпиадах и творческих конкурсах различных уровней); «развитие
системы дополнительного образования детей» (разработана и реализуется авторская
программа по внеурочной деятельности «Проба пера»[30]; «вовлечение учащихся в
социальную практику»( разработка и реализация социально значимых проектов «Охрана
русского языка. Нужна ли она сегодня?» и др.).
2.8. В межаттестационный период принимала участие в профессиональных конкурсах
различного уровня,за что награждена грамотами и дипломами[31];[32];[33];[34 ],[35],[36].Ежегодно получаю грамоты от администрации ОУ:2013 г. – «Лучший классный
руководитель в конкурсе «Самый классный класс»[37], в 2014 г. – за творческий подход к
работе, успехи в организации учебного и воспитательного процессов[38 ], в 2015 г. – за
достигнутые успехи в труде по итогам 20142015учебного года[38], за активное участие и
проведение мероприятий, посвященных 70летию Победы в Великой отечественной
войне[38 ]. Отмечена благодарственными письмами и грамотами за подготовку
победителей и призеров олимпиад и творческих конкурсов различного уровня [43],[44].
Имею Почетную Грамоту Министерства образования и науки РФ[42], Благодарственную
грамоту главы Белоярского района за высокое профессиональное мастерство и
значительные успехи в организации образовательного процесса[41], Почетные грамоты
Комитета по образованию администрации Белоярского района (2012, 2015)[39],[40].
Раздел 3. Профессиональная деятельность.
3.1. С целью реализации Основной общеобразовательной программы основного общего и
среднего общего образования мною разработаны и внедрены авторские программы по
русскому языку и литературе[ 45 ],[ 46 ],[ 47 ]. Для качественного проведения уроков и
внеурочной деятельности мой учебный кабинет оснащен компьютерной техникой,
интерактивной доской, научнометодической и учебной литературой. Я постоянно
пополняю и обновляю методические и дидактические материалы: конспекты уроков,
сценарии внеклассных мероприятий, банк презентаций, тестов, проектов по
филологическим дисциплинам. В моем учебном кабинете создана медиатека учебных
проектов, включающая в себя более 20 проектов по русскому языку и более 30 по
литературе[ 48 ].
3.2. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений
учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные, так и инновационные средства. Я
изучила и апробировала разные методики формирующего оценивания: рефлексия в конце
каждого урока, листы самооценки[ 49 ], и взаимооценивание. Для оценки планируемых
результатов, ЗУНов, компетенций учащихся применяю тестовые задания обучающегося и
контрольного характера с привлечением технических средств: тестовой оболочки
HotPotatoes, программы Excel, PowerPoint? SmartBoard. Подготавливая обучающихся к
ГИА по русскому языку в 9 классе, в первую очередь опираюсь на Открытый банк
заданий ФИПИ, самостоятельно составляя тесты, подобные заданиям контрольно
измерительных материалов на экзамене.
3.3. При построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий,
методик обучения учитываю индивидуальные способности учащихся. На современном
этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку
и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, а также с целью
развития творческого потенциала школьников и коммуникативной личности, согласно
требованиям федерального государственного стандарта нового поколения я использую
проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, применяю технологию мастерских,
ИКТ, интегрировала проектную и игровую технологии, обобщила педагогический опыт
по проблеме применения технологии критического мышления на уроках русского языка и
литературы[51 ],[ 52 ],[ 53 ].
3.4. В рамках реализации ФГОС второго поколения в СОШ п. Сосновка вхожу в состав
творческого объединения инновационного проекта,
реализуемого школьной
инновационной площадкой «Психологопедагогическое сопровождение введения иреализации федерального государственного образовательного стандарта нового
поколения»[ 54 ].
3.5. В своей профессиональной деятельности важнейшим считаю транслирование опыта
практических результатов. Ежегодно провожу для коллег открытые уроки, выступаю на
заседаниях МО учителей гуманитарного цикла, методических семинарах, принимаю
участие во Всероссийских научнопрактических конференциях[55,[56],[57], публикуюсь в
печатных и Интернетизданиях[ 57a],[58],[59].
3.6. Мои ученики ежегодно принимают участие в олимпиадах, конкурсах, научно
практических конференциях различных уровней (причем ежегодно увеличивается как
число участников 9 с 210 до 315), так и количество победителей и призеров. Данные об
участниках представлены в виде таблицы.[ 60 ].
3.7. В соответствии со ФГОС ООО внеурочная деятельность является организационным
механизмом реализации основной образовательной программы. Учащиеся под моим
руководством принимают активное участие в конкурсах исследовательских и социальных
проектов, занимая призовые места[61],[ 62],[63]. Обучающиеся , принимая участие во
внеурочной деятельности, развивают творческие способности, которые демонстрируют на
конкурсах различного уровнях[63a].
3.8. Моя экспертная деятельность связана с работой в комиссии по государственной
итоговой аттестации: 2014 г. – эксперт комиссии по проверке сочинений на пробном
экзамене по литературе, на репетиционном экзамене по русскому языку в 11 классе;
эксперт по проверке итогового сочинения[ ]. Являюсь членом жюри школьных конкурсов
учебных проектов, школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, вхожу в
состав муниципального профессионального сообщества по разработке олимпиадных
заданий (20152016учебный год)[ ],[ ].
Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности.
