Нуртазина Г. А., зам. директора по мет. работе Лебяжинская СОШ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
СЕМИНАР:
Цель: Изучение и обобщение основных аспектов формативного оценивания в теории.
Задачи:
1.
2.
Создать мотивацию к изучению темы, участию в семинаре.
Познакомить с теоретическими основами формативного оценивания.
Ожидаемый результат: учителя познакомятся с теоретическими основами формативного
оценивания: принципами, функциями, задачами, методами ФО, организацией ФО.
Ход семинара:
Введение
Всем известно, что более продуктивно работают те люди, которые умеют правильно
использовать время для отдыха. Это значит, что интересная поездка по прекраснейшим в
мире островам поможет вам, уважаемые коллеги набраться новых сил для дальнейшего
плодотворного труда. А вот определиться, куда поехать отдохнуть, помогут вам путевки,
которые…
Формирование новых групп по островам
Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш семинар объединил вместе активных,
заинтересованных в своём профессиональном росте учителей нашей школы.
Пора начинать наше новое путешествие в мир «Формативное оценивание»! Продолжать
путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее.
Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом
деле сила!
Вызов (мозговой штурм) Обсудите в группах вопросы и запишите свои ответы в
каждый сектор «Колеса баланса».
1. Что такое ФО?
2. Каковы цели ФО?
3. Каковы принципы ФО?
4. Когда проводится?
5. Кого информирует?
6. Какова роль учителя?
7. Какова роль ученика?
8. Каковы формы проведения?
Обмен мнениями.
Задание 1. Каждой группе разработать постеры по своей теме (группы получают
ресурсный материал).
1 группа: Цели и принципы ФО. Роль учителя и ученика.
2 группа: Функции, задачи и методы ФО.
1 группа: Организация ФО.
1 группа: Работа внутри «Черного ящика» Защита постеров. Затем проводится оценивание постеров по технике «Две звезды и
пожелание». Участникам предлагается определить два положительных момента и
отметить звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по их мнению, заслуживает
доработки («желание»). Обратная связь участников может быть озвучена.
Работа с участниками:
Задание 2. Рисуем настроение.
Сравнить своё настроение с образом какоголибо животного (растения, цветка) и
нарисовать его, при этом не говорится как его нужно нарисовать, каждый рисует так как он
считает нужным. Затем, участники обмениваются рисунками и оценивают друг друга
поставив одну общую отметку за рисунок. После того как они оценили, им раздаются
дескрипторы с критериями оценивания рисунка, участники теперь оценивают рисунок в
соответствии с обозначенными критериями. При работе с учениками можно еще
предложить составить рассказ по рисунку своего напарника и т.д.
Итог
а
к
н
е
ц
о
1
а
к
н
е
ц
о
2
с
и
и
ц
а
н
и
б
м
о
к
в
ь
т
с
о
н
ч
и
н
о
м
р
а
Г
м
о
к
н
у
с
и
р
у
к
б
ы
л
у
и
л
т
е
а
в
ы
з
ы
В
?
к
о
н
у
с
и
р
а
н
о
ф
е
и
ч
и
л
а
Н
а
м
м
а
г
я
а
в
о
т
е
в
Ц
ы
т
н
е
м
е
л
э
и
л
е
с
В
т
ю
у
в
т
с
т
у
с
и
р
п
ы
ц
и
т
п
а
к
и
н
т
с
а
ч
у
И
Ф
_____ отлично
___________________________________________________________________
_____ хорошо
__________________________________________________________________
_____ среднее
__________________________________________________________________
_____ требует улучшения
_________________________________________________________ Комментарии:
______________________________________________________________________
Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ, где учитель имеет возможность
выявить умение учеников объективно оценить свои учебные навыки, а также уровень
учебных достижений по предмету при изучении определённой темы. Согласно
представленной модели оценочной деятельности учитель имеет возможность спланировать
коррекционные занятия с учениками на любую тему.
Я сделала вывод, что после использования такой формы оценивания, дети могут оценить
друг друга, что это занятия им нравятся. У детей развивается саморегуляция, так как
обнаружить ошибки и недочеты в работе одноклассника легче, чем в своей собственной.
Облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему осуществить
проверку знаний учащихся.
Задание 3. Далее участникам предлагается задание на обобщение темы: Элективный
(выборочный) тест.
Учитель раздает каждой группе карточки с буквами «A,B,C», просит участников ответить
одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Участникам предоставляется
20 секунд на выбор ответа. Таким образом, выясняется, насколько изучены основные
аспекты формативного оценивания в теории.
Например:
1. Что же такое формативное оценивание? Формативное оценивание это
Технический прием
A)
B) Вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную
связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать
учебный процесс без выставления баллов и оценок
C) Оценивание обучения
2. Целью формативного оценивания является:
A) корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на
основе промежуточных результатов
B) регистрация продвижения обучения
C) подведение итогов для выставления отметок
и т.д.
Затем учитель просит поднять карточки с буквами правильными ответами. Участники в
группе поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные
варианты ответов и просит их объяснить свой выбор.
Ответы позволят учителю определить уровень и качество понимания участниками
изложенной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться
далее.
Задание 4. Вернитесь к приему «Колесо баланса», оцените себя и выполните
корректировку в своих ответах.
Заключение:
Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью обучения, а не рассматриваться
как дополнительные упражнения или тесты. Цели обучения и ожидаемые результаты по
каждому из разделов учебной программы определяют содержание практики формативного
оценивания. При этом процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, т.е.
каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику формативного
оценивания и нести ответственность за ее результаты. Процесс формативного оценивания в
деятельности учителя требует реализации следующих этапов: • планирование и организация формативного оценивания;
• выбор методов формативного оценивания;
• анализ результатов формативного оценивания;
• предоставление обратной связи.
Рефлексия:
Рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы участников.
Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим
солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому
по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что
целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил:
«А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось
радостью и удовольствием «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».
Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня.
Кто возил камни, поднимают желтые жетоны.
Кто добросовестно работал, поднимают зеленые жетоны.
А кто принимал участие в «строительстве храма», розовые жетоны.
Объясните, почему вы подняли именно этот цвет?
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных
координаторов: Учебнометод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
/Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. Астана, 2016. 46 с
2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно
метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» /Под ред. О. И.Можаевой,
А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. Астана, 2016. 48 с
Семинар по теории формативного оценивания
Семинар по теории формативного оценивания
Семинар по теории формативного оценивания
Семинар по теории формативного оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.