Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации дошкольников»
Оценка 5

Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации дошкольников»

Оценка 5
Семинары
docx
28.06.2023
Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации дошкольников»
Семинар практикум формы социализации.docx

МОУ «Бендерский детский сад №28»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

«Формы организации позитивной социализации дошкольников»

 

Подготовила:

Яцко М.Н.

Зам. заведующего

по образовательной

деятельности

 

 

 

 

 

Февраль, 2022 г.

Семинар-практикум

«Формы организации позитивной социализации дошкольников»

Цель: создание условий в ДОУ, обеспечивающих позитивную социализацию детей дошкольного возраста; сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Разминка для участников

Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен).

1.     Вступительная часть.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования ПМР развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации.

Социально – нравственное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и патриотические ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация – в переводе с латинского — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цели позитивной социализации:

- освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушкивиды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

2.     Теоретико -практическая часть.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-нравственное развитие». Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании).

Позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много. Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:

1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества. (С/Р игра)

Например: культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.); мы – друзья и помощники природы; общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т. д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например: «Как помочь заболевшей кукле?»; «Поможем найти потерянную вещь»; «Как помочь девочке, которая потерялась?» и др.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Например: картинки с правилами дорожного движения; сюжетные картинки на нравственно-этические темы; персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.

Например: «Наша забота всем нужна», «Украшаем детский сад к празднику»; сажаем огород на подоконнике; готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.); научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

Например: рисуем свою семью; лепим морковку для зайчика; сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:

6. Социальные акции бывают различной направленности

Помощь другим людям («Детский дом», «Будем помнить», «Помоги другому»); экология («Вредная батарейка», «Покормим птиц зимой», «Вредный целлофан», «Украсим планету цветами»); окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Книжка заболела», «За безопасность дорожного движения – все вместе»); значимые даты и праздники («Женский день», «День города», «День Победы», «Добрые дела к  Новому году»)

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. 

7. Игры-путешествия - призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, как прекрасен окружающий мир и что такое духовное богатство.

Цели игры: создание условий для творческого самовыражения личности.  «Прогулка в зимнем лесу», «Мы поехали на поезде», «Пираты », «Зоопарк», Игры-эксперименты: «Нам водичка добрый друг», «Может ли воздух быть сильным»; Беседы-обсуждения, мини-диспуты «Полезные и вредны привычки», «Моя семья»;  «Для чего нам нужна вода»,  «Что такое дружба», «Кто твой друг»

Коллекционирование – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, направлено на самовыражение индивидуализации ребёнка : «Самодельных игрушек», «Фантики», «Открытки», «Машинки»;

Организация познавательно-исследовательской деятельностипроектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности: посещение музеев,  выставок, «Краеведческий музей», «Ботанический сад», театров, картинных галерей, проведение экскурсий. 8. Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (памятник прошлого, произведений искусства,  «В библиотеку», «На кухню», «В гости к первокласснику в школу» и так далее), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. 

Проведение наблюдений «Огород на подоконнике», «За комнатными растениями», Проведение целевых прогулок «На стадион», «Помоги дереву», «По улице», «В гости к светофору» (ПДД) и т. д.

9. Чтение произведений художественной литературы.

Этюд, упражнения, игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для них счастье – это когда взрослые уделяют им внимание, играют ними. Поэтому играя с ними, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.

 

Предлагаю вашему вниманию таблицу, которая наглядно показывает в какие этапы НОД можно включать 10 игр для социализации дошкольников по педагогической технологии Рылеевой «Мы вместе»



Структура (этапы)

Содержание

1.

Ведение в занятие

«Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Найди свое место в ряду»); На этом этапе необходимо добиться внимания всей группы

2.

Подготовка к        подаче

нового материала

Используются приемы, возбуждающие интерес детей к предлагаемой теме: «Найди свою группу», «Давай думать вместе»); на этом этапе используются приемы, возбуждающие интерес к предлагаемой теме, и формируется система понятий, на которых выстраивается объяснение новой темы. Причем делается это самими детьми, на основании их жизненного опыта

3.

