Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Оценка 4.7

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Оценка 4.7
Семинары
docx
биология
10 кл
01.05.2017
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".
В современную жизнь должны вступать всесторонне грамотные молодые люди. Которые могли обладать не только хорошими знаниями , но и обладать практическими навыками. Для работы на современных предприятиях, государственных учреждениях нужны не столько "отличники - теоретики ", сколько практико -специализированные специалисты. Поэтому преподавателю необходимо организовать , так свой учебный процесс. Чтобы он стал познавательным, творческим.
практико-ориент.docx
Практико-ориентированные подходы к обучению биологии.                                                                        Герберт  Спенсер. Великая цель образования ­  это не знания, а действия.                                                     Введение. В   условиях   нового   ФГОС   третьего   поколения   утверждаются качественно иные принципы организации обучения. Это система качественно новых   знаний,   предлагающих   принципиально   иное   построение   учебной деятельности.  Образовательный   процесс   в   системе   общего   и профессионального   образования   строился   на   дедуктивной   основе   в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний.  Считалось,   что   сам   процесс   усвоения   знаний   обладает   развивающим потенциалом,   именно   в   процессе   обучения   должны   формироваться необходимые  умения  и  навыки.  Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать   знания,   благодаря   знаниям,   они   станут   успешными   специалистами. Типичное высказывание работодателя о качестве подготовки специалистов. «Я беру, – говорит он, – на работу в основном, выпускников  с красными дипломами,   но   они   ничего   не   умеют   делать.   Знаний   много,   при   этом   они абсолютно не умеют применять их на практике». Причин здесь может быть несколько.   Во­первых, для работы нужен не столько отличник­теоретик, сколько практико­ориентированный специалист. Таким образом, традиционная триада 1 дополняется новой дидактической единицей: «Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности»  Проблеме практико­ориентированного подхода в обучении уделяли внимание такие   педагоги,как  Гвоздева   Е.   Е.   практико­ориентированные   подходы   к обучению;Гузеев В.В , Калугина И.Ю, Селевко Г.К.и др. И.Ю Калугина даёт определение практико –ориентированного обучения как  дидактического подхода к обучению учащихся, основанного на единстве  эмоционально образного и логического компонентов содержания,  приобретения новых знаний и формирования практического опыта их  использования, эмоционального и познавательного компонентов при  выполнении творческих заданий.(2) 2 Глава 1  Практико – ориентированное обучение. Однако,   несмотря   на   то,   что   в   образовательных   учреждениях   существуют творчески   работающие педагоги,   новые   направления   в   технологии образовательного процесса порой медленно реализуются в массовой практике. Проблема   заключается   в   том,   что   тот   учебный   материал,   который используется   в   процессе   обучения,   далеко   отстаёт   от   живой   практики   и жизненного   опыта   обучающихся.   На   учебных занятиях редко   обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни. Вследствие   этого   учебный   процесс   становится   излишне   усложненным   и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса обучающихся к обучению.   Для   прочного усвоения знаний   по   тому   или   иному   предмету требуется   сформировать   позитивное   отношение,   интерес   учащихся   к изучаемому   материалу.   Интересный,   знакомый   и личностно значимый материал   обычно   воспринимается   ими   как   менее   трудный.   Поэтому перед педагогом стоит   задача   организовать   учебный   процесс   так,  чтобы   он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность детей становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов   решения   этой   задачи   заключается   в   разработке   практико­ ориентированного подхода к обучению учащихся. Актуальность   разработки   практико­ориентированного   обучения   учащихся обусловлена следующими обстоятельствами: • в рамках практико­ориентированного подхода значительно повышается эффективность   обучения   благодаря   повышению личностного статуса учащегося и практико­ориентированному содержанию изучаемого материала; •   в   процессе   взаимодействия   в   системе   «учитель   ­ ученик»   постоянно действуют каналы обратной связи; • система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.