Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Оценка 4.9

Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Оценка 4.9
Семинары
doc
преподавание
Взрослым
07.10.2022
Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности  ученика»
Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Семинар Осакаровка .doc

Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности  ученика»

 

 

Тема семинара

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности  ученика»

Целевая аудитория

Педагоги общеобразовательной школы, работники сферы образования, методисты.

Цель

Изучение и обобщение опыта работы учителей по развитию функциональной грамотности учащихся. Определение  возможностей  развития функциональной грамотности учителей  как одной из составляющих развития функциональной грамотности ученика.

Задачи

·       создать благоприятные условия для понимания таких понятий, как «компетентность учителя», «функциональная грамотность учителя», «функциональная грамотность ученика», «эффективный учитель».

·       показать  важность  данной темы семинара  и тем самым повысить мотивацию коллег к осознанному, самостоятельному применению рассматриваемых в семинаре методик на практике с учениками;

·       пробудить интерес к самостоятельному составлению заданий педагогами  на функциональную грамотность через организованность, инициативность, способность к аналитическому осмыслению добываемых сведений.

Результаты обучения

Предполагается, что в результате работы семинара педагоги подробно  познакомятся с видами   компетентности  эффективного учителя, найдут общее между компетентностью и функциональной грамотностью педагога. Предложат способы развития ФГ через взаимодействие педагог – ученик и ученик – педагог. Педагоги определят  возможности повышения  качества  образовательных услуг, развития функциональной  грамотности учеников через функциональную грамотность педагогов. Повысятся творческая активность педагога,  а следовательно, вырастет уровень индивидуальных достижений ученика при изучении предметов.

Актуальность

Важность данного  ресурса заключается в том, что в нём прослеживаются межпредметные  связи в  рассмотренных формах  компетентности учителя и его функциональной грамотности. Это позволит педагогам анализировать и обобщать информацию, относящуюся к разным отраслям и направлениям естественнонаучных дисциплин, эффективно применять ее на практике.

Значимость работы определяется тем, что в данном семинаре   предложены  наиболее  успешные методики, подтвержденные  опытом работы учителей,   для изучения таких важных понятий, как  «компетентность» и «функциональная грамотность».

Современность данного ресурса обусловлена использованием интерактивных технологий, что соответствует требованиям к современному  семинару  и повышает мотивацию педагога  к развитию ФГ учеников . 

Данный материал будет полезен в деятельности учителей общеобразовательной школы и поможет найти новые, интересные подходы  в учебном процессе при работе с учениками, развитии у учеников функциональной грамотности.

Ключевые идеи

Основные направления действий

развития в Казахстане компетентности педагогов, развитие функциональной грамотности  педагогов. Развитие функциональной грамотности ученика зависит от профессиональной компетентности педагога  (совокупности профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности).

Форма

Групповая работа, кумулятивная беседа

Ресурсы

Компьютер, графпроектор, видеопроектор, три нотбука с выходом в интернет,  постеры, маркеры, стикеры.

 

Общее время

1 час 20 минут – 1 час – 55 минут.

 

Практический выход

Буклет ««Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности  ученика», брошюра  «Задания на функциональную грамотность»

 

Этапы семинара

Время

Деятельность ведущего

Деятельность участников

 

Эмоциональный настрой.

Просмотр видеоролика № 1

3 мин

 

Теоретический этап

 

Примерные вопросы:

Примерные ответы:

Просмотр презентации

«Функциональная грамотность», диалоговое обсуждение

15 минут

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. В плане сказано «…педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях».

Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной  на знания

 

Согласны, что большинство существующих на сегодня контрольно-измерительных материалов школьной программы  носят практический характер обучения?

Варианты ответов

Под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания.

 

Каковы основные составляющие условия успешного ф формирования функциональной грамотности?

Варианты ответов

Функционально грамотный (компетентный) учитель

 

Можно ли обеспечит развитие функциональной грамотности  у учащихся только заданиями учебников ?

Варианты ответов

 

Только ли задания, умело подобранные педагогом обеспечат ее развитие?

Варианты ответов

 

На основании выявленных противоречий сформулируйте проблемный вопрос (или цель) нашего семинара.  

Наиболее вероятные варианты: 
– в виде проблемного вопроса:

-Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы он успешно развивал Функциональную Грамотность у своих учеников?
-  Как развивать Функциональную Грамотность?

 -  С чего начать?

-   Как реализовать новые цели образования в 1-м классе?
– в виде цели: 
Подготовка педагогов  работе с новым содержанием и новыми целями изучения предметов в 1 -м классе.  И  т.д….

МОДЕРАЦИЯ:

 

Ведущий записывает наиболее приемлемую для всех формулировку на доску (чтобы отрефлексировать её в конце  семинара )  

 

2.     Деление на группы

5 мин

Деление происходит с помощью геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.

       Ведущий характеризует каждую группу.

Квадрат
Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы .«Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут. Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи. 
Треугольник
Люди – «Треугольники», настоящие «Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения – неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты. 
Круг  
Люди «Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у их близких. «Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения. 

 

3.Практическая часть

 

 

  1 задание

КИНОМЕТАФОРА

Просмотр  видеосюжетов   Первый видеосюжет (фильм «Расписание на завтра» ) и  Второй и третий  видеосюжеты (фильм Когда я стану великаном) Фильмы 80-х годов.

