Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»
Оценка 4.8

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Оценка 4.8
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
09.04.2019
Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»
Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку. Занимаясь вопросами дисциплины, мы • Способствуем развитию у детей навыков самоконтроля; • Формируем этические и моральные нормы (для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе); • Учим следовать требованиям общества, обходясь без личных обид; • Способствуем удовлетворению личных запросов без ущерба для общества.
+Секреты хорошей дисциплины псих.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 8 «Солнышко»  Семинар – практикум для педагогов.    «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ» Подготовила: воспитатель Усаева А.М. «Секреты хорошей дисциплины».     Предлагаю познакомиться с результатами опроса: наиболее часто  встречающиеся ответы звучат так: дисциплина – это привычка к порядку,  безропотное повиновение, отказ от свободного выражения своих огорчений,  накопление внутренней обиды. Физическое наказание. Сегодня, благодаря науке, нам становятся более понятны многие особенности детской психики. Если мы обратимся к словарю, то дисциплина – это процесс научения,  образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и  осуществляется социализация. Дисциплина – это тренировка ума и характера  ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку. Занимаясь вопросами дисциплины, мы Способствуем развитию у детей навыков самоконтроля; Формируем этические и моральные нормы (для того чтобы  индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам,  правилам, которые установились в данном сообществе); Учим следовать требованиям общества, обходясь без личных обид; Способствуем удовлетворению личных запросов без ущерба для      общества. В каком возрасте у наших детей начинает формироваться правилосообразное  поведение и нормативная деятельность? Примерно с двух лет. Малыш путем  простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего  нельзя. Этот процесс продолжается весь дошкольный период. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоки  проступков и правонарушений несовершеннолетних находятся в дошкольном  детстве. Они проявляются в виде отклонений от нормы в поведении, игровой,  учебной деятельности ребенка. Предлагаю вашему вниманию один их серии экспериментов, на основе  которых были выделены типы поведения детей дошкольного возраста. Эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение  требований взрослого. Перед детьми ставилась задача: не заглядывать в  коробку. Мы проанализировали действия детей – участников поведения – и определили три типа поведения. Дисциплинированный тип. Такой тип поведения наблюдается у всех детей  дошкольного возраста. Дисциплинированные стремятся следовать инструкции взрослых, выполняют правила поведения. Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа  искренне импульсивно. Они легко нарушают запрет, заглядывают в коробку, а  потом смущенно признаются в этом. Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения  легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно. Как же проходит процесс формирования правило сообразного поведения? Вначале контроль за поведением ребенка (2,5­5 лет) устанавливается извне на  основе авторитета взрослого. Затем, по мере взросления, ребенок  вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему  существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а  потому, что он этого хочет (5­6 лет). К 6­8 годам он принимает эти правила,  ограничения и т.п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания.   Советы педагогам:   1. Формулируйте требования конкретно. Например: В помещении группы  ходи медленно. Поиграл ­ убери на место. Каждый имеет правило  высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его  суть.   2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме. Например: Не  бегай! (Ходи медленно.) Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.) Не  разрушай постройки! (Береги постройки.) Обычно запрет притягивает и  отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что  можно?»   3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут  соответствовать правилам. Например: ­ Нельзя кричать в группе, во можно: а) говорить спокойно; б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и  т. д. ­ Нельзя бегать, но можно: а) ходить в помещении группы медленно; б) бегать на открытой площадке; в) бегать на занятиях по физкультуре; г) бегать  в специально отведенном месте.   4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила. Например:  ­ В помещении группы ходи медленно! Сначала правило будет нарушаться  очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно  будет по­другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух,  а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей. Очень важно  продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих  сверстников. Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты  и понятны.  Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети  учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков  воспитателей. В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, например,  когда чего­то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как  нужно приветствовать новичков в группе и др. Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом  круге» дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как  они выполняли правила все это время. Воспитатель может задать вопросы,  обращаясь то к одному, то к другому ребенку.  ­ А как тебе удалось выполнить все правила?  ­ Ты затратил много усилий?  ­ Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?  ­ Что нужно для того, чтобы исправить положение? Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспитатель. Пусть это  сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой  «светофора». А в старшем возрасте это может быть «инспектор правил» (один из видов дежурства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил»  может исправить чью­либо оценку, назвав ситуации, когда правило было  нарушено. Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении  недели­двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий,  необходимых для его выполнения. Подчеркивайте моменты, в которые  дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.  Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести  себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых  содействие и помощь других людей помогли решить сложную проблему.  Попросите их рассказать о таких случаях из жизни их самих или их близких.  Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или  животных. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и  конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать  проблемы силой.  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на  моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из  этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других  детей к случаям нравственного поведения ребенка.  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого  поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения,  в этот момент обратите внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой­нибудь  особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность  больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят  последовать его примеру.  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные  моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил  поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же  требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения.  Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте  последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для  окружающих.  • Поощряйте различные формы сюжетно­ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить  и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение  дополнительный игровой материал или пространство в группе.  • Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для  ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в  совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит  насильно заставлять других детей принимать их в игру.  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к  ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, покачивание  головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при  выполнении неприятного задания, совместную деятельность  (конструирование, рисование, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание,  смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и  привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они  были разнообразны.  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа,  так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут  познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о  литературе, живописи, музыке разных народов.  Обсуждение, подведение итогов. В любом случае педагогические методы и  приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. Детское поведение, черты  характера ­ показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него  спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его  «властвовать собой» (в меру детских возможностей). Требовательность  должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей,  справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению.  Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип ­ требовать, уважая ­ должен быть  в основе отношений взрослого и ребенка. От взрослого требуется взгляд на  происходящее не со стороны, а глазами самого ребенка. Требования,  посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения,  несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого. Готовность ребенка  следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как  естественное следствие их контакта. Счастливость человека зависит от  психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает,  от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж  зависят от стиля общения, и, прежде всего, ­ взрослого с ребенком.  «Эффективные техники речевого общения с ребенком». Используйте технику  «Я сообщение». Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они  отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду,  подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать,  если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем  неприемлемым? Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но  сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда  вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица.  Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении.  Техника «Активное слушание». В психологии общения существует  специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во  внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции.  Эта техника носит название активного слушания. Активное слушание  партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет  вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике  ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему  прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять  слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит. Воспитатель часто  занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по  минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае делаем это формально. Американский психолог Вирджиния Сатир особо  подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит  даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема,  которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание.

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Семинар – практикум для педагогов, на тему: «СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019