Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
29.05.2018
В медико - стоматологическом колледже профессора Рузуддинова (г.Алматы) в течение года работает Школа молодого преподавателя. На одном из заседаний мною проведен семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам». Были продемонстрированы метод "6 шляп мышления" Эдварда де Боно, а также показано применение методики "Рыбья кость". В работе данного семинара приняли участие не только молодые преподаватели, но и преподаватели с опытом работы, преподаватели спецдисциплин.
Метод. разработка ШМП на печать.docx
Бисенова Сауле Муратовна,
Преподаватель химии и биологии высшей категории
Руководитель ШМП
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании
практических занятий по спецдисциплинам»
Одной из главных задач определенных стратегией «Казахстан 2050» и стоящих
перед системой образования и наукой республики, является воспитание культурной и
образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразования в стране и вести
созидательную работу для процветания всего казахстанского общества.
Современное профессиональное образование с переходом на новую модель
образования нуждается в новом типе преподавателя творчески думающем, обладающем
современными методами и технологиями образования, приемами психолого
педагогической технологии,
способами самостоятельного конструирования
педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим
прогнозировать результат педагогической деятельности.
Перед преподавателями спецдисциплин стоит задача сделать свои предметы
интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои
возможности, активизировать их познавательную деятельность. Ведь именно на уроках
спецдисциплин реализуется основное направление процесса воспитания в колледже:
формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно
нравственной, социально активной личности.
В настоящее время развитие среднего профессионального образования
осуществляется в условиях модернизации системы образования, реформирования,
преобразования, коренных изменений в области молодежной политики и социально
экономического развития государства, что требует пересмотра традиционных подходов к
организации образовательного процесса, обновления его содержания, введения
инновационных направлений деятельности. При этом усиливается роль научно
методической работы в учебном заведении, направленной на использование в
образовательном процессе современных технологий обучения и воспитания.
Использование современных технологий обучения и воспитания, инновационных
методик преподавания могут существенно влиять на качество подготовки специалистов.
Требования рынка труда к выпускникам образовательных учреждений значительно
возросли, специалист должен:
иметь высокую профессиональную компетентность;
быть высоконравственной личностью, сформированным как человек высокой
коммуникативной культуры, воспитанности и образованности;
уметь принимать решение в сложных ситуациях, связанных с профессиональной
деятельностью;
выработать привычку к самообразованию и развитию творческого мышления.
Предмет исследования – использование технологий интерактивного обучения для
повышения качества знаний студентов и заинтересованности их в учебном процессе.
Объект исследования – результаты учебновоспитательного процесса и средства,
используемые для их достижения.
Цель исследования – ознакомление преподавателей колледжа и гостей семинара с
способствующими формированию
современными педагогическими технологиями,
общеучебных компетенций обучающихся на основе интерактивных методов обучения.
Задачи проведения семинара:
рассмотреть и обсудить подходы к использованию в современном образовательном
процессе педагогических технологий, способствующих формированию компетенций
обучающихся;
обозначить роль и место в преподавании дисциплин технологий интерактивного
обучения для развития познавательной деятельности обучающихся. заинтересовать молодых педагогов колледжа современными педагогическими
технологиями путем обмена опытом
Теоретическое обоснование проблемы.
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение
ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и
дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с
его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся как можно более полно и
точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедический характер,
представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам.
Почему же так остро стоит вопрос о неэффективности традиционных форм
обучения? Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым
людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных
областей наук. Только 10% опрошенных, правильно ответили на вопросы.
Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает,
20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и
слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из
того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в
реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем
дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Результаты этого
исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, подругому, таким
образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного
процесса использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного
обучения.
Интерактивное обучение это специальная форма организации образовательного
процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением
учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене
знаниями, идеями, способами деятельности.
Рис. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения
а)
б)
Главные задачи интерактивных средств обучения:
обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение
учебного материала;
исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися
самостоятельно из доступных источников;
способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций
учащихся. В
одной
китайская
притче
говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и
я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах
находит свое отражение суть интерактивного
обучения.
Основой реализации интерактивных подходов
к содержанию обучения является разработка и
использование
заданий и
упражнений, которые будут выполняться учащимися.
Основное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже
изученного материала, сколько на изучение нового. Именно поэтому каждое интерактивное
задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого
воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности и
имеет, как правило, несколько подходов.
интерактивных
Практическая часть
Применение методики «6 шляп мышления» при проведении вводного занятия на тему
В зависимости от цвета шляпы («шапка думалка»), предлагается обдумать обсуждаемую
проблему.
«Профессия – зубной техник»
Белая шляпа
(информация) – нейтральная и
объективная, связанная с объективными фактами,
цифрами. Какой информацией мы располагаем?
Какая информация необходима?
Красная шляпа (чувства) – выражает эмоциональный,
интуитивный подход, чувства, переполнение эмоций.
Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа (логическое негативное мышление)
Соответствует ли это действительности? Сработает
ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа (логическое, позитивное мышление) – позитивная, оптимистическая точка
зрения. Преимущества. Выгода. Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа (творческое мышление) – Зеленый – цвет природы, ассоциируется с ростом,
энергией. Символ творческого мышления, к которому обращается человек. Исследования,
предложения, новые мышления. Что можно предпринять в данном случае?
Синяя шляпа (управление мыслительным процессом) – Голубой – цвет неба и далекого
обзора. Синяя шляпа ассоциируется с контролем и организацией всего мыслительного
процесса в целом, выступая в качестве знака объединения всех образов мыслей.
