Сборник практических работ по предмету "Численные методы"
Оценка 4.8

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
математика
Взрослым
03.04.2018
Сборник практических работ по предмету "Численные методы"
Курс «Численные методы» является одной из основных дисциплин, необходимых для подготовки программистов среднего звена. Он имеет своей целью изучение учащимися основ и методики решения задач прикладной математики с приближенными вычислениями и численными методами математического анализа в объеме, необходимом технику-программисту для работы на ЭВМ.Сборник практических работ по предмету "Численные методы" предназначен для учащихся технических специальностей и содержит практические задания в соответствии с учебной программой.
сборник.doc
Пояснительная записка. Курс «Численные  методы» является  одной из  основных дисциплин,   необходимых   для   подготовки   программистов среднего звена. Он имеет своей целью изучение учащимися основ и   методики   решения   задач   прикладной   математики   с приближенными   вычислениями   и   численными   методами математического   анализа   в   объеме,   необходимом   технику­ программисту для работы на ЭВМ. В результате изучения этого курса учащиеся должны знать численные   методы,   уметь   применять   их   при   решении   задач   и примеров. Настоящий   сборник   составлен   на   основе   рабочей программы и может быть рекомендован учащимся второго курса по   специальности   1304000   «Вычислительная   техника   и программное обеспечение».  2 Практическая работа №1. Тема: «Вычисление погрешности. Правила округления». Цель:  научиться   округлять   числа   с   заданной   точностью, определять   верные   и   сомнительные   цифры   в   приближенных числах,   вычислять   абсолютную   и   относительную   погрешности, выполнять арифметические действия. Вариант I. 1. Определить   абсолютные   и   относительные   погрешности приближенных чисел: х  410 375,0х 72,2          4. При измерении длины одного отрезка с точностью до 5м получено 23,37км, а при измерении длины другого с точностью до   0,5см   получено   3м.   Какое   измерение   по   своему   качеству лучше?       5. Найти с точностью до 0,01    564,375+7489,296+1114,206+748,601 26,35+1400+729,3+745,68 ,0  85,0 3862 Вариант II. 3             2.   Измеряя   длину   площадки   с   точностью   до   5см,   было найдено   значение   49,3м.   Определить   границу   относительной погрешности измерения. 3. Записать числа в виде двойного неравенства. Определить верные и сомнительные цифры чисел.    а а а 04,0 649  28,14  15,729  03,0 1.   Определить   абсолютные   и   относительные   погрешности приближенных чисел: 2105,14  х х = 64,27                  2.   Измеряя   длину   площадки   с   точностью   до   3см,   было найдено   значение   53,5м.   Определить   границу   относительной погрешности измерения. 3. Записать числа в виде двойного неравенства. Определить верные и сомнительные цифры чисел. 003 а а а 298  ,1 ,0 53,749  1428  05,0        4. При измерении длины одного отрезка с точностью до 3м получено 18,23км, а при измерении длины другого с точностью до   0,3см   получено   5м.   Какое   измерение   по   своему   качеству лучше?       5. Найти с точностью до 0,01    172,350+113,215+712,305+546,554 318,7864+211,1246+76,1613+106,1914 0,2315 73,0 Практическая работа №2. Тема:  «Отделение   корней   графическим   и   аналитическим методом. Уточнение  корней методом половинного деления». Цель:  научиться определять корни уравнения и уточнять их с помощью метода половинного деления (дихотомии). Вариант I 1. Найти графически корень уравнения:  6 2. Отелить корни уравнения   аналитическим методом.  х 4 2 х  2 3 0   4 5 3 2 х x   3 2 4 х x 5  0  0 5 2 4 3 х 3. Методом половинного деления уточнить до   уравнения   х 4 4. Дополнительно: Методом   половинного   деления   уточнить   до   уравнения   0  01 5 6 х х  3 310    корень 310    корень Вариант II 1. Найти графически корень уравнения:   0 2. Отелить корни уравнения   аналитическим методом.  