Самообследование профессиональной деятельности Сидоровой Аллы Ивановны

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы, аттестующихся на высшую категорию. В самообследовании отражены результаты профессиональной деятельности учителя, перспективы дальнейшего развития, задачи, которые способствуют моему профессиональному развитию, направленному на внедрение в педаггогическую практику современных педагогических технологий системно-деятельностного подхода в обучении, а также совершенствованию навыка проектирования инновационного урока русского языка и литературы, что позволит выстраивать траекторию развития каждого ученика в соответствии с его потенциальными способностями.В данном материале отражены задачи, которые способствуют профессиональному развитию, направленному на внедрение в педаггогичеескую практику современных педагогических технологий системно-деятельностного подхода в обучении
Иконка файла материала Сидорова А.И. Самообследование профессиональной д-ти.docx
Самообследование профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Муниципального казенного бщеобразовательного учреждения Камышловского района Свердловской области « Порошинская СОШ» Сидоровой Аллы  Ивановны Раздел 1. Профессиональное образование 1.1. Я,   Сидорова   Альфия   Ивановна,   учитель   русского   языка   и   литературы,   имею   полное высшее   педагогическое   образование.   В   в   2000   году   успешно   закончила     Уральский педагогический   университет   в   г.   Екатеринбурге   «Русский   язык   и   литература», квалификация специалист «Учитель русского языка и литературы»[1].  1.2. В межаттестационный период в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования   в   Ханты­Мансийском   автономном   округе,   а   также   исходя   из профессиональных потребностей прошла обучение на курсах повышения квалификации: 2011г.–«Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе»   в   объеме   108часов[2];«Современные   образовательные   технологии   как инструмент   реализации   идей   нового   стандарта   общего   образования»   в   объеме   80 часов[3   ];2012г.–«Готовимся   к   аттестации»   в   объеме   36   часов[4];2013г.   –   «Основы компьютерной грамотности» в объеме 16 часов[5]; 2014г. – Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды и внедрения ФГОС   ООО»; 2015г. – «Как начать и завершить урок по ФГОС» в объеме 72 часов[6]; «Обучение специалистов, привлекаемых к организации и проведению Государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ)[7]. 1.3. Полученные в рамках дополнительного профессионального образования знания активно и систематически   использую   в   своей   деятельности.   Так   программно­целевой     метод, освоенный мной в ходе профессиональной переподготовки, помогает мне в составлении программ, планировании и реализации педагогических инициатив. Курсы, связанные   с федеральными   государственными   образовательными   стандартам   второго   поколения, знакомят с современными педагогическими технологиями, новыми формами и методами работы   с   обучающимися,   помогают   в   проектировании   работы   по   внедрению   ФГОС   в основной   школе.   Приобретенные   знания   использую   как   при   составлении   рабочих программ, технологических карт уроков, так и в практической деятельности с учениками. Информация,   полученная   мною   на   курсах   «Обучение   специалистов,   привлекаемых   к организации   и   проведению   Государственной   итоговой   аттестации   (ОГЭ,   ЕГЭ,   ГВГ)», применяется   в   ходе   подготовки   учащихся   к   экзаменам.   Результаты   дополнительного профессионального  образования представлю в виде таблицы [8],[9 ]. 1.4. Считаю,   что   следующая   работа   по   самосовершенствованию   и   профессиональному развитию помогает мне в проектировании современного урока, подборе видов учебной деятельности, в планировании и анализе образовательных результатов: систематическая работа   над   темой   самообразования   (с   2012   года   составлен   и   был   реализован   план самообразования   –   «Формирование   ключевых   компетентностей   обучающихся посредством   проектно­исследовательской   деятельности   на   уроках   русского   языка   и литературы»)[10];   непрерывное   знакомство   с   новинками   методической   литературы; участие   в   конференциях[11],[12],[13];   обобщение   педагогического   опыта   посредством публикаций в электронных и печатных методических изданиях(материалы Всероссийской научно­практической конференции «Современный урок – проблемы, подходы, решения», 2014   г.