Семинар "Формирование читательской грамотности на уроках математики"
Оценка 4.9

Семинар "Формирование читательской грамотности на уроках математики"

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
docx
математика
Взрослым
11.03.2022
Семинар "Формирование читательской грамотности на уроках математики"
Данный материал готов к применению. В нём представлены практико-ориентированные задания для педагогов. Задания направлены на формирование читательской грамотности на уроках математики через подборку заданий, использующих предтекстовые, текстовые и послетекстовые приёмы работы с текстом
!СЕМИНАР ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ.docx

Педагогический марафон «От учителя к учителю»

ШМО учителей математики

Формирование читательской грамотности на уроках разной предметной направленности

Разработала и провела: Михайлова С.П.., заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №108»

города Трёхгорного Челябинской области

 

Цель: демонстрация приёмов предтекстовых, текстовых и послетекстовых стратегий на математических текстах.

Задачи:

1. На примере текста «Понятие о проценте» (учебник математики для 6 класса, автор Петерсон Л.Г.)  выполнить с участниками мастер-класса задания с применением

- стратегий предтекстовой деятельности: «Предваряющие вопросы» (Игра «Согласен ли ты?»), «Составь слово, обозначающее тему урока, из букв», «Составь слова из букв слова «Проценты»

- стратегий текстовой деятельности:  «Чтение с пометками»,  «Собери рассказ».

-стратегий послетекстовой деятельности: «Верные и неверные утверждения», «Утверждения после текста».

2. На примере текста математической задачи (учебник математики для 6 класса, автор Петерсон Л.Г.)  выполнить с участниками мастер-класса задания с применением

- стратегий предтекстовой деятельности:  «Предваряющие вопросы».

- стратегий текстовой деятельности:  «Чтение с остановками»,  «Читаем и спрашиваем».

-стратегий послетекстовой: «Вопросы после текста».

3. С опорой на таблицу «Задание, стратегии, УУД, источник»  определить с участниками мастер-класса какие стратегии применялись при выполнении заданий 1и 2, на формирование каких УУД данные задания были направлены.

 

 

 

 

 

Сценарий мастер-класса

Тема: Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках математики

Целеполагание для участников мастер-класса

Целеполагание для организаторов мастер-класса

Знать приёмы (при работе с математическим текстом):

1) предтекстовой деятельности:  «Составь слово, обозначающее тему урока, из букв»,  «Составь слова из букв слова «Проценты»,  «Ассоциации»,

- «Предваряющие вопросы» (Игра «Согласен ли ты?»)

2) текстовой деятельности:  «Читаем с остановками», «Собери рассказ», «Чтение с пометками»

3) послетекстовой деятельности:  «Корректор»

 (при работе с текстами задач):

1) предтекстовой деятельности: «Предваряющие вопросы».

2)  текстовой деятельности:  «Чтение с остановками»,   «Читаем и спрашиваем»

3) стратегий послетекстовой деятельности: «Вопросы после текста».

Уметь: применять данные приёмы на практике.

Иметь представления: на развитие каких УУД направлены данные приёмы

Цели, способствующие формированию личностных результатов:

- показать необходимость использования стратегий чтения на уроках математики для формирования читательской грамотности

Цели, обеспечивающие формирование метапредметных результатов:

- умение самостоятельно выдвигать гипотезы, решать проблемы,

- умение чётко и точно формулировать свои мысли,

- отстаивать своё мнение, умение слушать других,

- умение оценивать результаты своей деятельности.

 

Цели, обеспечивающие формирование предметных результатов:

- на практических примерах продемонстрировать приёмы работы с текстом, которые можно применять на уроках математики для формирования читательской грамотности .

