Семинар для педагогов-психологов на тему: "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"
Оценка 4.9

Семинар для педагогов-психологов на тему: "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
14.05.2018
Семинар для педагогов-психологов на тему: "Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"
Семинар.docx

Семинар-практикум для педагогов - психологов

«Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

 


Автор: Фомченкова Н.А.
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с младшими школьниками. 
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком. 
Задачи: 
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей. 
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности. 
Оборудование: 
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком. 
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал. 
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки. 
-Круги-пиктограммы по количеству участников. 
-Песочные часы, мольберт, загадки. 
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги. 


Проведение семинара. 
Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. 


Упражнение «Рисунок на спине» 
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах. 
Теоретическая часть.
 
Песочная терапия для детей с нарушениями зрения

 

Использование песка для отображения внутреннего мира человека имеет длинную историю. Еще древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Им было известно, что песок обладает сильными медитативными свойствами. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Впервые на занятиях М. Ловенфельд дети начали использовать миниатюрные объекты вместе с песком и водой. В 1950-х гг. Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком она создала теоретико-методологическую базу и назвала технику игры в песок песочной терапией.

Долгое время «sand play» существовала исключительно в юнгианской парадигме. В настоящее время представители различных концепций имеют возможность использования песочницы в своей практике.

Слайд 3. В основе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения лежит компенсация недостаточной от рождения зрительной функции возможностями слуховых и тактильных ощущений. Слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения, взаимно дополняя друг друга, подробно информируют ребенка об окружающем мире. Активная тренировка сохранных анализаторов восполняет недостатки зрения в процессе познания: дети увереннее двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте (Г.М. Архипенко).

 

Слайд 4 .Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии для детей.

Слайд 5. Песочная терапия для детей как коррекционная практика

 

 Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать нарушенные функции (глазодвигательные, зрительные и психические) через мобилизацию сохранных, а также развивать ребенка. Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с нарушением зрения, способствует их развитию и саморазвитию.

  Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2–4 обучающихся), развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

В школе-интернате для работы с детьми с нарушением зрения применяется песочная терапия методом рисования песком на световом столе и организация игр с песком. Остановимся на них более  подробнее.

 Слайд 6. Занятия на световом столе – один из видов  занятий и игр с песком

 Для слабовидящих детей более доступным и приемлемым является графическое изображение — оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.

Слайд 7 Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку. Раздражение сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления.

В определенных случаях предлагается использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку. При атрофии зрительного нерва показан серый фон, а для детей с низким зрением при высокой степени миопии рекомендуется использование черных силуэтов на белом фоне.


Слайд 10. Организация игр с песком в группах

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. 

Песок - природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются. 


Слайд 12. Игры с песком разнообразны: 
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. 
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. 
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.


Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой или световой стол с подсветкой.
2.Чистый, просеянный песок. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы.
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал. 
4.Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками.

Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.

 


Лечение зрения у детей: упражнения для рисования песком на световом столе.

Упражнение «Знакомство»

Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения. Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий.

При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):

•    поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

•    пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

•    создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

•    пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами).

Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр. Психолог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пиктограмм лучше использовать с детьми с 7 лет. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства. 

Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице. 
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства. 
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами: 
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой). 
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки. 
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать. 
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом). 
-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом. 
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми. 


Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах. 
Игра «Придумай сказку» 
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации. 
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей. 
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям. 
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? 
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему? 


Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии. 
Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки. 
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры. 
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать - это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе. 
Участники с правой стороны отгадывают загадку: 
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана 
Есть и был на все года 
У реки и у пруда 
И скажу я вам, к тому же, 
Есть он даже и у лужи. (Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Там, где корни вьются 
На лесной тропе, 
Маленькое блюдце, 
Спрятано в траве 
Каждый, кто проходит, 
Подойдёт, нагнётся- 
И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)
Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы). 
Вопросы для обсуждения:
-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка? 
-Что для вас было самым трудным? 
-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить? 
После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями. 


Мастер-класс: Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины. 
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие). 
Ход работы: 
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта: 
1-на чистом листе нарисовать свою картину, 
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать. 
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы. 
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.


Заключительная часть (рефлексия и обратная связь). 
Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы: 
-Что вам дал семинар-практикум? 
-Произошли ли у вас какие-либо изменения? 
Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию). 

 


 

Семинар-практикум для педагогов - психологов «Использование песочной терапии в работе с детьми с

Семинар-практикум для педагогов - психологов «Использование песочной терапии в работе с детьми с

Теоретическая часть. Песочная терапия для детей с нарушениями зрения

Теоретическая часть. Песочная терапия для детей с нарушениями зрения

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать нарушенные функции (глазодвигательные, зрительные и психические) через мобилизацию сохранных, а также развивать…

Это универсальная форма обучения, позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать нарушенные функции (глазодвигательные, зрительные и психические) через мобилизацию сохранных, а также развивать…

С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя

С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя

Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр

Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр

Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? -В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру?

Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? -В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру?

Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец

Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец
Скачать файл