х 2 х 2 3   5 3 4 5 х x   4 5 5 3 х x  7 0  01 3 х 3. Методом половинного деления уточнить до   уравнения   х 3 4. Дополнительно: Методом   половинного   деления   уточнить   до   уравнения   01  01 3 2 х х  3 310    корень 310    корень Практическая работа №3. Тема:  «Уточнение   корней   методом   касательных   и   методом хорд». Цель:  закрепить   навыки   определения   корней   уравнения   и научиться уточнять их с помощью методов хорд и касательных. Вариант I. Уточнить до =0,001 корень уравнения  а) методом хорд б) методом касательных   на отрезке   0 3     на отрезке   0 7  x 3 2  2 x     x x 3 3 2;3  2;3  5 Вариант II. Уточнить до =0,001 корень уравнения  а) методом хорд б) методом касательных    на отрезке  0      на отрезке    4  5 0  2 2 x  x 6   x x 3;2 1;0 3 3 Практическая работа №4. Тема: «Операции над матрицами (сложение, умножение матриц,   умножение матриц на число». Цель:  научиться   складывать,   вычитать,   умножать   матрицы, вычислять определители 2­го и 3­го порядков. Вариант I. 1. Найти сумму матриц:   а)  А  б)  А  4   2   1   3   6       7 3 5 7 8      5 1       В     2 1              В          3 8    ;         5 4   2 4 1        3 6 7 2. Найти разность матриц: ;        А    В    а)      1 5 2 1 0            42  86   0   5   2  3. Найти произведение матриц: 3 7 1 2 3 3 3 0      б)      В А    1 3 4   2 6 1         6 а)   А  4  65     В       2 3 1      ;       б)   А     1 3   2 4      В     65 87    ; в)  А       301 080 504      В       040 706 080      4. Вычислить определители  2­го и 3­го порядков: а)  35 67 ;      б)  24 39 ;      в)   1 3 2 6  ;      г)  121 112 211 ;   д)  3 2 1    2 3 2  1 1  3 ;       е)  1 4 3 3 4 15 23   5. Вычислите 2(А+В)(2В­А), если   1 0 2 3 2 4 5  01  1 2 7                       ;     В А 5 0 1 3 42       1. Найти сумму матриц:       а)  А В          3  7  31 42 03          В 2. Найти разность матриц:           1 5 2 1 0  4   2   1   3   6  б)  А а)  А  б)  А Вариант II. 42 86 0 3 2          ;      01 65 14              7 3 5 7 8      5 1       В     2 1              В          3 8    ;         5 4   2 4 1        3 6 7 7 3. Найти произведение матриц: а)  А  2  13    В А       3 2 1  3       В     63 54    ;      ;   б)   1   3   5  050 706 090 в)  А       201 060 503         В            4. Вычислить определители  2­го и 3­го порядков: а)  21 63 ;     б)  4 0 10 5 ;     в)   д)  321 654 987 ;      е)  2 4 6  3 5  2  2 4 1  1 4 1 5  ;    г)  221 112 211 ;     5. Вычислите 2(А+В)(2В­А), если        А       4 3 4 5  1 2  2 0 7      ;     В       12 10 75  1 3 3      Практическая работа №5 Тема:   «Вычисление   миноров     и   алгебраических     дополнений. Вычисление обратной матрицы». Цель:  научиться находить миноры, алгебраические дополнения, вычислять обратные матрицы. Вариант I. 1. Найти миноры матрицы.       2 1 0    31 42 03      А 8 2.  Найти алгебраические дополнения матрицы третьего порядка А       0 3 2    01 65 14      3. Найти обратную матрицу для данной матрицы:          3 2 3    4 3 5 5 1  1                Вариант II. 1. Найти миноры матрицы. А       301 080 504      2.  Найти алгебраические дополнения матрицы третьего порядка А       4 3 4 5  1 2  2 0 7      3. Найти обратную матрицу для данной матрицы:         1 3 2    23 04 35      Практическая работа №6 Тема: «Обращение матриц методом окаймления». Цель: научиться выполнять действия над матрицами с помощью разбиения их на клетки и методом окаймления. 1. Найти А+В,  Вариант I. ВА   разбив А и В на квадратные клетки: 9 А        1 0 3 1 4 1  31 0 1 52   3   1   2  1         В        1 1 1 6 1 4 10 10 11 32 63 41       2. Найти А+В,  ВА   разбив А и В на клетки окаймлением:    А        5436 3222 2333 3322                  В        1 2 3 3     121 252 262 242       1. Найти А+В,  Вариант II. ВА   разбив А и В на квадратные клетки:     А        5434 3213 2132 1321                 В        0 1 2 4  21 1 5 3 1  3 0  1 1 2 3       2. Найти А+В,        А        2 5 3 4  ВА   разбив А и В на клетки окаймлением: 2 4 0 2 1122 2211 1043 4433 1 3 1 1        5 2 2 3                  В         1.