Семинар по теме: "Метапредметный урок"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Семинар по теме: "Метапредметный урок"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Семинары
docx
администрации
Взрослым
09.01.2017
Презентация

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
Метапредметный урок.docx
1 слайд Семинар: "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК. Добрый день, уважаемые педагоги!  2 слайд Нашу встречу нам бы хотелось начать с высказывания ДжонаДьюи «Если мы  будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».  Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со  временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно  больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами  действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения. Что же такое метапредмет? 3 слайд "Мета" ­ "за", "через", "над", то есть выход за рамки предмета, над  предметом. Метапредметная деятельность ­ универсальная деятельность,  которая является "надпредметной". "Надпредметная", но не межпредметная деятельность на уроке. 4 слайд Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход  заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету  цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях  ­ личностном,  ­ метапредметном ­ предметном.  При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому  предмету как к системе знаний о мире. Метапредметы пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет  – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: «Зачем мне эти  знания? Где мне это пригодится?» 5 слайд,  Цели метапредметного урока: Активное применение знаний и умений в познавательной и предметно­ практической деятельности; Подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности  решать личностно­значимые проблемы ; Формирование   метапредметных   и универсальных   учебных   действий  с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;    6 слайд Создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;  Развивать   у   учащихся   познавательный   интерес,   творческие   способности, волю,   эмоции,   познавательные   способности   –   речь,   память,   внимание, воображение, восприятие. Решение   этих   проблем   и   достижение   поставленных   целей   возможно, осуществить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в  обучении. 7 слайд Существуют различные виды метапредметов, разработанные современным  ученым Юрием Вячеславовичем Громыко ­ это «Знание», «Знак»,  «Проблема», «Задача» 8 слайд  В рамках метапредмета«Знак» у школьников формируется способность  схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то,  что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что  хотят сделать В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок  способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность  работать с системами знаний). 9 слайд Изучая метапредмет«Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы,  которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.  На метапредмете«Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач  и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников  формируются способности понимания и моделирования объекта задачи,  конструирования способов решения, выстраивания  деятельностных  процедур достижения цели. 10 слайд Особенности метапредметного занятия: ­ Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности. ­ Использование образовательных технологий. ­ Организация внеурочной деятельности школьников. ­ Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической  или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. 11 слайд ­ Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.  ­ Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни.  ­ Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход  в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой ­ Времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и  здоровьесбережение При планировании урока необходимо учитывать такие принципы  педагогической техники, как свобода выбора действия, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности (высокого КПД) и обратной  связи. Это означает, что ученик имеет право выбора в любой обучающей  ситуации, он должен не только получать от учителя знания, но и  сталкиваться с проблемами, решения которых выходят за рамки изучаемого  курса, уметь применять полученную теорию в практических целях. На  занятии должны максимально использоваться возможности и знания самих  учащихся, а держать под контролем учебную ситуацию поможет система  приемов обратной связи. 12 слайд Основные типы уроков остаются прежними, однако есть некоторые  изменения.   1. Урок усвоения новых знаний Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы  ценностных ориентации. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов,  опытов. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются  весьма разнообразными:урок–лекция; урок–беседа; урок с использованием  учебного видеофильма;  урок теоретической или практической  самостоятельной работы.   2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок  закрепления) Цель урока формируется диагностично, она должна быть реальной и достижимой и должна быть конструктивной. Основная дидактическая цель: формирование определённых умений. Форма проведения уроков: v лекционно­семинарские занятия. v уроки с элементами моделирования ситуаций. v учебно­деловые игры. v уроки с элементами дидактических игр. v уроки – практикумы. v уроки смотра знаний. v нетрадиционные формы урока: диалоги, презентации, путешествия и т.д 3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки  и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. Формы   проведения   уроков:  урок­практикум,   экскурсия,   лабораторная работа, собеседование, консультация. 4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений По требованиям ФГОС указывают два вида целей: Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме, по разделу,  высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету. Деятельностные: создание условий для самооценки учеников, развитие  пространственного мышления, творческих способностей, навыков  самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие  познавательного интереса, обучение приемам самоанализа, сопоставления,  сравнения, развитие умения обобщения, систематизации  знаний.Систематизация предметных знаний, универсальных учебных  действий (решение предметных задач) Этот тип урока имеет самые большие возможности интеграции и  реализации межпредметных связей.  Формы данного типа урока: Повторительно – обобщающий урок,игра ­   КВН, игра – викторина, конкурсы, урок­ беседа, урок – экскурсия, урок­  опрос,урок­конференция. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня  усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий  изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно­ познавательной деятельности школьников, установления диагностики  уровня обученности учеников. Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление уровня  овладения учащихся комплексом знаний и умений и на этой основе принятие определенного решения по совершенствованию учебного процесса. При работе на уроке данного типа важно последовательно в соответствии с  уровнем обученности ученика переходить от менее сложного уровня к более сложному уровню усвоения: Видами урока контроля, оценки и коррекции могут быть:  устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и  групповой опрос);  письменная проверка;  зачет; зачетные практические и лабораторные работы;              контрольная или самостоятельная работа; 13 слайд Таким образом: Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать её такой – задача современного учителя. Метапредметный урок – что это?  Метапредметный урок – это урок, на котором… ­ учащийся учится общим приёмам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые  воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит  включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного  ребёнка; ­ учащийся промысливает, прослеживает происхождения важнейших  понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как  бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей  работы с этим понятием; ­ обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире  как необходимый и закономерный результат его познания.  Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико­методические  образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы  развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.  Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет  развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным  подходом. Отсюда следует: Метапредметные умения учащийся может применить к любой области  знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда  от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность  применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
скачать по прямой ссылке