Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Оценка 5
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
16.02.2017
Семинар для завучей, которые управляют учебным процессом. Врачи ставят диагноз больному человеку,а можно ли диагностировать класс, чтобы повысить его успеваемость? Есть ли какие -нибудь методики для этого? Есть. И этим успешно занимается экспериментально-технологическая площадка В.Зайцева "Преемственность". Думается, многим руководителям будет полезен данный материал.
Каримова РЗ - Семинар Завучей.doc
Организационный момент:
1. Приветствие участников.
2. Просмотр видеоролика.
ХОД СЕМИНАРА
I.
СБОР В ГРУППУ.
Заранее готовятся карточки по числу участников с названиями семей и их
членов. При входе в кабинет участники берут по одной карточке и садятся за
столы. После просмотра видеоролика по сигналу ведущего они должны найти
свою семья и сесть все вместе на один стул на колени друг другу в порядке дед,
бабка, жучка, кошка. (семьи Миллер и Пуллер). Задача – сделать это как можно
быстрее.
II.
ЗНАКОМСТВО.
Каждая группа должна найти 5 общих признаков, которые объединяют
собравшихся в одну команду. После этого поочерёдно вставать, представляться
и называть эти признаки.
III. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ СЕМИНАРА ЧЕРЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ
МОЗГОВУЮ АТАКУ.
Ведущий обращается к собравшимся с вопросами. Как вы думаете, для чего
нужны зам.директора по УВР в школах? Какова их основная роль? (Управлять
качеством образования в школе). А что значит управлять качеством? (Сделать
его доступным, качественным и эффективным). Сегодня мы с вами попробуем
посмотреть на учебный процесс с точки зрения диагностикотехнологического
управления Всеволода Зайцева, научного руководителя экспериментально
технологической площадки «Преемственность». Он долгие годы тщательно
отбирал минимум признаков, наиболее влияющих на качество обучения по мере
накопления материала его команда выбрала всего три небольшие группы
признаков:
группу общеучебных умений, с помощью которых ученик добывает
знания (скорость осознанного чтения, темп грамотного письма и
вычислений);
Признаки, характеризующие необходимость дифференцированной
поддержки усиленной работы над развитием мышления, воли, речи,
эмоций;
третья группа признаков характеризовала организационно
педагогические условия: разноуровневость параллели и комфортность
учеников. В итоге появилась таблица с 8ю столбцами.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Классы М
53
50
46
38
43
36
38
40
33
5А
5Б
6А
6Б
7А
7Б
8
9А
9Б
В
12
6
7
15
15
0
12
13
7
Р
12
22
40
32
21
28
50
40
33
Э
23
22
7
0
21
36
0
7
27
Ч
38
33
92
69
71
69
65
77
91
П
100
100
46
81
93
100
96
83
80
РАЙОН…
ШКОЛА…
Вч
29
6
54
25
14
43
65
7
9
Кф
85
94
83
94
68
82
69
78
89
2
4
5
5
3
4
5
4
4
Зайцев всех учащихся по итогам четверти делит на 4 группы:
М – занимающиеся на «4» и «5», хорошисты и отличники.
В – резервисты, имеющие 12 «тройки» по самым трудным предметам.
Р – троишники, имеющие по устным предметам более трёх отметок «3».
Э – очень слабые ученики, имеющие не более трёх высоких отметок по лёгким
предметам.
Задание № 1.
По журналам (по 2 журнала на команду) распределите детей на группы,
вычислите в процентном соотношении их количество.
Слой М требует углубленной работы над развитием мышления. Если в
классе слой М не менее 25%, то нужно вести работы в микрогруппах. Ян Амос
Каменский писал: «если у вас есть сильный ученик, закрепите за ним 12 слабых.
Это необходимо не столько для помощи слабым, сколько для сохранение
сильного. В итальянской дидактике есть принцип: «нельзя хорошо усвоить
учебный материал, не объясняя его другим». Если за каждыми тремя учениками
закрепить одно сильного, то останется выделить на каждом уроке около 5 минут
для работы в микрогруппах, предусмотреть задания, чтоб сильные проверяли
работу товарищей и оказывали им помощь.
Зайцевым вычислены средние гимназические и массовые показатели
качества успеваемости:
№ Классы
1
2
3
5
6
7
СГ
42
43
32
СМ
32
26
20 4
5
8
9
30
25
16
16
Школа должна ориентироваться на средний гимназический показатель.
Слой В – 12 «тройки», у этих ребят нужно укреплять волю, настойчивость,
преодолении трудностей. Они испытывают дискомфорт от того, что не
хорошисты. Они умеют управлять своими эмоциями, обладают развитой речью,
но изза недостаточной настойчивости и организованности не всегда
справляются с заданиями повышенной трудности. Для них рациональна
психологическая поддержка, направленная на развитие воли. Таким надо
бросить «спасательный круг» давать дополнительные домашние задания. Пусть
в классах дватри ученика такой категории, но ради них стоит сделать этот
элемент работы постоянным. А если этот слой велик и превышает 10% это
говорит о небрежном отношении к ученикам с 12 «тройками» и требует
организации дополнительных занятий или дачи заданий на дом.
