Презентация о системе мер,направленных на предупреждение неуспеваемости
Самореализация
личности талантливых детей через адаптированный
элективный курс по математике.
Жак А.М., учитель математики МОУ «СОШ №36»
Педагогический коллектив школы осознает актуальность и важность работы
с учащимися с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, поэтому
на протяжении многих лет ведет целенаправленную работу в этом аспекте:
создаются условия для развития одаренности школьников, воспитания и
самореализации. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл
и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом
направлении, на наш взгляд, должна способствовать успешной интеграции ребенка в
современное общество.
Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одаренность»
следующим образом: «То же, что талантливый …» [2,578]. А уж талантливый – «…
это человек, обладающий врожденными качествами, особыми природными
способностями» [2,621]. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к
старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одаренных от природы
людей не бывает. Одаренные дети – наше достояние. Одаренность можно сравнить
со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки
удивительных способностей и талантов. Очень важно, чтобы педагог чувствовал и
научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.[4,251] Но работа с
детьми, не обладающими столь очевидными качествами одаренного ребенка, тоже
трудна и почетна.
Психолого–педагогическая компетентность учителя, проявляющаяся в
индивидуальноличностном отношении к ученику, и своевременная диагностика
психолога позволяет «открыть»талантливых детей.[1,13]
Использование
специальных педагогических технологий способствует развитию успешного
отношения к учебе, к себе самому и окружающим.
«Талантливый себя проявит…» за этой фразой скрывается нежелание
педагогов тратить время на занятие с одаренными детьми. Но талант необходимо
развивать, помогать достигать высоких результатов, чтобы дети стали
настоящими «двигателями» развития общества. Внимание к индивидуальным
особенностям каждого ученика должно стать «атрибутом труда» педагога.
Учителя, работающие со способными и талантливыми учащимися, должны
иметь хорошие теоретические познания;
обучать профессионально практическим навыкам;
возбуждать интерес к предмету.
Педагогу с устоявшимися взглядами на свою деятельность не просто
идей,
адаптироваться в быстроменяющемся мире новых технологий,
экспериментов. Чтобы оставаться «на плаву» необходимо быстро меняться самому
и постараться научить этому своих учеников. Основными проблемами, с которыми
столкнулась система образования на современном этапе, являются проблемыоторванности школьного образования от реальной жизни, отсутствие у
большинства школьников умения применять знания, полученные в процессе
обучения, на практике. На мой взгляд, элективные курсы помогают решить эти
проблемы. Ребенок не всегда понимает школьную программу, часто не видит связи
математики с повседневной жизнью, испытывает во время обучения негативные
эмоции. С введением ЕГЭ эти проблемы встали еще более остро. Как и другие
формы подготовки к экзаменам, элективные курсы призваны развивать в каждом
ребенке самостоятельность, ответственность, творчество, формировать умения
применять полученные знания, использовать их в измененной ситуации, делать
выводы и обобщения. Развивать навыки самоконтроля .При изучении элективных
курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного
образования, заключающаяся в том. Что «усвоение предметного материала
обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и
интеллектуального развития ребенка. Которое обеспечивает переход от обучения к
самообразованию. Надо считать приоритетным направлением деятельности –
развитие школьников, значит надо научить его решать учебные и жизненные
проблемы, научить учиться.
С этой целью мною была разработана ( и утверждена приказом Комитета по
образованию и науки № 0107314 от 04.05.2009г.) авторизированная программа
элективного курса по математике «Общие методы решения уравнений» для
учащихся 911 классов, которая представляет собой расширенный материал по
данной теме. Специальный подбор заданий приводит учащихся к более глубокому.
Осмысленному изучению курса математики. По окончании данного элективного
курса учащиеся
расширяют математический кругозор( узнают новое из истории
математики);
развивают коммутативность, самостоятельность учащихся ( все делают
сообща, ищут новые пути выполнения заданий; не бояться высказывать свое мнение,
прислушиваются к советам учителя);
умеют работать с дополнительной литературой при выполнении творческих
заданий;
приобретают навыки математического моделирования;
растет мотивация к участию в исследовательской деятельности,
олимпиадах, интеллектуальных играх;
повышается качество полученных знаний учащихся.
Если слагаемые успеха учителя умножить на слагаемые успешности ученика
мы получим личность свободно ориентирующегося в быстроменяющемся мире,
умеющую применять свои знания и способности, т.е. самодостаточную личность.
Литература:1.
Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и
практике образования /Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинский // Педагогика.
2000.№ 2с.1115.
2.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство
Эксмо,2005.736с.
3.
4.
Рабочая концепция одаренности, М.2002.
Хуторской А.В.
Развитие одаренности школьников: М.;
Владос,2000.