Семинар Формы и методы интерактивного обучения
Оценка 4.7

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации
Взрослым
10.02.2017
Семинар Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Формы и методы интерактивного обучения.docx
Тема: Формы и методы интерактивного обучения Заседание ПТГ № 4                                                                                   Волкова В.А. Цели: формировать понимания важности технологий интерактивного обучения. Ожидаемые результаты:  ­Формирование и развитие у учителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между учителями (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен); ­Формирование   и   развитие   аналитических   способностей,   ответственного   отношения   к собственным   поступкам   (способность   критически   мыслить;   умение   делать   обоснованные выводы;   умение   решить   проблемы   и  разрешить   конфликты;   умение   принимать   решение   и нести ответственность за них); ­Формирование   и   развитие   навыков   планирования   (способность   прогнозировать   и проектировать свое будущее). Ресурсы: ИД,  презентации, листы бумаги, Бортовой журнал, памятки, маркеры. Ход 1.Психологический настрой. Упражнения на знакомство и сплочение коллектива Упражнение «Броуновское движение» Участники хаотично двигаются по комнате, по звуковому сигналу останавливаются и  здороваются с тем, кто ближе всего. При этом здороваться нужно каждый раз по­разному:  ладонями, локтями, плечами, коленками, пятками, спинами, ушами, носами, лбами,  мизинцами и т.п.  2. Основная часть Теория: ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ 2.1 Круглый стол, дискуссия, дебаты 2.2. Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака Метод   мозгового   штурма   (мозговая   атака,  braine  storming)     —   оперативный   метод решения   проблемы   на   основе   стимулирования   творческой   активности,   при   котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения,   в   том   числе   самых   фантастичных.   Затем   из   общего   числа   высказанных   идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.   Широко   используется   во   многих   организациях   для   поиска   нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Используется при тупиковых или проблемных ситуациях. Сущность   метода   заключается   в   том,   что   процесс   выдвижения,   предложения   идей отделен   от   процесса   их   критической   оценки   и   отбора.   Кроме   того,   используются разнообразные   приемы   "включения"   фантазии,   для   лучшего   использования   "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов,   которые   могут   благодаря   неосведомленности   сделать   "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов". Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.  Мозговой штурм ­ это:  новаторский метод решения проблем;   максимум идей за короткий отрезок времени; расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);  отсутствие  какой­либо  критики  (любые оценки  идеи  откладываются  на  более поздний период); 3. ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Современная   педагогика   богата   целым   арсеналом   интерактивных   подходов,   среди которых можно выделить следующие:             творческие задания;  работа в малых группах;  интерактивная экскурсия;  видеоконференция;  социально­психологический тренинг;  фокус группа;  метод  портфолио;  метод проектов;  сократический диалог;  метод «Займи позицию»;  групповое обсуждение;  метод «Дерево решений»;  Творческие задания: под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые   требуют   от   ученика   не   простого   воспроизводства   информации,   а   творчества, поскольку   задания   содержат   больший   или   меньший   элемент   неизвестности   и   имеют,   как правило,   несколько   подходов.   Творческое   задание   составляет   содержание,   основу   любого интерактивного   метода.   Творческое   задание   (особенно   практическое   и   близкое   к   жизни) придает смысл обучению, мотивирует ученика. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего   коллеги,   друга,   позволяют   создать   фундамент   для   сотрудничества,   самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя. Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем   учащимся   возможность   участвовать   в   работе,   практиковать   навыки   сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).  Игра на снятие эмоциональных зажимов:   «игры­ледоколы» •  «Мой …. человек особенный, потому что…» Интерактивная экскурсия Занятие­экскурсия   –   это   такая   форма   обучения,   при   которой   обучающиеся воспринимают  и усваивают  знания  на  месте  расположения  изучаемых  объектов  (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.  Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.  Виртуальные   экскурсии   ­   это   новый   эффективный   презентационный   инструмент,   с помощью   которого   возможна   наглядная   и   увлекательная   демонстрация   любого   реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.  Видеоконференция Методикой   интерактивного   занятия   в   форме   видеоконференции   является конференция.   Визуализация   и   использование   видеоконференцсвязи   относится   к использованию информационно­ коммуникативных технологий в образовании. Социально­психологический тренинг  – это интерактивная  форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой   работы   позволяет   работать   с   жизненными   ситуациями.   