Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
docx
администрации +1
Взрослым
21.02.2017
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
курсовая работа 1.docx
ВВЕДЕНИЕ
3
Проблема развития творческих способностей младших школьников
составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной»
педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей
актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего
развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях
инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных
социальноэкономических, культурных задач, способных жить в новом
демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим
особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой
активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс
цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся
новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы
обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом
ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.
Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных
программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей
творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться,
находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в
педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных
форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают
нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные
творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой
активности младших школьников.
Исследования особенностей развития творческой активности младшего
школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. 4
Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н.
Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных
средств развития творческой активности младших школьников особое место
занимают уроки русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Актуальность, заявленная в курсовой работе, определяется потребностью
общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на
уроках литературного чтения различных средств, направленных на развитие
творческих способностей. Важность и необходимость развития творческой
активности учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы
исследования «Развитие творческих способностей на уроках литературного
чтения».
Цель исследования: выбор и обоснование видов работ, способствующих
развитию творческих способностей младших школьников на уроках
литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших
школьников.
Предмет исследования: виды работ по развитию творческих способностей
младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: использование представленных в курсовой
работе видов работ будут способствовать развитию творческих способностей
на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Выявить особенности развития творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения.
2. Охарактеризовать виды работ по развитию творческих способностей
младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Проанализировать театральную деятельность как вид развития
творческих способностей младших школьников на уроках
литературного чтения. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, приложений.
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Творческие способности младших школьников
5
Анализ проблемы развития творческих способностей определяется
содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном
сознании творческие способности отождествляются со способностями к
различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать,
сочинять стихи, писать музыку. Однако, раскрытие сущности творческих
способностей, их структуры и характерных особенностей, обусловливает
рассмотрение понятий "творчество" и "способности".
На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической
литературе существуют различные подходы к определению творчества.
Основная трудность связана в первую очередь с отсутствием непосредственно
операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно
объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его
продукту созданию нового. Философы определяют творчество как
необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с
возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская
энциклопедия определяет творчество таким образом: "Творчество
деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее".
Психологический словарь трактует творчество как "деятельность,
результатом которой является создание новых материальных и духовных
ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов,
знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся
новизной, оригинальностью, уникальностью. 6
Педагогика определяет, что творчество – «высшая форма активности и
самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его
социальной значимости и оригинальности (новизне)»
По сути дела, творчество, по словам Г.С. Батищева это "способность
создавать любую принципиально новую возможность" [5; 13].
Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт
творчества это то, что создано; процесс творчества как создано; процесс
подготовки к творчеству как развивать творчество[].
Продукты творчества это не только материальные продукты, но и новые
мысли, идеи, решения. Творчество это создание нового в разных планах и
масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия,
но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются и у
детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление
активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений,
творческое воображение[]..
С точки зрения педагогики особенно ценным является сам процесс
творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление
форм, методов и средств развития творчества. Творчество является
целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной
активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и
высокой работоспособности.
Не представляется возможным в рамках данного исследования рассмотреть
взгляды на предмет определения понятия творчества даже наиболее известных
наших психологов настолько все они отличаются друг от друга, настолько
предмет изучения сложен и многоаспектен.
фундаментальные позиции.
Отметим наиболее
Н.А. Бердяев в работе "Смысл творчества" определяет творчество как
свободу личности, а смысл творчества эмоциональным переживанием наличия 7
противоречия и поиска путей его разрешения [4;72]. В.И. Страхов характеризует
творчество через единство труда и таланта, выделяя соответственно, два
аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека [6;
57]. И далее, многие исследователи связывали творчество с диалогом, с
наличием ситуации неопределенности, проблемности, с разрешением реальных
противоречий. В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как
"взаимодействие, ведущее к развитию" [9; 37]. Творчество проявляется,
развивается и совершенствуется в деятельности под влиянием мотивационно
потребностных установок, которые составляют базовые свойства личности,
основу ее жизненной позиции (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский).
Л.С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор
доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в
каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым
условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем
заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому
процессу человека [12; 138].
Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида,
которым соответствуют типы творчества:
Стимульнопродуктивный деятельность может иметь продуктивный
характер, но эта деятельность каждый раз определяется действием какоголибо
внешнего стимула.
Эвристический деятельность принимает творческий характер. Имея
достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать
состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные
задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более
остроумных способов решения.
Каждая найденная закономерность
переживается как открытие, творческая находка, новый, "свой" способ, который
позволит решить поставленные задачи; 8
Креативный самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не
используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы.