[14];   сборник   методических   разработок   «Шаг   навстречу.   Из   опыта   реализации системно­деятельностного   подхода»,   Йошкар­Ола,   2014   г.   и   др.)[   14   ];   участие   в профессиональных сообществах[15]; осуществление экспериментальной деятельности.1.5. В   соответствии   со   стратегическими   ориентирами   развития   образования   в   автономном округе (государственная программа «Развитие образования в ХМАО­Югре на 2014­2020 годы») в дальнейшем планирую пройти курсы повышения  квалификации по реализации системно­деятельностного   подхода   к       обучению,   формированию   коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы и (что особенно важно) во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Исходя из Концепции развития инклюзивного  образования в Ханты­Мансийском автономном округе ­ Югре, планирую   повысить   свою   квалификацию   по   вопросам   обучения   детей   с   ОВЗ   и   их индивидуальному   сопровождению.   Мной   составлен   перспективный   план   повышения квалификации   на   2015­2020   гг.   посредством   заполнения   «дорожной   карты»   моего индивидуального   образовательного   маршрута   [16].   В   соответствии   с   личными профессиональными   потребностями   и   требованиями   времени   в   2016   году   планирую закончить УрГПУпо специальности «Русский язык и стилистика». Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии 2.1.  Русский язык и литература в большей степени, чем большинство других школьных предметов, являются прикладной и жизненно важной дисциплиной. Основная цель моей профессиональной   деятельности   как   учителя­словесника   –   создание     условий   для общекультурного,   личностного   и   познавательного   развития   обучающихся   на   основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение   знаний,   умений   и   навыков,   но   и   формирование   компетентностей   в   области русского языка и литературы. Данная цель определяет ожидаемые результаты, связанные с образованием школьников: достижение качества обученности по русскому языку – не менее 70%, по литературе – не менее 80%; результативность по итогам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ – средний балл по предметам не ниже средних показателей муниципального и окружного уровней; вовлечение учеников в проектную и исследовательскую деятельность – не менее 80%. 2.2.    Моя педагогическая деятельность неразрывно связана с работой образовательного учреждения   и   направлена   на   достижение   основных   целей,   сформулированных   в Программе развития СОШ п.Сосновка на 2014 – 2018 гг.: предоставление качественного предметного   образования   (не   менее   70%),   подготовка   учащихся   к   успешной   сдаче экзаменов( средний балл по предметам не ниже показателей муниципального и окружного уровней),   привлечение   школьников   к   внеурочной   деятельности   (100%),   реализация учебных   программ   (100%),   активное   участие   в   работе   объединения   учителей гуманитарного   цикла   (   с   1992   года   по   настоящее   время   являюсь   руководителем   МО гуманитарного   цикла),   диссеминация   своего педагогического опыта на разных уровнях[17]. 2.3.   На протяжении всей профессиональной деятельности систематически участвую в проектировании   и   реализации   педагогических   инициатив,   связанных   с   образованием учащихся.   Так,   применяю   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности   современные образовательные  технологии,   работаю   с   неуспевающими   и   одаренными   детьми   по индивидуальным траекториям с учетом их личностного развития, разрабатываю варианты группового   и   индивидуального   консультирования,   стараюсь   путем   проведения нестандартных   уроков   и   внеклассных   предметных   мероприятий   привить   интерес   к учению, к гуманитарным дисциплинам. Также являюсь организатором интеллектуальной и творческой деятельности школьников по русскому языку и литературе, привлекая их к участию в олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня: школьный организатор Всероссийского   конкурса   –   игры   по   русскому   языку   «Русский   медвежонок», Межлународного   конкурса   орфографической   с   «Грамотей­марафон»,   Всероссийского конкурса по русскому языку «Родное слово», Всероссийского конкурса литературного творчества «ГрафIT» и др.