Тренинг   как   форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Фокус­группа  ­   это   сообщество   людей,   объединенных   в   группы   по   каким­то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер. Фокус   группы   ­   наиболее   распространенный   метод   качественного   исследования.   В фокус группах изучаются модели потребительского поведения, осуществляется поиск идей коммуникационных   стратегий   и   тактик,   идей   позиционирования.   Обычно   в   состав   фокус группы входит 8­10 человек, но специфика решаемых в ходе исследования задач может в отдельных   случаях   требовать   участия   3­4   человек   (минигруппы)   или   15­20   человек (супергруппы).  Метод Портфолио  –  один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый ученик самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную   и   творческую   копилку.   В   связи   с   развитием   информационно­коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учебного заведения, либо в социальных сетях.  Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.  В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из   разных   источников;   учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения познавательных   и   практических   задач;   приобретают   коммуникативные   умения,   работая   в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.  Сократический диалог ­ построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании. Данная методика может использоваться в научно­исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов. Методика «Займи позицию» 1.Использование   методики   «займи   позицию»   позволяет   выявить   имеющиеся   мнения, увидеть   сторонников   и   противников   той   или   иной   позиции,   начать   аргументированное обсуждение вопроса. 2.   Обсуждение   начинается   с   постановки   дискуссионного   вопроса,   т.е.   вопроса, предполагающего   противоположные,   взаимоисключающие   ответы   (например,   «Вы   за   или против отмены смертной казни?»). 3.   Все   участники,   подумав   над   вопросом,   подходят   к   одной   из   четырех   табличек, размещенных в разных частях аудитории: Абсолютно за Абсолютно против Скорее за Скорее против Полностью согласен Полностью не согласен Скорее согласен Скорее не согласен 4. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. 5.  Любой  участник  может свободно поменять  позицию  под  влиянием  убедительных аргументов. Групповое обсуждение 1. Групповое обсуждение какого­либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение   лучшего   взаимопонимания.   Групповые   обсуждения   способствуют   лучшему усвоению изучаемого материала. Методика «Дерево решений» 1. Использование  методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками  выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. 2.   Построение   «дерева   решений»   ­   практический   способ   оценить   преимущества   и недостатки   различных   вариантов.   Дерево   решений   для   трех   вариантов   может   выглядеть следующим образом: Проблема: … Вариант 1: … Минусы Плюсы Вариант 2: … Минусы Плюсы Вариант 3: … Минусы Плюсы Методика «Попс­формула» 1.   Использование   методики   «ПОПС   ­   формула»   позволяет   помочь   учащимся аргументировать свою позицию в дискуссии. 2.   Краткое   выступление   в   соответствии   с   ПОПС   ­   формулой   состоит   из   четырех элементов: П   –   позиция   (в   чем   заключается   точка я считаю, что … зрения) О   –   обоснование   (довод   в   поддержку … потому, что … позиции) П   –   пример   (факты,   иллюстрирующие … например … довод) С – следствие (вывод) … поэтому … Пространственное расположение группы ­­­ вопросы по кругу Большой круг (стулья по кругу) ­большой круг (дети менее подготовленные) ­ малый круг (дети – эксперты, более подготовленные) ­­­ парты ёлочкой, работа в группах «живая линия» эксперты. ­­­ дебаты ­­­ работа в группах Рефлексия  начинается   с   концентрации   участников   на   эмоциональном   аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа   занятия   –   оценочный   (отношение   участников   к   содержательному   аспекту использованных   методик,   актуальности   выбранной   темы   и   др.).   Рефлексия   заканчивается общими выводами, которые делает педагог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: •  Что вы чувствовали и почему? Заполнение Бортового журнала •  Что произвело на вас наибольшее впечатление? •  Есть ли что­либо, что удивило вас в процессе занятия? •  Как вы оцениваете свои действия и действия группы? Литература: 1 Абылкасымова   А.Е.,   Ушуров   Е.А.,   Омарова   Р.С.   Развитие   системы   общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие.­ Алматы.: НИЦ «Ғылым», 2003.­ 112 с. 2 3 Интернет энциклопедия. Интерактивные методы обучения. www.letopisi.ru/ Арутюнов   Ю.С.   О   классификации   активных   методов   обучения   //   V Межведомственная школа­семинар по интенсивным методам обучения. ­ Рига, 1983. – С.11­ 15. 4 Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление.­2004.­№4.­ С. 78­83. 5 6 Интернет энциклопедия. Интерактивные методы обучения. www.wikipediya.ru/ Инновационные методы обучения в высшей школе: учебно­практическое пособие/ Гусаков   В.П.,   Пустовалова   Н.И.,   Хрущев   В.А.,   Карташова   Е.Б.,   Исакова   Е.К.   – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. – 92с.

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения

Семинар Формы и методы интерактивного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017