Семинар-практикум для родителей "Мнемотехника для развития связной речи"

  • docx
  • 06.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мнемот..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМАШЕВСКИЙ РАОЙН

 

 

 

 

Семинар практикум для родителей

«Мнемотехника для развития связной речи»

 

                                                                               

                                                                                  Воспитатель МБДОУ д/с № 6

                                                                                  Григорян Р. Г.

 

«Мнемотехника для развития связной речи дошкольников»

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

Такую технику запоминания, которая широко используется в детских дошкольных заведениях, очень удобно применять и дома.

 

Мнемотехника помогает маленьким детям:

·       легче запоминать стихи, загадки, рассказы;

·       выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

·       обогащает словарный запас;

·       помогает развивать мышление;

·       развивает фантазию;

·       помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. Различают такие мнемотаблицы:

·       для стихов, загадок или сказок;

·       для запоминания правил;

·       для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

 

Ребенок учится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкает к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.

 

Содержание семинара – практикума:

1. Цель семинара – практикума.

2. Актуальность проблемы.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая часть с заданиями для родителей.

 

Цели семинара - практикума:

·         Повысить компетентность родителей по проблеме развития связной речи дошкольников с ОНР.

·         Познакомить с методом мнемотехники.

·         Формировать умение использовать метод мнемотехники для развития связной речи детей.

Актуальность выбранной темы.

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, она выступает в виде средства получения знаний.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело.

Поэтому, ближайшими помощниками педагогов и учителей – логопедов являются родители.

Только работая в «одной упряжке» - можно добиться положительной динамики в развитии речи и психических процессов.

Учитывая выше сказанное, вполне обосновано можно утверждать, что выполнение родителями рекомендаций учителя – логопеда по развитию речи, является неотъемлемой частью процесса коррекции речевого развития детей с ОНР.

Необходимо отметить, что:

- отсутствие наглядного материала,

- не знание методов и приёмов развития речи,

- трудности организации занятий,

- поиск мотивации к речевой деятельности

вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома.

Поэтому, вполне обосновано, познакомить родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи дошкольников с ОНР.

 

Теоретическая часть.

Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

 

Мнемотехника:

- обеспечивает эффективное запоминание,

- сохранение и воспроизведение информации,

- и конечно развитие речи.

Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 

Практическая часть.

По ходу семинара – практикума мы будем знакомиться с методами мнемотехники при составлении описательных рассказов, при пересказах, при заучивании стихов; будем рассматривать готовые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, и составлять их самостоятельно.

 

Пример на слайде: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

 

I.                  Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.

Описательные рассказы дома, родители составляют по плану, который предлагает логопед, используя метод мнемотехники, им остаётся схематизировать план рассказа, выбирая символы или картинки по договорённости с ребёнком.

Элементами описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

·         принадлежность к родовидовому понятию (обобщающее понятие);

·         величина;

·         цвет;

·         форма;

·         части (составляющие детали);

·         качество поверхности;

·         материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

·         как он используется (какую пользу приносит)?

·         за что нравится (не нравится)?

 

http://www.moluch.ru/archive/58/8159/images/img1.jpgSWScan00_0

Рассматривая мнемотаблицу для описания игрушек, можно определить план описания игрушки.

Задание для родителей:

Предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицу и озвучить план составления описания игрушки.

План описания игрушки:

1. Что это?

2. Цвет.

3. Форма (если форма сложная, например «кукла», «медведь» и др., то этот пункт опускается).

4. Величина (кроме большой — маленький, надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий»).

5. Материал (фольга, пластмасса, пленка под дерево, мех).

6. Части игрушки. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик и др., этот пункт опускаются, а на рисунке закрывается

7. Действия с игрушкой.

Следует провести 1–2 занятия, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты, в соответствии с особенностями игрушки.

II.               Описание времён года.

Описывать можно не только объекты, но и составлять описательные рассказы о временах года.

Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицу и сопоставить каждый мнемоквадрат с предложением(ями).

Мнемотаблица по теме зима.

hello_html_13a784ec.jpg

Рассказ «Зима».

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

III.           Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.

План работы над пересказом

1. Автор и название произведения.

2. Чтение произведения взрослым.

3. Вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).

5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)

Пересказывать можно рассказы и сказки.

 

Пересказ сказки «Репка».

Речь сопровождается показом мнемодорожки из пиктограмм.

hello_html_m29702d00.gifhello_html_m55eacaf8.gifhello_html_m7da28f42.gifhello_html_m1fdd1625.gifhello_html_m127a3a17.gifhello_html_m19ac2226.gifhello_html_32404597.gifhello_html_m594c4805.gif

 

 

Мнемотаблицы к русским народным сказкам

 

Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицы и назвать сказки.

 

Репкамнемотаблица

Теремокмнемотаблица

Волк и семеро козлятмнемотаблица

 

 

 

 

Задание для родителей: составить мнемотаблицу для пересказа рассказа/сказки.

 

IV.            Заучивание стихов.

Детям с ОНР можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Рассмотрите примеры мнемотаблиц для заучивания разных стихотворений.

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

 

http://86sov-alenka.caduk.ru/images/001.png

Задание для родителей: Нужно угадать, какое стихотворение зашифровано (или прячется) в таблице:

1. «На полянку на лужок…»;

2. Е.Трутнева «Первый снег»;

3. И.Суриков «Зима»;

4. С.Есенин «Белая берёза».

 

Заключение.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.