Найти А­1 Дополнительно: 10 б) а)   А        172 025 243 486 А        1 0 2 3 0 2 3 2    4   1   1  3   00  00   04  31  Практическая работа № 7. Тема: «Решение матричных уравнений». Цель: научиться решать простейшие матричные уравнения. Вариант I. 1. Решить матричное уравнение типа АХ=В      1 2 4 1 2  21 4 1         Х       1 4 2      2. Решить матричное уравнение типа ХА=В Х       1 2 1  1 1 0   1  1   1        6 6 8 2 1 1   1 1 4      3. Решить матричное уравнение типа АХВ=С    3 5   1 2       Х 65 87       47 59    11 1. Решить матричное уравнение типа АХ=В Вариант II.       3 2 2   01 11 41         Х    5 0 15      2. Решить матричное уравнение типа ХА=В Х       021 123 210             2 3 1 1 2 2  3 2 3        3. Решить матричное уравнение типа АХВ=С     4 3  3 2       Х         12 2  34 3  Дополнительно: 1 2    1 Даны три системы линейных уравнений:   х 5 1  3 х  1  х 2  1  2 х 3  2  х 3  2 х 6  7  х 3 3 х  4  5 3 х  4  5 4 х 4 х х 3 2 5 х х 2 х х  2      ,    2 2 5 5  3 6 4  ,   х 3 2       7 х 7 х 7 3 х  4  5 8 х 8 х 8 2 х   3 9 2 х 9  5  9 Найти их решения. Практическая работа №8. Тема: «Решение систем линейных уравнений методом Крамера». Цель: научиться решать системы линейных уравнений 3­го и 4­го порядков с помощью метода Крамера  Вариант I. 1.Решить систему методом Крамера. 12 а)           х 2 z 3 14 y  2 y x 1 z   2 x 3 z 2 y 13                          б)   в)   3 x  2 x  3 x y y 2  3 z  5 4 z  5 10 y z                                 г)   1.Решить систему методом Крамера. Вариант II. 1   3 0 y z 2 x   z y 2 x 5   3 x y z  y z t 6 x 2    1 2 t 2 y x   3 2 2 t 2 y x    x y 2 3 1 t z z 3 z              а)   2 5 x  x  x  3 3 y y  8 z y  10 z  3 4 z                                   б)   2 x x 3 5 x         3 y 2 6  y z  z 1  4 y z 11 . в)   2 7 5 x x x         y 3 2  4 7 z  z y 3   y 3 z 4                             г)     3 x y   2 y x  2 x 3 y  x y  3 z t 0  z 1 t  z 3 2 t  2 2 z t          1 Практическая работа №9 Тема: «Решение систем линейных уравнений методом Гаусса». Цель: научиться решать системы линейных уравнений 3­го и 4­го порядков с помощью метода Гаусса 13 1.Решить систему методом Гаусса. Вариант I. а)           х 2 z 3 14 y  2 y x 1 z   x 2 3 2 z y 13                          б)   в)   3 x  2 x  x 3 y y 2  3 z  5 4 z  5 y z 10                                 г)   1.Решить систему методом Гаусса. Вариант II. 1   0 3 y z 2 x   z y 2 x 5   z 3 y x  2 y z t 6 x    y 2 1 t 2 x   3 2 2 t 2 y x    3 2 1 y x t z z 3 z             2 5 x  x  x  3 3 y y  8 z y  10 z  z 3 4       а)   .                              б)   2 x x 3 x 5         3 y 2 6  y z  z 1  y z 4 11 в)   2 7 5 x x x         y 3 2  4 7 z  z y 3   3 y z 4                             г)     3 x y   2 y x  x 2 3 y  x y  z t 0 3  z 1 t  z 2 3 t  z 2 2 t        1                       Практическая работа №10 Тема: Решение задач интерполяции с помощью первой и второй  формул Ньютона для равнооотстоящих узлов интерполяции. 14 Цель: научиться вычислять приближенное значение функции в  точке с помощью 1­ой и 2­ой интерполяционных формул  Ньютона. I вариант  xf Дана таблица функции интерполирование по   Ньютону у   Найти, применяя  а)  X Y   53.1   36.1 f f б) Х У   52.1   63.1 f f 1.3 0.9340 ? ? 1,5 0,5118 ? ?     1.4 0.9523 1.5 0.9661 1.6 0.9763 1.7 0.9338 1,6 0,4554 1,7 0,3980 1,8 0,3400 II вариант  xf Дана таблица функции интерполирование по   Ньютону а)  у   Найти, применяя  X Y   3,54   2,55     f f  б) 56 57 55 54 0,430331 0,426401 0,422577 0,418854 0,415227 ? ? 58 Х У  612,0  634,0   f f 0,62 0,61 0,60 0,5352 0,5468 0,5624   ? ? 0,63 0,5822 0,64 0,6064 Практическая работа №11 15 Тема:  Решение   задач   интерполяции   с   помощью  1­ой   и   2­ой формулы Ньютона  для неравнооотстоящих узлов интеполяции. Цель:  научиться вычислять приближенное значение функции в точке   с   помощью   интерполяционной   формулы   Ньютона   для неравноотстоящих узлов интерполяции. у 1. Функция х у х І вариант 3  задана таблицей.   ­1 0,333 0 1,000 0,5 1,732 1 3,000 Построить интерполяционный многочлен, дающий приближенное выражение  этой функции на отрезке   . Пользуясь этим . 72,0 многочленом вычислить  ln  задана таблицей.  2. Функция  3 х у 1,0986 8 2,0794 5 1,6094 1:1 3, x 3 4,0 у Найти значение функции при х=3,5,   х=7  ІІ вариант 1. Построить интерполяционный многочлен для функции которая задана таблично  х у 100 10 121 11 144 12 196 14 у  , x Вычислить, пользуясь полученным многочленом  2. Функция   задана таблицей   xf у  130 , 110  . х у 1,2 2,64 2,4 4,56 3,8 1,86 6,4 5,34 Вычислить значение функции при х=2,  х=3 . 16 Лабораторная работа №12 Тема: «Вычисление производных по формуле Ньютона» Цель:  научить   учащихся   вычислять   производные   по   формуле Ньютона. І вариант 1.Задана табличная функция y=f(x) 0.3 x 0.2 y 0.008 0.027 0.064 0.4 Вычислить значения первой и второй производной в точке х=0,3  2.Функция y=f(x) задана таблицей: x 0.5 y 0,4794 0,5646 0,6442 0.6 0.7 Вычислить   первую   и   вторую   производные   при   всех   значениях аргумента ІІ вариант 1.Задана табличная функция y=f(x) 0.4 x 0.2 y 0,9801 ,09211 0,8253 0.6 Вычислить значения первой и второй производной в точке х=0,2 2.Функция y=f(x) задана таблицей: x 0 0,4 y 0 0,4228 1,0296 0,8 Вычислить   первую   и   вторую   производные   при   всех   значениях аргумента Практическая работа №13 17 Тема:  Численное   интегрирование   с   помощью   методов прямоугольников,  трапеции и Симпсона Цель:   формирование   умениий   и   навыков   при   вычислении приближенных   значений   определенного   интеграла   с   помощью методов приближенного интегрирования I вариант    1 1.   Вычислить   определенный   интергал,   пользуясь   методами прямоугольников и  трапеций, разбив отрезок интегрирования на 10 частей dx      а)   1 x 2.   Симпсона, разбив отрезок интегрирования  n=5 1 dx     а)    0 1 x 0   Вычислить   определенный   интеграл,   пользуясь   методом dx             б)   4x                                                                                                                 2            б)   1 dx 2х 2 5 0 II вариант 3             б)   4 x 1.   Вычислить   определенный   интергал,   пользуясь   методами прямоугольников и  трапеций, разбив отрезок интегрирования на 10 частей 9 dx а)    0 1 x 2.     Вычислить   определенный   интеграл,   пользуясь   методом Симпсона, разбив отрезок интегрирования  n=5 3 dx а)   1 x dx         б)   2x     3 0 3 2  Дополнительно Вычислить   определенный   интеграл, приближенного интегрирования, разбив отрезок на 8 частей.   пользуясь   методами 18 9 dx     А)    0 1 x dx                                                        А)    1x 8 0        Практическая работа №14 Тема: Поиск экстремума. Метод "Золотого сечения". Цель: научиться находить экстремумы функции одной  переменной с помощью метода Золотого сечения I вариант Найти экстремумы функции методом «Золотого сечения»  а)  y б)  y в)  y     2 xex 3 x 2   x x 4 1 14 3 x  24 x  3 Найти экстремумы функции методом «Золотого сечения» II вариант а)  y  3 x б)  y  в)  y  x e x 4 x 27  2 x 3 8 x  22 x 2  24 x  12 Список используемой литературы: 1. Данилина   Н.И,   «Чсленные   методы»,   Москва   «Высшая 2. Хемди   А.   Таха  Глава   3.   Симплекс­метод  школа», 1976г   Введение   в исследование операций. 19 3. Акулич И.Л. Глава 1. Задачи линейного программирования 4. Томас   Х. Математическое программирование в примерах и задачах.   Кормен   и   др.  Глава   29.   Линейное программирование Алгоритмы: построение и анализ. 5. В. И. Валуце, Г.Д. Дилигул «Математика для техникумов», Москва наука 1990 г. 6. П.   Т.   Апапасов,   М.И.   Орлов   «Сборник   задач   по математике» Москва Высшая школа 1987 г. 20

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"

Сборник практических работ по предмету "Численные методы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018