Подведение итогов на данном этапе.
Информация к размышлению:
Рассказ зубного техника о профессии и немного интересных фактов из истории
Есть мнение, что первыми из тех, кто овладел навыками создания зубных протезов,
были предки итальянцев. Археологи утверждают, что уже в 7 веке до нашей эры
существовали ремесленники занимавшиеся изготовлением зубных протезов. В Индии, к
примеру, в IX веке до нашей эры для этого использовали слоновую кость. В Египте были
найдены зубы, вырезанные из дерева, и крепились они в полости рта при помощи золотых
нитей. Предками штампованных коронок можно считать «золотые гильзы», которые
упоминаются в различных книгах Талмуда. Уже в древней Иудее люди задумывались о
замещении удаленных зубов искусственными, а разрушенные зубы покрывали «гильзами».
По упоминаниям о Древнем Риме можно судить о том, что там применялись зубные
коронки и даже мостовидные протезы из золота. В Японии были найдены съемные протезы,
при изготовлении которых были использованы настоящие зубы людей. В Великобритании даже выпускалась марка зубов под названием «Зубы Ватерлоо». В
Наполеоновские времена в битве при Ватерлоо,
по меркам историков, погибло около 50 тысяч
солдат. Большинство были молодыми и
здоровыми физически. Их зубы вырывались
мародерами и отправлялись обратно в
Великобританию для продажи.Стоматология никогда не стояла на месте, и развивалась
стремительными темпами. Например, в 1774 году было положено начало изготовлению
фарфоровых зубов.
Это была своего рода стоматологическая революция.
Первооткрывателями таких конструкций принято считать французов. Далее начали
появляться все более сложные ортопедические конструкции и технологии изготовления. Из
этого можно сделать вывод, что профессия зубного техника уходит корнями далеко
далеко в историю.
Особенности и определение профессии зубного техника
Зубной техник – это специалист, который занимается изготовлением различных
конструкций зубных протезов и ортодонтических аппаратов.
Важные качества и навыки, которыми должен обладать зубной техник:
Усидчивость, аккуратность, склонность к чистоте и порядку, к ручному труду;
Способность к концентрации внимания; наблюдательность; внимательность:
Умение видеть результат работы; хорошая память; пунктуальность;
Умение принимать решения, желание учиться и совершенствоваться
Профессиональные навыки:
Знание технологий изготовления различных конструкций зубных протезов
Хорошее знание свойств и техник работы с зуботехническими материалами
Навыки и знания в литейном производстве
Плюсы профессии зубного техника:
Высокая стоимость оценки труда (зарплата).
Творчество.
Длительный отпуск.
Минусы профессии зубного техника:
Сидячая работа.
Монотонность работы.
Часы работы не ограничены.
Отсутствие карьерного роста.
Вредность.
Ошибки в преподавании практических занятий по спецдисциплинам.
При посещении и взаимопосещении занятий мы анализируем их, используя критерии
оценки качества проведения занятия. Какие компоненты входят в эти критерии?
Мотивационноцелевой компонент;
содержательный компонент; операционно
деятельностный компонент; оценочнорезультативный компонент; в завершение дается
общепедагогическая оценка занятия.
При рассмотрении ошибок в преподавании практических занятий по спецдисциплинам, я
бы хотела воспользоваться методикой «Рыбья кость».
Метод «Рыбья кость»
Рисуется рыбья кость. Вписываются: в головной части – проблема, на ребрах – «почему
возникла» и «как предотвратить появление проблемы», в хвосте – профилактическая
работа. Последний этап – выбрать наиболее оптимальное решениеответ.
Как предотвратить Профилактика ОТВЕТ Проблема
Почему возникла проблема?
Проблема:
Недостаточный уровень усвоения теоретического материала; ошибки при изготовлении
образцов; нет заинтересованности студентов в получении знаний
Почему возникла проблема:
неинтересно учить теоретический материал; неинтересно преподнесен
Студентам
материал; низкий уровень базовых знаний; недостаточная материальная база; отсутствие
мотивации и заинтересованности у студента
Как предотвратить появление проблемы:
Преподавателю разработать алгоритм каждого этапа занятия; использование современных
методов обучения; обеспечение достаточным количеством материала и оборудования для
каждого студента
Меры профилактики:
Своевременное прохождение курсовой подготовки преподавателей по методике
преподавания; изучение преподавателями литературы по методике преподавания;
организация учебного процесса с привлечением консультантов, помощников.
Ответ:
При выполнении всех вышесказанных условий будет решена проблема с качественным
усвоением теоретического материала и как следствие изготовление профессионально
Следующим этапом семинара
выполненных образцов
3.
дана примерная
разработка технологической карты занятия по
дисциплине ТИНП на тему: «Клиниколабораторные
этапы
металлокерамического
мостовидного протеза»
изготовления
Выводы и рекомендации
образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.
На основе вышеизложенного можно сделать
вывод, что обучающему целесообразно сочетать
различные методы и формы организации
Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении
различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего,
так и начального, и высшего профессионального образования для формирования
компетенций. А в своей концептуальной основе – при проектировании инновационных
педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных
профессиональных кадров. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют
лекционные формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению
лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки
поведения.
В чем же заключаются положительные моменты использования
интерактивных методов обучения?
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется,
перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей
организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения
намеченного плана.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается
повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более
интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как
устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии;
способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом,
интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное
направление нашей педагогики.
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Семинар: «Использование интерактивных методов обучения в преподавании практических занятий по спецдисциплинам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.