Урок по литературному чтению в 1 классе "Рукавичка"
Оценка 4.7

Урок по литературному чтению в 1 классе "Рукавичка"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
29.05.2024
Урок по литературному чтению в 1 классе "Рукавичка"
Данный урок построен на сопоставлении двух сказок "Теремок" и "Рукавичка". Используются приемы продуктивного чтения: В основе этапа актуализации лежит антиципация (предугадывание, выдумка). Дети предполагают, о чём будут читать по заголовку, по иллюстрации. Идет работа с текстом «до чтения» и заканчивается целеполаганием на урок. Далее следуют этапы «работа с текстом во время чтения» и «перечитывание текста» в основе которых лежит 2 этап продуктивного чтения «во время чтения».
Литературное чтение 1 класс. Рукавичка..docx

Пояснительная записка.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1класс.

УМК: «Школа России».

Тема урока: Русская народная сказка «Рукавичка».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; совершенствовать навык чтения целыми словами; развивать навык выразительного чтения сказки; развивать умение анализировать и сравнивать; совершенствовать речевые умения, развивать речь, логическое мышление, внимание; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

Планируемые результаты:

   - личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; использовать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

   - метапредметные результаты:

       а) Познавательные УУД:

           формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое                высказывание в устной форме;

       б) Коммуникативные УУД:

            формулировать собственное мнение и позицию; работать в парах и в группе, вести диалог (отвечать на вопросы), договариваться и приходить к общему решению о распределении ролей в совместной деятельности; контролировать действия партнера;

        в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать себя; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     - предметные результаты: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами и по ролям; отвечать на вопросы по содержанию произведения; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста; развивать умение анализировать и сравнивать разные произведения; развивать память, логическое мышление, речь; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа, научить ценить его достояние.

 Технология: продуктивное чтение, «тонкие» и «толстые» вопросы.

 Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», выставка книг с авторскими и народными сказками, электронное приложение (слайды к уроку).

 Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,

 

   Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий.

Урок построен на технологии продуктивного чтения: умение вычитывать все виды текстовой информации.

 Цель технологии продуктивного чтения: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: -формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

 - введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

- формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей школьников;

 -приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

   На уроке представлены три этапа работы с текстом: 1. До чтения 2. Во время чтения. 3. После чтения.

   Исходя из этого, урок имеет следующие этапы работы.

   На этапе «актуализации знаний и мотивации к изучению материала» проверяется читательская активность учащихся, знание авторских и народных сказок. Вводится новое понятие «цепочная сказка». Закрепляется умение правильно читать предложения с использованием разных интонаций (., !, ?). Ставится проблемный вопрос: «Сегодня на нашей книжной полке появится ещё одна книга, название которой вы узнаете, сложив буквы».

В основе этого этапа лежит антиципация (предугадывание, выдумка). Дети предполагают, о чём будут читать по заголовку, по иллюстрации. Идет работа с текстом «до чтения» и заканчивается целеполаганием на урок.

Далее следуют этапы «работа с текстом во время чтения» и «перечитывание текста» в основе которых лежит 2 этап продуктивного чтения «во время чтения». Дети убеждаются в своих предположениях о содержании сказки. Идёт эмоциональный отклик на услышанное произведение.  Под руководством учителя дети учатся выборочному чтению. Идёт работа со словом и его лексическим значением. Составляются портреты сказочных героев на основе вычитывания информации из текста. Идёт «домысливание» портретов героев, объясняются причины их поведения, которые лежат в основе характеристик персонажей. Составляется картинный план сказки.

На этапе «сравнения сказок «Теремок» и «Рукавичка» проходит сравнительный анализ двух произведений. Учащиеся называют сходства и различия этих сказок.

На этапе «чтение после» учащиеся выбирают из всего списка одну пословицу и соотносят ее с содержанием сказки, давая оценку действиям персонажей. Отвечают на вопросы: «В чём заключается народная мудрость? Чему учит сказка?» Используется технология «толстых» и «тонких» вопросов.

На этапе «рефлексия» учащиеся проводят  оценку своей работы на уроке, благодарят одноклассников за интересные ответы.

На этапе «итог урока» дети сталкиваются с проблемой: «А могла ли сказка, с участием этих персонажей, называться по-другому?» Учащимся предлагается прочитать сказки с другими названиями и поделиться своим мнением о прочитанном произведении.   Или сочинить свою историю с участием этих же героев, можно добавить других.

 

     

           


 

 

Конструкт урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». УМК «Школа России»

 

Название этапа урока

Время проведения (мин.)