[20],[18],[21],[19].   педагогического   совета   школы,2.4.  Для   повышения   эффективности   работы   образовательной   организации   мною разработаны и внедрены авторские рабочие программы элективных и факультативных курсов[22],[23],[24]. Активно и систематически участвую в работе творческих групп для совершенствования   образовательного   процесса:   являюсь   членом   рабочей   группы Координационного   совета   по   поддержке   одаренных   детей   СОШ   п.Сосновка[25], Координационного совета по вопросам введения и реализации ФГОС ООО[26], являюсь координатором   школьного   научного   общества   (ШНО)   «Наукоград»,членом   рабочей группы по обеспечению деятельности официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».Совмещая работу с руководством МО гуманитарного цикла, выступаю инициатором   проведения   Декады   гуманитарного   цикла,   ставшей   с   1993   года традиционной в нашей школе[27]. 2.5.  Успешность   моей   работы   как   педагога   тесно   связана   с   участием   и   реализацией инициатив   по   развитию   взаимодействия   с   социальными   партнерами   образовательной организации.   Налажено   тесное   сотрудничество   с   градообразующим   предприятием Сосновского   ЛПУ   МГ   (участие   в   различных   творческих   конкурсах,   организация экскурсий   в   рамках   профориентационной   работы),   ФОКом   (участие   в   спортивных соревнованиях   и   праздниках),   Детским   подростковым   клубом   (помощь   в   организации праздников,   спектаклей,   сельской   библиотекой(   регулярное   посещение   мероприятий, оказание помощи в проведении библиотечных уроков, Музыкальной школой(реализация совместных   проектов),   редакцией   «Квадрат»   (выпуск   брошюры   «Все   начинается   с учителя»), ДОЛ «Северянка» (отдых детей, проведение мероприятий), индивидуальными предпринимателями   (спонсорская   помощь   в   реализации   социальных   проектов), Администрацией   сельского   поселения   (содействие   в   выпуске   печатных   изданий,   в реализации проектов «Я – Гражданин России»)[28]. 2.6.  Принимаю   участие   в   проектировании   и   реализации   инициатив   по   развитию взаимодействия   с   родителями   обучающихся.   На   протяжении   многих   лет   выполняю функцию классного руководителя. На данный момент являюсь классным руководителем 8 класса: регулярно провожу родительские собрания, на которых знакомлю родителей со своими   требованиями,   даю   рекомендации   по   подготовке   к   экзаменам,   отвечаю   на интересующие   их   вопросы,   провожу   индивидуальные   и   групповые   консультации   для родителей   детей,   входящих   в   «группу   риска»   в   рамках   подготовки   ГИА;   постоянно разрабатываю памятки, диагностические и рефлексивные анкеты для родителей; в 2015 году совместно с родителями 8 класса разработан и успешно реализован проект «Учитель – это звучит гордо!» в рамках акции «Я – Гражданин России», ставший победителем во Всероссийском   конкурсе   социально   значимых   проектов   «Любимый   сердцу   уголок».   В тесном сотрудничестве с родителями провожу внеклассные мероприятия для учащихся : День Матери, литературные гостиные, вечера[29]. 2.7. Мои педагогические инициативы соответствуют ориентирам образования в округе и опираются на положения следующих программ: государственной программы «Развитие образования в Ханты­Мансийском автономном округе­Югре на 2014­2020 годы», целевой программы   «Новая   школа   Югры   на   2010­2013   гг.   и   на   период   до   2016   года». Реализованные мною инициативы были направлены на «выявление, поддержку одаренных детей» (вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, участие моих   учеников   в   олимпиадах   и   творческих   конкурсах   различных   уровней);   «развитие системы   дополнительного   образования   детей»   (разработана   и   реализуется   авторская программа   по   внеурочной   деятельности   «Проба   пера»[30];   «вовлечение   учащихся   в социальную практику»( разработка и реализация  социально значимых проектов «Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?» и др.). 