Семинар – практикум «Разработка современного урока»
Оценка 4.8

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации
Взрослым
10.07.2018
Семинар – практикум  «Разработка современного урока»
Семинар – практикум (для учителей) «Разработка современного урока» Цели: составление структуры подготовки к современному уроку, содействовать формированию устойчивой мотивации на использование в своей работе личностно-ориентированного подхода. Задачи: расширить представления о современном уроке, определиться в структуре современного урока, составить модель подготовки к современному уроку.
Cеминар.docx
Семинар – практикум «Разработка современного урока» Огницкая Татьяна Викторовна Цели:  составление   структуры   подготовки   к   современному   уроку, содействовать   формированию   устойчивой   мотивации   на   использование   в своей работе личностно­ориентированного подхода.  Задачи:  расширить   представления   о   современном   уроке,   определиться   в структуре современного урока, составить модель подготовки к современному уроку. Теоретический модуль 1.Психологический настрой «Все в твоих руках» А) Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что   мудрец   знает   не   все.   Зажав   в   ладонях   бабочку,   он   спросил:   «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет   живая   –   я   ее   омертвлю,   скажет   мертвая   –   выпущу».   Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  ­ В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Отношение учащихся к учителю – это   важнейший   критерий   психологической   атмосферы   урока.   Как   учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, радуется ли он успехам   детей   и   как   он   радуется,   как   он   выражает   свои   эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему. Выделяется ряд факторов, способствующих   благоприятному   психологическому   климату.   Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем. 2. Высказывание Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей  завтра»  3. Работа в группе А) На какие  вопросы, вы хотели бы,  получить ответы? Как   спроектировать   урок?   Какие   из   предложенных   в   учебнике   заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными?   Какие   формы   организации   деятельности   учащихся   стоит применять?   И,   наконец,   нужно   ли   совсем   отказаться   от   принятых   в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Б) Дайте определение слову урок Урок, ­а, м  1. Учебный час, посвященный отдельному предмету.  2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.  3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.  4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.  5. Работа, заданная для выполнения на определённый срок. Словарь русского языка С. И. Ожегова В) Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует  все   возможности   для  развития  личности   ученика,  её  активного умственного   роста,   глубокого   и   осмысленного   усвоения   знаний,   для формирования её нравственных норм. Ю. А. Конаржевский  «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство   обрести   свободу   выбора   в   строительстве   собственной   судьбы» ­ пишет Надежда Егоровна Щуркова. Именно   такие   уроки,   влияют   на   целостное   развитие   личности   и   отвечают современным требованиям к образованию. Сообщение целей и задач 4. Отличия современного урока от традиционного урока А) Каждая группа самостоятельно заполняет графы Требования к уроку Традиционный урок Преподаватель сообщает  Объявление темы урока учащимся Преподаватель  формулирует и сообщает  учащимся, чему должны  научиться Преподаватель сообщает  учащимся, какую работу  они должны выполнить,  чтобы достичь цели Практическая деятельность  Под руководством  Планирование Современный урок Формулируют сами  учащиеся Формулируют сами  учащиеся, определив  границы знания и незнания Планирование учащимися  способов достижения  намеченной цели Учащиеся осуществляют учащихся преподавателя учащиеся  выполняют ряд  практических задач (чаще  применяется фронтальный  метод организации  деятельности) Преподаватель  осуществляет контроль за  выполнением учащимися  практической работы Осуществление коррекции Преподаватель в ходе  Осуществление контроля Оценивание учащихся Итог урока Домашнее задание выполнения и по итогам  выполненной работы  учащимися осуществляет  коррекцию Преподаватель  осуществляет оценивание  учащихся за работу на  уроке Преподаватель выясняет у  учащихся, что они  запомнили Преподаватель объявляет и  комментирует (чаще –  задание одно для всех) учебные действия по  намеченному плану  (применяется групповой,  индивидуальный методы) Учащиеся осуществляют  контроль (применяются  формы самоконтроля,  взаимоконтроля) Учащиеся формулируют  затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся дают оценку  деятельности по её  результатам  (самооценивание,  оценивание результатов  деятельности товарищей) Проводится рефлексия Учащиеся могут выбирать  задание из предложенных  преподавателем с учётом  индивидуальных  возможностей 5. Признаки современного урока  1) Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе  обучения и воспитания.  