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетентность (УУД)

1.Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Фронт.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво!

Начинаем урок литературного чтения.

Дети хором рассказывают стихотворение, собираются на урок.

Личностные УУД: 

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

5 мин.

Фронт.

Парная.

Групповая

Какой раздел мы начали изучать с вами на прошлом уроке? Посмотрите на книжную полку. Какие книги увидели? Что вы можете о них сказать? (По ходу составляется схема на доске).

На книжной полке стоят книги «Гуси-лебеди», «Курочка-Ряба», «Колобок», «Теремок» русская народная сказка, «Теремок» Е.И. Чарушина.

 Как мы ее назовём?

А вы любите читать сказки?

Прочитайте предложение на доске:

Мы любим читать сказки.

Прочитайте его вот так: поочерёдно показываю знаки препинания: 1 ряд «.», 2 ряд «!», 3 ряд «?».

А какая книга появилась на полке только вчера?

Дайте характеристику этой сказке.

Сегодня на нашей полке появится ещё одна книга. Её название нужно разгадать. На доске появляется слово РУКАВИЧКА.

 Что такое рукавичка? Появляется картинка на доске. Назови близкое по значению слово.

Предмет одежды, закрывающий большой палец отдельно.

В каких сказках вам встречалась рукавичка? О чём эта сказка?

Сказки.

 

Есть русские народные, а есть авторские.

Есть сказки о животных, а есть бытовые.

 

 

 

Сказки.

Да.

 

 

Дети хором читают предложение по рядам.

 

Теремок Е.И. Чарушина.

Авторская. О животных.

 

Дети в парах выкладывают на парте слово «Рукавичка».

Варежка.

 

 

 

В сказке «Варежка».

 

Коммуникативные УУД:

развития навыка сотрудничества со взрослыми, аргументирование своего мнения

 

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения одного жанра, делать выводы.

 

3. Работа с текстом до чтения. Антиципация.

3 мин.

Фронт.

Откройте учебник на с. 38 и прочитайте название произведения (Заголовок). Есть ли автор у этой сказки?

Рассмотрите иллюстрацию к произведению на с. 38.  Можем ли мы предугадать, о чем этот текст?

Как записана сказка? В какой форме?

 

Кто главные герои сказки? Сколько их?

Такие сказки называются цепочными. (На доску) Повторяются многократно одни и те же действия. Какие цепочные сказки вы знаете?

А как нам убедиться, что наши предположения верны?

Нет. Значит сказка народная.

 

Дети высказывают свои предположения. Вместо теремка рукавичка.

Можем догадаться, герои те же, что и в Теремке.

Диалог. Разговор 2 или нескольких героев.

Дети называют героев с иллюстраций.

«Колобок» и «Теремок».

 

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать.

Предметные УУД:

развивается речь, память, мышление

ПознавательныеУУД:

Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, по иллюстрации в учебнике.

4.Формулирование учащимися темы урока и цели.

1 мин.

Фронт.

Сформулируйте тему урока. Тогда какой будет наша цель?

 

 

А что значит «Читать выразительно»?

Народная сказка «Рукавичка». Узнать героев. И чем закончилась сказка.

Научиться выразительно читать сказку «Рукавичка».

Передавать голосом характер героев. Соблюдать паузы. Правильно показывать интонацию в конце предложения. Выбирать тон.

Регулятивные УУД

Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

5. Работа с текстом во время чтения

10 минут

Фронт.

Хотите узнать эту историю с рукавичкой? Это произведение вы будете слушать впервые, возможно вам встретятся непонятные слова. Я предлагаю вам следить по тексту за мной и замечать эти слова.

Учитель выразительно читает текст вслух.

После прочтения сказки учитель обращается к детям со словами:

Совпали ли наши предположения? Это сказка о животных? Народная? Цепочная?

-Что тебе понравилось в произведении?

Что -  то показалось странным? Непонятным? Трудным? Какие слова были не понятны?

Давайте прочитаем слова по слогам, затем целым словом. Что эти слова обозначают? Соедини слово с его значением в парах. Обсуди с соседом по парте. Проверка на слайде.

У кого всё правильно получилось? Ставьте +. Молодцы!

 

 

 

 

 

 

Сравните эти 2 слова:

Обронил и уронил. Когда так можно сказать?

Дети слушают учителя и следят за ним по тексту.

Замечают непонятные слова.

 

 

 

 

Да, совпали. Прикрепляем к сказке таблички.

Дети выполняют задания на листочках, читают трудные слова сначала по слогам, потом целым словом.

