Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Оценка 5

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Оценка 5
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
16.02.2017
Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар для завучей, которые управляют учебным процессом. Врачи ставят диагноз больному человеку,а можно ли диагностировать класс, чтобы повысить его успеваемость? Есть ли какие -нибудь методики для этого? Есть. И этим успешно занимается экспериментально-технологическая площадка В.Зайцева "Преемственность". Думается, многим руководителям будет полезен данный материал.
Каримова РЗ - Семинар Завучей.doc
Организационный момент: 1. Приветствие участников. 2. Просмотр видеоролика. ХОД СЕМИНАРА I. СБОР В ГРУППУ. Заранее готовятся карточки по числу участников с названиями семей и их членов. При входе в кабинет участники берут по одной карточке и садятся за столы. После просмотра видеоролика по сигналу ведущего они должны найти свою семья и сесть все вместе на один стул на колени друг другу в порядке дед, бабка, жучка, кошка. (семьи Миллер и Пуллер). Задача – сделать это как можно быстрее. II. ЗНАКОМСТВО. Каждая   группа   должна   найти   5   общих   признаков,   которые   объединяют собравшихся в одну команду. После этого поочерёдно вставать, представляться и называть эти признаки. III.     СООБЩЕНИЕ   ЦЕЛИ   СЕМИНАРА   ЧЕРЕЗ   ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ МОЗГОВУЮ АТАКУ. Ведущий обращается к собравшимся с вопросами. Как вы думаете, для чего нужны зам.директора по УВР в школах? Какова их основная роль? (Управлять качеством образования в школе). А что значит управлять качеством? (Сделать его доступным, качественным и эффективным). Сегодня мы с вами попробуем посмотреть на учебный процесс с точки зрения диагностико­технологического управления   Всеволода   Зайцева,   научного   руководителя   экспериментально­ технологической   площадки   «Преемствен­ность».   Он   долгие   годы   тщательно отбирал минимум признаков, наиболее влияющих на качество обучения по мере накопления   материала   его   команда   выбрала   всего   три   небольшие   группы признаков:  ­   группу   общеучебных   умений,   с   помощью   которых   ученик   добывает знания   (скорость   осознанного   чтения,   темп   грамотного   письма   и вычислений); ­   Признаки,   характеризующие   необходимость   дифференцированной поддержки     усиленной   работы   над   развитием   мышления,   воли,   речи, эмоций; ­   третья   группа   признаков   характеризовала   организационно­ педагогические   условия:   разноуровневость   параллели   и   комфортность учеников. В итоге появилась таблица с 8­ю столбцами.   ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Классы М 53 50 46 38 43 36 38 40 33 5А 5Б 6А 6Б 7А 7Б 8 9А 9Б В 12 6 7 15 15 0 12 13 7 Р 12 22 40 32 21 28 50 40 33 Э 23 22 7 0 21 36 0 7 27 Ч 38 33 92 69 71 69 65 77 91 П 100 100 46 81 93 100 96 83 80 РАЙОН… ШКОЛА… Вч 29 6 54 25 14 43 65 7 9 Кф 85 94 83 94 68 82 69 78 89 2 4 5 5 3 4 5 4 4 Зайцев всех учащихся по итогам четверти делит на 4 группы:  М – занимающиеся на «4» и «5», хорошисты и отличники. В – резервисты, имеющие 1­2 «тройки» по самым трудным предметам. Р – троишники, имеющие по устным предметам более трёх отметок «3». Э – очень слабые ученики, имеющие не более трёх высоких отметок по лёгким предметам. Задание № 1.  По журналам (по 2 журнала на команду) распределите детей на группы, вычислите в процентном соотношении их количество. Слой   М   требует   углубленной   работы   над   развитием   мышления.   Если   в классе слой М не менее 25%, то нужно вести работы в микрогруппах. Ян Амос Каменский писал: «если у вас есть сильный ученик, закрепите за ним 1­2 слабых. Это   необходимо   не   столько   для   помощи   слабым,   сколько   для   сохранение сильного.   