Семинарское занятие по психологии
Оценка 4.9

Семинарское занятие по психологии

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа
Взрослым
30.01.2020
Семинарское занятие по психологии
Семинарское занятие 2.docx

Цель: сформировать представления о психологических особенностях дошкольного периода. Знать особенности психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Задачи:

1.     Изучить центральные новообразования дошкольного возраста;

2.     Описать развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте;

3.     Рассмотреть развитие познавательных процессов  в дошкольном возрасте;

4.     Охарактеризовать  развитие личности дошкольника

Список использованной литературы:

1.     Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4. С. 340-375.

2.     Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч.1. С. 195-203.

3.     Гуськова Т. В., Елагина М. Г . Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.

4.     Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.

5.     Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.

6.     Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.

7.     Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.

8.     Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166.

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы для студентов:

1.     Выготский Л. С. Мышление и речь. Гл.3.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна).

2.     Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

3.     Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

4.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

5.     Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Информационный материал: Дошкольный возраст – от 3 до 6(7) лет. Социальная ситуация развития: впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальная форма – это та сфера, в которую ребенок пытается войти.

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.

Формула социальной ситуации развития дошкольника:

ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ

Противоречие этой социальной ситуации развития состоит в том, что ребенок есть член общества, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности. Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника является взрослый человек.

Компоненты сюжетно-ролевой игры:

1) роль взрослого;

2) игровые действия;

3) мнимая ситуация;

4) правила.

Игра – это ведущий, но не единственный вид деятельности дошкольника.

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка:

- создается внутренний идеальный план деятельности;

- расширяется эмоциональная жизнь;

- идет подготовка к письменной речи и др.

Роль восприятия сказок в дошкольном возрасте:

- способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем; - становится своего рода психотерапией;

- способствует развитию воображения;

- усваивает жизненно важную информацию; - ставит и помогает решить моральные проблемы.

Основные тенденции в развитии психических процессов:

- в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память.

Возникает намеренное запоминание, долговременная память;

- восприятие – усвоение сенсорных эталонов;

- мышление – характерны два главных признака (по Ж.Пиаже): эгоцентризм и синкретизм.

Улучшается наглядно-образное и начинает активно формироваться словесно-логическое мышление.

В дошкольном возрасте начинает формироваться личность:

v возникает цельное детское мировоззрение;

v возникают первые этические инстанции;

v возникает соподчинение мотивов;

v возникает произвольное поведение

Возникновение личного сознания – осознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми – приводит к кризису 7 лет. Симптомы кризиса 7 лет:

1) потеря непосредственности;

2) манерничание;

3) симптом «горькой конфеты»

У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на внешнюю жизнь. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений: ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Эта тенденция в наших условиях выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Работа на занятии

Задача 1. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления.

Задача 2.  Мать Пети (3 г. 7 м.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может это наследственность?» – спросила мама. Оправдано ли волнение мамы? Дайте обоснование. Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика?

Задача 3. Предлагаем поразмышлять над такими примерами.

1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает комнату.

2. Папа спросил Сережу (4 г.): «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» «Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа. Проанализируйте ответы, объясните, чем они вызваны.

Задача 4. Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый – босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? Приведите свои примеры.

Задание 5. Заполните таблицу «Структура психологической готовности к школьному обучению» (совместно с преподавателем).

Личностная

готовность

Интеллектуальная готовность

Социально-психологическая готовность

 

 

 

 

 


 

Цель: сформировать представления о психологических особенностях дошкольного периода

Цель: сформировать представления о психологических особенностях дошкольного периода

Список рекомендуемой литературы для студентов: 1

Список рекомендуемой литературы для студентов: 1

Ход занятия: Информационный материал:

Ход занятия: Информационный материал:

Основные тенденции в развитии психических процессов: - в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память

Основные тенденции в развитии психических процессов: - в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память

Работа на занятии Задача 1

Работа на занятии Задача 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020