Найденные закономерности подвергаются доказательству путём анализа их
исходного генетического основания. Здесь действие индивида приобретает
порождающий характер и всё более теряет форму ответа: его результат шире,
чем исходная цель.
Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где
перестаёт быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи.
В настоящее время ученые выделяют два уровня способностей:
репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной
деятельностью по образцу),
творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности
создавать новое оригинальное).
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них
может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей
наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по
уровню развития[].
Творчество (креативные способности) это порождать необычные идеи,
отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные
ситуации. В качестве синонима творческих способностей часто используется
понятие креативность (от лат.Creatio создание, сотворение). Креативные
способности не связаны прямо с уровнем общих и специальных способностей,
которые являются реальным средством успешного осуществления деятельности,
но не определяют однозначно творческий потенциал личности. Их вклад
реализуется, лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, её
ценностные ориентации, т.е. нет творческих способностей, существующих
параллельно с общими и специальными. Вместе с тем, творческий потенциал
личности не есть результат чисто количественного роста способностей. То, что
принято называть творческими способностями, с точки зрения Д.Б.
Богоявленской,
есть способность к осуществлению ситуативно не 9
способность к
стимулированной продуктивной деятельности,
познавательной самодеятельности. Её проявление не ограничено сферой
т.е.
профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого
вида труда.
Понятие "творческие способности" можно определить исходя из положений
таких исследователей, как В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, К.К.
Шатонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, Т.И. Артемьев, В.И.
Андреев и др [17;34].
Творческие способности это совокупность индивидуальных особенностей
личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного
вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.
Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам [17;35].
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей
выглядит, что творческие способности это индивидуальные особенности
качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода. Так как элемент творчества может
присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо
говорить не только о художественных творческих способностях, но и о
технических творческих способностях, о математических творческих
способностях, и т.д.
1.2. Развитие творческих способностей младших школьников
Творческие способности это интегративное, динамическое образование,
включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты,
формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность
осуществления любой деятельности, носящей творческий характер.
характеризуются
Творческие
способности
изменчивостью,
индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения 10
человеком знаниями, умениями и навыками. Условиями успешного развития;
творческих способностей младших школьников является открытость их всему
новому, любознательность, положительное отношение к учителю и стремление
ему подражать, эмоциональная окрашенность творческой деятельности.
Развитие творческих способностей младших школьников возможно с
включением методов активного обучения, актуализирующих действие
психологических механизмов подражания творческому взрослому, принятия и
освоения ролей и самооценки, способствующей реализации младшими
школьниками своих потенциальных творческих способностей в различных видах
деятельности, носящих творческий характер.
Развитие творческих способностей младших школьников происходит
под влиянием совокупности психологических механизмов подражания
творческому взрослому, принятия и освоения ролей, самооценки. Базовым среди
них является механизм подражания творческому взрослому. Влияние
психологических механизмов на развитие творческих способностей возрастает,
когда они выступают в тесной взаимосвязи.
Показателями развития творческих способностей младших школьников
являются: оригинальность (способность младшего школьника давать
неординарные ответы,
беглость
требующие проявления творчества),
(способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей)
творческого мышления; невербальное воображение (создание учащимся новых
образов объектов
нагляднообразное
мышление (оперирование младшим школьником различными образами и
окружающей действительности);
наглядными представлениями при решении задач); эмоциональные переживания
ребёнка, возникающие в процессе творческой деятельности; творческая
мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с
удовлетворением потребности ребёнка в творчестве). Развитие творческих способностей младших можно охарактеризовать
11
тремя уровнями.
1.Высокий уровень.
Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых
решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка
проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая
скорость мышления. Учащиеся создают чтото свое, новое, оригинальное,
непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими
высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на
развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
2.Средний уровень.
Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно
воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но
предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и
любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к
предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое
решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность
подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3.Низкий уровень.
Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать
знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом
включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны
учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для
обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все
детские ответы шаблонны,
оригинальности,
самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к
нет индивидуальности,
нетрадиционным способам решения. 12
Таким образом,
творческие способности проявляются в интересе,
стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний,
уровне развития логического и творческого мышления, воображения,
самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает
создание субъективно нового в той или иной области.
2. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Виды работ по развитию творческих способностей на уроках
литературного чтения
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в
рамках которых формируются базовые знания, умения и навыки, с
деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков
учащихся, их познавательной активности.
Исходя из того, что творческие способности оживляют процесс обучения,
вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения
можно использовать следующие виды работ:
1. Работа с чистоговорками. (Приложение 1).
2. Работа с пословицами. (Приложение 2).
Задача такой работы обогатить речь детей пословицами; учить уместно,
употреблять их в различных речевых ситуациях.