Слой Р – ученики, имеющие тройки по 3м и более предметам,
нуждающиеся в речевой поддержке (тренировке в пересказе, овладение
терминологией). Количество таких детей заметно растёт в 5м классе, а начиная
с 7го – доминирует, становится самым большим. Почему? Дело даже не в
качестве работы учителя, а в программах. Они очень сложные. К 5му классу
увеличивается в 2е объём материала, растёт число предметов и к 7му классу
достигает максимума. Школьникам приходится усваивать за курс школы 8
тысяч терминов, это все равно что выучить два иностранных языка. Где же выход? Зайцев предлагает в 5х, 6х классах обучение пересказу, а в 79 классах
усилить терминологическую работу. Если много учеников, требующих речевой
поддержки, это работа должна быть центральной и очень важно преодолеть
психологический барьер – боязнь быть вызванным к доске.
Задание № 2.
Прочитайте текст и подготовьте пересказ на тему «Самарский вариант
пересказа».
Задание № 3.
Прочитайте материал и расскажите коллегам о видах работы над терминами.
Слой Э – ученики эмоционально надломленные, имеющие только три
положительные оценки, тройки по всем остальным предметам. Для таких ребят
нужны игровые элементы, полезно использование рисования. И главное:
школьник должен чувствовать, что его положение не безразлично учителям и
одноклассникам. Если доля таких детей не превышает 10%, в специальной
работе нет нужды. Если линия Э пересекла линию М, то возникла бы опасность
отрицательного психологического заражения, появления отрицательных
лидеров.
Рассмотрим сочетание всех этих слоев на примере успеваемости учащихся
Рощинской средней школы за первое полугодие.
Следующая буква в таблице Ч – означает процент детей читающих с
оптимальной скоростью 120 слов в минуту. П – ученики, пишущие со скоростью 60 букв в минуту.
ВЧ – ученики, умножающие двузначные числа со скоростью 30 цифр в минуту.
Кф – ученики оценивающие своё состояние как комфортное.
Значения, превышающие 90% уровень – норма.
При выпуске из начальной школы 40% детей должны достигнуть уровня 12060
30.
Кофепауза
Слово Васильевой З.Н. – учительница начальных классов высшей категории.
«Развитие навыков должно предшествовать развитию ума», считал Аристотель,
поэтому мы считаем важным вести работу в этом направлении и в старших
классах. Надо стремиться вывести до 7075% учеников в каждом из 59 классах
до умения 1206030. 50% уровень считается нормой, он необходим для
сохранения положительного отношения к тем или иным умениям.
Зайцев рекомендует в первой четверти не заниматься ничего не дающими
срезами знаний, а технологично восстанавливать утраченные умения. Во второй
четверти уделять внимание репродукции: обучению пересказу оп Самарскому
способу, обучающему рисованию, терминологической работе. В третьей
четверти обеспечить надёжность обучения, выделив для каждого ученика
предметы усиленного внимания. Существуют в школах так называемые
критические параллели, это 1, 5, 7, 9 классы.
1 класс – обидно мал словарный запас детей. Использовать методику
Е.Ю.Коростелёвой, позволяющей успешно развивать ассоциативную и
зрительную память, активно наращивать словарный запас.
5 класс – дети все ещё слабо читают, вычисляют и пишут, использовать
технологию совершенствования общеучебных умений.
7 класс – появляются предметы, изобилующие всевозможными терминами,
бурно растёт число предметов. Использовать терминологическую работу и
Самарскую технологию пересказа.
Как измерить достоверность выставленных оценок?
Если значения М меньше, чем Ч, П, Вч, можно сделать вывод, что уровень
требования в школе достаточно объективен.
Нормальным можно считать положение, когда не менее половины класса умеют
хорошо читать, писать, считать (1206030). В начальной школе – 40%. В
старшей стремиться к 7075%, тогда можно перестать проводить замеры.
Эффективность обучения.
Эффективность обучения может быть оценена по сохранности его качества и его
можно понимать как сохранность + рост качества обучения. Как вычислить
эффективность? Например, в 5м классе качество составляло 40%, а через год, в
6м, у этих же учеников упало до 30%. Годовая сохранность: 30% : 40% = 0,75 Уровень
Европейский
Гимназический
Массовый
Надёжность, сохранность
0,9
0,85
0,8
Сохранность обучения по школе
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8
9а
9б
К1
48
61
40
40
43
42
28
46
40
К2 Ме (Н)
53
50
46
38
43
36
38
40
33
1,1
0,8
1,1
0,9
1
0,8
1,4
0,8
0,8
Дидактическая доступность обучения
Дидактическая доступность обучения – уровень реальных возможностей –
индекс качества.
Индекс качества Уровень дидактической доступности обучения
Более 0,75
0,6 0,75
0,50 0,60
Менее 0,50
Очень высокий (гимназический)
Высокий
Удовлетворительный
Низкий
Для определения индекса качества в таблице отмечают результаты, которые
можно считать хорошими. Всего клеток 72, из них 36 соответствуют норме,
50% резервов обучения используются в нашей школе. Необходима работа с
слоем В, Р, Кф.
IV. Подведение итогов семинара
Уважаемые коллеги, вы сегодня познакомились с диагностико
технологическим управлением процессом обучения В.Зайцева.
Если
понравилось, то можете применить у себя. А сейчас, я хочу чтобы вы выразили свои впечатления от семинара на предложенном листе. Каждый час своей жизни
человек чтото приобретает. Иногда это чтото положительное: новый опыт,
знания, энергия. Иногда – отрицательное – стресс, бессонница, или просто
жирок. На листе напишите, что приобрели хорошего (на голове) и что плохого (в
животе).
Мастер – класс заместителя директора по
учебно – воспитательной работе МОУ СОШ
с.Рощинское Каримовой Р.З. 2007
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Семинар завучей "Диагностико-технологическое управление учебным процессом по технологии В.Зайцева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.