Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе.
1 СЛАЙД Здравствуйте уважаемые участники научно-практической конференции я Сигедина Екатерина Евгеньевна учитель начальной школы представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование функциональной грамотности».
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции.
И потому важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
2СЛАЙД Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»?
3 СЛАЙД «Функциональная грамотность—способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
4 СЛАЙД А кто же такой «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
5 СЛАЙД Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, человек познающий, человек обладающий определёнными качествами например, изучать ,искать ,думать, сотрудничать, приниматься за дело.
Содержание функциональной грамотности:
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
6 СЛАЙД Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов некоторые из них представлены перед вами ( не читать )
1. Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить
7 СЛАЙД 4. Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить,
5. Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(перессказа)
6. Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать,
8 СЛАЙД Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так Василий Александрович Сухомлинский определил главную задачу начальной школы.
Таким образом, для современного этапа развития школьного образования актуальными становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, а также способности мыслить творчески.
Продуманные творческо – аналитические задания позволяют
развивать творческие.
Посредством выполнения заданий, происходит не только развитие внимания ребенка,
умения анализировать, делать выводы, а также знакомство с понятием ассоциация,
ритм и рифма.
Рассмотрим несколько примеров формирования
функциональной грамотности на уроках в 1 классе:
При выполнении упражнения «Угадай букву» на уроке « Грамоты» в 1 классе:
В старом дереве дупло
Ну, совсем, как буква …
дети объясняют выбор буквы так: « Я думаю здесь говориться о букве О, так как
дупло имеет форму овала или буквы О».
Или: «Первая строка заканчивается словом дупло, в слове дупло – последняя буква
О, значит и вторая строка должна заканчиваться на букву О».
Сейчас мы с вами поработаем с чистоговорками. Перед вами лежит раздаточный
материал, на котором находится задание, вам необходимо их выполнить .
Первый вариант для ребят с низким
уровнем мышления и словарным запасом:
Первый уровень
Бы-бы-бы
На дворе стоят
Второй уровень:
Ру-ру-ру
Начинаем мы
Третий уровень – творческий. Где ребёнок сам составляет предложение.
За-за-за ______________________________________
Как выполните работы , покажите что готовы , убрав ручки из рук.
Какие слова вставили вы ….
Молодцы , у вас получилось правильно.
Подобные задания побуждают ребенка подумать, поразмышлять, проанализировать,
развивают сообразительность, речь, словарный запас.
Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках Грамоты, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь.
Современная школа не призвана «наполнять сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же формировать целостную картину мира. Для решения этих задач каждый педагог просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат».
9 СЛАЙД Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
10 СЛАЙД Хотела бы закончить свое выступление высказыванием великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского
«Учение всегда было и остается трудом, но трудом полным мысли»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.