2) На уроке реализуется личностно­ ориентированный подход к обучению.  3) На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 4) На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.  5) Организация урока динамична и вариативна.  6) На уроке используются современные педагогические технологии. 6.  Работа в группах (совместное составление) Основные этапы современного урока А) Работа в группе. Структура современного урока 1) Самоопределение деятельности (Организационный момент.Создание  коллаборативной среды)  2) Актуализация опорных знаний  3) Постановка проблемы ( Создание проблемной ситуации)  4) Открытие новых знаний  5) Первичное закрепление  6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу  7) Включение новых знаний в систему знаний (Повторение)  8) Рефлексия деятельности Бодрячок! Практический модуль 1.  Этапыорганизации современного урока ­ Мы с вами переходим к практическому модулю Сейчас, я вам предлагаю рассмотреть этапы организации современного урока. Начало подготовки к уроку 1.Уточнение типа урока 2.Уточнение вида урока 3.Определение целей урока 4. Выбор методов и приёмов 5. Планирование учебного материала урока 1) Уточнение типа урока А) Задание группе Назовите известные вам типы уроков  • Урок изучения нового материала; • Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; • Урок формирования умений и навыков; • Урок повторения; • Урок проверки знаний; • Урок применения знаний, умений и навыков; • Повторительно­обобщающий урок; • Комбинированный урок. 2)  Уточнение вида урока А) Задание группе Назовите известные вам виды (формы) уроков   Урок­ лекция;     урок­беседа;    кино­урок  Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа ­ устных или  письменных упражнений)  Урок теоретических или практическихсамостоятельных работ  (исследовательскоготипа)  Урок лабораторных работ  Урок практических работ  Конкурс знаний, умений и творчества  Урок ­ экскурсия  Урок ­ семинар  Дидактическая игра  Анализ ситуаций  Устный опрос  Письменный опрос  Контрольная работа  Зачет  Урок ­ поиск  Проектный урок  Урок ­ экспедиция  Урок без учителя  Стихотворно ­ музыкальный урок  Урок взаимообучения  Урок ­ пресс­конференция  Проблемно­обучающий зачет Б) Нетрадиционные виды уроков 3)  Определение целей урока Кто не видит конечной цели ­ очень удивляется,  придя не туда. Марк Твен ­ Как вы понимаете цель урока? ЦЕЛЬ УРОКА ­ это заранее запрограммированный учителем результат,  который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Задачи урока: • Познавательные  • Развивающие • Воспитывающие  ­ А теперь подробнее. ЗАДАЧИ  ОБУЧЕНИЯ  предполагает формирование у учащихся новых  понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. ∙     Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств,  особенностей;  ∙      Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме); ∙      Отработать навыки (какие?);  ∙      Добиться усвоения учащимися каких­то понятий (вопросов). ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке  психических качеств учащихся:       интеллекта (мышления);       познавательных умений;  • • • общетрудовых и политехническихумений;   • •      воли;       самостоятельности. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ   предполагает формирование у учащихся  определенных свойств личности и черт характера. • Воспитание патриотизма; • Воспитание интернационализма; • Воспитание гуманности; • Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; • Воспитание дисциплинированности. 4)  Методы и приемы уроков    А) Задание группе ­ Назовите известные вам методы и приемы уроков • Репродуктивный(воспроизводящий) лекция, рассказ, беседа,  наблюдение, диалог. • Программированный (частично­поисковый) пресс­конференция,  работа с книгой, сюжетно­ролевая игра, работа технологическими  картами • Проблемный (исследовательский) диагностика, проведение опыта,  решение задач, практикум, анализ текстов, конструирование, сборка схем, «Что? Где? Когда?» • Проектный (творческий) проект, чертеж, рисунок, мое открытие,  реферат 5) Планирование учебного материала урока А) Спланировать учебный материал урока • Подобрать по теме литературу. • Подобрать учебные задания. • Подготовить оборудование, необходимое к уроку. • Продумать изюминку урока. • Продумать контроль за деятельностью учащихся.  • Продумать все этапы и их место в структуре урока. Б) Продумать изюминку урока • интересный факт; • • •   неожиданное открытие;    красивый опыт;   нестандартный подход к уже известному.  В) Урок у вас готов. Рассмотрим дидактическую структуру урока 2. Начните  урок А)Задание группЕ.  