Senzitiv tariq
Оценка 5

Senzitiv tariq

Оценка 5
docx
04.10.2021
Senzitiv tariq
ՍԵՆԶԻՏԻՎ Տարիք.docx

Սենզիտիվ տարիք,  հոգեբանական  զարգացում

 

Հոգեկան զարգացման համար առանձնացնում են հետևյալ օրինաչափությունները.

1.       Մարդու տարիքի և ինտելեկտուալ, հոգեկան, սոցիալական զարգացման տեմպերի միջև գոյություն ունի փոխադարձ կապվածություն. Ինչքան փոքր է տարիքը, այնքան արագ է դրանց զարգացման տեմպը:

 

Զարգացման նրբությունների մասին խոսելիս պետք է նկատի ունենալ այն գործոնները, որոնք որոշիչ դեր են կատարում երեխայի բնականոն աճի և նորագոյացությունների ծաղկեցման ընթացքում: Եթե երեխան, սկսած ժառանգական գենետիկայով, լինի թե՛ քրոմոսոմային տվյալներով, և թե՛ ԴՆԹ շղթայի ՛՛ ամրությամբ՛՛  և սոցիալական գործոնների միջնորդությամբ, պայմանավորվում է վերջինիս հոգեֆիզիոլոգիական առողջությունը: Ըստ այդմ երեխայի զարգացման տեմպը լինում է կամ օրինաչափ, կամ արագ և բնականոն:

2.       Հոգեկանի զարգացումը նաև անհատական է և ընթանում է անհամաչափորեն: Ցանկացած անգամ ամենալավ պայմաններում անձի ինտելեկտուալ, սոցիալական ֆունկցիաները և առանձնահատկությունները, որոնք ընկած են հոգեկան  որակների հիմքում, չեն գտնվում զարգացման միևնույն մակարդակում:

3.       Գոյություն ունի օպտիմալ ժամանակահատված ինտելեկտուալ, սոցիալական և հոգեկան գործընթացների և դրանցով իսկ պայմանավորված առանձին իսկ հոգեկան որակների ձևավորման և զարգացման համար: Եվ այդ օպտիմալ ժամանակա- հատվածը ընդունված է անվանել սենզիտիվ: Այդ մասին խոսել են Լ. Ս. Վիգոտսկին, Ա. Ն. Լեոնտևը և Կրուտեցկին:

 

   Ես, լինելով մանկավարժ, նկատի եմ առնում յուրաքանչյուր տարիքային զարգացման պերիոդիզացիա և դրանով իսկ պայմանավորված նորագոյացությունների  ձեռք  բերման  անհրաժեշտությունը, հենվում եմ սովորողների տարիքային նրբություններին՝ ցուցաբերում անհատական մոտեցում՝ կարևորելով հումանիստական դաստիարակությունը: Առաջնորդվում եմ Ժ. Պիաժեի, Էլկոնինի, Դավիդովի մանկավարժական մոտեցումներով:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.

 

Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.

Стадии развития интеллекта Ж. Пиаже

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже, интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.

Период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года)

От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символамипредставлениями во внутреннем плане.

Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

Первая стадия (0—1 мес.)

В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами.

Вторая стадия (1—4 мес.)

Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией»[1].

 

 

Третья стадия (4—8 мес.)

Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

Четвёртая стадия (8—12 мес.)

Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое — целевое — действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

Пятая стадия (12—18 мес.)

Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

Шестая стадия (после 18 мес).

В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, — внутренним экспериментированием.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Սենզիտիվ տարիք, հոգեբանական զարգացում Հոգեկան զարգացման համար առանձնացնում են հետևյալ օրինաչափությունները. 1. Մարդու տարիքի և ինտելեկտուալ, հոգեկան, սոցիալական զարգացման տեմպերի միջև գոյություն ունի փոխադարձ կապվածություն.…

Սենզիտիվ տարիք, հոգեբանական զարգացում Հոգեկան զարգացման համար առանձնացնում են հետևյալ օրինաչափությունները. 1. Մարդու տարիքի և ինտելեկտուալ, հոգեկան, սոցիալական զարգացման տեմպերի միջև գոյություն ունի փոխադարձ կապվածություն.…

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа

Третья стадия (4—8 мес.) Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него

Третья стадия (4—8 мес.) Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021