Семинар-практикум для родителей "Мнемотехника для развития связной речи"
Оценка 4.8

Семинар-практикум для родителей "Мнемотехника для развития связной речи"

Оценка 4.8
docx
06.09.2021
Семинар-практикум для родителей "Мнемотехника для развития связной речи"
мнемот..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИМАШЕВСКИЙ РАОЙН

 

 

 

 

Семинар практикум для родителей

«Мнемотехника для развития связной речи»

 

                                                                               

                                                                                  Воспитатель МБДОУ д/с № 6

                                                                                  Григорян Р. Г.

 

«Мнемотехника для развития связной речи дошкольников»

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

Такую технику запоминания, которая широко используется в детских дошкольных заведениях, очень удобно применять и дома.

 

Мнемотехника помогает маленьким детям:

·       легче запоминать стихи, загадки, рассказы;

·       выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

·       обогащает словарный запас;

·       помогает развивать мышление;

·       развивает фантазию;

·       помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. Различают такие мнемотаблицы:

·       для стихов, загадок или сказок;

·       для запоминания правил;

·       для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

 

Ребенок учится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкает к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.

 

Содержание семинара – практикума:

1. Цель семинара – практикума.

2. Актуальность проблемы.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая часть с заданиями для родителей.

 

Цели семинара - практикума:

·         Повысить компетентность родителей по проблеме развития связной речи дошкольников с ОНР.

·         Познакомить с методом мнемотехники.

·         Формировать умение использовать метод мнемотехники для развития связной речи детей.

Актуальность выбранной темы.

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, она выступает в виде средства получения знаний.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело.

Поэтому, ближайшими помощниками педагогов и учителей – логопедов являются родители.

Только работая в «одной упряжке» - можно добиться положительной динамики в развитии речи и психических процессов.

Учитывая выше сказанное, вполне обосновано можно утверждать, что выполнение родителями рекомендаций учителя – логопеда по развитию речи, является неотъемлемой частью процесса коррекции речевого развития детей с ОНР.

Необходимо отметить, что:

- отсутствие наглядного материала,

- не знание методов и приёмов развития речи,

- трудности организации занятий,

- поиск мотивации к речевой деятельности

вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома.

Поэтому, вполне обосновано, познакомить родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи дошкольников с ОНР.

 

Теоретическая часть.

Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

 

Мнемотехника:

- обеспечивает эффективное запоминание,

- сохранение и воспроизведение информации,

- и конечно развитие речи.

Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 

Практическая часть.

По ходу семинара – практикума мы будем знакомиться с методами мнемотехники при составлении описательных рассказов, при пересказах, при заучивании стихов; будем рассматривать готовые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, и составлять их самостоятельно.

 

Пример на слайде: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

 

I.                  Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.

Описательные рассказы дома, родители составляют по плану, который предлагает логопед, используя метод мнемотехники, им остаётся схематизировать план рассказа, выбирая символы или картинки по договорённости с ребёнком.

Элементами описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

·         принадлежность к родовидовому понятию (обобщающее понятие);

·         величина;

·         цвет;

·         форма;

·         части (составляющие детали);

·         качество поверхности;

·         материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

·         как он используется (какую пользу приносит)?

·         за что нравится (не нравится)?

 

http://www.moluch.ru/archive/58/8159/images/img1.jpgSWScan00_0

Рассматривая мнемотаблицу для описания игрушек, можно определить план описания игрушки.

Задание для родителей:

Предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицу и озвучить план составления описания игрушки.

План описания игрушки:

1. Что это?

2. Цвет.

3. Форма (если форма сложная, например «кукла», «медведь» и др., то этот пункт опускается).

4. Величина (кроме большой — маленький, надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий»).

5. Материал (фольга, пластмасса, пленка под дерево, мех).

6. Части игрушки. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик и др., этот пункт опускаются, а на рисунке закрывается

7. Действия с игрушкой.

Следует провести 1–2 занятия, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты, в соответствии с особенностями игрушки.

II.               Описание времён года.

Описывать можно не только объекты, но и составлять описательные рассказы о временах года.

Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицу и сопоставить каждый мнемоквадрат с предложением(ями).

Мнемотаблица по теме зима.

hello_html_13a784ec.jpg

Рассказ «Зима».

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

III.           Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.

План работы над пересказом

1. Автор и название произведения.

2. Чтение произведения взрослым.

3. Вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).

5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)

Пересказывать можно рассказы и сказки.

 

Пересказ сказки «Репка».

Речь сопровождается показом мнемодорожки из пиктограмм.

hello_html_m29702d00.gifhello_html_m55eacaf8.gifhello_html_m7da28f42.gifhello_html_m1fdd1625.gifhello_html_m127a3a17.gifhello_html_m19ac2226.gifhello_html_32404597.gifhello_html_m594c4805.gif

 

 

Мнемотаблицы к русским народным сказкам

 

Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицы и назвать сказки.

 

Репкамнемотаблица

Теремокмнемотаблица

Волк и семеро козлятмнемотаблица

 

 

 

 

Задание для родителей: составить мнемотаблицу для пересказа рассказа/сказки.

 

IV.            Заучивание стихов.

Детям с ОНР можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Рассмотрите примеры мнемотаблиц для заучивания разных стихотворений.

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

 

http://86sov-alenka.caduk.ru/images/001.png

Задание для родителей: Нужно угадать, какое стихотворение зашифровано (или прячется) в таблице:

1. «На полянку на лужок…»;

2. Е.Трутнева «Первый снег»;

3. И.Суриков «Зима»;

4. С.Есенин «Белая берёза».

 

Заключение.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Мнемотехника для развития связной речи дошкольников»

Мнемотехника для развития связной речи дошкольников»

Ребенок учится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкает к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец

Ребенок учится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкает к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец

ОНР. Необходимо отметить, что: - отсутствие наглядного материала, - не знание методов и приёмов развития речи, - трудности организации занятий, - поиск мотивации к речевой…

ОНР. Необходимо отметить, что: - отсутствие наглядного материала, - не знание методов и приёмов развития речи, - трудности организации занятий, - поиск мотивации к речевой…

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка –…

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка –…

Элементами описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: · принадлежность к родовидовому понятию (обобщающее понятие); · величина; · цвет; · форма; · части (составляющие детали);…

Элементами описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: · принадлежность к родовидовому понятию (обобщающее понятие); · величина; · цвет; · форма; · части (составляющие детали);…

I. Описание времён года

I. Описание времён года

Пересказ сказки «Репка». Речь сопровождается показом мнемодорожки из пиктограмм

Пересказ сказки «Репка». Речь сопровождается показом мнемодорожки из пиктограмм

Рассмотрите примеры мнемотаблиц для заучивания разных стихотворений

Рассмотрите примеры мнемотаблиц для заучивания разных стихотворений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2021