На таких уроках дети выполняют задания:
1) собирать пословицы на какуюнибудь тему;
2) продолжить пословицы (детям раздаются карточки, где даны начало и конец
пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается
тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной
пословицы); 3) закончить историю пословицей (читаем какойнибудь текст, а заканчиваем
пословицей);
4) придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;
5) нарисуй к пословице картинку;
13
6) сочини сам пословицу.
3. Работа с загадками (Приложение 3).
Задачей является дать сведения об изобразительных средствах языка,
учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений. Сначала
на первых уроках разбирают, как построена загадка. Дети приходят к выводу,
что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не
прямо, а с намеком. Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на
сравнении. Например,
Жёлтая монетка
В небе видим нередко. (Солнышко)
Далее объявляется конкурс на лучшую загадку.
4. Сочинение стихотворения.
Задача такой работы сформировать у учащихся представление об
особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи. Сначала детей
знакомят, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приводят к выводу
к тому что, стихи отличаются: 1) ритмом; 2) рифмой; 3) выразительностью,
яркостью; 4) краткостью, точностью.
Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь
наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и
детей нужно вначале научить рифмовать. Можно использовать игры:
1)
2)
Игра «Кто больше подберет рифм?» (Приложение 4 );
Игра «Скажи в рифму» (Приложение 5);
3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении» (Приложение 6).
5. Сочинение (Приложение 7). 14
К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные
виды сочинений: сочинение – повествование; сочинение – повествование с
элементами описания; сочинение – описание; сочинение рассуждение;
сочинение заметок в газету, репортаж; выпуск стенной газеты и т.д.
Когда готовятся писать сочинение описание, обычно учителя с детьми
проводят такую работу. Например, тема «Зима». Дети должны подобрать как
можно больше прилагательных. Учитель на доске пишет предложение: Под
моими ногами тихо белые снежинки…
Шумели Шелестели Трещали Скрипели – Шуршали.
Какое слово больше подходит?
При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком
синонимов и антонимов». Дети сами могут составить некоторые группы
синонимов:
красивый – изящный; пригожий хорошенький; прекрасный – прелестный;
очаровательный – симпатичный. Они раскрывают значения этих слов.
Составляют с ними предложения.
Снежинки ажурные, причудливые, пушистые, искусные.
Небо лазурное, изумрудное, голубое.
Тишина торжественная, мёртвая, таинственная.
Солнце янтарное, золотистое
Тени от деревьев лиловые, фиолетовые.
Затем дети пишут сочинение.
При сочинении сказки дети учатся сочинять сказку по данному началу,
коллективно составленному плану, опорным словам. Они еще в первом классе
знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В
сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.
Можно учить сочинять басни, задача которой является учить сочинять
басню так, чтобы она имела нравоучительный характер; правильно изложить 15
осуждение того или иного порока, недостатка, поступка через правильно
подобранные аллегории; сформулировать мораль.
6. Следующий вид творческой работы это работа с фразеологизмами
(Приложение 8).
Даётся, например, изображение кошки. Какие фразеологизмы можете
подобрать про кошку?
Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.
1) Живут как кошка с собакой что это значит?
2) Между ними чёрная кошка пробежала и т.д.
Очень интересное занятие рисовать картинки к фразеологическим оборотам.
7. Следующий вид творческой работы – это работа с иллюстрацией
(Приложение 9).
Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с
анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте
начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы
изображенных на рисунках персонажей. Для того чтобы учащиеся более остро
предлагаю задание:
почувствовали эмоциональное состояние героя,
«Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?
Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед
более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению
произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует
воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.
Эта работа строится по следующему алгоритму:
1)
2)
Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.
Какой момент изображен?
3)
4)
5)
Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.
К какой части текста нет иллюстрации?
Что мы можем нарисовать? 16
Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное
рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение
словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок.
При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не
двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не
на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:
1)
выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
2)
3)
4)
5)
«рисуется» место, где происходит событие;
изображаются действующие лица;
добавляются необходимые детали;
«раскрашивается» контурный рисунок.
Часто проводят игру «Ожившая картина». Дети получают задание
максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на
картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.
Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс
сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего
отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке,
прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями
в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.
2.2 Театральная творческая деятельность на уроках литературного
чтения
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в
живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное
эмоциональное наслаждение. 17
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед
зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей
ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему
продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои
мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий
мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям
возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок,
но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной
деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное
значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная
характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на
занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет
значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на
функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для
самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет
его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и
даже к самому себе (Приложение 10). 18
Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся,
развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во
время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или
иного героя, проявляет творчество, т.к. посвоему выражает замысел автора. В
зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно
выделить несколько видов драматизации:
1)
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и
пантомимики изображенных на них героев;
2)
3)
чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,
одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
4)
5)
постановка «живых картин» к произведению;
составление сценария спектакля, устное описание декораций,
костюмов, мизансцен;
6)
7)
драматические импровизации;
развернутые драматические представления.
