Сборник ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.
Оценка 5

Сборник ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Оценка 5
Образовательные программы
docx
28.06.2023
Сборник ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ. «Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности. Поэтому должна быть выработана определенная тактика по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Первыми шагами, прежде всего, необходимо конструирование дополнительных заданий уровнего характера, которые обеспечат повышение мотивации у обучающихся и развитие базовых и ключевых компетенций.
_Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе_.docx

Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.

1 СЛАЙД Здравствуйте уважаемые участники научно-практической конференции я Сигедина Екатерина Евгеньевна учитель начальной школы представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование функциональной грамотности».

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции.

И потому важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

2СЛАЙД Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Что же такое «функциональная грамотность»?

3 СЛАЙД «Функциональная грамотность—способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

4 СЛАЙД  А кто же такой «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

5 СЛАЙД Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, человек познающий, человек обладающий определёнными качествами например, изучать ,искать ,думать, сотрудничать, приниматься за дело.

Содержание функциональной грамотности:

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

6 СЛАЙД Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов некоторые из них представлены перед вами ( не читать )

1. Уровень – знание  Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить

7 СЛАЙД 4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить,

5. Уровень – синтез  Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(перессказа)

6. Уровень – оценка  Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать,

8 СЛАЙД Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так Василий Александрович Сухомлинский определил главную задачу начальной школы.

Таким образом, для современного этапа развития школьного образования актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, а также способности мыслить творчески.

Продуманные творческо – аналитические задания позволяют развивать творческие. 
Посредством выполнения заданий, происходит не только развитие внимания ребенка, умения анализировать, делать выводы, а также знакомство с понятием ассоциация, ритм и рифма. 

 

     Рассмотрим несколько примеров формирования функциональной грамотности на уроках в 1 классе:
При выполнении упражнения «Угадай букву» на уроке « Грамоты» в 1 классе: 

В старом дереве дупло 
Ну, совсем, как буква … 

дети объясняют выбор буквы так: « Я думаю здесь говориться о букве О, так как дупло имеет форму овала или буквы О». 
Или: «Первая строка заканчивается словом дупло, в слове дупло – последняя буква О, значит и вторая строка должна заканчиваться на букву О». 


Сейчас мы с вами поработаем с  чистоговорками. Перед вами лежит раздаточный материал, на котором находится задание, вам необходимо их выполнить .

Первый вариант для ребят с низким уровнем мышления и словарным запасом: 
Первый уровень
Бы-бы-бы 
На дворе стоят



Второй уровень: 
Ру-ру-ру 
Начинаем мы     

Третий уровень – творческий. Где ребёнок сам составляет предложение. 
За-за-за ______________________________________ 

Как выполните работы , покажите что готовы , убрав ручки из рук.

Какие слова вставили вы ….

Молодцы , у вас получилось правильно.

Подобные задания побуждают ребенка подумать, поразмышлять, проанализировать, развивают сообразительность, речь, словарный запас. 

        Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках Грамоты, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь.

Современная школа не призвана «наполнять сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же формировать целостную картину мира. Для решения этих задач каждый педагог просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат».

 

     9 СЛАЙД Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

10 СЛАЙД   Хотела бы закончить свое выступление высказыванием великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского

«Учение всегда было и остается трудом, но трудом полным мысли»


 

Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение

Второй уровень: Ру-ру-ру

Второй уровень: Ру-ру-ру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023