 

Опорные понятия: читательская грамотность, стратегии чтения (предтекстовые, текстовые, послетекстовые), УУД

Новые понятия, термины: названия приёмов работы с текстом

 

 

 

 

Тема: Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках математики

Этапы, форма, краткое содержание

Деятельность

организатора

Деятельность

участников

Дидактическое, техническое, другое оснащение

Стратегии чтения

Номер приложения

1.Рассадка участников по группам

Предлагает участникам конфеты нескольких видов и предлагает в соответствии с выбранной конфетой объединиться в группы

Выбирают конфеты, объединяются в группы

Конфеты, специальная расстановка парт и стульев

-

-

2. Приветствие участников

Приветствует участников.

Коротко о себе.

Слушают, улыбаются

Приветливое лицо, доброжелательный тон

-

2

3.Формулировка темы мастер-класса

Формулирует тему мастер-класса

Слушают

- Слайд презент. 1

 

ПредТ

3

4. Мотивация

 

(4 минуты)

-Предлагает определить, необходимость развития читательской грамотности, дополняя предложения.

-Делает обобщение

Дописывают предложения.

Зачитывают их.

- Слайд презент. 2

ПредТ

4

5. Актуализация опорных знаний

(5 минут)

Предлагает выбрать один из вариантов определения читательской грамотности

 

Читают, выбирают, проговаривают.

- Слайд презентации 3

ПослеТ

5

Предлагает составить интеллект- карту. В центре – стратегии чтения, далее группы, назначение,

Обобщает.

Составляют интеллект-карту. Размещают на доске

- Слайд презентации 4, листы А3, клей, карточки.

ПослеТ

6

6. Демонстрация приёмов предтекстовой деятельности с математическим текстом «Понятие процента» (6 кл.Петерсон)

5 минут

Предлагает:

1) Составить из букв слово, обозначающее тему (Проценты).

2) Составить слова из букв слова «Проценты».

3) Назвать ассоциации со словом «Проценты».

4) Ответить на вопрос: «Согласны ли вы?». Не проверяет задание!

5) Предлагает определить к какой группе стратегий относятся приёмы, обобщает.

 

1) Составляют слово.

 

2) Составляют слова

 

3) Называют ассоциации.

4) Отвечают на вопросы.

5) Определяют группу стратегий (пред Т).

 

 

- Слайд презентации 5

 

- Слайд презентации 6

 

- Слайд презентации 7 доска, маркер

- Слайд презентации 8

 

- Слайд презентации 10

 

ПредТ

7

7. Демонстрация приёмов текстовой деятельности с математическим текстом «Понятие процента» (6 кл.Петерсон)

5 мин.

1) Предлагает читать текст по абзацам и в каждом абзаце выбирать одну главную мысль.

2) Предлагает просмотреть текст и отметить то, что вы знали «+», то, что не знали «-», знаком «!» то, что показалось самым интересным.

3) Предлагает определить, к какой группе стратегий относятся приёмы

1) Читают, выделяют главную мысль

 

2) Читают, отмечают, зачитывают

 

3) Определяют, к какой группе стратегий относятся приёмы

Текст учебника «Понятие процента»

- Слайд презентации 11

- Слайд презентации 12

 

 

- Слайд презентации 13

Т

8

8. Демонстрация приёмов послетекстовой деятельности с математическим текстом «Понятие процента» (6 кл.Петерсон)

1) Дополни список ассоциаций со словом «Процент», если необходимо убери неверные ассоциации.

2) Согласен ли ты? Сравни свои ответы до и после чтения текста.

3) Определяем группу стратегий

Корректируют фронтально,

комментируют

-Доска

-Слайд презентации 14

 

 

-Слайд презентации 15

 

-Слайд презентации 16

После Т

9

9. Демонстрация стратегий чтения на примере текстов задач (РISA, геометрическая задача)

1) Предлагает читать текст с остановками и выполнением действия. Обращает внимания, что такой приём является очень эффективным на геометрических задачах и показывает обучающимся, что вопрос в задаче это не самое главное, а главное – это условие.

2) Предлагает сформулировать вопросы к задаче и ответить на них.

3) Обращает внимание, что это задача взята из теста межд.исследования РISA.

4) Аналогичная работа с геом.задачей.

