МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИМАШЕВСКИЙ РАОЙН
Семинар практикум для родителей
«Мнемотехника для развития связной речи»
Воспитатель МБДОУ д/с № 6
Григорян Р. Г.
«Мнемотехника для развития связной речи дошкольников»
Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.
Такую технику запоминания, которая широко используется в детских дошкольных заведениях, очень удобно применять и дома.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
· легче запоминать стихи, загадки, рассказы;
· выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
· обогащает словарный запас;
· помогает развивать мышление;
· развивает фантазию;
· помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. Различают такие мнемотаблицы:
· для стихов, загадок или сказок;
· для запоминания правил;
· для рассказов.
Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.
Ребенок учится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкает к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.
Содержание семинара – практикума:
1. Цель семинара – практикума.
2. Актуальность проблемы.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть с заданиями для родителей.
Цели семинара - практикума:
· Повысить компетентность родителей по проблеме развития связной речи дошкольников с ОНР.
· Познакомить с методом мнемотехники.
· Формировать умение использовать метод мнемотехники для развития связной речи детей.
Актуальность выбранной темы.
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, она выступает в виде средства получения знаний.
Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Логопедическое воздействие при
ОНР преследует цель – научить детей связно и последовательно излагать свои
мысли.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело.
Поэтому, ближайшими помощниками педагогов и учителей – логопедов являются родители.
Только работая в «одной упряжке» - можно добиться положительной динамики в развитии речи и психических процессов.
Учитывая выше сказанное, вполне обосновано можно утверждать, что выполнение родителями рекомендаций учителя – логопеда по развитию речи, является неотъемлемой частью процесса коррекции речевого развития детей с ОНР.
Необходимо отметить, что:
- отсутствие наглядного материала,
- не знание методов и приёмов развития речи,
- трудности организации занятий,
- поиск мотивации к речевой деятельности
вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома.
Поэтому, вполне обосновано, познакомить родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи дошкольников с ОНР.
Теоретическая часть.
Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника:
- обеспечивает эффективное запоминание,
- сохранение и воспроизведение информации,
- и конечно развитие речи.
Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Практическая часть.
По ходу семинара – практикума мы будем знакомиться с методами мнемотехники при составлении описательных рассказов, при пересказах, при заучивании стихов; будем рассматривать готовые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, и составлять их самостоятельно.
Пример на слайде: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
I. Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.
Описательные рассказы дома, родители составляют по плану, который предлагает логопед, используя метод мнемотехники, им остаётся схематизировать план рассказа, выбирая символы или картинки по договорённости с ребёнком.
Элементами описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
· принадлежность к родовидовому понятию (обобщающее понятие);
· величина;
· цвет;
· форма;
· части (составляющие детали);
· качество поверхности;
· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
· как он используется (какую пользу приносит)?
· за что нравится (не нравится)?
Рассматривая мнемотаблицу для описания игрушек, можно определить план описания игрушки.
Задание для родителей:
Предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицу и озвучить план составления описания игрушки.
План описания игрушки:
1. Что это?
2. Цвет.
3. Форма (если форма сложная, например «кукла», «медведь» и др., то этот пункт опускается).
4. Величина (кроме большой — маленький, надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий»).
5. Материал (фольга, пластмасса, пленка под дерево, мех).
6. Части игрушки. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик и др., этот пункт опускаются, а на рисунке закрывается
7. Действия с игрушкой.
Следует провести 1–2 занятия, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты, в соответствии с особенностями игрушки.
II. Описание времён года.
Описывать можно не только объекты, но и составлять описательные рассказы о временах года.
Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицу и сопоставить каждый мнемоквадрат с предложением(ями).
Мнемотаблица по теме зима.
Рассказ «Зима».
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
III. Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.
План работы над пересказом
1. Автор и название произведения.
2. Чтение произведения взрослым.
3. Вопросы по содержанию.
4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).
5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)
Пересказывать можно рассказы и сказки.
Пересказ сказки «Репка».
Речь сопровождается показом мнемодорожки из пиктограмм.
Мнемотаблицы к русским народным сказкам
Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицы и назвать сказки.
Репка
Теремок
Волк и семеро козлят
Задание для родителей: составить мнемотаблицу для пересказа рассказа/сказки.
IV. Заучивание стихов.
Детям с ОНР можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Рассмотрите примеры мнемотаблиц для заучивания разных стихотворений.
Хозяйка
однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели,
кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю.
Тувим)
Задание для родителей: Нужно угадать, какое стихотворение зашифровано (или прячется) в таблице:
1. «На полянку на лужок…»;
2. Е.Трутнева «Первый снег»;
3. И.Суриков «Зима»;
4. С.Есенин «Белая берёза».
Заключение.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.