Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Оценка 4.6

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
29.05.2018
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
В медико - стоматологическом колледже профессора Рузуддинова (г.Алматы) в течение года работает Школа молодого преподавателя. На одном из заседаний мною проведен семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам». Были продемонстрированы метод "6 шляп мышления" Эдварда де Боно, а также показано применение методики "Рыбья кость". В работе данного семинара приняли участие не только молодые преподаватели, но и преподаватели с опытом работы, преподаватели спецдисциплин.
Метод. разработка ШМП на печать.docx
Бисенова Сауле Муратовна,  Преподаватель химии и биологии высшей категории  Руководитель ШМП Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам» Одной из главных задач определенных стратегией «Казахстан ­ 2050» и стоящих перед   системой   образования   и   наукой   республики,   является   воспитание   культурной   и образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания всего казахстанского общества.    Современное   профессиональное   образование   с   переходом   на   новую   модель образования нуждается в новом типе преподавателя ­ творчески думающем, обладающем современными   методами   и   технологиями   образования,   приемами   психолого   ­ педагогической   технологии,   способами   самостоятельного   конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности.  Перед   преподавателями   спецдисциплин   стоит   задача   сделать   свои   предметы интересными   для   всех,   привить   интерес   к   знаниям,   помочь   учащимся   раскрыть   свои возможности,   активизировать   их   познавательную   деятельность.   Ведь   именно   на   уроках спецдисциплин   реализуется   основное   направление   процесса   воспитания   в   колледже: формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно ­ нравственной, социально ­ активной личности. В   настоящее   время   развитие   среднего   профессионального   образования осуществляется   в   условиях   модернизации   системы   образования,   реформирования, преобразования,   коренных   изменений   в   области   молодежной   политики   и   социально­ экономического развития государства, что требует пересмотра традиционных подходов к организации   образовательного   процесса,   обновления   его   содержания,   введения инновационных   направлений   деятельности.   При   этом   усиливается   роль   научно­ методической   работы   в   учебном   заведении,   направленной   на   использование   в образовательном процессе современных технологий обучения и воспитания. Использование   современных   технологий   обучения   и   воспитания,   инновационных методик  преподавания  могут  существенно влиять на качество подготовки специалистов. Требования   рынка   труда   к   выпускникам   образовательных   учреждений   значительно возросли, специалист должен:  иметь высокую профессиональную компетентность;  быть   высоконравственной   личностью,   сформированным   как   человек   высокой коммуникативной культуры, воспитанности и образованности;  уметь   принимать   решение   в   сложных   ситуациях,   связанных   с   профессиональной деятельностью;  выработать привычку к самообразованию и развитию творческого мышления. Предмет исследования – использование технологий интерактивного обучения для повышения качества знаний студентов и заинтересованности их в учебном процессе. Объект исследования – результаты учебно­воспитательного процесса и средства, используемые для их достижения. Цель исследования – ознакомление преподавателей колледжа и гостей семинара с   способствующими   формированию современными   педагогическими   технологиями, общеучебных компетенций обучающихся на основе интерактивных методов обучения. Задачи проведения семинара:  рассмотреть   и   обсудить   подходы   к   использованию   в   современном   образовательном процессе   педагогических   технологий,   способствующих   формированию   компетенций обучающихся;  обозначить   роль   и   место   в   преподавании   дисциплин   технологий   интерактивного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся.  заинтересовать   молодых   педагогов   колледжа   современными   педагогическими технологиями путем обмена опытом Теоретическое обоснование проблемы. Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими   как   можно   большего   объема   знаний.   Педагог   транслирует   уже   осмысленную   и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся ­ как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.  Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедический характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам.  Почему   же   так   остро   стоит   вопрос   о   неэффективности   традиционных   форм обучения?   Американские   социологи   проводили   исследования   и   обратились   к   молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей   наук.   Только   10%   опрошенных,   правильно   ответили   на   вопросы.  Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной   деятельности,   сами   выносим   решения,   делаем   выводы   и   прогнозируем дальнейшую   деятельность,   только   тогда   мы   запоминаем   на   90%.   