Учитель-логопед: Бондарчук Д.А.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Ребёнок, при знакомстве с окружающим миром, встречается с разнообразием красок, форм и других свойств предметов. Если он воспринимает взаимодействие с окружающим миром без целенаправленного, педагогического руководства со стороны взрослых, изучение свойств предметов окажется поверхностным. Особенно значимым для развития ребенка является период дошкольного детства, где главную роль в этом играет сенсорное воспитание. Важнейшим компонентом полноценного сенсорного воспитания является сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирования его представлений о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Остальные формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. [9] Начиная с 3-летнего возраста особо значимой в сенсорном развитии ребенка становится его продуктивная деятельность. Он осознает свойства предметов и отношения между ними, что способствует усвоению сенсорных эталонов. В 4-5 лет основу сенсорного развития составляет стремление ребенка активно познавать мир, манипулировать новыми предметами, желание повторять за взрослыми. У дошкольника начинает расти активный словарный запас, увеличиваются знания ребенка о сенсорных эталонах. Так, он уже может определить не только основные цвета и формы предметов, но и степени их проявления. У ребенка формируется восприятие времени, пространства. [6]
Различные нарушения в зависимости от степени их проявления отражаются на сенсорном развитии ребенка. Так, у дошкольников с речевыми нарушениями затруднена исследовательская деятельность, направленная на формирование знаний о предметах и их свойствах. Они с большими трудностями обследуют предметы, им требуется большое количество «примериваний» для решения наглядных задач. Отличием таких детей от детей с интеллектуальной недостаточностью является способность к соотнесению предметов по цвету, величине и форме. Сенсорное развитие дошкольников с нарушениями речи формируется, но отстает от развития сверстников. Так, дошкольник с речевой патологией в 6 лет называет основные цвета, в то время как его сверстники уже ориентируются в их оттенках. Такие дети при обозначении величины используют только характеристики «большой – маленький», не зная понятий «широкий – узкий» В назывании цветовых тонов, дети, способные обозначить словом основные цвета, затрудняются в названиях оттенков. Нарушенные речь и сенсорное развитие отрицательно воздействуют на создание образовпредставлений в сознании ребенка. Из-за того, что восприятие ребенка не сформировано, он испытывает затруднения в обозначении основных частей предмета, установлении их взаимного расположения в пространстве. Вследствие недостаточно развитых тактильных ощущений, у ребенка замедленным является темп формирования восприятия целостного образа предмета. [1]
Дети с отклонениями в речевом развитии затрудняются в пространственной ориентации. Они дифференцируют понятия «вверху», «внизу» и т.д., но основное затруднение происходит в различении «справа» и «слева», обозначающих расположение объектов; у них возникают трудности в ориентировке в собственном теле. Пространственные отношения между предметами и различение их обозначений на слух сохранны, но самостоятельно подобрать название этим отношениям дошкольники не могут.
Из вышесказанного следует, что, сенсорное развитие дошкольников имеет большое значение для их дальнейшего умственного развития и успешного овладения любыми видами деятельности, включая учебную, а у детей с нарушениями речи оно происходит неравномерно и отстает по срокам формирования от сверстников. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
При диагностике сенсорного развития ребенка дошкольного возраста с нарушением речи следует проверить объем знаний ребенка и восприятие им цвета, формы, величины, пространства, времени и их сенсорных эталонов и соотнести эти данные с нормой. Так, Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина отмечают, что одним из важнейших этапов обследования дошкольника является обследование неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием. Они предлагают, при обследовании восприятия цвета, величины, формы использовать следующую схему:
1.Имеет ли ребенок представление об этом
2. Соотносит предметы по данному свойству
3. Различает сенсорные эталоны свойства
4. Знает названия основных цветов/величин/форм
Временные представления у ребенка проверяют по знанию им времен года и частей суток, пространственные – по знанию частей лица, тела; дифференциации пространственных понятий, целостного образа предмета. [8]
Н. В. Нищева также выделяет важным, при обследовании ребенка, уделять внимание и уровню сенсорного развития, подчеркивая взаимозависимость речевого развития и неречевых процессов. Особенностью ее программы является то, что она подробно расписала проверку восприятия свойств предмета в соответствие с конкретным возрастом, но, к сожалению, в ее методику включены не все свойства предмета. Так, у ребенка 4-х лет проверяется знание таких цветов, как красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный таких геометрических форм как круг, квадрат, овал, треугольник, шар и куб и восприятие пространства через показ предметов, находящихся вверху, внизу, спереди, сзади. К 5-летнему возрасту добавляется оранжевый, голубой и синий цвета, прямоугольник и определение пространства через слова «слева» и «справа». [5]
Коррекционную работу разные педагоги видят по-разному, рассмотрим нескольких из них.
