Разработка урока русского языка
в 5 классе с русским языком обучения.
ТЕМА: Самостоятельные и
служебные части
речи
Подготовила Свешникова О.Н., учитель русского языка школы №5 поселка Алмазар Чиназского района Ташкентской области.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
ЦЕЛИ УРОКА: 1)познакомить учащихся с разделом лингвистики "Морфология"; вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи; научить распознавать самостоятельные и служебные части речи;2)отработать навыки распределения слов по группам; 3)прививать любовь к слову; развитие речи.
ВИД УРОКА: урок - повторение.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ватман, маркеры, картина В.Серова "Дети", тесты, карточки с индивидуальным заданием, слайды, проектор, учебник.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УРОКА: беседа по вопросам, работа в малых группах, тестирование,"Снежный ком", синквейн, самоконтроль.
СХЕМА УРОКА:
1. Оргмомент ( 3 мин.)
2. Опрос домашнего задания (5 мин.)
3. Основная часть ( 22 мин.)
4. Закрепление ( 9 мин.)
5. Подведение итогов урока (3 мин.)
6. Домашнее задание (3 мин.)
ХОД УРОКА:
1. ОРГМОМЕНТ.
Знакомство с учащимися.(ребята на бумажных подставках пишут свои имена).
Проверка посещаемости урока.(Учитель отмечает отсутствующих, если таковые имеются.Выясняется причина отсутствия учеников.)
2. ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Беседа по вопросам:
- Объясните порядок словообразовательного разбора.( 1) дать объяснение лексического значения слова,2) найти слово, от которого данное слово образовано, 3) определить, при помощи чего образовано слово.)(слайд №1)
- Как образовано слово ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ? ( при помощи суффикса -ЕНН-)
- Какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение слов, сложение основ, сложение начальной части слова с целым словом, аббревиатура из начальных букв слов или звуков, переход из одной части речи в другую).
- Определите способ образования слов ( слайд №2).
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Прежде, чем начать изучение нового материала, в тетрадях записывается число и тема урока.
1) Вступительное слово учителя, основанное на диалоге с учащимися.
- Все слова русского языка делятся на самостоятельные и служебные части речи. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает части речи? (морфология) Части речи - это группы слов с общим грамматическим значением. А теперь, пожалуйста, назовите известные вам части речи. ( имена: существительное, прилагательное, числительное; местоимение, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометие.) Какие из них относятся к самостоятельным, а какие к служебным? (слайд №3)
2) Выполнение заданий, помогающих разобраться в данной теме.
а)- Чем отличаются слова, записанные в разных рядах ?
1. в, на, из-за, и, но, не, через, под, а.
2. мальчик, книга, читать.
3. идти, веселый, поход.
4. смотреть, синий, небо.
5. звезды, сиять. ( слайд №4)
- Из каких можно составить словосочетания и предложения? А какие одни не могут употребляться?
Самостоятельные части речи можно разделить на морфемы(приставка, корень, суффикс, окончание)
Каждый ученик, дающий правильный ответ на вопрос, получает цветной бумажный квадратик (это необходимо для оценки его знаний)
б) Расскажите о весне, используя эпитеты.(ответы на листах):
Красивая, яркая, дождливая, солнечная, яркая, светлая, теплая и т.п.
А можно ли задать вопросы и определить значение у слов а, за, не, что, о, на ?
в) Слайд №5: Распределите слова по разделам: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Молодец, течение, бежит, красный, танец, радостный, стремится, поет, ложка, веселый, легко, страна, нарочно, говорит, радует, морозный, пишет
( существительных- 5, прилагательных- 6, глаголов-6.
г) Определите, по каким грамматическим признакам слова объединены в группы?(слайд № 6)
1) за столом, под горой, у леса.
2) у него, у нее, с нами.
3) моргает, хохочет, напевает.
4) быстро, тихо, громко.
5) зимний вечер, зимнего вечера, зимнему вечеру.
( по частям речи)
д) Выполните синтаксический разбор предложения:
В день Навруза взрослые и хозяева пробуют сумаляк. (простое, односост, осложнено однородными подлежащими, повеств, невоскл.)- обстоятельство, дополнение, подлежащее, подлежащее, сказуемое, дополнение.
Сколько слов в данном предложении?(8) А членов предложения?(6) О чем это говорит? ( служебные части речи не являются отдельным членом предложения)
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания.
3) Составление синквейна " Весна". Схема синквейна-слайд №7.
Например: Весна
теплая, долгожданная
радует, наслаждает, звенит.
Расцветают первые весенние цветы.
Восторг(слайд №8)
4) Работа по картине В.Серова "Дети"( упражнение 395, стр 161).
Запишите слова и словосочетания, с помощью которых можно записать изображенное на картине. После каждого слова в скобках укажите часть речи.(пока ребята выполняют задание, играет классическая музыка, по выбору учителя)
Например, серые(прил.) тона(сущ.), смотрит(глаг.) вдаль(наречие), море(сущ.) волнуется( глаг.)
Учитель обращает внимание учащихся на использование самостоятельных частей речи при описании предметов и явлений.
По методу «Снежный ком» учащиеся составляют предложение на заданную тему.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учащимся предлагается решить тесты по вариантам.
Вариант №1
1. В какой строке только самостоятельные части речи?
А) глагол, междометие, частицы
В) прилагательное, наречие, местоимение
С) местоимение, предлог, глагол.
2. Какой частью речи является выделенное слово в предложении? Листья С ДЕРЕВЬЕВ падали медленно и бесшумно.
А) наречие
В) прилагательное
С) существительное
3. Какой раздел науки о языке изучает части речи?
А) морфология
В) фонетика
С) синтаксис
4. Эта часть речи служит для связи слов в словосочетании и предложении
А) союз
В) предлог
С) местоимение
5. Какая часть речи обозначает признак предмета?
А) прилагательное
В) наречие
С) числительное
КЛЮЧ: 1-В, 2- С, 3- А, 4- А, 5-А
Вариант №2
1.Определить, какой частью речи является выделенное слово. Солнце показалось ИЗ-ЗА туч.
А) союз
В) предлог
С) местоимение
2. Какая часть речи обозначает количество, порядок предметов при счете?
А) числительное
В) существительное
С) наречие
3. В какой строке только служебные части речи?
А) сосна, тюльпан, из-под
В) гулять, на, красивый
С) без, а, не
4. Какой раздел науки о языке изучает части речи?
А) морфология
В) фонетика
С) синтаксис
5. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой, какая, какие?
А) существительное
В) прилагательное
С) глагол
КЛЮЧ: 1-В, 2-А, 3- С, 4- А, 5-В
Затем появляется слайд№ 9 с ответами. Проводится самопроверка.
Учитель раздает ученикам карточки со словами. Ребята должны будут по очереди выйти и приклеить свое слово либо в колонку со служебными частями речи, либо отнести к самостоятельным.
5. ИТОГ УРОКА.
Вывод: Используя только служебные части речи невозможно передать всю полноту чувств, которые у вас возникают, невозможно описать предмет или явление. Служебные части речи не имеют грамматических признаков и не являются самостоятельными членами предложения.
Выставление и комментирование оценок учащихся.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выполнить упражнение 396, на стр. 161. Учащиеся знакомятся с заданием и задают возникшие вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.