«Театрэкспромт» это такая форма работы, которая не требует
специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки «Репка»,
так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так
распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а детиактеры исполняют
все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям
психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.
Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая
работа помогает первокласснику корректировать свои движения и делать
поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и
проявлять эмоции. «Театр кукол – это искусство предметов, оживающих от
приведения их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей», 19
отмечал М.М. Королев. В собственной игре ребенок, подобно творцу,
оживляет куклу.
Креативная иградраматизация способствует приобретению детьми
навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от
традиционной игрыдраматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены
по определенному сценарию, креативная иградраматизация дает простор
творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать
своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и
фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации.
Этапы овладения креативной игройдраматизацией включает в себя: этюды,
традиционную игрудраматизацию,
На
предварительном этапе используют этюды на развитие выразительности
креативную игрудраматизацию.
движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине
зеркал»,
а также на
«Заколдованный ребенок»),
«ШалтайБолтай»,
распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные
конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент
отчаяния»).
Задания:
1)
Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но
никак не может найти и спрашивает у детей: «Ктонибудь видел мой бантик?».
2)
Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему
морковку и говорит «спасибо».
3)
Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга. 20
4)
Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала
грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты
превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.
На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.
Таким образом, занятия театральной деятельностью помогают развить
интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации
и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют
от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что
способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается
умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей
младших школьников и выявив педагогические условия формирования, были
сделаны следующие выводы:
1) Под творческими способностями мы понимаем такую деятельность человека,
в результате которой создается нечто новое будь это предмет внешнего мира
или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,
отражающее новое отношение к действительности.
2) В результате анализа практического опыта педагогов практиков, научно
методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно 21
образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для
развития творческих способностей младших школьников.
3) Рассмотрение условий развития творческих способностей младших
школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе
проведения уроков чтения. Первый организация учебного процесса путём
постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических
ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной
творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через
приобщение учащихся при изучении литературы к художественно творческой
деятельности.
4) Развивать творческие способности можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию
логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая
роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы является учить детей делать правильный
выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть
учить думать творчески.
Формирование положительной мотивации в их отношении к различным
видам деятельности непременное условие повышения результативности
обучения.
Таким образом, мы раскрыли методику работы по развитию творческих
способностей обучающихся в начальной школе на уроках литературного чтения.
Хочется отметить, что систематическая деятельность в этом направлении
приносит хорошие результаты, сказывающиеся на развитии речи младших 22
школьников, на владении ими литературоведческими терминами, на внимании к
слову и на овладевании навыками продуктивного чтения.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения
позволило сделать следующие выводы: у многих детей появилось
положительное отношение к заданиям творческого, проблемнопоискового
постепенно начали проявлять более высокую степень
характера;
самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы;
соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста; понимать
чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные
автором, видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины;
чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества [Текст] РостовнаДону, 2008. 274с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте
[Текст]/Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 2008.224с.
3. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова,
Т.В.Леонтьев М.: Издательский центр «Академия»,2010.208с. 23
4. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга
для детей, учителей и родителей [Текст] М.: АСТПРЕСС, 2009.368с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999
368с.
5. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.:
Владос, 2012.176с.
6. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
Прихожин. – М.: Академия,2010464 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст]
М.: Академия, 2012. 176с.
8. Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст].
/Я.Л.Коломинский.Минск, 2011.366 с.
9. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. М.: Владос, 2009. Косов
Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] М.: ИПП,
Воронеж, 2009.47с.
10.Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения
[Текст] // Начальная школа 2010. № 9. С. 1416. Лук А.Н. Психология
творчества. Наука, 2010
11.Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2012.514
515с.
12.Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках
русского языка [Текст] // Начальная школа 2013. № 1. С. 2126. Мир
детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика,
2013. 400с.
13.Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И.
Маленкова. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом
«Ноосфера», 2011.300301с. 24
14.Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к
изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии 2011. № 5. С. 86
95.
15.Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.:
Академия, 2013. 544 с.
16.Немов Р.С. Психология В 3кн. Кн. 2: Психология образования. М.:
ВЛАДОС, 2009.496с.
17.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] //
Начальная школа 2011. № 10. С. 3437.
18.Психологические условия развития творческого потенциала у детей
младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. 2014. №
5. С. 6468
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Семинар на тему "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.