Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Оценка 4.7
Семинары
docx
биология
10 кл
01.05.2017
В современную жизнь должны вступать всесторонне грамотные молодые люди. Которые могли обладать не только хорошими знаниями , но и обладать практическими навыками. Для работы на современных предприятиях, государственных учреждениях нужны не столько "отличники - теоретики ", сколько практико -специализированные специалисты. Поэтому преподавателю необходимо организовать , так свой учебный процесс. Чтобы он стал познавательным, творческим.
практико-ориент.docx
Практико-ориентированные подходы к обучению
биологии.
Герберт Спенсер.
Великая цель образования
это не знания, а действия.
Введение.
В условиях нового ФГОС третьего поколения утверждаются
качественно иные принципы организации обучения. Это система качественно
новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной
деятельности. Образовательный процесс в системе общего и
профессионального образования строился на дедуктивной основе в
соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем
основное внимание уделялось усвоению знаний.
Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим
потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться
необходимые умения и навыки.
Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно
дать знания, благодаря знаниям, они станут успешными специалистами.
Типичное высказывание работодателя о качестве подготовки специалистов.
«Я беру, – говорит он, – на работу в основном, выпускников с красными
дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они
абсолютно не умеют применять их на практике». Причин здесь может быть
несколько.
Вопервых, для работы нужен не столько отличниктеоретик, сколько
практикоориентированный специалист. Таким образом, традиционная триада
1 дополняется новой дидактической единицей: «Знания – Умения – Навыки –
Опыт деятельности»
Проблеме практикоориентированного подхода в обучении уделяли внимание
такие педагоги,как Гвоздева Е. Е. практикоориентированные подходы к
обучению;Гузеев В.В , Калугина И.Ю, Селевко Г.К.и др.
И.Ю Калугина даёт определение практико –ориентированного обучения как
дидактического подхода к обучению учащихся, основанного на единстве
эмоционально образного и логического компонентов содержания,
приобретения новых знаний и формирования практического опыта их
использования, эмоционального и познавательного компонентов при
выполнении творческих заданий.(2)
2 Глава 1
Практико – ориентированное обучение.
Однако, несмотря на то, что в образовательных учреждениях существуют
творчески работающие педагоги,
новые направления в технологии
образовательного процесса порой медленно реализуются в массовой практике.
Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который
используется в процессе обучения, далеко отстаёт от живой практики и
жизненного опыта обучающихся. На учебных занятиях редко обсуждаются
практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни.
Вследствие этого учебный процесс становится излишне усложненным и
отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса обучающихся к
обучению. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету
требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к
изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый
материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому
перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он
стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность
детей становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных
вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико
ориентированного подхода к обучению учащихся.
Актуальность разработки практикоориентированного обучения учащихся
обусловлена следующими обстоятельствами:
• в рамках практикоориентированного подхода значительно повышается
эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса
учащегося и практикоориентированному содержанию изучаемого материала;
• в процессе взаимодействия в системе «учитель ученик» постоянно
действуют каналы обратной связи;
• система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать
радость творческой деятельности.(1)
Практикоориентированное обучение биологии это дидактический
подход в силу следующих обстоятельств:
• он имеет всеобщий для обучения характер;
• выполняет регулирующую функцию в разработке содержания и
технологии обучения;
3 • указывает, каким должно стать соотношение теоретического и
практического в обучении биологии;
• его реализация дает иной качественный результат, значительно меняя
отношение к предмету;
• позволяет ликвидировать функциональную безграмотность в области
применения биологических знаний;
• способствует изменению ситуации с изучением биологии;
• соответствует требованиям времени.
Целью практикоориентированного обучения служит:
– развитие у обучающихся самостоятельности и способности к
самоорганизации;
– умение отстаивать свои права
– готовность к сотрудничеству, развитие способности к
созидательной деятельности;
– толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Процесс учения в рамках практикоориентированного подхода является
познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для
учащихся является успешной, а знания востребованными.
4 Глава 2
Практико – ориентированный подход в обучении биологии.
Существует два взаимосвязанных пути решения практикоориентированного
подхода в обучении:
через содержание учебного материала;
через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала: рассмотрением
известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в
преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом
современных научнотехнических достижений, с привлечением внимания к
логической стройности биологических теорий,
экспериментальным
доказательством выдвинутых идей, с показом прогнозирующей роли научных,
в том числе, биологических задач важного практического содержания, с
использованием литературы и других художественных произведений.
Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их
проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского
и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися биологических
парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение
взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов
учебника или ответов товарищей; проведение домашних биологических
опытов; изучение первоисточников и их анализ; организация эстафет и
путешествий; уроковконференций, семинаров и диспутов; КВН.
А) Лабораторные и практические работы.