бредет – идёт с трудом или тихо

 врассыпную – побежать в разные стороны

Тесно- замени другим близким словом (рядом, близко друг к другу)

Откуда ни возьмись-…появился внезапно, неожиданно.

обронил – уронил

обронить можно нечаянно, незаметно

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать знаки, символы.

Коммуникативные УУД:

учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания.

 

Динамическая пауза.

1 мин.

 

После серьёзной работы хочется отдохнуть?

Физ. минутка «Хомка».

Дети выполняют упражнения.

 

6.Перечитывание текста.

15 мин.

Фронт.

Индив.

Групп.

Как начинается сказка? Прочитай начало сказки.

На доске появляется дед и собачка

Какой был дед?

С кем шёл дед?

Что о них можно сказать?

Зачем они могли в лес пойти?

Как дальше развиваются события?

Кто появился?

Почему её так назвали мышка -поскребушка? (Ассоциации) Слайд 2.

Есть в работе в такой инструмент, скребок, который издаёт такой же звук при работе, словно мыши скребут. Зачитайте, как она появляется в сказке. На доске появляется ещё один герой? Мышка. Как будем читать её слова? Почему быстро? Как в сказке сказано, мышка какое действие совершает?

Дети пробуют читать слова мышки.

 

 

Кто следующий появляется в сказке? Почему её так назвали? (Ассоциации)

На доске появляется ещё один сказочный герой – Лягушка. Прочитайте слова лягушки. Какая она?

 

 

 

 

 

Кто следующий герой? Что о нём можем сказать? А он у нас как появился в сказке? Почему именно такое слово употребили, а не другое?(Ассоциации)

А ему какое прозвище дали?

На доске появляется Зайчик. Как будем читать слова зайчика?

Зачитайте слова зайчика.

 

 

 

Кто дальше? Как она появляется? Найдите, прочитайте в сказке. А она куда торопится? Как её слова нужно читать?

На доске появляется Лисичка. Как её называют? Почему?(Ассоциации)

 Она хочет всем зверям быть сестрой, родным и близким. Входит в доверие.

Но, не смотря на ее характер, звери пускают ее в домик? Найдите её слова. Как будем их читать?

Кто следующий и как  появляется? Как его прозвали? Почему?(Ассоциации)

 А он- то куда бежит?

На доске появляется Волчок. Как будем читать его слова?

 

А за волком кто?

Как его прозвали? Почему?

Как про него написано, найдите, зачитайте. Что это значит?

На доске появляется Кабан.

Как нужно читать его слова? Прочитайте.

 

 

 

И кто последним появляется? Как его называют? Почему? Уважают, в лесу он главный.(Ассоциации).

На доске появляется Медведь. Как нужно читать его слова? Найдите слова, как появляется медведь. Прочитайте.

 

 

 

 

Давайте проведём разминку для язычка, чтобы прочитать сказку по ролям.

 Встанем, возьмём зеркальце.

 

Давайте прочитаем сказку по ролям, передавая характер героев.

 

 

Чтение сказки по ролям. (с места)

Понравилось, как дети читали?

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка

Старенький, не заметил, как рукавичку обронил.

С собачкой.

Они всегда вместе.

 

 

Мышка.

Скребёт, лапками с коготками. Или грызёт зубами деревянные полы, дырку себе делает, чтобы добраться до еды.

Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и  говорит: «Тут я буду жить».

Бежит.

Тоненьким, пищащим голоском быстро. Она маленькая.

Лягушка-попрыгушка

Прыгунок.

Лягушки прыгают.

Маленькая, прыгучая- Прыг! Прыг!. Она тоже всего боится, поэтому читать будем негромко, боязливо.  Дети зачитывают слова лягушки, передавая её характер.

Зайчик.

Бежит.

Он постоянно бегает от врагов. Его спасают ноги.

Бегун.

Зайчик-побегайчик.

 Волнительно, тревожно, быстро.

Дети пробуют прочитать слова зайчика.

 

Лисичка.

Бежит. Охотится, чтоб не замёрзнуть.

Хитренько, тоненько.

Сестричка.

Рыжие грибочки-2 сестрички.

 

Дети читают слова лисички.

 

Бежит Волчок

Игрушка волчок, крутить.

Волчок-серый бочок. Наверное, добычу высматривает.

Дети читают слова волка.

Кабан.

Клыкан.

Наверное, клыки большие.

Откуда то ни возьмись –бредёт кабан – клыкан.

Он наверное, устал, замёрз. Нет сил бегать. Он ведь толстый.

Медленно, громко.

Медведюшка.

Батюшка.

