Система мер, направленных
на предупреждение
неуспеваемости
Три группы причин школьных
неудач
Социально-экономические — материальная
необеспеченность семьи, неблагополучная
обстановка в семье.
Причины биопсихологического характера — это
наследственные особенности, способности, черты
характера
Педагогические причины. Обучение,
профессиональные действия учителя — решающий
фактор в развитии школьника.
Вывод: дидактическая, психологическая,
методическая некомпетентность учителя ведет к
неудачам в учебе.
Средства преодоления
неуспешности
Педагогическая профилактика — поиски
оптимальных педагогических систем, в том числе
применение активных методов и форм обучения,
новых педагогических технологий, проблемного и
программированного обучения, компьютеризация
контроля обучения, тесный контакт и работа с
родителями.
Педагогическая диагностика — систематический
контроль и оценка результатов обучения,
своевременное выявление пробелов.
Педагогическая терапия — меры по устранению
отставаний в учебе. Это дополнительные занятия,
группы выравнивания.
Основные пути преодоления
неуспеваемости
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических
систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых
педагогических технологий, проблемного и программированного обучения,
информатизация педагогической деятельности..
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка
результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого
применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за
трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение
тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам
допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.
.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны
чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна
вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая
включает и работу с семьей школьника.
ВАЖНО:
поставить перед учеником такие доступные для него
задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха,
даже самого незначительного, может быть проложен
мост к положительному отношению к учению.
особые условия опроса для неуспевающих учеников.
дифференцированную работу учителя на уроке с
временными группами учащихся. Предлагается
выделять три группы учащихся: слабых, средних и
сильных. Задача учителя не только в том, чтобы
подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том,
чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных
учащихся.
Дифференциация домашней работы
учащихся
организации обучения второгодников.
своевременно выявить причины
неуспеваемости и устранить их.
чтобы при обнаружении отставания
оперативно принимались меры к его
устранению.
Выявить признаки отставания
ДЕТИ УСТАЮТ
ОТ
ОДНООБРАЗИЯ
Есть теория, а есть практика, есть
знание, а есть умение, есть
методические рекомендации к
урокам, а есть конкретный опыт их
проведения. Понятия связаны, но
длина этой связи огромна.
У всех учителей общая цель одна,
но каждый идет к ней своей
дорогой.
Перед учителем на уроке стоят
всего две задачи:
.
Первая - дать небольшой (а точнее, маленький) объем
информации,
вторая задача - оценить знания детей и их умение размышлять.
Первая часть урока уделяется для новой информации, так как во
второй половине урока внимание заметно слабеет. Дать надо
самое-самое главное, и, конечно, дать кратко.
Очень важно, чтобы информация была по возможности
интересной, еще лучше - удивительной. Ведь именно с
удивления, как считал еще Аристотель, начинается мышление. В
школьном обучении это самое главное. Не размышляя, не
запомнишь и не поймешь. Усвоение материала очень облегчают
неожиданные сравнения и забавные истории. Дети в
большинстве ценят юмор и очень быстро устают от однообразия.
Тут допустимы даже актерские преувеличения и нарушения
научной строгости.
Вторую часть урока, на которой оцениваются знания,
можно сделать интересной для всех. Для этого нужны
поурочные тесты. Такое поголовное тестирование
решает целый ряд проблем и является надежным
методом контроля и одновременно методом обучения.
Во-первых, с урока каждый ученик уходит с оценкой, а
некоторые и не с одной. Следовательно, результат
труда виден сразу. Это привлекательно для всех, а для
детей - особенно.
Во-вторых, тестирование интересно, поскольку
представляется процессом заманчивым (варианты
ответов даны, только выбирай). Устный ответ менее
привлекателен, ведь трудно строить фразы и говорить
связно.
В-третьих, исчезают сомнения и споры по
поводу справедливости полученной оценки.
В-четвертых, дети, выбирая варианты
ответов, волей-неволей рассуждают,
думают, а значит, не зря пришли в школу.
В-пятых, оценки получаются быстро.
В-шестых, заняты абсолютно все,
естественный шум в классе стихает, и
учитель может немного перевести дух.
Конечно, процесс составления поурочных
тестов очень трудоемок, но он того стоит.