СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»
(подготовила педагог-психолог Смаглюкова О.В.)
Цель: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
1. Психологическое вхождение.
Упражнение «Снежный ком».
Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, интересный Игорь, гениальный Геннадий, артистичная Аня, таинственная Таня, серьезный Сергей; очаровательная Ольга, внимательный Влад, солнечная Света и т. д.
Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя. Закончить аплодисментами!
При сбоях никто не подсказывает, «цепочка» слов продолжается с ошибками, либо «провалами», либо точно воспроизводящаяся. Затем рефлексируются, что было легким, трудным, идет осмысление «провалов» памяти.
2. Диагностика.
«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».
(на основе методики оценки уровня общительности педагога по Ф.Ф. Ряховскому).
У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены. Что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. Общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний.
3. Основная часть. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель». Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:
1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.
2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа. Обсуждение:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
Упражнение «Список претензий к родителям».
В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.
Инструкция:
Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными.
На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.
На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.
Обсуждение:
1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"
Слово ведущего: "Спокойствие, только спокойствие!” – эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия. Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему".
Рекомендации
Алгоритм принятия родителя: 1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя. 2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение. 3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть. 4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию. |
IV. Релаксация.
«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками!). Повторить игру с песком 2-3 раза.
V. Рефлексия.
Последней процедурой каждого занятия является отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:
1. Деятельность ведущего.
2. Содержание занятия.
3. Деятельность участника (самооценка).
4. Психологический климат в группе. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.
Следующим шагом нашего исследования было проведение диагностики уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского.
Большинство респондентов, 64% (9 человек), характеризуются нормальным уровнем коммуникабельности, что отражает их любознательность, желание интересных контактов и активного взаимодействия с собеседником при контактах, а также достаточную терпеливость в общении с другими. Такие люди без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми, однако не любят шумных компаний, экстравагантных выходок и бессмысленного дилетантского многословия, которые вызывают у них раздражение. У 29% (4 человека) женщин выражена замкнутость в общении, что характеризует их как людей неразговорчивых, предпочитающих одиночество. Часто у таких людей мало друзей, а новая компания или необходимость в новых контактах если не вводят их в панику, то надолго выводят из равновесия. Эти люди часто вполне осознают эту особенность своего характера и бывают недовольны собой, что порождает у них различные личностные комплексы и деструкции. Из общего количества испытуемых 7% (1 человек) характеризуются как весьма общительные (порой, быть может, даже сверх меры). Они характеризуются любопытностью, разговорчивостью, стремлением высказываться по разным вопросам, что бывает, вызывает раздражение окружающих. Такие люди охотно знакомятся с новыми людьми и любят бывать в центре внимания (часто даже испытывают потребность в этом). Они никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Вспыльчивы, но быстро отходчивы. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. На рисунке 2 представлено процентное соотношение уровня общительности, выявленного в ходе анализа полученных результатов тестирования.
Рисунок 2 – Результаты исследования по методике В.Ф. Ряховского
В целом, по результатам диагностики по тесту В.Ф. Ряховского, уровень общительности группы можно охарактеризовать как достаточно высокий, что говорит о достаточном развитии коммуникативных навыков у большинства членов группы респондентов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.