2.8.  В   межаттестационный   период   принимала   участие   в   профессиональных   конкурсах различного   уровня,за   что   награждена   грамотами   и   дипломами[31];[32];[33];[34     ],[35],[36].Ежегодно   получаю   грамоты   от   администрации   ОУ:2013   г.   –   «Лучший   классный руководитель в конкурсе «Самый классный класс»[37], в 2014 г. – за творческий подход к работе, успехи в организации учебного и воспитательного процессов[38  ], в 2015 г. – за достигнутые успехи в труде по итогам 2014­2015учебного года[38], за активное участие и проведение   мероприятий,   посвященных   70­летию   Победы   в   Великой   отечественной войне[38   ].   Отмечена   благодарственными   письмами   и   грамотами   за   подготовку победителей и призеров олимпиад и творческих конкурсов различного уровня [43],[44]. Имею Почетную Грамоту Министерства образования и науки РФ[42], Благодарственную грамоту   главы   Белоярского   района   за   высокое   профессиональное   мастерство   и значительные  успехи в организации образовательного процесса[41], Почетные грамоты Комитета по образованию администрации Белоярского района (2012, 2015)[39],[40].  Раздел 3. Профессиональная деятельность. 3.1. С целью реализации Основной общеобразовательной программы основного общего и среднего общего образования мною разработаны и внедрены авторские программы по русскому языку и литературе[ 45 ],[ 46 ],[ 47 ]. Для качественного проведения уроков и внеурочной   деятельности   мой   учебный   кабинет   оснащен   компьютерной   техникой, интерактивной   доской,   научно­методической   и   учебной   литературой.   Я   постоянно пополняю   и   обновляю   методические   и   дидактические   материалы:   конспекты   уроков, сценарии   внеклассных   мероприятий,   банк   презентаций,   тестов,   проектов   по филологическим   дисциплинам.   В   моем   учебном   кабинете   создана   медиатека   учебных проектов,   включающая   в   себя   более   20   проектов   по   русскому   языку   и   более   30   по литературе[ 48 ]. 3.2.  Среди   многообразия   форм   и   методов   оценивания   образовательных   достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные, так и инновационные средства. Я изучила и апробировала разные методики формирующего оценивания: рефлексия в конце каждого урока, листы самооценки[ 49 ], и взаимооценивание. Для оценки планируемых результатов, ЗУНов, компетенций учащихся применяю тестовые задания обучающегося и контрольного   характера   с   привлечением   технических   средств:   тестовой   оболочки HotPotatoes, программы  Excel,  PowerPoint?  SmartBoard. Подготавливая обучающихся   к ГИА   по   русскому   языку   в   9   классе,   в   первую   очередь   опираюсь   на   Открытый   банк заданий   ФИПИ,   самостоятельно   составляя   тесты,   подобные   заданиям   контрольно­ измерительных материалов на экзамене.   3.3.  При   построении   образовательного   процесса,   выборе   образовательных   технологий, методик   обучения   учитываю   индивидуальные   способности   учащихся.   На   современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и   литературе   акцент   переносится   на   воспитание   подлинно   свободной   личности, формирование   у   детей   способности   самостоятельно   мыслить,   добывать   и   применять знания,   тщательно   обдумывать   принимаемые   решения   и   четко   планировать   действия, эффективно   сотрудничать   в   разнообразных   по   составу   и   профилю   группах,   быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, а также с целью развития   творческого   потенциала   школьников   и   коммуникативной   личности,   согласно требованиям федерального государственного стандарта нового поколения я использую проблемное   обучение,   обучение   в   сотрудничестве,   применяю   технологию   мастерских, ИКТ,   интегрировала проектную и игровую технологии, обобщила педагогический опыт по проблеме применения технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы[51 ],[ 52 ],[ 53 ]. 