Г. А. Волкова в занятиях с такими детьми предлагает применять решение практических задач посредством игровых приемов, что будет активизировать интерес и познавательную деятельность ребенка педагог отмечает, что в процессе коррекционной работы важным является специальное обучение детей различным способам обследования предметов. При этом подключается двигательнокинестетический анализатор ребенка, т.е. ощупывание и узнавание предмета на ощупь. [7]
По мнению С. А. Мироновой в работе по обогащению словарного запаса детей наименованиями цветов, геометрических фигур следует не только называть и узнавать конкретный цвет, а совершать действия с разнообразными по цвету и форме предметами: кубиком, мячиком, карандашом. Педагог также указывает на важность в работе с дошкольниками с ОНР использования натуральных предметов, подчеркивая, что, формирование осознанного перехода от ощущений к мыслительным операциям произойдет только когда ребенок самостоятельно рассмотрит, потрогает предмет руками, совершит манипуляции с ним. [3]
Н. Г. Морозова считает, что не стоит забывать о создании позитивного отношения к восприятию окружающих предметов, интереса к действиям с ними при формировании системы сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи. Ее исследования показали, что результативнее формирование интереса происходит, если оно реализовывается поэтапно. [4]
На основе выявления исходного уровня сенсорного развития ребенка с нарушением речи, индивидуальную программу по коррекции сенсорного развития предложила Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева и В. В. Ткачева. Данная коррекционная программа состоит из 7 этапов.
На первом этапе основной задачей является развитие способности ребенка фиксировать внимание на предмете, выполнять простейшие действия с ними.
На втором этапе интерес ребенка привлекается к какому-то конкретному свойству предмета - цвету, форме или величине. На данном этапе необходимо научить ребенка обнаруживать тождественные объекты, сопоставлять форму или цвет предмета с образцом.
На третьем этапе он способен самостоятельно совершать идентификацию предметов с сенсорным эталоном. Педагог должен направлять процесс обучения на устойчивое закрепление системы сенсорных эталонов в сознании ребенка, комментировать действия ребенка, постоянно называть свойства объекта.
На четвертом этапе с помощью педагога ребенок постепенно переходит к самостоятельному выбору предметов конкретного цвета или формы и обозначению их словом.
На пятом этапе основным является процесс развития у детей умения словесно указывать на специфические свойства объектов. На этом этапе особенно значимым является объединение слова с предыдущим опытом восприятия ребенка. Осуществление называний цвета, величины и формы в разных видах деятельности способствуют их закреплению в памяти ребенка.
На шестом этапе внимание уделяется работе по формированию у ребенка умения классифицировать и систематизировать предметы по какому-либо сенсорному признаку. Задачей педагога является обучение ребенка выделению необходимого свойства объекта, абстрагируясь от ненужных признаков.
На последнем этапе происходит закрепление умения ребенка видеть цвет, величину, форму предметов, а также самостоятельное обозначение признаков в сочетании с расширением словаря. [2]
В последнее время популярным средством коррекции сенсорного развития является сенсорная комната - это окружение, состоящее из различного рода стимуляторов. Особенностью ее является сочетание различных стимулов: светотерапии, звукотерапии, ароматерапией, тактильных ощущений. Такое сочетание способствует активизации мозга через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения.
Список литературы 1. Борякова, Н. Ю. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития [электронный ресурс]/ Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева// Социально-гуманитарные знания. –
Москва, 2014 – С. 199-205. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21437441
2. Борякова, Н. Ю. Учебно-методического пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. – Москва: Гном-Пресс, 1999. – С. 16 – 19.
3. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда / С. А. Миронова. / 2-е изд. – Москва: Сфера, 2007 – 192 с.
4. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой) / Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 1969. – 280 с.
5. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006 – 352 с.
6. Петрова, И. В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие / И. В. Петрова, Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк, С. А. Любашенко, В. С. Чижова. - Москва: Сфера, 2012. –
64 с.
7. Смоловская, И. В. Особенности организации игр-занятий по сенсорному развитию [электронный ресурс] / И. В. Смоловская // Формирование профессиональных компетенций педагога дошкольного образования в условиях непрерывного педагогического образования: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции. – Ярославль,
2011 – С. 155 – 160. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24846082
8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. – Москва: Айрис-пресс, 2008 – 224 с.
9. Федуленков, М. Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника [электронный ресурс] / М. Н. Федуленков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – Новосибирск, 2008. – С. 92-97. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21129956
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.