Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Оценка 4.6

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации
Взрослым
04.02.2018
Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» был проведён в рамках городского методического объединения учителей начальных классов г.о.Кохма Ивановской области. Новое время ставит перед педагогами новые задачи, которые требуют поиска новых решений. Среди новых нетрадиционных форм обучения и воспитания, инновационных педагогических технологий мое внимание привлекла проектно - исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Семинар Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.doc
Семинар в рамках городского методического объединения учителей начальных классов г.о. Кохма «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ» МЛАДШИХ Учитель начальных классов МБОУ СОШ№5 Осокина Татьяна Владимировна 2014 год Время, начинаем про методическую работу школы  рассказ Время,  потому что дела нету боле. Время, потому что инновация для нас  Стала острою потребностью  И, в то же время, болью. Время новые технологии внедрять. Нам ли растекаться слезной лужею?  Деятельностный подход в обучении сейчас­ Наша сила, знанье и оружие. Учитель ­ лодка, хотя и на суше. Проживет    свое        пока, Много всяких­ превсяких методик налипает к нему   на бока. А потом, анализируя работу проведенную,  Сядет, чтобы солнца близь, И решает технологию, которую ­ Лучше всех хотел бы применить. Мы себе вопрос этот задали, чтобы плыть   в революцию дальше, Но как быть? Технологий тысячи. А какую выбрать без фальши?       Введение в проблему     Как учитель, работая в школе, я использовала бесчисленное количество методов и  форм обучения, но это все ушло со временем. Новое время ставит перед нами новые  задачи, которые требуют поиска новых решений. В работе постоянно ищу новые  нетрадиционные формы обучения и воспитания, которые позволяют наиболее полно  проявить себя как учителю, так и учащимся. Среди инновационных педагогических  технологий мое внимание привлекла проектно ­ исследовательская  деятельность, в  основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений  самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть,  сформулировать и решить проблему.  Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % ­ из того,  что слышит, 50 % ­ из того, что слышит и видит, 90% ­ из того, что делает сам. Слайд 1.1.  Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие  строки:  “Если хочешь научить меня чему­то,  Позволь мне идти медленно…  Дай мне приглядеться…  Потрогать и подержать в руках,  Послушать, понюхать и, Может быть, попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!”              Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно  выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит  трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно  абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность ­ исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто  лучом фонарика высвечивается какая­то часть, но внимание надолго не задерживается.  Ребенку приходится изучать и исследовать очень много заданного ­ запланированного  разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что  вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на  личностно­ориентированный подход в обучении.              Исследовательские качества, конечно, совсем не угасают, но переходят, как бы  в пассивный багаж. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям в  начальной школе становится творческое проектирование.             Меня заинтересовал данный материал, что и послужило выбором темы по  самообразованию « Организация проектной – исследовательской деятельности  учащихся». Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд».  В   древнегреческой   культуре   оно   означает   «помеху,   препятствие,   задачу,   вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что­то новое: продукт, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология  предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,  творческих по самой своей сути.  Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ: 1. Нет   ограничений   временными   рамками   урока   деятельности   ученика.   Работа   над проектом переходит во внеурочную деятельность. 2. Осваивая   эту   технологию, интеллектуальной деятельности.   учащиеся   приобретают   собственный   опыт 3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности. 4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному». Слайд 4. Проект и исследование. ПРОЕКТ ­ это замысел, план, творчество по плану. Цель: реализация проектного замысла. ИССЛЕДОВАНИЕ ­  процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Цель ­ уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.   Слайд   5.   Готовность   младших   школьников   к   проектно­исследовательской деятельности. При организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе  необходимо учитывать возрастные и психолого­физиологические особенности младших школьников. В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности.  Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его  значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально  позитивном отношении к творческим удачам детей. В первом классе на уроках необходимо включать задания, где надо анализировать,  сравнивать, классифицировать, обобщать.  Подобные задания могут иметь место на  уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира. Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по  выполнению проекта.  Опыт показывает, что второклассники лучше работают в  микрогруппах.  Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется  ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление.  Ученик начинает  осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития  творческого мышления и воображения. В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему  усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют,  обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей  деятельности. Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические   особенности,   нельзя   ставить   слишком   сложные   задачи,   требовать охватить   одновременно   несколько   направлений   деятельности.   