3.4. В рамках реализации ФГОС второго поколения в СОШ п. Сосновка вхожу в состав творческого   объединения   инновационного   проекта,   реализуемого   школьной инновационной   площадкой   «Психолого­педагогическое   сопровождение   введения   иреализации   федерального   государственного   образовательного   стандарта   нового поколения»[ 54 ]. 3.5.  В своей профессиональной деятельности важнейшим считаю транслирование опыта практических результатов. Ежегодно провожу для коллег открытые уроки, выступаю на заседаниях   МО   учителей   гуманитарного   цикла,   методических   семинарах,   принимаю участие во Всероссийских научно­практических конференциях[55,[56],[57], публикуюсь в печатных и Интернет­изданиях[ 57a],[58],[59]. 3.6.  Мои   ученики   ежегодно   принимают   участие   в   олимпиадах,   конкурсах,   научно­ практических   конференциях   различных   уровней   (причем   ежегодно   увеличивается   как число участников 9 с 210 до 315), так и количество победителей и призеров. Данные об участниках представлены в виде таблицы.[ 60 ]. 3.7. В соответствии со ФГОС ООО внеурочная деятельность является организационным механизмом   реализации   основной   образовательной   программы.   Учащиеся   под   моим руководством принимают активное участие в конкурсах исследовательских и социальных проектов, занимая призовые места[61],[ 62],[63]. Обучающиеся  , принимая участие во внеурочной деятельности, развивают творческие способности, которые демонстрируют на конкурсах различного уровнях[63a]. 3.8.  Моя   экспертная   деятельность   связана   с   работой   в   комиссии   по   государственной итоговой аттестации: 2014 г. – эксперт комиссии по проверке сочинений на пробном экзамене  по  литературе,  на  репетиционном  экзамене  по русскому  языку  в 11  классе; эксперт по проверке итогового сочинения[  ]. Являюсь членом жюри школьных конкурсов учебных   проектов,   школьного   этапа   всероссийской   олимпиады   школьников,   вхожу   в состав   муниципального   профессионального   сообщества   по   разработке   олимпиадных заданий (2015­2016учебный год)[  ],[  ].  Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности.  4.1.  На   основании   ежегодных   школьных   отчетов   учителя­предметника   я   представляю результаты освоения обучающимися образовательных программ в виде таблицы. Следует отметить, что наблюдается положительная динамика качества обучения: положительная динамика качества обученности по русскому языку с 48% до 70%, по литературе – с 71% до  81% . Приложение 1. 4.2.  Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» обучающиеся  9,11 классов ежегодно проходят государственную итоговую аттестацию по русскому языку в обязательном  порядке  По  итогам  основного государственного экзамена     по русскому языку мои выпускники показали результаты: средний балл по предмету выше районного и окружного,   а   качественная   успеваемость   в   2012­2013   учебном   году   составила   81%. Приложение 2. 4.3. Под моим руководством обучающиеся  не только принимают участие в олимпиадах , конкурсах,   научно­практических   конференциях   различных   уровней,   но   и   становятся победителями и призерами (причем ежегодно увеличивается их количество). Данные об участниках представлю в виде таблицы[68]. 4.4.  Большое внимание уделяю развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, поэтому мои ученики постоянно принимают участие и занимают призовые места в заочных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях[69].  4.5.  В   системе   реализую   во   взаимодействии   с   коллегами   значимые   для   организации инициативы:   принимаю   участие   в   работе   школьной   инновационной   площадки, координирую мероприятия Декады учителей гуманитарного цикла, даю открытые уроки и мероприятия  для   учителей   школы.  В  2014  году  приняла  участие   в  издании   сборникаметодических   разработок   учителей   «Шаг   навстречу»,   выпустила   сборник   эссе   «Все начинается с учителя»[ 70 ],[71],[72].   4.6.  