Самостоятельная работа

«Живые прыгалки», «Нарисуй тоже своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир»,

«Волшебные картинки»

4.

Выработка         коллективного решения

По типу «мозгового штурма»- не более 10 минут

5.

Субъективация знания

«Волшебная палочка», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Волшебные картинки»; на этом этапе новый материал

привязывается к повседневной жизни детей

6.

Выход        из         занятия      –

разрядка

Закрепление материала через подвижную игру

7.

Домашнее задание

Необязательно (по желанию)

 

Ориентация дидактических игр технологии «Мы вместе!» на решение образовательных задач

Образовательные задачи и ситуации

Игры

Вы хотите получить ответ на свой вопрос или услышать мнение каждого ребенка

«Волшебная палочка», «Радиоэфир»

Вам нужно разбить детей на пары или несколько рабочих подгрупп

«Найди свою пару», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Зрительный зал»

Вы хотите, чтобы дети оценили работы друг друга

«Волшебная палочка», «Радиоэфир»

Вы хотите, чтобы у детей развивалась ответственность за свои поступки, ответы и решения

«Волшебная палочка», «Найди свою группу»,

«Зрительный зал»

Вы хотите, чтобы дети привыкли отслеживать и оценивать вклад в общее дело

«Зрительный зал», «Волшебные картинки»

Вы хотите предложить детям задание на развитие мелкой моторики

«Нарисуй то же своим цветом»

Вы хотите помочь детям осознать  их физиологические и физические возможности и особенности

«Найди свое место в ряду»

Вы хотите развить в детях чувство честного соперничества

«Нарисуй то же своим цветом», «Живые прыгалки»

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ГОС ДО.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса.

3.     Практико -ориентированная часть

Практическое задание №1 «Комплимент»

Педагогам предлагается поиграть в игру «Волшебные очки»

Цель: развитие умения входить в контакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстника (коллеги).

Практическое задание №2 «Решение педагогических ситуаций»

I. Сеня (4 года 6 мес), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

– Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!

– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.

– Нет, – вяло ответил малыш.

– Устал?

– Нет.

– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.

– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.

– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.

– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и попотеть требуется.

– Чего ты к нему привязался! Не видишь, – не хочет, – рассердилась мама.

– Мало ли что не хочет. Надо!

– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.

Проанализируйте суждения папы и мамы. Как надо поступить родителям в данной ситуации?

II. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.

Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

– Разве так можно, мама будет ругать.

– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.

Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

III. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится.

Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”

Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?

Какие ошибки часто допускают взрослые?

IV. Две мамы вели разговор по поводу использования детьми компьютера. Первая с гордостью говорила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая ответила: «Ну и зря! Будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»

Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от общения с компьютером.

Практическое задание № 3 «Сочиняем стихи Буриме».

Педагогам предлагается сочинить стихи, опираясь на опорные слова не тему: «8 марта», Опорные слова: «8 марта» - мама, бабушка, праздник, женский день, цветы

Практическое задание №4 «За что мы любим и ценим?»

 - Все участники пишут на листке 3 своих положительных качеств, остальные угадывают о ком идет речь.

Рефлексия семинара.  

Закончить предложение на выбор

- «Сегодня на семинаре я пришел к пониманию  ….»

- «Принимая участие в семинаре, я затруднялся ….»


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Бендерский детский сад №28»

МОУ «Бендерский детский сад №28»

Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации дошкольников»

Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации дошкольников»

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает…

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает…

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности

Например: культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т

Например: культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т

Помощь другим людям («Детский дом», «Будем помнить», «Помоги другому»); экология («Вредная батарейка», «Покормим птиц зимой», «Вредный целлофан», «Украсим планету цветами»); окружающий социальный мир («Чистый двор»,…

Помощь другим людям («Детский дом», «Будем помнить», «Помоги другому»); экология («Вредная батарейка», «Покормим птиц зимой», «Вредный целлофан», «Украсим планету цветами»); окружающий социальный мир («Чистый двор»,…

Этюд, упражнения, игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми

Этюд, упражнения, игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми

Образовательные задачи и ситуации

Образовательные задачи и ситуации

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

II. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка

II. Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023