В   итальянской   дидактике   есть   принцип:     «нельзя   хорошо   усвоить учебный материал, не объясняя его другим». Если за каждыми тремя учениками закрепить одно сильного, то останется выделить на каждом уроке около 5 минут для работы в микрогруппах, предусмотреть задания, чтоб сильные проверяли работу товарищей и оказывали им помощь. Зайцевым   вычислены   средние   гимназические   и   массовые   показатели качества успеваемости: № Классы 1 2 3 5 6 7 СГ 42 43 32 СМ 32 26 20 4 5 8 9 30 25 16 16    Школа должна ориентироваться на средний гимназический показатель. Слой В – 1­2 «тройки», у этих ребят нужно укреплять волю, настойчивость, преодолении   трудностей.   Они   испытывают   дискомфорт   от   того,   что   не хорошисты. Они умеют управлять своими эмоциями, обладают развитой речью, но   из­за   недостаточной   настойчивости   и   организованности   не   всегда справляются   с   заданиями   повышенной   трудности.   Для   них   рациональна психологическая   поддержка,   направленная   на   развитие   воли.   Таким   надо бросить «спасательный круг» давать дополнительные домашние задания. Пусть в классах два­три ученика такой категории, но ради них стоит сделать этот элемент работы постоянным. А если этот слой велик и превышает 10% ­ это говорит   о   небрежном   отношении   к   ученикам   с   1­2   «тройками»   и   требует организации дополнительных занятий или дачи заданий на дом.  Слой   Р   –   ученики,   имеющие   тройки   по   3­м   и   более   предметам, нуждающиеся   в   речевой   поддержке   (тренировке   в   пересказе,   овладение терминологией). Количество таких детей заметно растёт в 5­м классе, а начиная с   7­го   –   доминирует,   становится   самым   большим.   Почему?   Дело   даже   не   в качестве работы учителя, а в программах. Они очень сложные. К 5­му классу увеличивается в 2­е объём материала, растёт число предметов и к 7­му классу достигает   максимума.   Школьникам   приходится   усваивать   за   курс   школы   8 тысяч   терминов,  это   все  равно   что   выучить   два   иностранных   языка.  Где   же выход? Зайцев предлагает в 5­х, 6­х классах обучение пересказу, а в 7­9 классах усилить терминологическую работу. Если много учеников, требующих речевой поддержки,   это   работа   должна   быть   центральной   и   очень   важно   преодолеть психологический барьер – боязнь быть вызванным к доске. Задание № 2. Прочитайте   текст   и   подготовьте   пересказ   на   тему   «Самарский   вариант пересказа».  Задание № 3. Прочитайте материал и расскажите коллегам о видах работы над терминами. Слой   Э   –   ученики   эмоционально   надломленные,   имеющие   только   три положительные оценки, тройки по всем остальным предметам. Для таких ребят нужны   игровые   элементы,   полезно   использование   рисования.   И   главное: школьник должен чувствовать, что его положение не безразлично учителям и одноклассникам.   Если   доля   таких   детей   не   превышает   10%,   в   специальной работе нет нужды. Если линия Э пересекла линию М, то возникла бы опасность отрицательного   психологического   заражения,   появления   отрицательных лидеров.    Рассмотрим сочетание всех этих слоев на примере успеваемости учащихся Рощинской средней школы за первое полугодие.    Следующая   буква   в   таблице   Ч   –   означает   процент   детей   читающих   с оптимальной скоростью 120 слов в минуту. П – ученики, пишущие со скоростью 60 букв в минуту.  ВЧ – ученики, умножающие двузначные числа со скоростью 30 цифр в минуту. Кф – ученики оценивающие своё состояние как комфортное. Значения, превышающие 90% уровень – норма. При выпуске из начальной школы 40% детей должны достигнуть уровня 120­60­ 30. Кофе­пауза Слово Васильевой З.Н. – учительница начальных классов высшей категории.  «Развитие навыков должно предшествовать развитию ума», ­ считал Аристотель, поэтому   мы  считаем  важным  вести   работу  в  этом  направлении  и  в старших классах. Надо стремиться вывести до 70­75% учеников в каждом из 5­9 классах до   умения   120­60­30.   50%   уровень   считается   нормой,   он   необходим   для сохранения положительного отношения к тем или иным умениям. Зайцев   рекомендует   в   первой   четверти   не   заниматься   ничего   не   дающими срезами знаний, а технологично восстанавливать утраченные умения. Во второй четверти уделять внимание репродукции: обучению пересказу оп Самарскому способу,   обучающему   рисованию,   терминологической   работе.   В   третьей четверти   обеспечить   надёжность   обучения,   выделив   для   каждого   ученика предметы   усиленного   внимания.   Существуют   в   школах   так   называемые критические параллели, это 1, 5, 7, 9 классы.  1   класс   –   обидно   мал   словарный   запас   детей.   Использовать   методику Е.Ю.Коростелёвой,   позволяющей   успешно   развивать   ассоциативную   и зрительную память, активно наращивать словарный запас.  5   класс   –   дети   все   ещё   слабо   читают,   вычисляют   и   пишут,   использовать технологию совершенствования общеучебных умений. 7   класс   –   появляются   предметы,   изобилующие   всевозможными   терминами, бурно   растёт   число   предметов.   Использовать   терминологическую   работу   и Самарскую технологию пересказа. Как измерить достоверность выставленных оценок?  Если   значения   М   меньше,   чем   Ч,  П,  Вч,  можно   сделать   вывод,  что   уровень требования в школе достаточно объективен.  Нормальным можно считать положение, когда не менее половины класса умеют хорошо   читать,   писать,   считать   (120­60­30).   В   начальной   школе   –   40%.   В старшей стремиться к 70­75%, тогда можно перестать проводить замеры.  Эффективность обучения. Эффективность обучения может быть оценена по сохранности его качества и его можно   понимать   как   сохранность   +   рост   качества   обучения.   Как   вычислить эффективность? Например, в 5­м классе качество составляло 40%, а через год, в 6­м, у этих же учеников упало до 30%. Годовая сохранность: 30% : 40% = 0,75 Уровень Европейский Гимназический Массовый Надёжность, сохранность 0,9 0,85 0,8 Сохранность обучения по школе   5а 5б 6а 6б 7а 7б 8 9а 9б К1 48 61 40 40 43 42 28 46 40 К2 Ме (Н) 53 50 46 38 43 36 38 40 33 1,1 0,8 1,1 0,9 1 0,8 1,4 0,8 0,8 Дидактическая доступность обучения Дидактическая   доступность   обучения   –   уровень   реальных   возможностей   – индекс качества. Индекс качества Уровень дидактической доступности обучения Более 0,75 0,6 ­ 0,75 0,50 ­ 0,60 Менее 0,50 Очень высокий (гимназический) Высокий Удовлетворительный Низкий Для   определения   индекса   качества   в  таблице   отмечают   результаты,  которые можно считать хорошими. Всего  клеток  72, из них 36 соответствуют  норме, 50%   резервов   обучения   используются   в   нашей   школе.   Необходима   работа   с слоем В, Р, Кф. IV. Подведение итогов семинара Уважаемые   коллеги,   вы   сегодня   познакомились   с   диагностико­ технологическим   управлением   процессом   обучения   В.Зайцева.   Если понравилось, то можете применить у себя. А сейчас, я хочу чтобы вы выразили свои впечатления от семинара на предложенном листе. Каждый час своей жизни человек   что­то   приобретает.  Иногда   это   что­то   положительное:   новый   опыт, знания,   энергия.   Иногда   –   отрицательное   –   стресс,   бессонница,   или   просто жирок. На листе напишите, что приобрели хорошего (на голове) и что плохого (в животе).        Мастер – класс заместителя директора по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ с.Рощинское Каримовой Р.З. 2007

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"

Семинар завучей  "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017