Результаты   этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по­другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один  из  вариантов организации  учебного процесса   ­   использование   педагогом   в   своей   деятельности   методов   интерактивного обучения.  Интерактивное  обучение  ­ это специальная форма  организации образовательного процесса,   суть   которой   состоит   в   совместной   деятельности   учащихся   над   освоением учебного   материала   по   решению   общих,   но   значимых   для   каждого   проблем,   в   обмене знаниями, идеями, способами деятельности.                  Рис. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения   а)          б)     Главные задачи интерактивных средств обучения:  обеспечить диалоговый характер обучения,  исключить  монологическое преподнесение учебного материала;  исключить   дублирование   информации,   которая   может   быть   получена   учащимися самостоятельно из доступных источников;  способствовать   отработке   в   различных   формах   коммуникативных   компетенций учащихся. В       одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит   свое   отражение   суть   интерактивного обучения. Основой реализации интерактивных подходов к   содержанию   обучения   является   разработка   и использование    заданий   и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное   отличие   интерактивных   упражнений   и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Именно поэтому каждое интерактивное задание   –   это   творческое   учебное   задание,   которое   требует   от   учащихся   не   простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. интерактивных   Практическая часть Применение методики «6 шляп мышления» при проведении вводного занятия на тему В зависимости от цвета шляпы («шапка ­ думалка»), предлагается обдумать обсуждаемую проблему. «Профессия – зубной техник» Белая   шляпа    (информация)   –   нейтральная   и объективная,   связанная   с   объективными   фактами, цифрами.   Какой   информацией   мы   располагаем? Какая информация необходима? Красная шляпа (чувства) – выражает эмоциональный, интуитивный подход, чувства, переполнение эмоций. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная   шляпа  (логическое   негативное   мышление)   ­ Соответствует ли это действительности? Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа  (логическое, позитивное мышление) – позитивная, оптимистическая точка зрения. Преимущества. Выгода. Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа (творческое мышление) – Зеленый – цвет природы, ассоциируется с ростом, энергией. Символ творческого мышления, к которому обращается человек. Исследования, предложения, новые мышления. Что можно предпринять в данном случае? Синяя шляпа  (управление мыслительным процессом) – Голубой – цвет неба и далекого обзора.   Синяя   шляпа   ассоциируется   с   контролем   и   организацией   всего   мыслительного процесса   в   целом,   выступая   в   качестве   знака   объединения     всех   образов   мыслей. Подведение итогов на данном этапе.  Информация к размышлению: Рассказ зубного техника о профессии и немного интересных фактов из истории Есть мнение, что первыми из тех, кто овладел навыками создания зубных протезов, были   предки   итальянцев.   Археологи   утверждают,   что   уже   в   7   веке   до   нашей   эры существовали  ремесленники   занимавшиеся   изготовлением   зубных   протезов.  В  Индии,   к примеру, в IX веке до нашей эры для этого использовали слоновую кость. В Египте были найдены зубы, вырезанные из дерева, и крепились они в полости рта при помощи золотых нитей.   Предками   штампованных   коронок   можно   считать   «золотые   гильзы»,   которые упоминаются в различных книгах Талмуда. Уже в древней Иудее люди задумывались о замещении удаленных зубов искусственными, а разрушенные зубы покрывали «гильзами». По   упоминаниям   о   Древнем   Риме   можно   судить   о   том,   что   там   применялись   зубные коронки и даже мостовидные протезы из золота. В Японии были найдены съемные протезы, при изготовлении которых были использованы настоящие зубы людей. В Великобритании даже выпускалась марка зубов под названием «Зубы Ватерлоо». В Наполеоновские времена в битве при Ватерлоо, по меркам историков, погибло около 50 тысяч солдат.   Большинство   были   молодыми   и здоровыми   физически.   Их   зубы   вырывались мародерами   и   отправлялись   обратно   в Великобританию для продажи.Стоматология никогда не стояла на месте, и развивалась стремительными темпами. Например, в 1774 году было положено начало изготовлению фарфоровых   зубов.   Это   была   своего   рода   стоматологическая   революция. Первооткрывателями   таких   конструкций   принято   считать   французов.   