Одно из направлений осуществления практикоориентированного обучения в
биологии и служат лабораторные и практические работы. Лабораторные
работы это один из практических методов обучающего взаимодействия
педагога с обучающимися. Уроки с лабораторными работами являются очень
ценными в учебновоспитательном отношении при обучении биологии. Во
первых, знания, полученные на лабораторных работах, хорошо запоминаются
и долго держатся в памяти. Вовторых, обучающиеся приобретают знания
самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы,
5 а не в готовом виде; втретьих, в процессе лабораторных работ учащиеся
приобретают ряд практических умений и навыков; вчетвертых, лабораторные
работы развивают у учащихся интерес к изучению природы; впятых,
приучают учащихся доводить работу до определенного результата,
воспитывают сознательную дисциплину труда.
разработать инструкции,
Для систематического проведения ЛПЗ занятий необходимо запланировать их
в рабочей программе по предмету «Биология». Специально оборудовать
лабораторные кабинеты,
методические
рекомендации по обеспечению процесса проведения ЛПЗ. В ходе изучения
биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и
практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты
исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая
часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где дети
могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения.
Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные
вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где обучающиеся могут
проявить инициативу по приобретению знаний.
Важное значение при
выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа преподавателя, в
которой он определяет проблему и ставит цель. Преподаватель разъясняет
ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания,
указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема,
таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.
В качестве примера приведу лабораторную работу, тема “ Морфологические
особенности растений различных видов.”
Цель:
Обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида,
закрепить умение составлять описательную характеристику 23
растений.
Изучить видовой состав комнатных растений кабинета биологии.
Как мы видим в самой постановке цели занятия уже осуществляется
практико – ориентированный подход. Активную мыслительную деятельность
у обучающихся вызывают вопросы, требующие установления сходства и
различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их
находить. Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет
активизировать познавательный интерес обучающихся
к практико –
ориентированной деятельности. Исследования по биологии начинается со
сбора информации, посредством применения органов чувств зрения, слуха,
6 осязания, обоняния. « Исследование – это процесс поиска и уточнения
объяснений научных явлений. (Д.Ж.Галлахер, 2007).
Оборудование:
комнатные растения разных видов (узумбарская фиалка, герань,
хлороффитум, монстера и т.д).
Ход работы:
1. Рассмотрите предложенные вам для работы 23 комнатных растения.
Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику,
сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов
растений перед вами?)
2. Заполните таблицу:
“Морфологические особенности растений”
Доказательства
растений к разным видам
принадлежности
Для описания морфологических
особенностей комнатного растения
используй Приложение № 1 к
лабораторной работе.
Доказательства
принадлежности
растений к одному виду (план
описания, сравнения)
1. Описание стебля
2. Форма листа
3. Сложность листа
4. Жилкование листа
5. Тип корневой системы.
6. Описание строения цветка
7. Принадлежность к классу
8. Принадлежность к виду
3. Вывод:
каким образом морфологический критерий помог вам в определении
вида растений?
7 Можно ли по одному морфологическому критерию. Определить
принадлежность к виду?
Выступить с сообщением по данному виду комнатного растения.
( самостоятельная работа, опережающего характера)
Правильная организация и проведение лабораторной работы позволяет
добиться эффективного усвоения материала непосредственно на уроке.
Данная работа послужила и развитию экологическое образование с
его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей
природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью
общеобразовательной подготовки обучающихся.
что спасти
окружающую среду от разрушения, загрязнения и исчезновения человечество
сможет при условии каждым человеком своей гражданской ответственности
за судьбу своего общего дома планеты Земля. Поскольку ответственное
отношение это нравственное качество, а сформировать его можно только при
условии обновления всей учебновоспитательной работы в школах и других
типах учебных заведени(2).
Ясно,
Б) Практико – ориентированный подход через исследовательскую
деятельность.
Лабораторная работа по теме : “ Морфологические особенности растений
различных видов,”послужила «толчком» для проектной , а в дальнейшем
исследовательской работы обучающейся Зыковой Марии по теме « Влияние
комнатных растений на здоровье человека». Научное исследование начинается
тогда, когда обучающийся сталкивается с вопросами , проблемами,
явлениями, которые значимы для него.
В ходе выполнения работы обучающаяся познакомилась с фитонцидными
свойствами комнатных растений нашего учебного –аведения . Узнала, что такое
фитонциды и фитодизайн? Познакомились с растениями , которые обладают
лечебными свойствами.Не только изучила видовой состав растений , но и
разработала рекомендации по озеленению комнатных кабинетов. Правильно был
сделан вывод по работе, чтоправильно подобранные и размещенные с хорошим
вкусом растения, помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении,
оказывая положительное влияние на физическое состояние человека. Научный
8 подход к расположению растений в интерьере учебных классов позволит
грамотнее подойти к оформлению кабинетов, что может способствовать
оздоровлению обучающихся и созданию комфортной обстановки в учебных
помещениях. Народная мудрость гласит: «Если в доме цветы – значит, нет в
нём беды» Наполним же свой «дом» живой красотой, сделаем каждодневным
счастьем общение с природой. Помните, что растения в классах – не только
для уюта, но и для здоровья!
