Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Оценка 4.8
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
30.04.2018
В семинаре-практикуме для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников», говорится о том, чтобы повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, решение педагогических ситуаций, подготовить короткий комментарий к тезисам, научиться родителям возможность высказаться, не перебивая их.В семинаре-практикуме для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников», говорится о том, чтобы повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, решение педагогических ситуаций, подготовить короткий комментарий к тезисам, научиться родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Семинар - практикум для педагогов-«Общение воспитателя с родителями воспитанников».doc
Семинарпрактикум для педагогов
«Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
План:
1. Вступление (выступление старшего воспитателя «Организация совместной
работы педагога с родителями воспитанников»).
2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
3. Выполнение заданий педагогами.
4. Домашнее задание педагогам.
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.
1. «Организация совместной работы педагога с родителями
воспитанников»
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы
приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый
день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером
приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и
родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими
затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.
А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование
и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же
информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина
получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно. У
педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли
счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они
стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения
много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и
интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное
временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы
взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение
реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная
деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы
позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с
похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение:
любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание
родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение,
отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей
или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам
снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить
сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из
них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к
доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно
воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями,
ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних
достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою
компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать
родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно
общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было
интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями
воспитанников. Ктото считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до
детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим.
Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и
категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины
трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над
профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно
постоянно работать.
Сегодняшний семинарпрактикум как раз мы и посвятим этому вопросу:
Общение воспитателя с родителями воспитанников».
2. По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное
сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей
необходимо. Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями.
Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность
родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного
характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с
воспитателями.
3. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный
подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному
решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И
воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические
особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и
собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень
профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями
воспитанников.
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенкадошкольника? (семье) 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная
роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании»,
Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?
(помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?
(совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен,
выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные
запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает
коммуникативными навыками)
5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного
общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика,
риторика, и т.д.)
6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога?
(ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных
причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность
информированности)
7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь
коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы,
журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации,
участие в проблемных семинарах)
8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа,
патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское
сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование,
письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская
почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с
приглашением родителей).
Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с
написанными заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.
Стыд
Обида
Грусть
Огорчение
Радость
Удивление
Любопытство
Злость
Гордость
Высокомерие
Страх
Усмешка
Недовольство Интерес
Самодовольство
Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам
конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.
мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского
сада;
родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без
медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда
деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не
можете принять такого ребёнка;
мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной
одежде;
мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй
ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто
то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо
изобразить этот образ, а остальным угадать.
Следующее задание: подготовить короткий комментарий к тезисам.
Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему
короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание
или нет и почему.
Тезисы:
родителям.
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен
В процессе общения воспитателю необходимо принимать те
принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают
родители.
Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении
положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители
о педагогах.
сами.
Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему
Доверительное общение между воспитателем и родителями
воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как
естественное желание другой стороны.
Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным
источником конфликтов между воспитателем и родителями.
Когда задето чувство собственного достоинства одного из
собеседников, непременно страдает само общение.
Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель. Следующее задание: «Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк
идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
Подведение итогов «Деловой игры».
4.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной
привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде
зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен
понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для
выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между
родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок
склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у
детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья.
Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения
родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка,
его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет
готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему
ребенку. Можно дать некоторые рекомендации. В качестве домашнего задания
я предлагаю вам предложить некоторые рекомендации по воспитанию детей
родителям. В какой форме вы это сделаете – это ваш выбор. Самое главное,
чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной. И на
следующем семинаре мы обсудим, почему вы выбрали именно те или иные
формы, насколько эффективными они оказались.
5.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно
воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными
умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в
курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям
почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном
развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров,
единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые
рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:
1.
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть
приятным в общении.
1.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
2.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что
нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить
родителей к себе.
3.
4.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
5.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости
— этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший
выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».
Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Материал подобран педагогом –психологом – Е.М.Бондарь
Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Семинар-практикум для педагогов - «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.