Цель: сформировать представления о психологических особенностях дошкольного периода. Знать особенности психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи:
1. Изучить центральные новообразования дошкольного возраста;
2. Описать развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте;
3. Рассмотреть развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте;
4. Охарактеризовать развитие личности дошкольника
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4. С. 340-375.
2. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч.1. С. 195-203.
3. Гуськова Т. В., Елагина М. Г . Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.
4. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.
5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.
7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166.
Список рекомендуемой литературы для студентов:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Гл.3.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна).
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.
Ход занятия:
Информационный материал: Дошкольный возраст – от 3 до 6(7) лет. Социальная ситуация развития: впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальная форма – это та сфера, в которую ребенок пытается войти.
Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.
Формула социальной ситуации развития дошкольника:
ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ
Противоречие этой социальной ситуации развития состоит в том, что ребенок есть член общества, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной связи с миром.
Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности. Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника является взрослый человек.
Компоненты сюжетно-ролевой игры:
1) роль взрослого;
2) игровые действия;
3) мнимая ситуация;
4) правила.
Игра – это ведущий, но не единственный вид деятельности дошкольника.
Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка:
- создается внутренний идеальный план деятельности;
- расширяется эмоциональная жизнь;
- идет подготовка к письменной речи и др.
Роль восприятия сказок в дошкольном возрасте:
- способствует повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем; - становится своего рода психотерапией;
- способствует развитию воображения;
- усваивает жизненно важную информацию; - ставит и помогает решить моральные проблемы.
Основные тенденции в развитии психических процессов:
- в центре сознания в дошкольном возрасте стоит память.
Возникает намеренное запоминание, долговременная память;
- восприятие – усвоение сенсорных эталонов;
- мышление – характерны два главных признака (по Ж.Пиаже): эгоцентризм и синкретизм.
Улучшается наглядно-образное и начинает активно формироваться словесно-логическое мышление.
В дошкольном возрасте начинает формироваться личность:
v возникает цельное детское мировоззрение;
v возникают первые этические инстанции;
v возникает соподчинение мотивов;
v возникает произвольное поведение
Возникновение личного сознания – осознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослыми – приводит к кризису 7 лет. Симптомы кризиса 7 лет:
1) потеря непосредственности;
2) манерничание;
3) симптом «горькой конфеты»
У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на внешнюю жизнь. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений: ребенок должен вступить в отношения с обществом, как с совокупностью людей, осуществляющих общественно-полезную деятельность. Эта тенденция в наших условиях выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Работа на занятии
Задача 1. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления.
Задача 2. Мать Пети (3 г. 7 м.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может это наследственность?» – спросила мама. Оправдано ли волнение мамы? Дайте обоснование. Какие факторы психологического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика?
Задача 3. Предлагаем поразмышлять над такими примерами.
1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает комнату.
2. Папа спросил Сережу (4 г.): «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» «Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа. Проанализируйте ответы, объясните, чем они вызваны.
Задача 4. Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый – босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? Приведите свои примеры.
Задание 5. Заполните таблицу «Структура психологической готовности к школьному обучению» (совместно с преподавателем).
Личностная готовность |
Интеллектуальная готовность |
Социально-психологическая готовность |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.