Когда мы входим в класс иль в дом,
Где всё нам мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Мы знаем: в комнатных цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать!
« Учащиеся, которые занимаются исследованиями, как правило , относятся к
естественно –научным дисциплинам более благосклонно. Когда учащиеся
производят собственные знания и понимаю значимости предмета изучения в их
жизни , отношения к нему улучшается. « (Дж. Новак, 1988)
в) Практико – ориентированный подход при изучении новых тем.
Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности
по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были не способны увидеть
то, что находится у них буквально перед носом, но современные технические
средства и компьютерное моделирование помогает хоть немного разобраться
в том, как устроен окружающий мир, и попытаться скопировать из него
некоторые детали для собственных нужд.
Урок по теме: Бионика.
Бионика — наука, изучающая живую природу с целью использования
полученных знаний в практической деятельности человека. Проблемы
бионики: изучение закономерностей структуры и функции отдельных частей
живых организмов (нервной системы, анализаторов, крыльев, кожи). С целью
создания на этой основе нового типа вычислительных машин, локаторов,
летательных, плавательных аппаратов и т. д.;
9 червя.
и
строении
гибкостью
дождевого
БИОНИКА пограничная наука, воплощающая природные "идеи" в
инженерные.
ПРИМЕРЫ:
1) на идее пчелиных сот построены многоэтажки. Не точный повтор
конструкции, а идея о том, что под одной крышей разные ячейки жизни.
2) Опорные конструкции Эйфелевой башни и ей подобных, это копия
переплетений костной ткани в трубчатых костях человека. Так достигается
прочностью
одновременно.
3) Идея об автономных отсеках в подводных лодках "подсмотрена" во
внутреннем
4) Присоски на игрушках и сувенирах точная копия присосок у пиявок.
5) Застёжкилипучки копия приспособлений семян репейника для
распространия в среде обитания.
6) Самое простое в природе и технике сочленение — шарнирное. Оно
позволяет вращаться одной части вокруг другой и при этом не сдвигаться с
места. Тихоокеанские сердцевидкивеликаны, для того чтобы сложить две
свои створки, ракушки используют шарниры. Величина тихоокеанских
сердцевидоквеликанов достигает почти 15 сантиметров, и поэтому их
сочленение хорошо видно невооруженным глазом. У меньших по размерам
сердцевидок наших побережий оно точно такое же. Это шарнирное
соединение состоит только из двух частей, которые очень прочно смыкаются
друг с другом, выполняя свою задачу наилучшим образом.. Компактный вид
шарнира был со временем разработан и в технике. Вспомним
защелкивающуюся крышку, например крышку шампуня, футляр очков.
В изучение нового материала (основной объем) через лекционное
преподнесение вводится практическая или демонстрационная работа, которая
позволяет компактно передать учащимся дидактическую единицу предмета.
При проведении семинаров для изучения дополнительно объема материала, в
котором одни ученики должны разобраться во всем и овладеть на уровне
применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим –достаточно
усвоить основы знаний использую дифференцированное обучение, систему
индивидуальных заданий, возрастающих по сложности, информационные
носители, расширяющие знания материала.
Семинары углубляют и систематизируют знания, конференции их
расширяют. Так в конце курса биологии проводится семинар и конференция
по теме : Экологические проблемы России. Пути их решения.
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Реализация концепции практикоориентированного подхода в обучении
биологии позволит сделать биологию не сухой, а инструментом, с помощью
которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в
природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем
“мир вокруг нас”. Новая технология и структура практикоориентированного
урока позволяет поднять личностный интерес учащихся к предмету, сделать
обучение мотивированным.
Новая структура практикоориентированного урока в отличие от
структуры традиционного урока отражает как содержательную сторону
процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально
использовать возможности содержания и методов обучения для практико
ориентированного построения учебного процесса.
11 Литераура:
1. Ахмедова А.М Формирование экологической культуры подростков в
полиэтнической среде.
2. Библиографическое описание: Гвоздева Е. Е. Практикоориентированные подходы к
обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях
профессионального образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. —
2014. — №6.3. — С. 2125.
3. Библиографическое описание: Касимов Ш. У. Анализ процесса и сущности
практикопрофессионального образования в колледжах [Текст]
4. Калугина И.Ю Образовательные возможности практикоориентированного
обучения учащихся.
5. Ялалов Ф. Г. Деятельностнокомпетентностный подход к практико
ориентированному образованию // Интернетжурнал "Эйдос". 2007. 15 января.
http://www.eidos.ru/journal/2007/01152.htm. В надзаг: Центр дистанционного
образования "Эйдос", email: [email protected].
Интернет источники
http://www.dissercat.com/
12 13
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Семинар :"Практико-ориентированные подходы к обучению биологии ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.