Семинар практикум «Метод наглядного моделирования для
развития связной речи дошкольников»
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и
рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая
основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное
овладение ребенком речью является важнейшим условием
полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи,
умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет
подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все
фактические теоретические основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование
характера, эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи».
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно
сформированным навыком построения связной речи.
большинство детей активно делятся своими впечатлениями от
пережитых событий, но с неохотой берутся за составление
рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого,
что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому,
что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью
которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной
из них является наглядное моделирование.
Именно наглядные модели являются той формой выделения и
обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного
возраста
Цель : использование метода наглядного моделирования в
процессе формирования связной речи дошкольников.
Задачи:
Расширять представления об окружающем мире, явлениях
действительности.
Расширять и активизировать словарный запас детей,
совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах
части и признаки.
Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое
мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Методы, приемы наглядного моделирования связного
высказывания, применение которых повышает интерес детей к
данному виду деятельности:
пересказ;
рассказ по сюжетной картине;
рассказ – описание;
логопедическая сказка;
сравнительное описание предметов;
фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
творческий рассказ;
творческая сказка по силуэтным изображениям.
Метод наглядного моделирования, в основе которого лежит
использование заменителя (модели), в роли которого могут
выступать геометрические фигуры, схемы, чертежи, планы,
условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения,
пиктограммы, другие предметы.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с
ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку
зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с
ними. Это особенно важно для детей дошкольного возраста,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей
ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше
вербального.
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам - он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он
усвоит на лету».
Мнемотехника-то система методов и приемов,
обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления,
воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь
именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемоквадраты
-это понятные изображения, которые обозначают одно
слово, словосочетание, его характеристики или простое
предложение.
Мнемодорожки
-это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить
небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Мнемотаблицы
-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Вывод :
мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей
Овладение приемами работы с мнемотаблицами
помогает в развитии основных психических процессов -
памяти, внимания, образного мышления, а так же
сокращает время обучения связной речи детей
дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать
процесс запоминания более простым, интересным,
творческим.
Практическая часть:
Рисование мнемотаблиц на стихотворения «Много игрушек», «Прилетела к нам вчера».
Физминутка «Кубик здоровья».
Составление макетов по сказкам «Мойдодыр», «Бременские музыканты» с использованием геометрических фигур.
Отгадывание загадок с использованием мнемотехнике.
Пение песни «С чего начинается Родина?» по мнемотаблице.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.