Семинар «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Тема семинара |
«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика» |
Целевая аудитория |
Педагоги общеобразовательной школы, работники сферы образования, методисты. |
Цель |
Изучение и обобщение опыта работы учителей по развитию функциональной грамотности учащихся. Определение возможностей развития функциональной грамотности учителей как одной из составляющих развития функциональной грамотности ученика. |
Задачи |
· создать благоприятные условия для понимания таких понятий, как «компетентность учителя», «функциональная грамотность учителя», «функциональная грамотность ученика», «эффективный учитель». · показать важность данной темы семинара и тем самым повысить мотивацию коллег к осознанному, самостоятельному применению рассматриваемых в семинаре методик на практике с учениками; · пробудить интерес к самостоятельному составлению заданий педагогами на функциональную грамотность через организованность, инициативность, способность к аналитическому осмыслению добываемых сведений. |
Результаты обучения |
Предполагается, что в результате работы семинара педагоги подробно познакомятся с видами компетентности эффективного учителя, найдут общее между компетентностью и функциональной грамотностью педагога. Предложат способы развития ФГ через взаимодействие педагог – ученик и ученик – педагог. Педагоги определят возможности повышения качества образовательных услуг, развития функциональной грамотности учеников через функциональную грамотность педагогов. Повысятся творческая активность педагога, а следовательно, вырастет уровень индивидуальных достижений ученика при изучении предметов. |
Актуальность |
Важность данного ресурса заключается в том, что в нём прослеживаются межпредметные связи в рассмотренных формах компетентности учителя и его функциональной грамотности. Это позволит педагогам анализировать и обобщать информацию, относящуюся к разным отраслям и направлениям естественнонаучных дисциплин, эффективно применять ее на практике. Значимость работы определяется тем, что в данном семинаре предложены наиболее успешные методики, подтвержденные опытом работы учителей, для изучения таких важных понятий, как «компетентность» и «функциональная грамотность». Современность данного ресурса обусловлена использованием интерактивных технологий, что соответствует требованиям к современному семинару и повышает мотивацию педагога к развитию ФГ учеников . Данный материал будет полезен в деятельности учителей общеобразовательной школы и поможет найти новые, интересные подходы в учебном процессе при работе с учениками, развитии у учеников функциональной грамотности. |
Ключевые идеи |
Основные направления действий развития в Казахстане компетентности педагогов, развитие функциональной грамотности педагогов. Развитие функциональной грамотности ученика зависит от профессиональной компетентности педагога (совокупности профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности). |
Форма |
Групповая работа, кумулятивная беседа |
Ресурсы |
Компьютер, графпроектор, видеопроектор, три нотбука с выходом в интернет, постеры, маркеры, стикеры. |
Общее время |
1 час 20 минут – 1 час – 55 минут. |
Практический выход |
Буклет ««Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика», брошюра «Задания на функциональную грамотность» |
Этапы семинара |
Время |
Деятельность ведущего |
Деятельность участников
|
Эмоциональный настрой. Просмотр видеоролика № 1 |
3 мин |
|
|
Теоретический этап |
|
Примерные вопросы: |
Примерные ответы: |
Просмотр презентации «Функциональная грамотность», диалоговое обсуждение |
15 минут |
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. В плане сказано «…педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях». |
Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания |
|
Согласны, что большинство существующих на сегодня контрольно-измерительных материалов школьной программы носят практический характер обучения? |
Варианты ответов Под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания. |
|
|
Каковы основные составляющие условия успешного ф формирования функциональной грамотности? |
Варианты ответов Функционально грамотный (компетентный) учитель |
|
|
Можно ли обеспечит развитие функциональной грамотности у учащихся только заданиями учебников ? |
Варианты ответов |
|
|
Только ли задания, умело подобранные педагогом обеспечат ее развитие? |
Варианты ответов |
|
|
На основании выявленных противоречий сформулируйте проблемный вопрос (или цель) нашего семинара. |
Наиболее
вероятные варианты: -Какими
компетенциями должен обладать учитель, чтобы он успешно развивал
Функциональную Грамотность у своих учеников? - С чего начать? -
Как реализовать новые цели образования в 1-м классе? |
|
МОДЕРАЦИЯ: |
|
Ведущий записывает наиболее приемлемую для всех формулировку на доску (чтобы отрефлексировать её в конце семинара ) |
|
2. Деление на группы |
5 мин |
Деление происходит с помощью геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг. Ведущий характеризует каждую группу. Квадрат |
|
3.Практическая часть |
|
|
|
1 задание КИНОМЕТАФОРА Просмотр видеосюжетов Первый видеосюжет (фильм «Расписание на завтра» ) и Второй и третий видеосюжеты (фильм Когда я стану великаном) Фильмы 80-х годов. |
30 мин |
Ведущий дает задания группам. 1 группа – Квадрат: Первый видеосюжет. В нем говорится словами директора школы, какой должна быть школа в будущем. Но это будущее уже наступило. Что изменилось? Почему другой герой фильма говорит , что он не отдал бы своего ребенка в такую школу? Изменилось ли бы его мнение сейчас? 2 группа – Треугольник: Второй видеосюжет. В нем молодой учитель отказывается от советов учителя со стажем.