Следует   включать   в работу   различный   вспомогательный   дидактический   материал   (памятки,   инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям. Памятка «Начинающему исследователю». 1. Выбери тему исследования. 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. 6. Сделай выводы. 7. Оформи результаты своей работы. 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:  исследовательские;  творческие;  игровые;  информационные;  социально­значимые. Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей  деятельности учеников.  Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного  исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи  исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких  проектов: Выращивание луковичных растений, Какие птицы живут в нашем крае. Мы с  ребятами выполняли проект «Выращивание лука». (Рассказ о работе над проектом). Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только  намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного  результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из  нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.  Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и  остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой  проблемы.  Информационные проекты направлены на сбор информации о каком­либо объекте, её  анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Моя малая Родина”, в  котором ученики собрали интересные материалы о достопримечательностях нашего  города.  Особенно большое значение имеют практико­ориентированные или социально­значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально­ значимого проекта может стать проект “Доброе сердце».  Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на  этапах работы над проектом:   мотивационный  планирующее ­ подготовительный  информационно­операционный  рефлексивно­оценочный  Этапы работы над проектом Слайд 7­8. 1 этап  – мотивационный. • Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи  • Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и  задач  Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. 2 этап – планирующе­подготовительный. • Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли,  спланировать деятельность  • Знакомит с различными формами презентации результатов • Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы,  распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации  результатов  Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. 3 этап ­ Информационно­ операционный • Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует  презентацию результатов  • Ученики:   Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают   информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию  результатов   Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. • 4 этап ­ Рефлексивно­оценочный. • Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения  обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат  • Ученики:   оценку её результативности    Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают  • Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап  очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность  продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. • Реализация учебного проекта ­Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для  ребёнка.  Слайд 9. Выбор темы – залог успеха. Правила выбора темы проекта Правило   1.   Тема   должна   быть   интересна   ребенку,   должна   увлекать   его. Исследовательская   работа   эффективна   только   на   добровольной   основе.   Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие. Правило   2.   Тема   должна   быть   выполнима,   решение   ее   должно   быть   полезно участникам   исследования.   Натолкнуть   ребенка   на   ту   идею,   в   которой   он максимально   реализуется   как   исследователь,   раскроет   лучшие   стороны   своего интеллекта,   получит   новые   полезные   знания,   умения   и   навыки,   –   сложная,   но необходимая задача для работы учителя Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило   4.   Тема   должна   быть   оригинальной   с   элементами   неожиданности, необычности.   Оригинальность   следует   понимать   как   способность   нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Правило   5.   Тема   должна   быть   такой,   чтобы   работа   могла   быть   выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном   объекте,   целеустремленно   работать   в   одном   направлении,   у   младшего школьника ограниченна. Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям   детей.   Это   касается   не   только   выбора   темы   исследования,   но   и формулировки и отбора материала для ее решения.  Правило   7.   Сочетание   желаний   и   возможностей.   Выбирая   тему,   педагог   должен учесть   наличие   требуемых   средств   и   материалов   –   исследовательской   базы.   Ее отсутствие,   невозможность   собрать   необходимые   данные   обычно   приводят   к поверхностному решению.  Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы   не   имеют   постоянных   пристрастий,   их   интересы   ситуативны.   Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Какими могут быть темы проекта? «фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях; «экспериментальные»   –   предлагающие   проведение   собственных   наблюдений   и экспериментов; «теоретические»   –   предусматривают   изучение   и   обобщение   сведений,   фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.) Слайд 13. Цель, задачи и гипотезы. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.  Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются   со   слов   «предположим»,   «допустим»,   «возможно».   Самую   главную гипотезу   надо   поставить   на   первое   место,   остальные   расположить   по   степени важности. Слайд 14. Практический этап реализации проекта. 1) подготовительный; 2) практический; Этап   поиска   распределяет   задачи   по   группам.   Учащиеся   обсуждают   возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения.  Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования: ­ подумать самостоятельно; ­ прочитать книги о том, что используешь; ­ познакомиться с фильмами по этой проблеме; ­ найти информацию в сети Интернет; ­ спросить у других людей; ­ понаблюдать; ­ провести эксперимент. 3) обобщающий; Кратко   изложить   на   бумаге   самое   главное   и   рассказать   об   этом.   Для   этого потребуется: ­ Дать определения основным понятиям. ­ Классифицировать основные предметы, явления, проблемы. ­ Выработать суждения. ­ Сделать выводы. ­   Подготовить   текст   выступления   и   подготовиться   к   ответам   на   вопросы   по результатам исследования. ­   Приготовить   текст,   макеты,   рисунки,   схемы,   чертежи   для   иллюстрации результатов исследования. Слайд 15. Заключительный этап реализации проекта (внедренческий) ­ выступление; ­ презентация; ­ участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д. ­ вывод и рецензирование. Защиту   проекта   пропустить   нельзя.   Без   нее   исследование   не   может   считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей. Таким   образом,   ребенок   учится   излагать   добытую   информацию,   сталкивается   с другими   взглядами   на   проблему,   учится   доказывать   свою   точку   зрения.   Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин.  Слайд   21.   Самое   интересное,   что   даже   неудачно   выполненный   проект   имеет положительное педагогическое значение. Спасибо за внимание. ШАБЛОН ОТЧЕТА  Введение  Тема моего проекта …………………………………………………... Цель моей работы – ……………………………………….....……….. Проектным продуктом будет – .……………………………………… План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): • Сбор информации (где и как искал информацию)……………………… • Изготовление продукта (что и как делал)………………………………. • Написание письменной части проекта (как это делал)………………. Основная часть  Я начал свою работу с того, что ……………………………………….. Потом я приступил к ……………………………………………………. Я завершил работу тем, что………………………………………………… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………… Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………. Мне удалось достичь цели проекта, потому что………………. Заключение  Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ………………………………………………….. Это произошло, потому что …………………………………….. Если бы я начал работу заново, я бы …………………………… В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы……….. Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………….. Работа  над  проектом   показала   мне, что  (что  узнал  о  себе и  о  проблеме,  над которой работал) …………………………………………………………… Визитка проекта. (Письменный план работы над проектом) Автор(ы) _________________________________________________________ Класс  ____________________________________________________________ Проблема ________________________________________________________ _________________________________________________________________ Тема проекта _____________________________________________________ Гипотеза _________________________________________________________ _________________________________________________________________ Цель работы ______________________________________________________  Задачи ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ Для этого сделаю(ем) ______________________________________________ _________________________________________________________________ Я  узнал (Мы узнали)  _________________________________________________________________ Продукт  деятельности (вид презентации) _____________________________ _________________________________________________________________ Получилось хорошо _______________________________________________ _________________________________________________________________ Следует ещё поработать над ________________________________________ _________________________________________________________________ ­Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в  проектной работе.  Мастер­класс. ­Но сначала давайте познакомимся.  А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами.  Берите конфетку и называйте свое имя и качество  характера, которое начинается на  первую букву вашего имени.  ­Начнём с меня ­ Ирина –искренняя..( Я прохожу и всем подаю вазочку) ­Спасибо! ­А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно  разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые  взяли  синюю конфету. Во вторую группу  проходят коллеги с красной конфетой. (Просмотр  документального фильма «Влияние имени на судьбу человека»). Слайд 29. Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?  Первая  группа: будет проводить своё исследование с  женским именем, которое  встречается  чаще всего, используя печатные материалы и свой жизненный опыт..  Вторая группа: проведёт своё исследование с женским именем, которое, по их   мнению, встречается реже всего, используя  электронные материалы. План вашей работы: ­поставить цель и наметить задачи по решению проблемы ­Выдвинуть гипотезу и, используя  предложенные вам материалы, подтвердить или  опровергнуть свои гипотезы.  ­Сделайте вывод по представленной проблеме..  ­Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех  необходимых методов, сделайте вывод, исходя из полученной информации и  своего  жизненного опыта. ­На всю работу ­5 минут. Выберите человека, который будет  следить за временем.  Приступайте к работе. (Включить музыку) ­Уважаемые коллеги, продолжаем работать. ­Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы. Презентация работы второй группы.  Итог занятия Вывод: Наше исследование – это лишь маленькая частичка большого проекта…  Чтобы  оно  было полным нам необходимо наблюдать, опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для  конкретного имени. Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей  и формируют  потребность в новых открытиях.  Рефлексия Слайд 30. ­Закончить нашу работу я  хотела  бы, используя метод «Незаконченные  предложения »  «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»  « Использование метода проектов позволило мне…»  «Для меня было новым…» ­ Украсим дерево листьями и цветами (листья – не буду применять этот метод; цветы –  понравилось, буду использовать в своей работе)

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018