Создание коллаборативной среды • Доброжелательный настрой учителя и учащихся  • “Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)”  • Рапортичка (определение отсутствующих)  • Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия  появились в классе.    Б) Задание группЕ Как проверить домашнее задание?  1. Тестовые задания (задания закрытой и  открытой форм, задания на  соответствие и установление правильной последовательности).  2. Выполнение уч­ся заданий, подобных домашним упражнениям.  3. Постановка дополнительных  вопросов.  4. Проверка д/з под копирку.  5. Обращение к уч­ся с просьбой продолжить ответ ученика, который  отвечает у доски.  6. Вызов к доске нескольких уч­ся по составлению планов своего ответа и  опрос по отдельным пунктам плана.  7. Разноуровневые самостоятельные  работы.  8. Метод обучения с опорой на ошибки.  3.Подготовка учащихся кработе на основном этапеурока А) Задание группе ­ Назовите возможные методы и приемы задания цели урока Нет проблем? Учись создавать! 1. Объяснение уч­ся целей урока одновременное сообщением темы.  2. Сообщение цели в виде проблемного задания.  3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса.  4. Указание целей на специальном стенде “Что сегодня на уроке?”  5. Использование технологической карты.  6. Ассоциативный ряд.  7. Использование результатов предварительного социологического опроса.  8. Постановка целей по изучению явлений, процессов и др.  9. Постановка целей через показ конечных результатов.  10. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала.  11. Устный счет, математический диктант.  12.. Метод целесообразных задач.  13. “Нарисуй картину”.  14. Мозговая атака.  15 Постановка привлекательной цели.  16. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при  работе над новым материалом.  17. Дополнение реальной ситуации фантастикой.  4. Формы организации учебной деятельности на уроке А) Задание группе Назовите известные Вамформы организации учебной деятельности на уроке    ? • Фронтальная работа учителя с классом • Индивидуальная работа • Коллективная работа • Групповая, парная работа • Дифференцированная работа • Совместно – распределительная работа • Дидактическая игра • Ролевая игра • Метод диалогических сочетаний  и т.д. Б) Групповая, парная  форма работы Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу   на   уроке   создают   групповые   и   парные     формы   работы.   При организации   работы   в  парах   и   группах   каждый   ученик   мыслит,  не   просто сидит на уроке, предлагает своё  мнение,  пусть  оно  и  неверное, в группах обсуждаются   разные   варианты   решения, рождаются   споры,   идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно   важно,   групповая   форма   работы   позволяет   решить   задачу индивидуального   подхода   в   условиях   массового   обучения   (взаимодействие детей   ради   выявления   и   реализации   индивидуальных   возможностей   и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. 5.  Контроль за деятельностью учащихся на уроке Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника! Что контролировать? Как контролировать? Как использовать результаты контроля? А) Задание группе ­ Ваш вариант   Контроль за результатами учебной деятельности  контроля за результатами учебной деятельности • Фактологический диктант • Графический диктант • Тест • Щадящий опрос (друг другу) • Выборочный контроль • Зачет • Блиц контрольная • Дифференцированная контрольная • Супер контрольная  • Опрос­итог ­ Каждый этап урока оценивается.  6. Домашнее задание • 3 уровня: обязательный,  тренировочный,  творческое задание • Задание массивом • Особое задание А) Задание группе. Ваш вариант. Какое задать домашнее задание? I.    К урокам изучения нового материала 1)   Заучивание материала учебника и его пересказ 2)   Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей,  знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке 3)   Сбор материалов из дополнительных источников II. К урокам обобщения 1)   Ответы на специально поставленные вопросы учителя 2)   Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем 3)   Самостоятельное составление плана ответа по какой­то теме или  подготовка по этому плану 4)   Выделение в тексте основного и второстепенного материала 5)   Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или  доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа 6)   Подборка дополнительного материала по теме III.К урокам обучения применять знания 1)   Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ) 2)   Решение задач, аналогичных классным 3)   Решение задач нестандартных 4)   Решение задач с меж предметными связями 5)   Самостоятельное составление задач 6)   Самостоятельное изучение несложного материала 7)   Работа над ошибками IV.   К урокам контроля и проверки знаний 1)   Письменные ответы на вопросы 2)   Домашняя контрольная работа 3)   Решение нестандартных задач  ю урока? 7.Рефлексия А) Задание группе ­ Как вы проводите  рефлекси   1. Ассоциативный ряд.  2. Незаконченные предложения.  