30  мин

Ведущий дает задания группам. 1 группа – Квадрат:  Первый  видеосюжет. В нем  говорится словами директора школы, какой должна быть школа в будущем. Но это будущее уже наступило. Что изменилось?  Почему  другой герой фильма говорит , что он не отдал бы своего ребенка в такую школу?  Изменилось ли бы его мнение сейчас?

2  группа – Треугольник: Второй видеосюжет. В нем молодой учитель отказывается от советов  учителя со стажем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа – Круг:   Третий видеосюжет. В нем показан высокоинтеллектуальный ученик, у которого очень неординарное поведение.  Но как его энергию направить в нужное русло? Какой учитель может его «повести за собой»?

 Вопросы, которые могут рассматриваться 1 группой  по первому видеосюжету:

·                     Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?

·                     Какая между ними связь?

 

 

 

 

 

Вопросы, которые могут рассматриваться по  второму видеосюжету:

·         Что влияет на взаимоотношения учителя и учеников на уроке?

·         Меняются ли они в зависимости от различных обстоятельств? Как можете Вы изменить взаимоотношения?

·         Что вы можете сказать о  просмотренном сюжете ?

Вопросы, которые могут рассматриваться по  третьему  видеосюжету Стратегическое действие - Что я буду конкретно  делать, чтобы  развить Функциональную Грамотность у учеников ?

Видение - Каким я бы хотел видеть Функционально грамотного ученика?

Ценности - Что для меня  важно развить в своем ученике? Какие именно навыки я буду в нем развивать?

Учителя выражают ответы на вопросы в виде интеллектуальной карты.

Участники семинара презентуют работу другим участникам.

 

Оценивание выступления групп  - SMS на стикере .  SMS  пишет каждый участник, крепит на общую доску, каждая группа подходит и выбирает SMS, которые, как он считает, адресованы именно их группе.

4.     Разминочное упражнение

 «Тарелка с водой»

5 мин

Группа с закрытыми глазами передают тарелку с водой, в результате при передаче развиваются способности коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки.

Выполняют задания

на сплочение коллектива

5.Рефлексия

3       мин

1. Что не удалось?

2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?

3. Какие эмоции испытали?

Обсуждают, отвечают на вопросы

6.Практическая часть  Задание 2 

20 мин

Задание  «Говорящий список»

 

 

1 группа – Квадрат: Пишет на постере 10 качеств Функционально грамотного учителя. Другие группы не знают о задании.

2  группа – Треугольник:  Пишет 10 качеств Функционально Грамотного ученика. Другие группы не знают о задании.

3 группа – Круг:    Пишет 5 – 7  условий развития Функциональной Грамотности у ученика. Другие группы не знают о задании.

Постеры передаются по кругу, и каждая группа определяет, какого участника учебного процесса  определяют данные  качества.

7. Задание - Рефлексия  практического этапа семинара . Работа с программой ТАГУЛ  он-лайн каждой группы https://tagul.com/

 

 

20  мин

Выразите рефлексию по программе ТАГУЛ – облако тегов  по группам: 1 группа – Квадрат: формы функциональной грамотности.

2  группа – Треугольник: Функционально грамотный учитель. 

3 группа – Круг:    Функционально грамотный ученик.

Еще вариант – группы сами выбирают себе набор функциональных слов по теме семинара.

  Данное задание проверяет функциональную грамотность участников семинара.

ПРИМЕРЫ

Облако тегов показывает рефлексию каждой группы в определенных словах.

8.Рефлексия для участников семинара и общая оценка работы семинара. Возврат к проблемному вопросу (или цели) нашего семинара, поставленного его в начале. (Выводы читаются по презентации слайды 16-18 ) (заполняется на протяжении всего семинара по рефлексивным листам.

10 мин

ВЫВОДЫ :  Формирование  функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: 

- рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру;

- включить в состав профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся три составляющих: когнитивный, операционально-технологический и личностный компоненты, опирающиеся на функциональную грамотность ученика;

- реализовать содержание профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы; 
- разработать, обосновать и апробировать интерактивную технологию развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;

- выявить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Малёхина Лилия Павловна «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики»

2.     Муканова С.Д. Программа международной оценки достижений учащихся PISA: вопросы и ответы. Караганда – 2014 год

3.     Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. - № 2. -С. 30-34.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Значимость работы определяется тем, что в данном семинаре предложены наиболее успешные методики, подтвержденные опытом работы учителей, для изучения таких важных понятий, как «компетентность» и «функциональная…

Значимость работы определяется тем, что в данном семинаре предложены наиболее успешные методики, подтвержденные опытом работы учителей, для изучения таких важных понятий, как «компетентность» и «функциональная…

Функциональная грамотность», диалоговое обсуждение 15 минут

Функциональная грамотность», диалоговое обсуждение 15 минут

Только ли задания, умело подобранные педагогом обеспечат ее развитие?

Только ли задания, умело подобранные педагогом обеспечат ее развитие?

Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы

Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы

А Просмотр видеосюжетов

А Просмотр видеосюжетов

Участники семинара презентуют работу другим участникам

Участники семинара презентуют работу другим участникам

Функциональной Грамотности у ученика

Функциональной Грамотности у ученика

Рефлексия для участников семинара и общая оценка работы семинара

Рефлексия для участников семинара и общая оценка работы семинара

Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования

Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022