МОУ «Бендерский детский сад №28»
Семинар-практикум
«Формы организации позитивной социализации дошкольников»
Подготовила:
Яцко М.Н.
Зам. заведующего
по образовательной
деятельности
Февраль, 2022 г.
Семинар-практикум
«Формы организации позитивной социализации дошкольников»
Цель: создание условий в ДОУ, обеспечивающих позитивную социализацию детей дошкольного возраста; сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Разминка для участников
Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен).
1. Вступительная часть.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования ПМР развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации.
Социально – нравственное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и патриотические ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.
Социализация – в переводе с латинского — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цели позитивной социализации:
- освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.
2. Теоретико -практическая часть.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.
Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-нравственное развитие». Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании).
Позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много. Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества. (С/Р игра)
Например: культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.); мы – друзья и помощники природы; общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т. д.).
2.
Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом
решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность,
отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками
усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи,
активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например: «Как помочь заболевшей кукле?»; «Поможем найти потерянную вещь»; «Как
помочь девочке, которая потерялась?» и др.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например: картинки с правилами дорожного движения; сюжетные картинки на нравственно-этические темы; персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например: «Наша забота всем нужна», «Украшаем детский сад к празднику»; сажаем огород на подоконнике; готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.); научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например: рисуем свою семью; лепим морковку для зайчика; сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
6. Социальные акции бывают различной направленности
Помощь другим людям («Детский дом», «Будем помнить», «Помоги другому»); экология («Вредная батарейка», «Покормим птиц зимой», «Вредный целлофан», «Украсим планету цветами»); окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Книжка заболела», «За безопасность дорожного движения – все вместе»); значимые даты и праздники («Женский день», «День города», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»)
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
7. Игры-путешествия - призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, как прекрасен окружающий мир и что такое духовное богатство.
Цели игры: создание условий для творческого самовыражения личности. «Прогулка в зимнем лесу», «Мы поехали на поезде», «Пираты », «Зоопарк», Игры-эксперименты: «Нам водичка добрый друг», «Может ли воздух быть сильным»; Беседы-обсуждения, мини-диспуты «Полезные и вредны привычки», «Моя семья»; «Для чего нам нужна вода», «Что такое дружба», «Кто твой друг»
Коллекционирование – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, направлено на самовыражение индивидуализации ребёнка : «Самодельных игрушек», «Фантики», «Открытки», «Машинки»;
Организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной
деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой
деятельности;
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности: посещение музеев, выставок, «Краеведческий музей», «Ботанический сад», театров, картинных галерей, проведение экскурсий. 8. Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (памятник прошлого, произведений искусства, «В библиотеку», «На кухню», «В гости к первокласснику в школу» и так далее), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Проведение наблюдений «Огород на подоконнике», «За комнатными растениями», Проведение целевых прогулок «На стадион», «Помоги дереву», «По улице», «В гости к светофору» (ПДД) и т. д.
9. Чтение произведений художественной литературы.
Этюд, упражнения, игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для них счастье – это когда взрослые уделяют им внимание, играют ними. Поэтому играя с ними, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.
Предлагаю вашему вниманию таблицу, которая наглядно показывает в какие этапы НОД можно включать 10 игр для социализации дошкольников по педагогической технологии Рылеевой «Мы вместе»
№ |
Структура (этапы) |
Содержание |
1. |
Ведение в занятие |
«Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Найди свое место в ряду»); На этом этапе необходимо добиться внимания всей группы |
2. |
Подготовка к подаче нового материала |
Используются приемы, возбуждающие интерес детей к предлагаемой теме: «Найди свою группу», «Давай думать вместе»); на этом этапе используются приемы, возбуждающие интерес к предлагаемой теме, и формируется система понятий, на которых выстраивается объяснение новой темы. Причем делается это самими детьми, на основании их жизненного опыта |
3. |
Самостоятельная работа |
«Живые прыгалки», «Нарисуй тоже своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Волшебные картинки» |
4. |
Выработка коллективного решения |
По типу «мозгового штурма»- не более 10 минут |
5. |
Субъективация знания |
«Волшебная палочка», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Волшебные картинки»; на этом этапе новый материал привязывается к повседневной жизни детей |
6. |
Выход из занятия – разрядка |
Закрепление материала через подвижную игру |
7. |
Домашнее задание |
Необязательно (по желанию) |
Ориентация дидактических игр технологии «Мы вместе!» на решение образовательных задач
Образовательные задачи и ситуации |
Игры |
Вы хотите получить ответ на свой вопрос или услышать мнение каждого ребенка |
«Волшебная палочка», «Радиоэфир» |
Вам нужно разбить детей на пары или несколько рабочих подгрупп |
«Найди свою пару», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Зрительный зал» |
Вы хотите, чтобы дети оценили работы друг друга |
«Волшебная палочка», «Радиоэфир» |
Вы хотите, чтобы у детей развивалась ответственность за свои поступки, ответы и решения |
«Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Зрительный зал» |
Вы хотите, чтобы дети привыкли отслеживать и оценивать вклад в общее дело |
«Зрительный зал», «Волшебные картинки» |
Вы хотите предложить детям задание на развитие мелкой моторики |
«Нарисуй то же своим цветом» |
Вы хотите помочь детям осознать их физиологические и физические возможности и особенности |
«Найди свое место в ряду» |
Вы хотите развить в детях чувство честного соперничества |
«Нарисуй то же своим цветом», «Живые прыгалки» |
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ГОС ДО.
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса.
3. Практико -ориентированная часть
Практическое задание №1 «Комплимент»
Педагогам предлагается поиграть в игру «Волшебные очки»
Цель: развитие умения входить в контакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстника (коллеги).
Практическое задание №2 «Решение педагогических ситуаций»
I. Сеня (4 года 6 мес), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:
– Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!
– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.
– Нет, – вяло ответил малыш.
– Устал?
– Нет.
– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.
– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.
– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.
– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и попотеть требуется.
– Чего ты к нему привязался! Не видишь, – не хочет, – рассердилась мама.
– Мало ли что не хочет. Надо!
– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.
– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.
Проанализируйте суждения папы и мамы. Как надо поступить родителям в данной ситуации?
II. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.
Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
– Разве так можно, мама будет ругать.
– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.
Дайте психологическое обоснование поведению Вани.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
III. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится.
Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”
Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?
Какие ошибки часто допускают взрослые?
IV. Две мамы вели разговор по поводу использования детьми компьютера. Первая с гордостью говорила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая ответила: «Ну и зря! Будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»
Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от общения с компьютером.
Практическое задание № 3 «Сочиняем стихи Буриме».
Педагогам предлагается сочинить стихи, опираясь на опорные слова не тему: «8 марта», Опорные слова: «8 марта» - мама, бабушка, праздник, женский день, цветы
Практическое задание №4 «За что мы любим и ценим?»
- Все участники пишут на листке 3 своих положительных качеств, остальные угадывают о ком идет речь.
Рефлексия семинара.
Закончить предложение на выбор
- «Сегодня на семинаре я пришел к пониманию ….»
- «Принимая участие в семинаре, я затруднялся ….»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.