Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Оценка 4.8

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Оценка 4.8
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
08.05.2018
Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Высокий темп жизни, огромный поток информации предъявляют повышенные требования к нервной системе педагогов. Организм человека обладает огромными резервами здоровья, нужно только научиться пользоваться ими. В материале представлены способы саморегуляции, положительные стороны побед и поражений в работе, возможности работы с перспективой на наше будущее,с целями, мечтами, показаны упражнения по профилактике эмоционального выгорания.
с-п жизнь-это опыт.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №66 «Яблонька» комбинированного вида Щелковского муниципального района Московской области Практикум для педагогов по профилактике эмоционального «выгорания»  «Жизнь ­ это опыт…» Педагог­психолог  Жиличкина М.Ю. 2015 год Цель:   предупреждение   синдрома   профессионального   и   эмоционального   формирование   личностных   ресурсов «выгорания»   педагогов   ДОУ, стрессоустойчивости. Задачи:  1. 2. Способствовать сплочению коллектива, желанию поддержать друг друга. Обучить   педагогов   релаксационным   техникам,   технике   дыхания, мышечного расслабления. 3. Показать   жизненные   стратегии   ­   позитивного   восприятия   жизни, получения и принятия жизненного опыта. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья. 4. Формы работы:  индивидуальные и групповые упражнения, мини­лекции, элементы арт­терапии.  Предполагаемый   результат:  положительный   эмоциональный   фон   у педагогов, позитивное принятие работы в детском саду как жизненного опыта. Ход семинара: Слайд 1. Обозначение темы семинара. Высокий   темп   жизни,   огромный   поток   информации   предъявляют повышенные   требования   к   нервной   системе   педагогов.   Организм   человека обладает огромными резервами здоровья, нужно только научиться пользоваться ими.   Сегодня   мы   поговорим   о   способах   саморегуляции,   будем   искать положительные   стороны   побед   и   поражений   в   работе,   задумаемся   о   том,   что каждому из нас дает работа в детском саду, посмотрим в перспективе на наше будущее,   цели,   мечты…В   общем   займемся   тем,   чтобы   не   допустить   нашего эмоционального выгорания. Упражнение «Это классно!» Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания   выбрасывают   вперед   руку   с   выставленным   вверх   пальцем   и произносят: «Это классно!». Слайд 2. Гибкость в построении новых смыслов. Обновление   смыслов   профессиональной   деятельности   происходит постоянно,   обостряясь   в   периоды   кризисов.   Умение   находить   новый   смысл   в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального «выгорания».   Человеку   необходима   гибкость   в   построении   новых   смыслов, помогающих   адаптироваться   к   изменившимся   условиям   («гибкая   веточка   не сломается под ударами судьбы»). Сегодня для профилактики и устранения эмоционального «выгорания» мы потренируемся в выполнении некоторых упражнений. 1. Овладение умениями и навыками саморегуляции.  2. Сохранение положительной точки зрения. 3. Использование арт­терапевтических техник. Слайд 3. Способы саморегуляции. Саморегуляция   –   это   управление   своим   психоэмоциональным   состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных   образов,   управления   мышечным   тонусом   и   дыханием.   Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться.  Можно использовать следующие способы саморегуляции:  Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: ­   мысленно   комментировать   происходящее   бодрым   голосом   спортивного комментатора, ­ мысленно представить агрессивного партнера в этом состоянии на пляже, в детской шапочке, с ушами Чебурашки.  Самоубеждения, самоприказы, вызывающие спокойное состояние ­ «Я спокойна!», «Стоп!», «Все будет хорошо!»  Концентрация внимания на чем­то:  ­ рассматривание предмета и мысленное его описание, ­ вслушивание в звуки за окном, ­ сосредоточение на своих телесных ощущениях – релаксация, аутогенная тренировка.     Слайд 4. Земляничная поляна.  Визуализация   –   это   метод,   с   помощью   которого   можно   мысленно представить себя в приятной ситуации. Он активно воздействует на всю систему чувств и представлений. Звучит музыка. Самоконтроль внешних выражений эмоций. Использование образов визуализации. Глубокое дыхание. Снятие мышечного напряжения. Упражнение «Земляничная поляна» Сядьте   удобно   на   стуле,   закройте   глаза.   Представьте,   что   вы   мысленно перенеслись на земляничную поляну. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что Вы хотите делать. Или ничего не делайте – просто побудьте там. Чтобы   использовать   образы   для   саморегуляции   специально   запоминайте ситуации,   события,   в   которых   вы   чувствовали   себя   комфортно,   расслабленно, спокойно, ­ это ваши ресурсные ситуации. Слайд 5. Дыхание. Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.   Медленное   и   глубокое   дыхание   (с   участием   мышц   живота)   понижает возбудимость   нервных   центров,   способствует   у   расслаблению,   т.е.   релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно­психическую напряженность. Сидя   или   стоя   постарайтесь,   по   возможности,   расслабить   мышцы   тела   и сосредоточьте внимание на дыхании. Управление дыханием. На   счет   1­2­3­4   делайте   медленный   глубокий   вдох   (при   этом   живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); – на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; – затем плавный выдох на счет 1­2­3­4; – снова задержка перед следующим вдохом на счет 1­2­3­4. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней. Звучит музыка. Слайд 6. Гора с плеч. Под   воздействием   психических   нагрузок   возникают   мышечные   зажимы, напряжение.   Умение   их   расслаблять   позволяет   снять   нервно­психическую напряженность, быстро восстановить силы. Упражнение «Гора с плеч». Упражнение   «Гора   с   плеч»   можно   использовать   с   целью   сброса психомышечного   напряжения   в   области   плечевого   пояса   и   спины;   контроля   за осанкой   и   уверенностью   в   себе.   Выполняется   оно   стоя,   можно   на   ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой осанка должна быть постоянно. Зажимы   на   лице   попробуйте   снять   с   помощью   легкого   самомассажа круговыми движениями пальцев, можно поделать гримасы ­ удивления, радости. Слайд 7. 10 секретов счастья.  Как мы поступаем с неприятностями, которые неизбежно встречаются в нашей жизни?   Можно   поступать   по­разному.   Можно   полностью   сконцентрироваться   на ошибках и неудачах, обидных словах, несправедливости и зле, которые, безусловно, есть в современном мире. Этот способ обращения с негативом очень распространен в современном мире. Более того, некоторые люди до такой степени концентрируются на нем, что сами начинают создавать негатив вокруг себя.  Но опыт показывает, что в любом негативном событии или явлении всегда есть нечто позитивное. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий. Столкнувшись с неприятными событиями или предполагая, что они могут произойти,   подумайте   о   том,   что   в   этих   событиях   может   быть   хорошего, приятного,   позитивного.   Что   же   можно   сделать,   чтобы   воспринимать   жизнь позитивно? Вот 10 секретов счастья: 1. Сила отношения.  Мы настолько счастливы, насколько настроен на это наш разум.  2. Сила тела. Физические упражнения облегчают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствуем себя хорошо.  3. Сила жизни в мгновении. Воспоминания состоят из особых моментов ­ накапливайте как можно больше таких счастливых мгновений.  4. Сила представлений о себе. Человек является тем, что он о себе думает. 5. Сила цели. Цель придает нашей жизни смысл и содержание.  6. Сила смеха. Чувство юмора облегчает стресс и вызывает ощущение счастья. 7.   Сила   прощения.  Умение   прощать   является   ключом,   открывающим   дверь истинного счастья. Невозможно быть счастливым, если в вас остались ненависть и обида.  8. Сила умения давать. Счастье нельзя найти в обладании и приобретении чего­то для самого себя. Оно кроется в умении давать и помогать другим.  9.   Сила   взаимоотношений.  Близкие   взаимоотношения   делают   хорошие времена еще более приятными, а трудные периоды — более легкими.  10.   Сила   веры.  Вера   вызывает   доверие   к   людям,   успокаивает   разум   и освобождает душу от сомнений, тревог, беспокойств и страха. Слайд 8. Оптимист, пессимист, юморист. Упражнение «Оптимист, пессимист, юморист» Для   этого   упражнения   педагоги   заранее   пишут   свои   варианты стрессовых   ситуаций   и   выбирают   два   наиболее   типичных,   имеющих значимость для всех.  Вот   простой   прием,   который   не   позволит   испортить   нам   удовольствие прошлыми   и   грядущими   неприятностями.   Прием   заключается   в   том,   что   в случившемся или ожидаемом неприятном событии мы ищем позитивные моменты, образно представляем себе этот позитив и вживаемся в него.  Несмотря   на   кажущуюся   простоту   и   эффективность,   прием   «Хорошее   в плохом» требует все же специальной тренировки.  Сейчас разделитесь на две подгруппы и получите по одной истории. Задание для   подгрупп:  наполнить   каждую   историю   эмоциональным   содержанием   — пессимистичным,   оптимистичным   и   с   чувством   юмора.   