Наверное, как отец в доме, главный, так и медведь в лесу главный. Самый сильный и большой. Раньше в семьях главным был отец, батюшка.

Медленно, громко, тон низкий.

Дети проводят упражнения для язычка: Иголочка, ложечка, лошадка.

 

Дети разбирают роли и с места читаем сказку по ролям.

 

Дети работают с сигналиками и дают словесную оценку чтению. Хвалят одноклассников.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения, поиск фактов, суждений.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.

Коммуникативные УУД

учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать, договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

7 Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

 

3 мин.

Фронт.

На какую сказку похожа эта сказка?

- Чем похожи сказки?

- Чем они отличаются?

 

 

 

По какому ещё признаку можно было сравнить эти сказки?

 

 Дети заполняют таблицу на доске, используя слова-карточки или картинки по сказке «Теремок».

Сравнивают сказки, прикрепляя таблички.

авторская и народная.

 

Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и героев

 

8. «Чтение после»

2 мин.

Фронт.

Индив.

Найдите  среди   пословиц ту, которая  больше  подходит к сказке  «Рукавичка»?
Объясните   своё  решение.
- Одинакова  ли   главная  мысль  сказок?
В тесноте, да не в обиде.
Не учись разрушать, а учись строить.

Сила сломит всё, а ум - силу. Поместим в копилку пословиц.

 

 

В чём хотел убедить нас народ? Какая народная мудрость таится в сказке?

 

Дети читают пословицы из списка, объясняют свой выбор.

К сказке «Рукавичка» ставят пословицу «В тесноте, да не в обиде»

К сказке Теремок – «Не учись разрушать, а учись строить»

Нужно быть дружными, уметь жить вместе мирно, не ссориться.

Личностные УУД: уметь оценивать собственные поступки и поступки героев сказок

 

9. Рефлексия деятельности.

2 мин.

Фронт.

Давайте вспомним, с чего начинался урок?

– Что нового узнали? Поместим в копилку слов.

– Что на уроке у вас хорошо получалось? А что далось с трудом?

Оцените работу на уроке, используя слова на доске.

О чём расскажете родителям?

Русская народная сказка «Рукавичка».

Узнали новые слова:

Цепочная, значение слова обронил, …

 

 

 

Познавательные УУД:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

самооценка.

10. Итог урока.

1 мин.

Фронт.

Почему сказка так называется?

А как заканчивается сказка?

 

Ставлю книгу рядом на полку.

 

 

А могла ли эта сказка называться по - другому? И сказка станет уже другой.
Посмотрите на доску (открываю названия сказок)

Череп-терем, Решето, Вошиная хата, Домок, Теремок, Терем мухи, Терем мышки.

Эти сказки украинского, русского, белорусского народов. Всего существует около 25 названий русских народных сказок, 10 украинских и 3 белорусских с участием этих героев.

 Что скажете? Оказывается, разный народ пересказывает эту историю по-своему.  И, поэтому, одни и те же персонажи могут быть в разных сказках.  Это называется «Бродячим сюжетом». Я предлагаю продолжить этот ряд с названиями своим и придумать свою историю.

Ну, а если вас заинтересовали эти заголовки, отыщите сказку, прочитайте и поделитесь с нами о прочитанном.

Урок окончен!

Рукавичка стала домом для животных.

Плохо для зверей-они лишились дома.

Хорошо для деда, он нашёл рукавичку.

Да, могла. Может вместо рукавички быть любой другой предмет, например, ….

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать, договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 


 

Пояснительная записка. Предмет:

Пояснительная записка. Предмет:

Технология: продуктивное чтение, «тонкие» и «толстые» вопросы

Технология: продуктивное чтение, «тонкие» и «толстые» вопросы

Под руководством учителя дети учатся выборочному чтению

Под руководством учителя дети учатся выборочному чтению

Конструкт урока по литературному чтению, 1 класс

Конструкт урока по литературному чтению, 1 класс

РУКАВИЧКА. Что такое рукавичка?

РУКАВИЧКА. Что такое рукавичка?

Фронт.Хотите узнать эту историю с рукавичкой?

Фронт.Хотите узнать эту историю с рукавичкой?

Кто появился? Почему её так назвали мышка -поскребушка? (Ассоциации)

Кто появился? Почему её так назвали мышка -поскребушка? (Ассоциации)

А она куда торопится? Как её слова нужно читать?

А она куда торопится? Как её слова нужно читать?

Встанем, возьмём зеркальце.

Встанем, возьмём зеркальце.

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Что на уроке у вас хорошо получалось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2024