Далее   начали появляться все более сложные ортопедические конструкции и технологии изготовления. Из этого   можно   сделать   вывод,   что   профессия   зубного   техника   уходит   корнями   далеко­ далеко в историю. Особенности и определение профессии зубного техника Зубной   техник  –   это   специалист,   который   занимается   изготовлением   различных конструкций зубных протезов и ортодонтических аппаратов. Важные качества и навыки, которыми должен обладать зубной техник:  Усидчивость, аккуратность, склонность к чистоте и порядку,  к ручному труду;  Способность к концентрации внимания; наблюдательность; внимательность:  Умение видеть результат работы; хорошая память; пунктуальность;  Умение принимать решения, желание учиться и совершенствоваться Профессиональные навыки:  Знание технологий изготовления различных конструкций зубных протезов  Хорошее знание свойств и техник работы с зуботехническими материалами  Навыки и знания в литейном производстве Плюсы профессии зубного техника:  Высокая стоимость оценки труда (зарплата).   Творчество.   Длительный отпуск.  Минусы профессии зубного техника:  Сидячая работа.   Монотонность работы.   Часы работы не ограничены.  Отсутствие карьерного роста.   Вредность.  Ошибки в преподавании практических занятий по спецдисциплинам. При   посещении   и   взаимопосещении   занятий   мы   анализируем   их,   используя   критерии оценки качества проведения занятия. Какие компоненты входят  в эти критерии? Мотивационно­целевой   компонент;     содержательный   компонент;   операционно­ деятельностный компонент;   оценочно­результативный компонент;   в завершение дается общепедагогическая оценка занятия. При рассмотрении ошибок в преподавании практических занятий по спецдисциплинам, я бы хотела воспользоваться методикой «Рыбья кость». Метод «Рыбья кость» Рисуется рыбья кость. Вписываются: в головной части – проблема, на ребрах – «почему возникла»   и   «как   предотвратить   появление   проблемы»,   в   хвосте   –   профилактическая работа. Последний этап – выбрать наиболее оптимальное решение­ответ.                                                      Как предотвратить Профилактика                          ОТВЕТ                            Проблема                                                                                                    Почему возникла проблема? Проблема:  Недостаточный   уровень усвоения теоретического материала; ошибки при изготовлении образцов; нет заинтересованности студентов в получении знаний Почему возникла проблема:    неинтересно   учить   теоретический   материал;   неинтересно   преподнесен Студентам   материал; низкий уровень базовых знаний; недостаточная материальная база; отсутствие мотивации и заинтересованности  у студента Как предотвратить появление проблемы: Преподавателю разработать  алгоритм каждого этапа занятия; использование современных методов обучения; обеспечение достаточным количеством материала и оборудования для каждого студента  Меры профилактики: Своевременное   прохождение   курсовой   подготовки   преподавателей   по   методике преподавания;   изучение   преподавателями   литературы   по   методике   преподавания; организация учебного процесса с привлечением консультантов, помощников. Ответ: При   выполнении  всех   вышесказанных   условий   будет   решена   проблема   с   качественным усвоением   теоретического   материала   и   как   следствие   изготовление   профессионально  Следующим   этапом   семинара   выполненных образцов 3.   дана   примерная разработка   технологической   карты   занятия   по дисциплине   ТИНП   на   тему:   «Клинико­лабораторные этапы металлокерамического мостовидного протеза»     изготовления Выводы и рекомендации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования. На   основе   вышеизложенного   можно   сделать вывод,   что   обучающему   целесообразно   сочетать различные   методы   и   формы   организации Рассмотренные   интерактивные   методы   могут   быть   применимы   при   обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так   и   начального,   и   высшего   профессионального   образования   для   формирования компетенций.   А   в   своей   концептуальной   основе   –   при   проектировании   инновационных педагогических   технологий,   обеспечивающих   подготовку   высококвалифицированных профессиональных   кадров.  Интерактивные   методы   ни   в   коем   случае   не   заменяют лекционные   формы   проведения   занятий, но   способствуют   лучшему   усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. В   чем   же   заключаются   положительные   моменты   использования интерактивных методов обучения?  При   использовании   интерактивных   методов   роль   преподавателя   резко   меняется, перестаёт   быть   центральной,   он   лишь   регулирует   процесс   и   занимается   его   общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения  в  группах,  даёт  консультации,  контролирует   время  и  порядок  выполнения намеченного плана.  Психологами   было   установлено,   что   в   условиях   учебного   общения   наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,  как ­ устойчивость  внимания,  умение  его распределять;  наблюдательность  при  восприятии; способность   анализировать   деятельность   партнера,   видеть   его   мотивы,   цели. Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное   обучение   –   несомненно,   интересное,   творческое,   перспективное направление нашей педагогики.

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»

Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018