Семинар-практикум для педагогов "САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»
Оценка 4.7

Семинар-практикум для педагогов "САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

Оценка 4.7
Семинары
pdf
детская психология
05.06.2021
Семинар-практикум для педагогов "САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»
развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
семинар САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ.pdf

 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

(подготовила педагог-психолог Смаглюкова О.В.)

 

Цель: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

 

1. Психологическое вхождение.

Упражнение «Снежный ком».

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его и начинающееся с той же буквы, что и его имя.  Например: Великолепная Валерия, интересный Игорь, гениальный Геннадий, артистичная Аня, таинственная Таня, серьезный Сергей; очаровательная Ольга,  внимательный Влад, солнечная Света и т. д.

Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое.  Третий участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя. Закончить аплодисментами! 

При сбоях никто не подсказывает, «цепочка» слов продолжается с ошибками, либо «провалами», либо точно воспроизводящаяся. Затем рефлексируются, что было легким, трудным, идет осмысление «провалов» памяти.

 

2.                      Диагностика.

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по Ф.Ф. Ряховскому).

 

У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены. Что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. Общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний.

 

3.                      Основная часть. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель». Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:

1.                 Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

2.                 Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа. Обсуждение:

1.                 Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2.                 Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

 

Упражнение «Список претензий к родителям».

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Инструкция:

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. 

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4-5 человек и обсуждают результаты анализа между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители.

Обсуждение:

1.     Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2.     По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам? 

3.     Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

 

Упражнение "Спокойствие, только спокойствие!"

Слово ведущего: "Спокойствие, только спокойствие!” – эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия. Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему".

 

Рекомендации

Алгоритм принятия родителя:

1.     Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2.     Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3.     На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4.     Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

 

 

 

 

 

 

IV.   Релаксация.

«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками!). Повторить игру с песком 2-3 раза.

 

V.      Рефлексия.

Последней процедурой каждого занятия является отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

1.                Деятельность ведущего.

2.                Содержание занятия.

3.                Деятельность участника (самооценка).

4.                Психологический климат в группе. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующим шагом нашего исследования было проведение диагностики уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского.

Большинство респондентов, 64% (9 человек), характеризуются нормальным уровнем коммуникабельности, что отражает их любознательность, желание интересных контактов и активного взаимодействия с собеседником при контактах, а также достаточную терпеливость в общении с другими. Такие люди без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми, однако не любят шумных компаний, экстравагантных выходок и бессмысленного дилетантского многословия, которые вызывают у них раздражение. У 29% (4 человека) женщин выражена замкнутость в общении, что характеризует их как людей неразговорчивых, предпочитающих одиночество. Часто у таких людей мало друзей, а новая компания или необходимость в новых контактах если не вводят их в панику, то надолго выводят из равновесия. Эти люди часто вполне осознают эту особенность своего характера и бывают недовольны собой, что порождает у них различные личностные комплексы и деструкции. Из общего количества испытуемых 7% (1 человек) характеризуются как весьма общительные (порой, быть может, даже сверх меры). Они характеризуются любопытностью, разговорчивостью, стремлением высказываться по разным вопросам, что бывает, вызывает раздражение окружающих. Такие люди охотно знакомятся с новыми людьми и любят бывать в центре внимания (часто даже испытывают потребность в этом). Они никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Вспыльчивы, но быстро отходчивы. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. На рисунке 2 представлено процентное соотношение уровня общительности, выявленного в ходе анализа полученных результатов тестирования.  

 

Рисунок 2 – Результаты исследования по методике В.Ф. Ряховского 

В целом, по результатам диагностики по тесту В.Ф. Ряховского, уровень общительности группы можно охарактеризовать как достаточно высокий, что говорит о достаточном развитии коммуникативных навыков у большинства членов группы респондентов.

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «САМЫЙ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «САМЫЙ

Что Вы чувствовали при создании этого портрета?

Что Вы чувствовали при создании этого портрета?

Алгоритм принятия родителя: 1

Алгоритм принятия родителя: 1

Следующим шагом нашего исследования было проведение диагностики уровня общительности по методике

Следующим шагом нашего исследования было проведение диагностики уровня общительности по методике

Рисунок 2 – Результаты исследования по методике

Рисунок 2 – Результаты исследования по методике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2021