(1) Практико­ориентированное   обучение   биологии   ­   это   дидактический подход в силу следующих обстоятельств: • он имеет всеобщий для обучения характер;  •   выполняет   регулирующую   функцию   в   разработке   содержания   и технологии обучения; 3 •   указывает,   каким   должно   стать   соотношение   теоретического   и практического в обучении биологии; • его реализация дает иной качественный результат, значительно меняя отношение к предмету;  • позволяет ликвидировать функциональную безграмотность в области применения биологических знаний; • способствует изменению ситуации с изучением биологии; • соответствует требованиям времени. Целью практико­ориентированного обучения служит: – развитие у обучающихся самостоятельности и способности к  самоорганизации; – умение отстаивать свои права – готовность к сотрудничеству, развитие способности к  созидательной деятельности; – толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести  диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Процесс учения в рамках практико­ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания ­ востребованными. 4 Глава 2  Практико – ориентированный подход в обучении биологии. Существует два взаимосвязанных пути решения практико­ориентированного подхода в обучении: ­ через содержание учебного материала; ­ через организацию учебной деятельности учащихся. Первый   путь   связан   с   новизной   изучаемого   материала:   рассмотрением известных   сведений   в   новом   аспекте,   с   использованием   историзма   в преподавании,   с   раскрытием   практического   значения   знаний,   с   показом современных   научно­технических   достижений,   с   привлечением   внимания   к логической   стройности   биологических   теорий,   экспериментальным доказательством выдвинутых идей, с показом прогнозирующей роли научных, в   том   числе,   биологических   задач   важного   практического   содержания,   с использованием литературы и других художественных произведений. Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися биологических парадоксов;   озвучивание   ими   учебных   кинофрагментов;   проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника   или   ответов   товарищей;   проведение   домашних   биологических опытов;   изучение   первоисточников   и   их   анализ;   организация   эстафет   и путешествий; уроков­конференций, семинаров и диспутов; КВН. А) Лабораторные и практические работы. Одно из направлений осуществления практико­ориентированного обучения в биологии     и   служат   лабораторные   и   практические   работы.  Лабораторные работы   ­   это   один   из   практических   методов   обучающего   взаимодействия педагога с обучающимися. Уроки с лабораторными работами являются очень ценными   в   учебно­воспитательном   отношении   при   обучении   биологии.  Во­ первых, знания, полученные на лабораторных работах, хорошо запоминаются и   долго   держатся   в   памяти.  Во­вторых,  обучающиеся   приобретают   знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, 5 а  не   в  готовом   виде;   в­третьих,  в  процессе   лабораторных   работ   учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков; в­четвертых, лабораторные работы   развивают   у   учащихся   интерес   к   изучению   природы;   в­пятых, приучают   учащихся   доводить   работу   до   определенного   результата, воспитывают сознательную дисциплину труда.   разработать   инструкции, Для систематического проведения ЛПЗ занятий необходимо запланировать их в   рабочей   программе   по   предмету   «Биология».   Специально   оборудовать лабораторные   кабинеты,   методические рекомендации по обеспечению процесса проведения ЛПЗ.    В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические   работы.   В   некоторых   уже   даются   готовые   результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где дети могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда   после   постановки   опыта   и   обсуждения   возникают   дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где обучающиеся могут проявить   инициативу   по   приобретению   знаний.   Важное   значение   при выполнении   лабораторных   работ   имеет   вводная   беседа   преподавателя,   в которой он определяет проблему и ставит цель. Преподаватель разъясняет ход   лабораторной   работы,   раздает   инструктивные   карточки   или   задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.   В качестве примера приведу лабораторную работу, тема  “ Морфологические особенности растений различных видов.” Цель:  Обеспечить   усвоение   понятия   морфологического   критерия   вида, закрепить   умение   составлять   описательную   характеристику   2­3 растений.  Изучить видовой состав комнатных растений кабинета биологии. Как мы видим в   самой постановке цели занятия уже   осуществляется практико – ориентированный подход.   Активную мыслительную деятельность у   обучающихся   вызывают   вопросы,   требующие   установления   сходства   и различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить. Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать   познавательный   интерес   обучающихся     к   практико   – ориентированной   деятельности.   Исследования   по   биологии   начинается   со сбора информации, посредством применения органов чувств  ­ зрения, слуха, 6 осязания,     обоняния.   «   Исследование   –   это   процесс   поиска   и   уточнения объяснений научных явлений. (Д.Ж.Галлахер, 2007).  Оборудование:  комнатные   растения   разных   видов   (узумбарская   фиалка,   герань, хлороффитум, монстера и т.д). Ход работы: 1. Рассмотрите предложенные вам для работы 2­3 комнатных растения. Пользуясь   планом   описания   растения,   дайте   им   характеристику, сделайте   вывод   о   родстве   между   этими   растениями   (сколько   видов растений перед вами?) 2. Заполните таблицу: “Морфологические особенности растений” Доказательства растений к разным видам   принадлежности  Для   описания   морфологических особенностей   комнатного   растения используй   Приложение   №   1   к лабораторной работе.   Доказательства принадлежности растений   к   одному   виду   (план описания, сравнения) 1. Описание стебля 2. Форма листа 3. Сложность листа 4. Жилкование листа 5. Тип корневой системы. 6. Описание строения цветка 7. Принадлежность к классу 8. Принадлежность к виду 3. Вывод:  каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений?  7  Можно   ли   по   одному   морфологическому   критерию.   Определить принадлежность к виду?  Выступить   с   сообщением   по   данному   виду   комнатного   растения. ( самостоятельная работа, опережающего характера) Правильная   организация   и   проведение   лабораторной   работы   позволяет добиться   эффективного   усвоения   материала   непосредственно   на   уроке. Данная   работа   послужила   и   развитию   экологическое   образование   с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной   подготовки  обучающихся.   что   спасти окружающую среду от разрушения, загрязнения и исчезновения человечество сможет при условии  каждым человеком своей гражданской ответственности за   судьбу   своего   общего   дома   ­   планеты   Земля.   Поскольку   ответственное отношение это нравственное качество, а сформировать его можно только при условии обновления всей учебно­воспитательной работы в школах и других типах учебных заведени(2).   Ясно, Б)   Практико   –   ориентированный   подход   через   исследовательскую деятельность. Лабораторная  работа   по   теме :  “  Морфологические   особенности  растений различных   видов,”послужила   «толчком»   для     проектной  ,   а   в   дальнейшем исследовательской работы обучающейся Зыковой Марии по теме « Влияние комнатных растений на здоровье человека». Научное исследование начинается тогда,   когда   обучающийся   сталкивается   с   вопросами   ,   проблемами, явлениями, которые значимы для него. В ходе выполнения работы обучающаяся познакомилась с фитонцидными  свойствами комнатных растений нашего учебного –аведения . Узнала, что такое  фитонциды и фитодизайн?  Познакомились с растениями , которые обладают  лечебными свойствами.Не только изучила видовой состав растений , но и  разработала рекомендации по озеленению комнатных кабинетов. Правильно был  сделан вывод по работе, чтоправильно подобранные и размещенные с хорошим  вкусом растения, помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении, оказывая положительное влияние на физическое состояние человека. Научный 8 подход к расположению растений в интерьере учебных классов позволит  грамотнее подойти к оформлению кабинетов, что может способствовать  оздоровлению обучающихся и созданию комфортной обстановки в учебных  помещениях. Народная мудрость гласит: «Если в доме цветы – значит, нет в  нём беды»  Наполним же свой «дом» живой красотой, сделаем каждодневным  счастьем общение с природой. Помните, что растения в классах – не только  для уюта, но и для здоровья!                     Когда мы входим в класс иль в дом, Где всё нам мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Мы знаем: в комнатных цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать! « Учащиеся, которые занимаются исследованиями, как правило , относятся к  естественно –научным дисциплинам более благосклонно. Когда учащиеся  производят собственные знания и понимаю значимости предмета изучения в их  жизни , отношения к нему улучшается. « (Дж. Новак, 1988) в) Практико – ориентированный  подход при  изучении новых  тем. Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были не способны увидеть то, что находится у них буквально перед носом, но современные технические средства и компьютерное моделирование помогает хоть немного разобраться в   том,   как   устроен   окружающий   мир,   и   попытаться   скопировать   из   него некоторые детали для собственных нужд. Урок по теме: Бионика. Бионика   —   наука,   изучающая   живую   природу   с   целью   использования полученных   знаний   в   практической   деятельности   человека.   