То   есть   досочинить предложенную   историю   и   дополнить   ее   деталями,   свойственными   Пессимисту, Оптимисту или Юмористу. Слайд 9. Взгляд на себя.  Арт­терапевтические техники в способствуют повышению психологической компетентности   педагогов,   снятию   напряжения,   развитию   умений   получать   и давать окружающим положительные эмоции.  Люди   часто   не   получают   положительной   оценки   своего   поведения   со стороны. Это ­ одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно­психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно   говоря:   «Молодец!»,   «Умница!»,   «Здорово   получилось!».   Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. Упражнение «Взгляд на себя глазами влюбленного человека». Звучит   музыка.  Сядьте   поудобнее,   закройте   глаза,   максимально расслабьтесь. Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, являетесь вы сами. Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важно, любите ли вы этих людей, но чрезвычайно важно знать, любят ли они вас. Выберите из них одного человека и представьте следующее. Вы   становитесь   человеком,   который   вас   любит.   С   этой   новой   позиции   вы всматриваетесь в себя ­ в того человека, который только что был так увлечен написанием книги. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите собственные слова, жесты, манеры, описанные человеком, который вас любит. Вы вглядываетесь в себя глазами человека, который вас любит, узнаете качества и свойства, которые были вам не знакомы или которые другие привыкли считать недостатками.  Вы «просматриваете» мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть, и тем самым делать жизнь другого человека полнее и значимее.  Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас. Хорошо запомнив всё, только что услышанное и увиденное, вы медленно возвращаетесь в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит.  Обсуждение. Участники рассказывают о своих чувствах после упражнения и отмечают  разницу между  безоценочной  любовью, принятием   себя таким, какой есть, и оцениванием в категориях «хорошо — плохо». Упражнение «Оставь свой след» Слайд 10.«Оставь свой след».  Каждый на листе А4 обводит фломастером свою ладонь, вырезает ее, пишет на   ней   свое   имя   и   передает   соседу   справа.   Участники   пишут   на   полученных ладошках добрые слова и пожелания человеку, листок которого пришел к ним. Каждый в конце получит свою ладошку. Звучит музыка. Ведущий зажигает свечу и делится теплом, передавая на ладошках своему соседу, тот — своему соседу и так далее. При этом нужно сказать: «Спасибо за...» Упражнение «Сундук, корзина, терка». Слайд 11. Сундук, корзина, терка.  Перед   Вами   сундук,   корзина   и   терка.   Надо   написать   свои   мысли   на листочках и разложить их таким образом: ▪  в   сундучок   положить   мысли   о   важном   моменте   семинара­практикума, который участник вынес из процесса работы, готов забрать с собой и использовать; ▪ в корзину отправить то, что оказалось ненужным, бесполезным; ▪ к терке кладутся листочки с описанием того, что оказалось интересным, но   что   участник   пока   не   готов   использовать,   то,   что   нужно   еще   додумать, доработать, «дотереть». Листочки   не   подписываются   и   по   мере   готовности   раскладываются участниками самостоятельно. Слайд 12. Солнышко. Спасибо всем за участие! Литература  Для   подготовки   данной   работы   были   использованы   материалы   с   сайта http://www.elitarium.ru. Бабич   О.И.   Пофилактика   синдрома   профессионального   выгорания педагогов. – Волгоград: Учитель, 2012. Водопьянова   Н.Е.   Старченко   Е.С.   Синдром   выгорания:   диагностика   и профилактика. – СПб.: Изд­во «Питер», 2005. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – 3­е изд., стереотип. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. Малкина­Пых   И.Г.   Психология   экстремальных   ситуаций.   Справочник практического психолога. – М.: Изд­во Эксмо, 2005. Осухова   Н.Г.   Психологическая   помощь   в   трудных   и   экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005.  Осухова Н.Г., Баринова А.Е. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, №9 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Изд­во «Питер», 2000. Филина   С.   О   синдроме   «профессионального   выгорания»   и   технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия. Описать   в   нескольких   предложениях   ситуацию,   вызывающую   стрессовое состояние   или   сильные   негативные   эмоции,   либо   ситуацию,   которую   Вы затрудняетесь   принять.   Написанная   история   не   должна   содержать   никаких эмоциональных описаний — только факты и действия.

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018