4.1. На основании ежегодных школьных отчетов учителяпредметника я представляю
результаты освоения обучающимися образовательных программ в виде таблицы. Следует
отметить, что наблюдается положительная динамика качества обучения: положительная
динамика качества обученности по русскому языку с 48% до 70%, по литературе – с 71%
до 81% . Приложение 1.
4.2. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013
года №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» обучающиеся 9,11
классов ежегодно проходят государственную итоговую аттестацию по русскому языку в
обязательном порядке По итогам основного государственного экзамена по русскому
языку мои выпускники показали результаты: средний балл по предмету выше районного и
окружного, а качественная успеваемость в 20122013 учебном году составила 81%.
Приложение 2.
4.3. Под моим руководством обучающиеся не только принимают участие в олимпиадах ,
конкурсах, научнопрактических конференциях различных уровней, но и становятся
победителями и призерами (причем ежегодно увеличивается их количество). Данные об
участниках представлю в виде таблицы[68].
4.4. Большое внимание уделяю развитию интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, поэтому мои ученики постоянно принимают участие и занимают призовые
места в заочных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях[69].
4.5. В системе реализую во взаимодействии с коллегами значимые для организации
инициативы: принимаю участие в работе школьной инновационной площадки,
координирую мероприятия Декады учителей гуманитарного цикла, даю открытые уроки и
мероприятия для учителей школы. В 2014 году приняла участие в издании сборникаметодических разработок учителей «Шаг навстречу», выпустила сборник эссе «Все
начинается с учителя»[ 70 ],[71],[72].
4.6. Результатом взаимодействия с социальными партнерами являются те мероприятия,
которые подготовлены и проведены совместно с ними, в частности в 2013 году ученик
Христиченко Станислав под моим руководством стал победителем окружного конкурса
«Я – Гражданин России» в номинации «Креативный взгляд», его работа опубликована в
сборнике работ участников окружного конкурса «Я – Гражданин России»[74],
социальный проект, реализованный с 8 классом, администрацией сельского поселения
Сосновка занял 3 место во Всероссийском конкурсе «Любимый сердцу уголок»,
проходивший в СанктПетербурге (участие очное)[ 73 ],[ 75 ],[76],[ 77 ].
4.7. Наличие преодоленных во взаимодействии с родителями проблем обучающихся
проявляется в реализации программы работы с родителями по подготовке к ГИА. Все
возникающие проблемы с учениками (низкая успеваемость, конфликтные ситуации,
личные проблемы и др. ) решаются во взаимодействии с родителями посредством
индивидуальных бесед и консультаций, родительских собраний. Результатом проводимой
работы стали хорошие результаты выпускников на экзамене,
отсутствие
неудовлетворительных отметок по итогам года. Такую проблему, как нежелание
родителей участвовать в школьных мероприятиях, удалось решить посредством
реализации совместных социальных проектов, вовлечения мама и пап во внеурочную
деятельность (совместные внеклассные мероприятия, праздники)[ 78 ].
Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности
Исходя из анализа своей педагогической деятельности, выявленных мной
5.1.
ограничений педагогической деятельности, а также учитывая стратегию образовательной
организации и системы образования округа, ставлю перед собой следующие цели и задачи:
приобретение практического опыта конструирования инновационного урока русского
языка и литературы в соответствии ФГОС ООО; создание условий для удовлетворения
индивидуальных образовательных потребностей одаренных детей и учащихся с ОВЗ с
помощью внедрения индивидуальных образовательных маршрутов; повышения уровня
ИКТкомпетентности (совершенствование, пополнение личного интернетсайта, создание
сетевых проектов и использование Web 2.0. на уроках и во внеурочной деятельности);
диссеминация своего педагогического опыта и осуществление сотрудничества с
коллегами ( в профессиональных сообществах и ассоциациях, в том числе и сетевых).
5.2.
Пути моего совершенствования будут связаны с внедрением ФГОС второго
поколения в основную школу и освоением современных образовательных технологий. Для
реализации поставленных перед собой целей и задач планирую: с 2016 года начать работу
над новой темой самообразования «Реализация системнодеятельностного подхода на
уроках русского языка и литературы как средство формирования универсальных учебных
действий обучающихся»; постоянно изучать методическую литературу по данной теме;
систематически повышать квалификацию по тееме «Системно – деятельностный подход в
обучении»; размещение материалов в муниципальном Банке передового педагогического
опыта, участие в семинарах и научнопрактических конференциях). Я разработала
программу повышения своей профессиональной компетенции, оформив ее в виде
«дорожной карты» своего индивидуального образовательного маршрута[ 79 ].
5.3. Мои профессиональные задачи соответствуют уровню моей профессиональной
деятельности и направлены на ее продолжение и совершенствование. Эти задачи
способствуют моему профессиональному развитию, направленному на внедрение в
педагогических технологий системно
педаггогичеескую практику современных
деятельностного подхода в обучении,
а также совершенствованию навыка
проектирования инновационного урока русского языка и литературы, что позволитвыстраивать траекторию развития каждого ученика в соответствии с его потенциальными
способностями.
Учитель русского языка и литературы Алла Ивановна Сидорова
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Белоярского района «Средняя общеобра
зовательная школа п. Сосновка»
Директор МКОУ Порошинской СОШ Елена Геннадиевна Колмогорова
Камышловского района Свердловской области