3 группа – Круг: Третий видеосюжет. В нем показан высокоинтеллектуальный ученик, у которого очень неординарное поведение. Но как его энергию направить в нужное русло? Какой учитель может его «повести за собой»? |
Вопросы, которые могут рассматриваться 1 группой по первому видеосюжету: · Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее? · Какая между ними связь?
Вопросы, которые могут рассматриваться по второму видеосюжету: · Что влияет на взаимоотношения учителя и учеников на уроке? · Меняются ли они в зависимости от различных обстоятельств? Как можете Вы изменить взаимоотношения? · Что вы можете сказать о просмотренном сюжете ? Вопросы, которые могут рассматриваться по третьему видеосюжету Стратегическое действие - Что я буду конкретно делать, чтобы развить Функциональную Грамотность у учеников ? Видение - Каким я бы хотел видеть Функционально грамотного ученика? Ценности - Что для меня важно развить в своем ученике? Какие именно навыки я буду в нем развивать? Учителя выражают ответы на вопросы в виде интеллектуальной карты. Участники семинара презентуют работу другим участникам. |
|
Оценивание выступления групп - SMS на стикере . SMS пишет каждый участник, крепит на общую доску, каждая группа подходит и выбирает SMS, которые, как он считает, адресованы именно их группе. |
||
4. Разминочное упражнение «Тарелка с водой» |
5 мин |
Группа с закрытыми глазами передают тарелку с водой, в результате при передаче развиваются способности коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки. |
Выполняют задания на сплочение коллектива |
5.Рефлексия |
3 мин |
1. Что не удалось? 2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать? 3. Какие эмоции испытали? |
Обсуждают, отвечают на вопросы |
6.Практическая часть Задание 2 |
20 мин |
Задание «Говорящий список» |
|
|
1 группа – Квадрат: Пишет на постере 10 качеств Функционально грамотного учителя. Другие группы не знают о задании. 2 группа – Треугольник: Пишет 10 качеств Функционально Грамотного ученика. Другие группы не знают о задании. 3 группа – Круг: Пишет 5 – 7 условий развития Функциональной Грамотности у ученика. Другие группы не знают о задании. |
Постеры передаются по кругу, и каждая группа определяет, какого участника учебного процесса определяют данные качества. |
|
7. Задание - Рефлексия практического этапа семинара . Работа с программой ТАГУЛ он-лайн каждой группы https://tagul.com/
|
20 мин |
Выразите рефлексию по программе ТАГУЛ – облако тегов по группам: 1 группа – Квадрат: формы функциональной грамотности. 2 группа – Треугольник: Функционально грамотный учитель. 3 группа – Круг: Функционально грамотный ученик. Еще вариант – группы сами выбирают себе набор функциональных слов по теме семинара. Данное задание проверяет функциональную грамотность участников семинара. ПРИМЕРЫ |
Облако тегов показывает рефлексию каждой группы в определенных словах. |
8.Рефлексия для участников семинара и общая оценка работы семинара. Возврат к проблемному вопросу (или цели) нашего семинара, поставленного его в начале. (Выводы читаются по презентации слайды 16-18 ) (заполняется на протяжении всего семинара по рефлексивным листам. |
10 мин |
ВЫВОДЫ : Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: - рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру; - включить в состав профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся три составляющих: когнитивный, операционально-технологический и личностный компоненты, опирающиеся на функциональную грамотность ученика; -
реализовать содержание профессиональной компетентности учителя по
формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения
квалификации в условиях внутришкольной методической работы; - выявить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. Малёхина Лилия Павловна «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики»
2. Муканова С.Д. Программа международной оценки достижений учащихся PISA: вопросы и ответы. Караганда – 2014 год
3. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. - № 2. -С. 30-34.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.