Семинар для педагогов-психологов «Инклюзивное образование, интегрированное обучение. Плюсы и минусы инклюзивной школы»
Оценка 5

Семинар для педагогов-психологов «Инклюзивное образование, интегрированное обучение. Плюсы и минусы инклюзивной школы»

Оценка 5
Семинары
docx
детская психология
Взрослым
25.05.2020
Семинар для педагогов-психологов «Инклюзивное образование, интегрированное обучение.  Плюсы и минусы инклюзивной школы»
Семинар Инклюзивное образование, интегрированное обучение..docx

«Инклюзивное образование, интегрированное обучение.

 Плюсы и минусы инклюзивной школы»

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона об образовании определяет, кого можно относить к категории учеников с ограниченными возможностями:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В школах обучается множество детей с какими-либо отклонениями и нарушениями здоровья, но статус ребёнка с ограниченными возможностями присваивается только человеку, который не может усваивать программу наравне со всеми и взаимодействовать в коллективе без посторонней помощи. Такого рода статус позволяет требовать специально созданных условий за счёт средств государственного финансирования.

Когда речь идет об обучении детей с ОВЗ в  общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

Интеграция  в переводе с латинского «целый», процесс воссоединения, объединение  в целое ранее разрозненных частей и элементов.

Один из основных аспектов интеграции в образовании -  правильно организованные условия обучения для каждого конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов усваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, тогда можно говорить  и о готовности  к данному процессу как самого ребенка, так и его окружения, т.е. о внешних и о внутренних условиях интеграции.

Таким образом интеграция – это встречная активность субъекта и среды, готовность к взаимным изменениям.

Интеграция ребенка с ОВЗ в образовательную среду – процесс необходимый для ребенка, но не для каждого   ребенка он будет полезен. Так как   для достаточного числа детей с особенностями развития интеграция затруднительна  вследствие различных факторов: тяжесть дефекта, несоответствие  уровня психического и речевого развития, трудности усвоения программы общеобразовательной школы. Такого ребенка нужно  включать – инклюзировать  в образовательное пространство, такими какие они есть. Т.е. сама среда должна максимально адаптироваться к возможностям и способностям такого ребенка.

Инклюзия  (в переводе с анг.) – калька – включение, добавление, присоединение.

Инклюзия -глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду  и оказание ему поддерживающих услуг (по Е.А. Екжановой).

 Таким образом, если детей с ОВЗ рассматривать в рамках социальной концепции, то  главный смысл процесса инклюзии – «Всем здесь рады!».

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность  в полном объеме участвовать в жизни коллектива сверстников.

Основное отличие инклюзивного образования от интегрированного состоит в том, что  интегрированное образование обеспечивает доступность обычной образовательной программы  внутри  ОУ для детей  с ОВЗ, а инклюзивное – предполагает создание поддерживающих условий для совместного обучения в одном классе «нормативных» детей  и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок  с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне  со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная  образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что  если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе  должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут  стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той  же площадке, что и остальные.
          Инклюзия  означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
    Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения. 

Восемь принципов инклюзивного образования: 

·        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

·        Каждый человек способен чувствовать и думать.

·        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

·        Все люди нуждаются друг в друге.

·        Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных      взаимоотношений.

·        Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

·        Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

·        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

         

 

 

 

 

 

 

 

Инклюзия в какой-то степени расширяет роль учителя, раскрывая её с другой стороны. Педагог вынужден вступать в более близкие взаимодействия с ребёнком-ОВЗ в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе.

Учителя, уже имеющие опыт работы с детьми-ОВЗ в классе, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:

1) принимать учеников с ОВЗ или инвалидностью «как любых других детей в классе»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты, лабораторные исследования и т.д.)

 

Адаптированные образовательные программы

Сегодня в сфере образования активно употребляются термины «ИУП» (индивидуальный учебный план), «адаптированная программа». Согласно статье 79 Федерального Закона РФ об образовании, условия организации обучения детей с ограниченными возможностями должны определяться специально разработанной адаптивной программой, подстроенной под особенности каждого ребёнка. Особенность такой программы в том, что она не вынуждает ребенка следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, она лишь предполагает индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками ему помогают специальными методами.

 

Преимущества инклюзивного образования

1. Ребёнок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя с одноклассниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключённым, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребёнка с особенностями мало чем отличается от развития ребёнка без особенностей.

2. Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребёнка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду.

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?

Недостатки инклюзивного образования

1.Первые два плюса могут обернуться психологической травмой, если ребёнок не будет способен адекватно существовать в создавшихся обстоятельствах.

Ученик с ограниченными возможностями может выступать в роли «посмешища» в коллективе. Другие дети – ещё не совсем сформировавшиеся и созревшие личности, они могут неадекватно воспринимать ребенка с ОВЗ, обзывать его, выражать признаки агрессии. Избежать этого можно. Пример правильного отношения к «особенным» детям может продемонстрировать учитель, важно, чтобы он помогал остальным детям контактировать с ребенком с ОВЗ

«Дети в силу своей юности и отсутствия опыта могут быть жестокими, но это все во власти учителей, которые их воспитывают. Если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для «особенных»детей тоже есть место в мире»

2. Третий плюс также может быть обращен в минус. «Обычные» дети могут страдать от присутствия в классе детей с ОВЗ. У педагога появляется вдвое больше бумажной работы, вследствие чего его мотивация к работе не увеличивается. Учителя необходимо дополнительно подготавливать к работе с инклюзивными классами для того, чтобы он мог качественно работать в новых условиях. (обучая психологическим приемам взаимодействия и повышая квалификацию.)

3. «Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, расхолаживать его, нарушать учебный процесс. Будет снижаться качество образования для обычных детей» Такое мнение тоже бытует, но специально разработаны федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей. Для этого мы проводим обучающие мероприятия для педагогов.

  • Сложности усвоения норм социального поведения.
  • Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию к семье в массовой школе становится одним из многих. Что может быть причиной дискомфорта или стресса.

 

Вывод

Инклюзия в образовательной сфере важна не только сама по себе, она является первым шагом на пути к открытому обществу. Принимая детей с ограниченными возможностями в класс, мы принимаем их в общество, так как в процессе образования человек получает доступ к дальнейшей реализации в жизни.  Феномен инклюзивного образования лежит в основе новой культуры, формирующейся в мире, культуры, готовой принять каждого человека с его особенностями. 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Инклюзивное образование, интегрированное обучение

Инклюзивное образование, интегрированное обучение

Инклюзия - глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (по

Инклюзия - глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (по

Восемь принципов инклюзивного образования: ·

Восемь принципов инклюзивного образования: ·

Инклюзия в какой-то степени расширяет роль учителя, раскрывая её с другой стороны

Инклюзия в какой-то степени расширяет роль учителя, раскрывая её с другой стороны

ОВЗ в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе

ОВЗ в классе, чтобы найти к нему особый подход и помочь освоиться в коллективе

Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы

Непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ученика приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы

Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей

Каждому ребёнку должны быть обеспечены те условия, которые ему требуются для реализации своих возможностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020