Результатом взаимодействия с социальными партнерами являются те мероприятия, которые подготовлены и проведены  совместно с ними, в частности  в 2013 году ученик Христиченко Станислав под моим руководством стал победителем окружного конкурса «Я – Гражданин России» в номинации «Креативный взгляд», его работа опубликована в сборнике   работ   участников   окружного   конкурса   «Я   –   Гражданин   России»[74], социальный  проект,  реализованный  с  8 классом,  администрацией  сельского  поселения Сосновка   занял   3   место   во   Всероссийском   конкурсе   «Любимый   сердцу   уголок», проходивший в Санкт­Петербурге (участие очное)[ 73 ],[ 75 ],[76],[ 77 ].  4.7.  Наличие   преодоленных   во   взаимодействии   с   родителями   проблем   обучающихся проявляется в реализации программы работы с родителями по подготовке к ГИА. Все возникающие   проблемы   с   учениками   (низкая   успеваемость,   конфликтные   ситуации, личные   проблемы   и   др.   )   решаются   во   взаимодействии   с   родителями   посредством индивидуальных бесед и консультаций, родительских собраний. Результатом проводимой работы   стали   хорошие   результаты   выпускников   на   экзамене,   отсутствие неудовлетворительных   отметок   по   итогам   года.   Такую   проблему,   как   нежелание родителей   участвовать   в   школьных   мероприятиях,   удалось   решить   посредством реализации   совместных   социальных   проектов,   вовлечения   мама   и   пап   во   внеурочную деятельность (совместные внеклассные мероприятия, праздники)[ 78 ]. Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности  Исходя   из   анализа   своей   педагогической   деятельности,   выявленных   мной 5.1. ограничений педагогической деятельности, а также учитывая стратегию образовательной организации и системы образования округа, ставлю перед собой следующие цели и задачи: приобретение   практического   опыта   конструирования   инновационного   урока   русского языка и литературы в соответствии ФГОС  ООО; создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей одаренных детей   и учащихся с ОВЗ с помощью внедрения индивидуальных  образовательных маршрутов;   повышения уровня ИКТ­компетентности (совершенствование, пополнение личного интернет­сайта, создание сетевых проектов и использование  Web  2.0. на уроках и во внеурочной деятельности); диссеминация   своего   педагогического   опыта   и   осуществление   сотрудничества   с коллегами ( в профессиональных сообществах и ассоциациях, в том числе и сетевых). 5.2.  Пути   моего   совершенствования   будут   связаны   с   внедрением   ФГОС   второго поколения в основную школу и освоением современных образовательных технологий. Для реализации поставленных перед собой целей и задач планирую: с 2016 года начать работу над   новой   темой   самообразования   «Реализация   системно­деятельностного   подхода   на уроках русского языка и литературы как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся»; постоянно изучать методическую литературу по данной теме; систематически повышать квалификацию по тееме «Системно – деятельностный подход в обучении»; размещение материалов в муниципальном Банке передового педагогического опыта,   участие   в   семинарах   и   научно­практических   конференциях).   Я   разработала программу   повышения   своей   профессиональной   компетенции,   оформив   ее   в   виде «дорожной карты» своего индивидуального образовательного маршрута[ 79 ].  5.3.  Мои   профессиональные   задачи   соответствуют   уровню   моей   профессиональной деятельности   и   направлены   на   ее   продолжение   и   совершенствование.   Эти   задачи способствуют   моему   профессиональному   развитию,   направленному   на   внедрение   в   педагогических   технологий   системно­ педаггогичеескую   практику   современных   деятельностного   подхода   в   обучении,   а   также   совершенствованию   навыка проектирования   инновационного   урока   русского   языка   и   литературы,   что   позволитвыстраивать траекторию развития каждого ученика в соответствии с его потенциальными способностями.   Учитель русского языка и литературы                                         Алла Ивановна Сидорова  Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения  Белоярского района «Средняя общеобра­ зовательная школа п. Сосновка»            Директор  МКОУ Порошинской СОШ                          Елена Геннадиевна Колмогорова Камышловского района Свердловской области

Посмотрите также