Проблемы бионики: изучение закономерностей структуры и функции отдельных частей живых организмов (нервной системы, анализаторов, крыльев, кожи). С целью создания   на   этой   основе   нового   типа   вычислительных   машин,   локаторов, летательных, плавательных аппаратов и т. д.;  9 червя. и   строении гибкостью дождевого БИОНИКА   ­   пограничная   наука,   воплощающая   природные   "идеи"   в инженерные.   ПРИМЕРЫ:   1)   на   идее   пчелиных   сот   построены   многоэтажки.   Не   точный   повтор конструкции, а идея о том, что под одной крышей ­ разные ячейки жизни.   2)   Опорные   конструкции   Эйфелевой   башни   и   ей   подобных,   ­это   копия переплетений костной ткани в трубчатых костях человека. Так достигается прочностью одновременно. 3)   Идея   об   автономных   отсеках   в   подводных   лодках   "подсмотрена"   во внутреннем   4) Присоски на игрушках и сувенирах ­ точная копия присосок у пиявок.   5)   Застёжки­липучки   ­   копия   приспособлений   семян   репейника   для распространия в среде обитания.  6)  Самое   простое   в   природе   и   технике   сочленение   —   шарнирное.   Оно позволяет вращаться одной части вокруг другой и при этом не сдвигаться с места.   Тихоокеанские   сердцевидки­великаны,   для   того   чтобы   сложить   две свои   створки,   ракушки   используют   шарниры.   Величина   тихоокеанских сердцевидок­великанов   достигает   почти   15   сантиметров,   и   поэтому   их сочленение хорошо видно невооруженным глазом. У меньших по размерам сердцевидок   наших   побережий   оно   точно   такое   же.   Это   шарнирное соединение состоит только из двух частей, которые очень прочно смыкаются друг с другом, выполняя свою задачу наилучшим образом.. Компактный вид шарнира   был   со   временем   разработан   и   в   технике.   Вспомним защелкивающуюся крышку, например крышку шампуня, футляр очков. В   изучение   нового   материала   (основной   объем)   через   лекционное преподнесение вводится практическая или демонстрационная работа, которая позволяет компактно передать учащимся дидактическую единицу предмета.  При проведении семинаров для изучения дополнительно объема материала, в котором   одни   ученики   должны   разобраться   во   всем   и   овладеть   на  уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим –достаточно усвоить   основы   знаний   использую   дифференцированное   обучение,   систему индивидуальных   заданий,   возрастающих   по   сложности,   информационные носители, расширяющие знания материала. Семинары   углубляют   и   систематизируют   знания,   конференции   их расширяют. Так  в конце курса  биологии проводится семинар и конференция по теме : Экологические проблемы России. Пути их решения. 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Реализация   концепции   практико­ориентированного   подхода   в   обучении биологии позволит сделать биологию не сухой, а инструментом, с помощью которого   ученик   может   объяснить   многое,   что   происходит   вокруг   него   в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”. Новая технология и структура практико­ориентированного урока позволяет поднять личностный интерес учащихся к предмету, сделать обучение мотивированным. Новая   структура   практико­ориентированного   урока   в   отличие   от структуры   традиционного   урока   отражает   как содержательную сторону процесса   обучения,   так   и   процессуальную,   что   позволяет   максимально использовать   возможности   содержания   и   методов   обучения   для   практико­ ориентированного построения учебного процесса. 11 Литераура:  1. Ахмедова А.М  Формирование экологической культуры подростков в  полиэтнической среде. 2. Библиографическое описание: Гвоздева Е. Е. Практико­ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях  профессионального образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. —  2014. — №6.3. — С. 21­25. 3. Библиографическое описание: Касимов Ш. У. Анализ процесса и сущности  практико­профессионального образования в колледжах [Текст]  4. Калугина И.Ю  Образовательные возможности практико­ориентированного  обучения учащихся. 5. Ялалов Ф. Г. Деятельностно­компетентностный подход к практико­ ориентированному образованию // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2007. ­ 15 января.  http://www.eidos.ru/journal/2007/0115­2.htm. ­ В надзаг: Центр дистанционного  образования "Эйдос", e­mail: [email protected].   Интернет ­ источники http://www.dissercat.com/ 12 13

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".

Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению  биологии ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017