В треугольнике АВС АВ=3м, АС=8м, угол А равен 600.

Все возможные вопросы + проблемный вопрос, если треугольник это бассейн, а вокруг него описали окружность и засыпали часть этой окружности без бассейна песком из Красного моря. Хватит ли 1000кг песка, если на 1мтребуется 8ведер песка, вместимость ведра 10кг?

Читают, выделяют главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают, формулируют вопросы

 

 

Слушают

- Слад презентации  17

 

10

11. Рефлексия

1) Облако тегов

2) Пословица

Предлагает  выбрать пословицу, которая более всего показывает необходимость развивать читательскую грамотность (пословица)

Дополняют, зачитывают

 

Выбирают, объясняют

- Слайд презентации 18

 

 

- Слайд презентации 19

ПослеТ

12

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

Добрый день, уважаемые коллеги.  

Как вы уже поняли, работать мы будем в группах.

Я надеюсь, что вы будете активными. Начнем.

 

Приложение 3.

Тема мастер-класса «Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках математики».

 

Приложение 4.

Для начала, я попрошу каждую группу дополнить предложения и озвучить их:

1) На уроках математики умение работать с текстом необходимо, т.к. …

2) На уроках математики необходимо развивать читательскую грамотность, т.к. …

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Итак, развивать читательскую грамотность на уроках математики необходимо.

 

Приложение 5.

Основные понятия, которые мы будем использовать – читательская грамотность, стратегии чтения.

Давайте освежим в памяти эти понятия.

1) Выберите один из вариантов определения читательской грамотности:

Читательская грамотность – это

А) начитанность и хорошая техника чтения;

Б)  способность понимать, анализировать и использовать прочитанное;

Обобщение: …

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Читательская грамотность предполагает овладение разными стратегиями чтения, т.е. разными способами приобретения, сохранения и использования информации.

Чтобы повторить самое основное о стратегиях чтения, предлагаю вам составить интеллект-карту «Стратегии чтения».

У вас в распоряжении лист А3, карточки жёлтого цвета, клей, маркеры.

Помогаю разместить на доске листы  выполненным заданием.

Прочитайте по одной ветке или сравните с образцом на слайде?!

 

Приложение 7.

Основные понятия мы вспомнили, а теперь о самом главном.

Мы выбрали самые простые, но как нам кажется эффективные приёмы, направленные на формирование читательской грамотности. Ни на какие открытия мы не претендуем, т.к. всё новое – это хорошо забытое старое.

Давайте рассмотрим несколько приёмов предтекстовой деятельности.

1)    Составьте из букв «Ц, Р, О, П, Н, Т, Ы, Е».

2)    Составьте из букв слова «Проценты» новые слова.

3)    Какие ассоциации у вас возникают со словом «Проценты»? Записываю на доске.

4)    Согласен ли ты?

Утверждение

Ответ

1.

Процент- это одно из понятий прикладной математики

 

2.

Один процент от любой величины – это сотая часть этой величины

 

3.

Слово «процент» греческого происхождения

 

4.

Знак процента получился в результате ошибки наборщика текста

 

5.

Знак процента получил распространение в XV веке

 

6.

Увеличить на 200% - это значит увеличить в 2 раза

 

7.

Три четверти – это 25%

 

 

 

 

 

 

Приложение 8.

Переходим к приёмам текстовой деятельности.

1)    Прочитайте первый абзац, сформулируйте главную мысль одним предложением или одним словом (аналогично 2 абзац).

После прочтения всего текста, можно попросить обучающихся составить рассказ, состоящий из главных мыслей каждого абзаца. Такое задание обрекает уч-ся на внимательное чтение.

2)    Просмотрите весь текст, отметьте знаком «+», то, что вы знали, а «-» то, что вы не знали, знаком «!» то, что показалось самым интересным.

Послушать несколько ответов.

 

Приложение 9.

Приёмы послетекстовой деятельности очень часто связаны с приёмами предтекстовой деятельности. Например, после знакомства с текстом вам предлагается:

1)    Дополнить ассоциации со словом «Процент», если необходимо зачеркните неверные.