3. “Торт решений”.  4. “Разговор на бумаге”  5. “Солнышко”.  6. “Координаты”.  7. “Лист обратной связи”  8.”Заключительная дискуссия”.  9. “Выбери дистанцию”  10. Интепритация изображений на открытках  11. “Свет молнии”.  12. “Письмо самому себе”  13. “Ну что, как прошло занятие?”  14. Барометр настроения 15. “Телеграмма”.  16. “Памятки”.  17. “Пейзаж ­ зеркало настроения”  Б) Цель рефлексии 3.Рефлексивный модуль  Роль рефлексии для современного урока  Обмен мнениями. Итог  ­ Все о чем мы сегодня с вами говорили должно работать на результат. Если ученик   будет     видеть   каждый   урок   свои   достижения,   он   научиться анализировать   свою   учебную   деятельность.   Он   будет   знать,   что   у   него получается, а над чем еще надо работать. ­ Получили вы ответы на свои вопросы? Как   спроектировать   урок?   Какие   из   предложенных   в   учебнике   заданий целесообразно   отобрать   для   урока?   Какие   методы   и   приёмы   работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»  Конфуций 8. Схема самоанализа урока ­ Очень часто учитель не может сделать анализ урока своего коллеги. Причина в том, что он не делает самоанализ своего урока. А) Примерная схема самоанализа урока 1. Дать характеристику класса. 2.Указать тему урока, охарактеризовать ее положение в общей системе  других уроков и тем. 3.Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного  класса 4.Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного  класса. 5. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической  цели. 6. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его  дидактической задачи.  7. Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения,  их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности  учащихся, сопоставив это с полученными результатами ­ качеством знаний  учащихся. 8. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке. 9. Общий вывод и оценка его. Бодрячок. Просмотр видео «Фразы учителей» Отличия современного урока от традиционного урока Требования к уроку Объявление темы урока Традиционный урок Современный урок Сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность  учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Домашнее задание Дидактическая структура урока I. II. III. Организационный момент: ­тема; ­цель; ­образовательные, развивающие,  воспитательные задачи; ­ мотивация их принятия; ­планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.  Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе  урока: ­ постановка учебной задачи, ­ актуализация знаний  Сообщение нового материала Решение учебной задачи  Усвоение новых знаний  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала  Закрепление изученного материала  Обобщение и систематизация знаний  Подведение итогов: ­диагностика результатов урока, ­рефлексия достижения цели  IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению Дидактическая структура урока I. II. Организационный момент: ­тема; ­цель; ­образовательные, развивающие,  воспитательные задачи; ­ мотивация их принятия; ­планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.  Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе  урока: ­ постановка учебной задачи, ­ актуализация знаний  Сообщение нового материала  Решение учебной задачи  Усвоение новых знаний  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала  Закрепление изученного материала  Обобщение и систематизация знаний  Подведение итогов: ­диагностика результатов урока, ­рефлексия достижения цели  III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению Дидактическая структура урока I. II. Организационный момент: ­тема; ­цель; ­образовательные, развивающие,  воспитательные задачи; ­ мотивация их принятия; ­планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.  Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе  урока: ­ постановка учебной задачи, ­ актуализация знаний  Сообщение нового материала  Решение учебной задачи  Усвоение новых знаний  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала  Закрепление изученного материала  Обобщение и систематизация знаний  Подведение итогов: ­диагностика результатов урока, ­рефлексия достижения цели  III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению уроку: личностно-ориентированный, Каковы же особенности современного урока Современные подходы к деятельностный, компетентностный Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с урокомсвободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Три постулата заложены в основание новой технологии урока: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. 3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства». Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»

Семинар – практикум «Разработка современного урока»

Семинар – практикум  «Разработка современного урока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018