2)    Скорректируйте ответы на вопрос «Согласны ли вы?», если это необходимо. Сравните ответы до и после прочтения текста.

Утверждение

Ответ (до чтения текста)

Ответ (до чтения текста)

1.

Процент- это одно из понятий прикладной математики

 

 

2.

Один процент от любой величины – это сотая часть этой величины

 

 

3.

Слово «процент» греческого происхождения

 

 

4.

Знак процента получился в результате ошибки наборщика текста

 

 

5.

Знак процента получил распространение в XV веке

 

 

6.

Увеличить на 200% - это значит увеличить в 2 раза

 

 

7.

Три четверти – это 25%

 

 

 

Приложение 10.

Теперь мы поработаем с текстом задачи.

Задача.

Предтекстовая.

Сейчас мы будем решать задачу, в которой Василиса Ивановна едет на велосипеде. О каких величинах может идти речь в задаче? Какие формулы нам могут понадобиться?

Текстовая.

Самый примитивный текст.

Василиса Ивановна решила доехать от Арбузово до Вишнёвого  через Брусникино на велосипеде. От Арбузово до Брусникино она проехала 800м за 10 минут,  а от Брусникино до Вишнёвого – 600м за 15 минут.

а) Давайте начнём читать текст. Остановитесь. Что можно найти по прочитанной части? Давайте найдём.

Аналогично читаем далее. Этот приём хорош для более сложных задач!

 

б) Вас ничего не смущает? В задаче нет вопроса. Прекрасно. Давайте предположим, какой вопрос мог быть в задаче? Обязательно вывести на вопросы типа «Успеет ли…?» Если обучающиеся не формулируют такие вопросы, то к исследованию PISA их не готовят.

Эти два приёма очень эффективны на текстах геометрических задач. Они показывают обучающимся, что вопрос в задаче это не самое главное, главное – это условие и сам процесс решения.

Кстати эта задача взята из теста межд.исследования РISA и вопросов к ней несколько- те, которые мы сформулировали сами.

 

Наш мастер-класс подходит к завершению. Я думаю, что какие-то из приёмов вы используете, какие-то использовали, но забыли о них, а какие-то будете пробовать применять.

 

Приложение 11.

Б) Перед вами пословицы. Выберите ту, которая на ваш взгляд более всего отражает необходимость развивать читательскую грамотность?

Испокон века книга растит человека.

Глядел в книгу, а видел фигу.

Хороша книга, да чтец плох.

Читать и не понимать – наполовину бездельничать.

Читай, Фома, набирайся ума.

Не просто читать, а размышлять.

Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит.

 

Благодарим за участие в работе мастер-класса.

До новых встреч!


 

Педагогический марафон «От учителя к учителю»

Педагогический марафон «От учителя к учителю»

Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса

Тема: Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках математики

Тема: Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках математики

Обобщает. Составляют интеллект-карту

Обобщает. Составляют интеллект-карту

Читают, выделяют главную мысль 2)

Читают, выделяют главную мысль 2)

Демонстрация стратегий чтения на примере текстов задач (

Демонстрация стратегий чтения на примере текстов задач (

Семинар "Формирование читательской грамотности на уроках математики"

Семинар "Формирование читательской грамотности на уроках математики"

Приложение 2. Добрый день, уважаемые коллеги

Приложение 2. Добрый день, уважаемые коллеги

Приложение 6. Читательская грамотность предполагает овладение разными стратегиями чтения, т

Приложение 6. Читательская грамотность предполагает овладение разными стратегиями чтения, т

Приложение 8. Переходим к приёмам текстовой деятельности

Приложение 8. Переходим к приёмам текстовой деятельности

Приложение 10. Теперь мы поработаем с текстом задачи

Приложение 10. Теперь мы поработаем с текстом задачи

Приложение 11. Б) Перед вами пословицы

Приложение 11. Б) Перед вами пословицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2022